Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 20:13, реферат
Специальная психология – отрасль психологической науки, изучающая закономерности психического развития и особенности психической деятельности детей и взрослых с психическими и физическими недостатками. В качестве отдельных направлений в нее входят: психология умственно отсталых (олигофренопсихология), психология глухих и слабослышащих (сурдопсихология), психология слепых и слабовидящих (тифлопсихология), а также начавшие развиваться позднее психология детей с недостатками речи, психология детей с задержкой психического развития, психология слепоглухих и еще более молодая – психология лиц с недостатками опорно-двигательного аппарата.
Введение…………………………………………………………стр.2
Задержка психического развития (ЗПР)……………………….стр.3
Память при ЗПР………………………………………………....стр.4
Восприятие при ЗПР………………………………………...…..стр.6
Особенности мыслительной деятельности у детей с ЗПР……стр.7
Мышление при ЗПР………………………………………….….стр.8
Заключение………………………………………………………стр.9
Список использованной литературы…………………………..стр.10
План:
Введение…………………………………………………………
Задержка психического развития (ЗПР)……………………….стр.3
Память при ЗПР…………………………………………
Восприятие при ЗПР………………………………
Особенности мыслительной деятельности у детей с ЗПР……стр.7
Мышление при ЗПР……………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………..стр.10
Введение
Специальная психология – отрасль психологической
науки, изучающая закономерности психического
развития и особенности психической деятельности
детей и взрослых с психическими и физическими
недостатками. В качестве отдельных направлений
в нее входят: психология умственно отсталых
(олигофренопсихология),
психология глухих и слабослышащих (сурдопсихология),
психология слепых и слабовидящих (тифлопсихология),
а также начавшие развиваться позднее
психология детей с недостатками речи,
психология детей с задержкой психического
развития, психология слепоглухих и еще
более молодая – психология лиц с недостатками
опорно-двигательного аппарата.
Специальная психология, в свою очередь,
входит как важная составная часть в дефектологию –
интегративную научную область, охватывающую
проблемы разностороннего изучения, воспитания,
образования, подготовки детей и взрослых
с нарушениями физического и умственного
развития к труду и самостоятельной жизни
в обществе. Дефектология включает в себя
разные отрасли специальной педагогики,
занимающиеся проблемами воспитания и
обучения детей и взрослых всех тех категорий,
изучение которых ведет специальная психология.
Специальная психология связана с такими
областями психологии, как детская, возрастная
и педагогическая психология, психофизиология
и нейропсихология. Она соприкасается
с рядом разделов общей психологии.
Важно четко отграничить специальную
психологию от близких к ней патопсихологии
и клинической психологии.
Спектр нарушений психического развития
у детей достаточно широк, но значительно
чаще встречается задержка психического
развития.
Задержка психического развития (ЗПР) – синдром временного отставания развития психики в целом или отдельных ее функций, замедление темпа реализации потенциальных возможностей организма, часто обнаруживается при поступлении в школу и выражается в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, малой интеллектуальной целенаправленностью, преобладании игровых интересов, быстрой пересыщаемости в интеллектуальной деятельности
Причины возникновения ЗПР можно разделить на две большие группы:
1. причины биологического характера;
2. причины социально –психологического характера.
К причинам биологического характера относят:
1) различные варианты патологии беременности (тяжелые интоксикации, резус-конфликт и т.д.);
2) недоношенность ребенка;
3) родовые травмы;
4) различные соматические заболевания (тяжелые формы гриппа, рахит, хронические болезни – пороки внутренних органов, туберкулез, синдром нарушенного желудочно-кишечного всасывания и т.д.)
5) нетяжелые мозговые травмы.
Среди причин социально-психологического характера выделяют следующие:
1) ранний отрыв ребенка от матери и воспитание в полной изоляции в условиях социальной депривации;
2) дефицит полноценной, соответствующей возрасту деятельности: предметной, игровой, общение со взрослыми и т.д.
3) искаженные условия воспитания ребенка в семье (гипоопека, гиперопека) или же авторитарный тип воспитания.
В основе ЗПР лежит взаимодействие биологических и социальных причин.
При систематике ЗПР Власова Т.А. и Певзнер М.С. выделяют две основные формы:
1. Инфантилизм – нарушение темпа созревания наиболее поздно формирующихся мозговых систем. Инфантилизм может быть гармонический (связан с нарушением функционального характера, незрелостью лобных структур) и дисгармонический (обусловлен явлениями органики головного мозга);
2. Астения –
резкая ослабленность соматического и
неврологического характера, обусловленная
функциональными и динамическими нарушениями
центральной нервной системы. Астения
может быть соматическая и церебральн
Классификация основных видов ЗПР по К.С. Лебединской опирается на классификацию Власовой – Певзнер, в ее основе лежит этиологический принцип:
- ЗПР конституционального характера (причина возникновения – не созревание лобных отделов головного мозга). Сюда относятся дети с несложным гармоническим инфантилизмом, они сохраняют черты более младшего возраста, у них преобладает игровой интерес, не развивается учебный. Эти дети при благоприятных условиях показывают хорошие результаты выравнивания.
- ЗПР соматогенного происхождения (причина - перенесение ребенком соматического заболевания). К этой группе относят детей с соматической астенией, признаками которой являются истощаемость, ослабленность организма, сниженная выносливость, вялость, неустойчивость настроения и т.п.
