Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2014 в 05:27, реферат
Психодиагностика профессиональной деятельности позволяет изучить профессиональные интересы человека при помощи косвенных вопросов, на основе использования специальных психологических тестов, что позволяет глубже ознакомиться со спецификой профессиональной направленности личности и дает возможность выявить степень ее выраженности.
Психодиагностика
С помощью психодиагностики возможно:
Выявление профессиональных способностей:
• Выявление административных способностей
• Оценка творческого потенциала
• Выявление менеджерских способностей
Оценка неспецифических личностных качеств:
• Оценка мотивации к успеху и боязни
неудачи
• Оценка волевых качеств личности
• Выявление потенциальных предпринимательских
способностей
• Оценка уровня контроля над жизненными
ситуациями
Оценка волевых и адаптационных качеств:
• Оценка нервно-психической устойчивости
• Выявление лидерских качеств у мужчин
• Оценка лояльности сотрудника к организации
• Оценка степени готовности к риску
• Выявление лидерских качеств у женщин
• Оценка уровня развития адаптационных
способностей
1. Психодиагностика профессиональной
деятельности
Выбор профессионального пути во многом
определяет судьбу человека. Около 50 процентов
неудовлетворенности жизнью связано с
профессиональной деятельностью человека.
Отношение человека к трудовой деятельности,
возникающее в период подготовки к ней
в процессе обучения и самой деятельности
— важная социальная и психологическая
характеристика личности.
Склонность человека к определенной профессиональной
деятельности может быть диагностирована,
и чем раньше это будет сделано, тем легче
человеку сориентироваться в выборе профессии,
а также определить насколько данный человек соответствует
занимаемой должности.
Признаком склонности к определенной
профессиональной деятельности являются
интересы человека, в которых проявляется
его познавательная потребность и направленность
на определенную деятельность. Выявление
интересов человека способствует профессиональному
определению личности.
Психодиагностика профессиональной деятельности
позволяет изучить профессиональные интересы
человека при помощи косвенных вопросов,
на основе использования специальных
психологических тестов, что позволяет
глубже ознакомиться со спецификой профессиональной
направленности личности и дает возможность
выявить степень ее выраженности
Выявление профессиональных способностей
Выявление административных способностей:
Способности администратора, руководителя
Тест на выявление административных способностей
необходим для проверки возможностей
человека в силу его личностных характеристик
и наклонностей исполнять руководящую
и организаторскую работу.
Поскольку администратор — это должностное
лицо, уполномоченное и способное управлять,
то он должен обладать административными
способностями, которые выражаются в:
способности самостоятельно принимать
решения;
аналитических способностях, при помощи
которых человек может видеть перспективу;
обладании предприимчивостью, достижении
своей цели, реализуя оригинальные идеи
и принимая нестандартные решения, связанные,
в том числе и с риском, видеть риски и
управлять ими;
развитом интеллекте, развитой интуиции,
способности к творчеству.
Кроме перечисленных способностей, администратор
должен обладать организаторскими, коммуникативными,
научно-техническими, педагогическими
и математическими способностями. Ему
должны быть присущи такие качества личности,
как убеждения, принципиальность, честность,
оптимизм, коллективизм, уверенность в
своих силах, инициативность, сообразительность,
самообладание.
У администратора должна быть соответствующая
квалификация, подготовленность, производственный
и профессиональный опыт, а также соответствующая
направленность личности и индивидуально-психологические
особенности.
В практике административной деятельности
большое значение имеет умение убеждать
партнеров по общению, причем иногда одновременно
большое количество людей. Каждому администратору
необходимы навыки свободного поведения
в различных аудиториях, а значит и навыки
ораторского мастерства, а также знание
некоторых особенностей передачи информации.
Тест на выявление административных способностей
необходим для того, чтобы понять сможет
ли человек в силу своих личностных характеристик
и наклонностей исполнять руководящую
и организаторскую работу. Ведь для того,
чтобы достичь влиятельности и уважения,
необходимых в такой деятельности, надо
приложить немало усилий и обладать необходимыми
качествами.
