Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2014 в 15:01, курсовая работа
Научно-исследовательский подход к изучению психики надежно вывел науку психологию на новый уровень развития. Зигмунд Фрейд первым исследовал явления бессознательного, его природу и форму проявления психического. Психоаналитическая теория позволила не только периодизировать психическое развитие личности, но и создала базовые предпосылки для дальнейшего развития психологической науки. Фрейд рассматривает факторы влияющие на формирование и развитие психики начиная с пренатальных воздействий, влияния родов и далее- до становления характера у взрослых.
Введение 3
Основная часть 5
1 Психоаналитическая структура личности 5
1.1 Основные понятия 5
1.2 Наблюдения З.Фрейда 9
2 Психоаналитическая теория личности 14
2.1 Топографическая модель 14
2.2 Психоанализ З.Фрейда 17
Заключение 22
Глоссарий 24
Список использованных источников
Итак, мы рассмотрели механизмы защиты психики. Из вышесказанного видно, что все они, кроме сублимации, в процессе использования искажают картины наших потребностей, в результате наше Эго теряет энергию и гибкость. З.Фрейд говорил, что зерна серьезных психологических проблем падают на благоприятную почву только тогда, когда наши способы защиты приводят к искажению реальности.
Таким образом, аналитический подход
к психике человека позволяет
выстроить современную
Теория личности Фрейда
терапии, успешно применяемой в настоящее время. Психоанализ распространился во многие страны в виде системы взглядов на природу человеческой психики, явления морали, религии, культуры, искусства, науки, общественной жизни. В основе этих взглядов – теории бессознательного и полового влечения. Несознаваемое проявляется в поведении и психики человека – в обмолвках, оговорках, описках, сновидениях. Центральное положении психоанализа – существование извечной тайной войны между скрытым в глубинах индивида неосознаваемым и, необходимость выжить во враждебной этому индивиду социальной среды. Многие понятия психоаналитической теории личности Фрейда впоследствии подвергались экспериментальной проверке. В частности, в последние годы был проведен ряд более надежных исследований. Научная достоверность полученных З.Фрейдом вводов проверялась на основе анализа около 2000 случаев из психиатрии, психологии, антропологии и ряда других дисциплин.
Ряд положений
№ п/п |
Понятие |
Определение |
1 |
Рефлекторные действия |
Действия, которые совершаются путем рефлекса, связанного с рефлексами: непроизвольный, бессознательный. |
2 |
Первичные процессы |
Процессы, которые проявляются в виде нелогичных, иррациональных форм человеческих представлений, образов, иллюзий. |
3 |
«Эго» |
Вторичный психический процесс, «исполнительный орган» личности, областью протекания интеллектуальных процессов решения проблем. |
4. |
«Супер-Эго» |
Заключительная составляющая развивающейся психики, функционально означающая систему ценностей, морально-нравственных императивов, норм и этики, разумно совместимых с теми, что приняты в окружении индивидуума. |
5. |
Совесть |
Приобретается посредством родительских предписаний, наказаний, она включает способность к критической самооценке, наличие моральных запретов и возникновение чувства вины у ребенка |
6 |
Эго-идеал |
Поощрительный аспект Супер-Эго, который формируется из положительных оценок родителей и ведет индивидуума к установлению у себя высоких поведенческих стандартов. |
7 |
Фрустрация |
Одно из психических состояний, в ситуации невозможности удовлетворения потребностей |
8 |
Регрессия |
Возврат в наиболее раннюю стадию психического развития или проявления инфантильного поведения, характерного для этого периода. |
9 |
Реалистическая тревога |
Эмоциональный ответ на угрозу или понимание реальных опасностей внешнего мира. |
10 |
Невротическая тревога |
Эмоциональный ответ на опасность того, что неприемлемые импульсы со стороны Ид станут осознанными. |
11 |
Сопротивление |
Любое проявление человека, противостоящего попытками другого оказать на него воздействие |
12 |
Вытеснение |
Процесс удаления из сознания мыслей или чувств, причиняющих страдание. |
13 |
Проекция |
Процесс, посредством которого, человек приписывает собственные неприемлемые мысли чувства и поведение другим людям. |
14 |
Замещение |
Проявление инстинктивного импульса переадресовывается от более угрожающего объекта к менее угрожающему. |
15 |
Рационализация |
Другой способ справится с фрустрацией и тревогой – исказить реальность. |
16 |
Реактивное образование |
Этот механизм действует в два этапа: неприемлемый импульс подавляется, а в сознании проявляется противоположный. |
17 |
Сублимация |
Механизм защиты, который дает возможность человеку в целях адаптации изменять свои импульсы таким образом, что их можно было выражать посредством социально приемлемых мыслей и действий. |
18 |
Отрицание |
Очень примитивный механизм, который считается столь же древним как чувство боли. |
1 |
Т.И.Ахмедов «Практическая психотерапия» |
2 |
В.В.Макаров «Прогулки с Фрейдом» |
3 |
С.В.Петрушин «Методы и техники практической психологии» |
4 |
И.С.Павлов «Психотерапия в практике |
5 |
З.Фрейд «Лекции по психоанализу» |
6 |
З.Фрейд «Я и Оно» |
7 |
В.Н.Шлыков «Анализ сновидений и его использование для психотерапевтических работы» |
8 |
А.Ребер «Большой психологический словарь» |
9 |
З.Фрейд «По ту сторону принципа наслаждения» |
10 |
З.Фрейд «Тотем и Табу» |
11 |
З.Фрейд «Неудовлетворенность культурой» |
А |
|