- ЗПР психогенного происхождения (причина –неблагоприятные условия в семье, искаженные условия воспитания ребенка (гиперопека, гипоопека) и т.п.)
- ЗПР церебрально-астенического генеза. (причина - мозговая дисфункция). К этой группе относят детей с церебральной астенией - повышенной истощаемостью нервной системы. У детей наблюдаются: неврозоподобные явления; повышенная психомоторная возбудимость; аффективные нарушения настроения, апатико-динамическое расстройство – снижение пищевой активности, общая вялость, двигательная расторможенность.
В клинико-психологической
структуре каждого из перечисленных
вариантов ЗПР имеется
ОСОБЕННОСТИ ПАМЯТИ, внимания, восприятия при задержке психического развития
Память:
Недостаточная сформированность познавательных процессов зачастую является главной причиной трудностей, возникающих у детей с ЗПР при обучении в школе. Как показывают многочисленные клинические и психолого-педагогические исследования, существенное место в структуре дефекта умственной деятельности при данной аномалии развития принадлежит нарушениям памяти.
Наблюдения педагогов
и родителей за детьми с
ЗПР, а также специальные
Одной из основных
причин недостаточной
В исследовании Н.Г. Поддубной изучалась зависимость продуктивности непроизвольного запоминания от характера материала и особенностей деятельности с ним у младших школьников с ЗПР. Испытуемые должны были устанавливать смысловые связи между единицами основного и дополнительного наборов слов и картинок (в разных комбинациях). Дети с ЗПР обнаружили затруднения при усвоении инструкции к сериям, требующим самостоятельного подбора существительных, подходящих по смыслу к предъявленным экспериментатором картинкам или словам. Многие дети не поняли задание, но стремились побыстрее получить экспериментальный материал и начать действовать. При этом они, в отличие от нормально развивающихся дошкольников, не могли адекватно оценить свои возможности и были уверены, что знают, как выполнять задание. Выявились отчетливые различия как по продуктивности, так и по точность и устойчивости непроизвольного запоминания. Количество правильно воспроизводимого материала в норме было выше в 1,2 раза.
Н.Г. Поддубная отмечает, что наглядный материал запоминается лучше вербального и в процессе воспроизведения является более действенной опорой. Автор указывает на то, что непроизвольная память у детей с ЗПР страдает не в такой мере, как произвольная, поэтому целесообразно ее широкое использование при их обучении.
Т.А. Власова,
М.С. Певзнер указывают на
Специфические особенности памяти детей с ЗПР:
¨ Снижение объема памяти и скорости запоминания,
¨ Непроизвольное запоминание менее продуктивно, чем в норме,
¨ Механизм памяти характеризуется снижением продуктивности первых попыток запоминания, но время, необходимое для полного заучивания, близко к норме,
¨ Преобладание наглядной памяти над словесной,
¨ Снижение произвольной памяти.
¨ Нарушение механической памяти.
Внимание:
Причины нарушенного внимания:
1. Оказывают свое влияние имеющиеся у ребенка астенические явления.
2. Несформированность механизма произвольности у детей.
3. Несформированность мотивации, ребенок проявляет хорошую концентрацию внимания, когда интересно, а где требуется проявить другой уровень мотивации – нарушение интереса.
Исследователь детей с ЗПР Жаренкова Л.М. отмечает следующие особенности внимания, характерные для данного нарушения:
¨ Низкая концентрация внимания: неспособность ребенка сосредоточиться на задании, на какой-либо деятельности, быстрая отвлекаемость. В исследовании Н.Г. Поддубной ярко проявились особенности внимания у детей с ЗПР: в процессе выполнения всего экспериментального задания наблюдались случаи колебаний внимания, большое количество отвлечений, быстрая истощаемость и утомляемость.
¨ Низкий уровень устойчивости внимания. Дети не могут длительно заниматься одной и той же деятельностью.
¨ Узкий объем внимания.
Более сильно нарушено произвольное внимание. В коррекционной работе с этими детьми необходимо придавать большое значение развитию произвольного внимания. Для этого использовать специальные игры и упражнения («Кто внимательней?», « Чего не стало на столе?» и так далее). В процессе индивидуальной работы применять такие приемы, как: рисование флажков, домиков, работа по образцу и т.д.
Восприятие:
Причины нарушенного восприятия у детей с ЗПР:
1. При ЗПР нарушена интегративная деятельность коры головного мозга, больших полушарий и, как следствие, нарушена координированная работа различных анализаторных систем: слуха, зрения, двигательной системы, что ведет к нарушению системных механизмов восприятия.
2. Недостатки внимания у детей с ЗПР.
3. Недоразвитие ориентировочно-
Особенности восприятия:
¨ Недостаточная полнота и точность восприятия связана с нарушением внимания, механизмов произвольности.
¨ Недостаточная целенаправленность и организованность внимания.
¨ Замедленность восприятия и переработки информации для полноценного восприятия. Ребенку с ЗПР требуется больше времени, чем нормальному ребенку.
¨ Низкий уровень аналитического восприятия. Ребенок не обдумывает информацию, которую воспринимает («вижу, но не думаю».).
¨ Снижение активности восприятия. В процессе восприятия нарушена функция поиска, ребенок не пытается всмотреться, материал воспринимается поверхностно.
¨ Наиболее грубо нарушены более сложные формы восприятия, требующие участия нескольких анализаторов и имеющих сложный характер – зрительное восприятие, зрительно-моторная координация.
Информация о работе Психогенетические исследования интеллекта»