Т.к. группа административных профессий
относится к типу "человек-человек",
особенно к классу преобразующих специальностей,
то в этом случае предъявляются особые
требования к человеку-администратору.
Это руководители всех уровней управления,
мастера, работники кадровых служб и многие
другие.
Для такой деятельности необходим широкий
диапазон требований к личности человека.
При помощи психологического теста "Выявление
административных способностей" можно
сделать вывод о пригодности того или
иного человека к данной деятельности.
Оценка творческого потенциала: Диагностика
творческого потенциала
Оценка творческого потенциала — важный
этап в развитии человека. Решение сложных
научных проблем, теорий, открытия и изобретения,
художественные произведения — это все
результат творческой деятельности человека.
Индивидуальные особенности поведения
людей имеют определяющее значение для
целого ряда профессий, для плодотворного
участия личностей-носителей этих профессий
в творческом процессе.
Творчество — это, прежде всего, упорный,
кропотливый, вдохновенный труд, который
требует максимально напряжения физических
и духовных сил человека. Не каждый человек
способен стать творцом, также как не каждый
человек может стать трудоголиком, потому
что это очень сложный процесс, который
должен захватить человека и занять все
его мысли, время, чувства и пр.
Важные моменты творчества — увлеченность
и устремленность, которые становятся
смыслом жизни человека. Решение сложных
научных проблем, теорий, открытия и изобретения,
художественные произведения — это все
результат творческой деятельности человека.
Тренировка "творческого мышления",
"творческого труда" сопровождается
воспитанием "эмоционально богатой"
личности. В творческой деятельности человека
обогащается его опыт, включающий в себя
опыт других людей и поколений. Этот коллективный
опыт, совокупность знаний и умений, технологий,
т.е. культура в целом, пополняется открытиями
и достижениями, возникающими не в общей
"культуре", а в голове человека-творца.
Основной фактор, необходимый для генерирования
творческих гипотез, это мотивация, а фактор,
вероятностно определяющий содержание
гипотез, — качество этой мотивации и
вооруженность творца, запасы его навыков
и знаний.
Неконтролируемая сознанием интуиция
всегда работает на потребность, доминирующую
в череде потребностей данной личности.
Зависимость интуиции от основной потребности
(биологической, социальной, познавательной),
нужно учитывать при профессиональном
отборе и в практике воспитания.
Если у человека нет выраженной потребности
познания (постоянно думать об основной
потребности), то трудно рассчитывать на продуктивную
творческую деятельность. В случае, если
решение научной проблемы для субъекта
является лишь средством для достижения,
например, социально престижных целей,
его интуиция будет генерировать гипотезы
и идеи, необходимые для удовлетворения
соответствующей потребности. При этом
вероятность получения принципиально
нового научного открытия сравнительно
не велика.
Можно выделить несколько основных качеств,
необходимых человеку-творцу:
трудолюбие, внимательное и творческое
отношение к работе;
самостоятельность, исполнительность,
энергичность;
знания и общая культура;
интуиция и гибкость ума;
планирование, опыт и организация работы;
честность, требовательность к себе, уверенность.
Важно оценить творческий потенциал каждого
человека, чтобы помочь ему и дать возможность развиваться
в дальнейшем в нужном русле
Оценка уверенности в себе: Диагностика
уверенности в себе
Оценка уверенности в себе необходима,
чтобы помочь человеку неуверенному обрести
уверенность и добиться повышения самооценки.
Данный психологический тест для оценки
уверенности в себе необходим для социально-психологической
характеристики человека.
Данный психологический тест для оценки
уверенности в себе необходим для социально-психологической
характеристики человека.
Существует много критериев оценки уверенности
в себе: поведенческих, эмоциональных,
когнитивных, социально-психологических.
Большинство людей испытали на себе отрицательные
стороны неуверенного поведения и поняли
важность тех дополнительных возможностей,
которые появляются в жизни благодаря
уверенности в себе, которые дают возможность
осуществлять контроль над своей жизнью.
Уверенность в себе ведет к росту самоуважения.
Неуверенному в себе человеку приходится
постоянно сдерживать свои чувства из-за
высокой тревожности, постоянного чувства
вины или из-за того, что у него недостаточно
социальных навыков.
Уверенному в себе человеку легче действовать
уверенно, быть независимым, успешным,
уметь говорить "нет", делать ошибки
и отвечать за них и не заниматься постоянным
самоутверждением. Однако, уверенность
в себе не следует путать с бесчувственностью
и ограничивать ее выражением только отрицательных
эмоций.
Чтобы развить уверенность в себе нужно
уметь проявлять положительное, заботливое
отношение к другим, при этом можно использовать ролевые
игры, моделирующие ситуации, которые
когда-либо создавали или могут создать
определенные сложности.
Не оставляет сомнений необходимость
оценки уверенности в себе. Знание этой
оценки позволит помочь человеку неуверенному
обрести уверенность и добиться повышения
самооценки. Поскольку человек неуверенный
в себе с преобладанием мотива избегания
неудач проявляют склонность к заниженной
самооценке и уровню своих притязаний.
Человек, стремящийся к успеху в своей
деятельности и уверенный в себе, в случае
неудачи, не бросает деятельность, а старается
добиться положительного результата,
а человек, ориентированный на неудачу
оставляет ее не добившись результата.
Люди, уверенные в себе, настроенные на
успех, после неудачи могут добиться больших
результатов, а те, кто был не уверен в
себе, т.е. настроен на неудачу, лучших
результатов могут добиться только после
успеха.
На уровне организации, диагностирование
уверенности в себе для уже работающих
сотрудников, равно как и вновь принимаемых,
способствует установлению гармонично
развитого коллектива.
Выявление менеджерских способностей
В настоящее время резко возросла потребность
в квалифицированных специалистах в области
организации и управления предприятиями.
Менеджеры получили широкую самостоятельность
в сфере административно-хозяйственного
руководства, важнейших финансовых и экономических
вопросов.
Например, работа менеджера по управлению
персоналом представляет собой сложноорганизованную
деятельность, включающую в качестве элементов
различные виды деятельности, компетентность
менеджера по управлению персоналом многоролевая
профессиональная.
Для успешного осуществления любой профессиональной
деятельности необходимо развитие помимо
общих способностей, еще и специальных.
Специальные способности, от которых зависит
освоение менеджерских профессий типа
"человек-человек" — это интерсоциальные
способности в первую очередь.
Интерсоциальные способности гарантируют
успешное взаимодействие между людьми,
понимание и эффективное воздействие
на людей, способствуют установлению контактов
и организации совместной деятельности.
Помимо специализации менеджера, основными
способностями менеджера являются: организаторские
и административные. Наличие именно этих
способностей создает объективную основу
его успешной профессиональной деятельности.
Организаторские способности включают:
способность личности быстро и глубоко
вникнуть в психологию другого человека,
соизмерить его способности с возможностями
их использования в организации.
способность психологически влиять на
людей, объединять их, мобилизовать и направлять
энергию коллектива;
склонность к организаторской работе
— устойчивый интерес и психологическая
готовность к ней, потребность в ее исполнении.
Владение информацией об определенных
способностях, в данном случае менеджерских,
позволяет правильно организовать подбор
и расстановку кадров.
Способности, совместно с приобретенными
знаниями, развивающими эти способности,
дают возможность выделить такие деловые
качества, как решительность, требовательность,
целеустремленность, настойчивость, энергичность,
предприимчивость, дальновидность, самостоятельность.
Для успешной работы менеджера необходимы
следующие качества: развитый интеллект,
творческое мышление, коммуникабельность,
стремление к совершенствованию, высокая
личная культура, командная ориентация,
добросовестность, ответственность, самокритичность,
высокий уровень профессиональной подготовки,
опыт практической работы по управлению
персоналом, хорошее здоровье и чувство
юмора.
Для менеджера неприемлемы: замкнутость,
грубость, агрессивность, обидчивость,
мнительность, плохое здоровье, неряшливость.
Психологический тест на выявление менеджерских
способностей позволяет определить насколько
испытуемый обладает качествами, необходимыми
для выполнения данной деятельности.
Тест на выявление менеджерских способностей
позволяет определить насколько испытуемый
обладает качествами, необходимыми для
выполнения работы менеджера, что позволит
правильно организовать подбор и расстановку
кадров.
Оценка неспецифических личностных качеств
Оценка мотивации к успеху и боязни неудачи:
Диагностика мотивации к успеху и боязни
неудачи.
Ориентированные на успех более полно
реализуют свои способности и чаще достигают
поставленных целей, поэтому так важно
оценить мотивации к успеху и боязни неудачи.
Оценка волевых качеств личности: Диагностика
волевых качеств личности
Чтобы помочь человеку сформировать волю,
научиться саморегуляции и воспитать
необходимые волевые качества нужно вначале
оценить эти качества при помощи данного
теста. Для определенного вида работ необходима
предварительная диагностика волевых
качеств.
Выявление потенциальных предпринимательских
способностей: Диагностика предпринимательских
способностей
При помощи данного теста можно выявить
потенциальные предпринимательские способности,
т. е. такие специальные способности, которые
дают возможность человеку успешно заниматься
предпринимательской деятельностью.
Оценка уровня контроля над жизненными
ситуациями: Диагностика уровня контроля
над жизненными ситуациями
Важно оценить уровень контроля человека
над жизненными ситуациями, чтобы учиться
с честью выходить из различных экстремальных
ситуаций. Надо научить свою психику правильно
реагировать на любые ситуации, появляющиеся
в жизни.
Оценка волевых и адаптационных качеств
Оценка нервно-психической устойчивости:
Диагностика нервно-психической устойчивости
Оценка нервно-психической устойчивости
человека необходима для раннего выявления
типа нервной системы и подбора адекватной
профориентации, корректировки возбуждения
и тренировки уравновешенности.
Выявление лидерских качеств у мужчин:
Мужчина-лидер
Тест на выявление лидерских качеств у
мужчины позволяет произвести необходимую
расстановку и перестановку кадров для
успешной деятельности человека в коллективе.
Оценка лояльности сотрудника к организации:
Диагностика лояльности сотрудника к
организации
Оценка лояльность сотрудника к организации
является интегративным показателем благополучия
или неблагополучия положения сотрудника
в данном коллективе, его удовлетворенностью
работой в данной организации.
Оценка степени готовности к риску: Диагностика
степени готовности к риску
Важно оценить степень готовности к риску,
и провести коррекционные мероприятия.
Если нельзя избежать риска, то нужно минимизировать
его отрицательные последствия. Для некоторых
профессий риск — неотъемлемая черта
деятельности человека.
Выявление лидерских качеств у женщин:
Женщина-лидер
При отборе женщин на руководящие должности,
особенно важно знать какими лидерскими
качествами они обладают, поэтому необходимо
проводить предварительное тестирование
на выявление этих качеств.
Оценка уровня развития адаптационных
способностей: Диагностика уровня развития
адаптационных способностей
Оценка уровня развития адаптационных
способностей позволяет определить насколько
испытуемый адаптирован к той среде в
которой находится, и обладает ли он адаптационными
способностями, необходимыми для дальнейшей
деятельности.
Заключение:
Выбор профессионального пути во многом
определяет судьбу человека. Около 50 процентов
неудовлетворенности жизнью связано с
профессиональной деятельностью человека.
Отношение человека к трудовой деятельности,
возникающее в период подготовки к ней
в процессе обучения и самой деятельности
— важная социальная и психологическая
характеристика личности.
Склонность человека к определенной профессиональной
деятельности может быть диагностирована,
и чем раньше это будет сделано, тем легче
человеку сориентироваться в выборе профессии,
а также определить насколько данный человек соответствует
занимаемой должности. Признаком склонности
к определенной профессиональной деятельности
являются интересы человека, в которых
проявляется его познавательная потребность
и направленность на определенную деятельность.
Выявление интересов человека способствует
профессиональному определению личности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика личности. Киев, 1989.
(Психодиагностический метод: 7-11. Психодиагностический
процесс: 15-27.)
1. Бурлачук Л.Ф., Морозов СМ. Словарь-справочник по психологической
диагностике. Киев, 1989.199 с.
2. Войтко В.И., Гильбух ЮЗ. О некоторых основных понятиях психодиагностики
// Вопросы психологии. 1976. № 4.
3. Гильбух ЮЗ. Психодиагностика в школе. М., 1989.79 с.
4. Гуревич К.М. Что такое психодиагностика. М., 1985. 80
с. (Из истории психодиагностики: 10-28.)
5. Психологическая диагностика: проблемы
и исследования / Под ред. К.М. Гуревича.
М., 1981.232 с.
Психодиагностика
Автор: доктор психологических наук, профессор Ануфриев А.Ф.
Пояснительная записка
Предлагаемая программа курса "Психодиагностика" ориентирована на теоретическую и практическую подготовку к одному из основных видов профессиональной деятельности психолога - к психодиагностической деятельности. Освоение курса позволит понять специфику психодиагностики как практической деятельности и научной дисциплины, познакомиться с принципами разработки психодиагностических методик, основными понятиями концепции постановки психологического диагноза, наиболее известными психодиагностическими методиками, используемыми на практике программами обследования.
Усвоение курса позволит
психологу более эффективно осуществлять
диагностическую деятельность, ориентироваться
в сложных случаях
Цель курса - ознакомить студентов с теоретическими и практическими основами психодиагностики, основными принципами разработки психодиагностических методик, основными понятиями концепции постановки психологического диагноза, наиболее известными психодиагностическими методиками, используемыми на практике, а также сформировать у студентов систему основных понятий психодиагностики, адекватные представления о роли и месте психодиагностических методик в системе психодиагностических обследований детей и взрослых, о возможностях и ограничениях этих методик; раскрыть основные тенденции развития психодиагностики на современном этапе; обеспечить усвоение этических норм, неукоснительное соблюдение которых является обязательным для специалиста-психодиагноста.
Реализация указанной
цели достигается путем
Семинарские и практические
занятия направлены на закрепление
теоретических знаний и ознакомление
студентов с наиболее известными
психодиагностическими
Курс состоит из четырех
разделов. В первом психодиагностика
рассматривается как
Требования к уровню освоения дисциплины. По окончании изучения дисциплины студент должен знать:
уметь:
владеть навыками:
Психодиагностика неразрывно
связана и опирается на другие
отрасли психологии и смежные
дисциплины. Для успешного усвоения
всех разделов данного курса необходимы
знания из общей и возрастной психологии,
при изучении которых студенты могли
ознакомиться с особенностями
Содержание курса
Раздел I. Психодиагностика как практическая деятельность и научная дисциплина
Тема 1. История психодиагностики
Предыстория психодиагностики. Испытания индивидуальных способностей как важная и неотъемлемая часть общественной жизни народов мира от древнейших цивилизаций. Древний Вавилон. Египет. Китай. Интуиция как основа испытаний и проверок на этапе предыстории психодиагностики.
Этапы становления психодиагностики как научной дисциплины. Исследование индивидуальных различий Ф. Гальтоном, Дж.Кеттелом. Система тестов А.Бине-Симона. Понятие умственного возраста. Коэффициент интеллекта.
Использование тестов в целях отбора и аттестаций кадров в 30-е годы во Франции и США. Сторонники и противники тестов.
Отечественная история психодиагностики. Первые психологические лаборатории в России (В.М.Бехтерев, С.С.Корсаков, Н.Н.Ланге). Количественное исследование психических процессов в нормальном и патологическом состоянии Г.И.Россолимо. Методика индивидуального психологического профиля. Развитие психотехники и педологии в 20-е и 30-е годы.
Современное состояние психодиагностики. Психологическая служба и психодиагностика. Использование психодиагностики при отборе и аттестации кадров, в медицине, образовании, в армии. Место психодиагностики в профессиональной подготовке практического психолога.
Тема 2. Психодиагностика как практическая деятельность
Диагностика как специфический вид познания. Распознавание и исследование. Диагностика как определенное состояние единичного объекта. Научно-практический характер психодиагностики.
Диагностика как один из видов
деятельности практического психолога.
Классификация видов
Тема 3. Психодиагностика как научная дисциплина
Место психодиагностики в системе психологического знания. Психодиагностика как искусство. Значение интуиции в постановке психологического диагноза. Психодиагностика как область научной психологии. Фундаментальная, прикладная и практическая психология. Психодиагностика как раздел практической психологии.
Варианты понимания предмета психодиагностики.
Отрицание правомерности
ведения психодиагностики в качестве
самостоятельной отрасли
Выделение предмета психодиагностики по критерию средство-объект обследования. Психодиагностика и психометрия. Психодиагностика и дифференциальная психология. Структура психодиагностики.
Семиотический, технический, деонтологический и логический компоненты психодиагностики.
Психодиагностика как совокупность четырех взаимосвязанных теорий: объекта психодиагностики и его диагностических признаков, разработки психодиагностических методик, взаимодействие диагноза с обследуемым, постановки психологического диагноза (решения психодиагностических задач).
Функции психодиагностики. Виды
психодиагностики по специфике объекта
и типу задач практической психологии.
Медицинская, возрастная, профессиональная
и педагогическая психодиагностика.
Деятельностная и конфликтная
Раздел II. Основные понятия психодиагностики Разработка психодиагностических методик
Тема 4. Надежность, валидность и репрезентативность как основные критерии оценки качества психодиагностической методики.
Надежность как устойчивость методики к действию помех. Определение надежности способом повторного, параллельного и раздельного тестирования. Валидность как соответствие теста измеряемому психическому свойству. Валидность по содержанию, критерию, конструктная, очевидная, экологическая иллюзорная. Стандартизация и нормы. Репрезентативность как свойство выборочной совокупности представлять характеристики генеральной совокупности. Значение репрезентативности для учета ограничений в сфере применения теста. Требования к психометрической подготовке психолога. Нормативные предписания пользователям психодиагностических методик. Постановка психологического диагноза
Тема 5. Объект психодиагностики
Объект психодиагностики как сосубъект диагностического процесса. Характер взаимодействия двух субъектов в диагностическом процессе. Объект психодиагностики как система психической регуляции. Двухуровневое строение объекта психодиагностики. Феноменологический уровень и уровень причинных оснований.
Состояние объекта психодиагностики
как множество фиксированных
значений диагностических переменных.
Виды состояний объекта
Тема 6. Субъект психодиагностики
Субъект психодиагностики как носитель деятельности распознавания. Два вида субъектов психодиагностики. Житейски-эмпирические и профессиональные диагносты. Писатели, художники, врачи, администраторы как житейски-эмпирически психодиагносты. Принцип компетенции как основа диагностической деятельности профессионального психолога. Подходы к определению функций профессиональных психодиагностов.
Профессиональные и личностные качества психодиагноста. Этические принципы и правила его работы.
Тема 7. Психодиагностическая задача и ситуация
Практическая и исследовательская психодиагностическая задача.
Структура практической диагностической задачи, своеобразие её условий. Эмпирическая и априорная составляющая условий психодиагностической задачи. Процесс решения задачи как движение по дереву возможностей. Теоретическое и практическое значение типологии психодиагностических задач. Требования к типологии диагностических задач и этапы ее построения. Варианты классификации задач школьной и профессиональной психодиагностики. Критерии систематизации диагностических задач. Психодиагностическая ситуация как совокупность неизменяющихся на протяжении установления диагноза общих организационных условий. Различие позиций участников диагностического процесса в диагностической ситуации. Личностная значимость для обследуемого получаемых при установлении диагноза данных. Диагностическая ситуация как фактор, влияющий на продуктивность взаимодействия участников диагностического процесса. Диагностическая ситуация и результаты тестовых испытаний.
Варианты типологий
Информация о работе Психодиагностика Профессиональной Деятельности