Психодиагностика и корекция межличностных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 01:20, курсовая работа

Краткое описание

Цель: изучить особенности межличностных отношений с помощью двух основных направлений в психологической работе – это психодиагностика и психокоррекция.

Содержание

Введение

Глава I. Теоретические основы психодиагностики и психокоррекции межличностных отношений.

1. Социально-психологическая диагностика межличностных отношений.

1.1 Понятие «межличностные отношения»…………………………………….6

1.2 Принципы и методы диагностики межличностных отношений…………...9

2. Коррекция межличностных отношений

2.1. Теоретические и общеорганизационные основы проведения социально-психологического тренинга общения…………………………………………………22

2.2 Проведение тренинга общения……………………………………………..29

Глава II. Практическое обоснование проблемы психодиагностики и психокоррекции межличностных отношений.

1. Организация и методы исследования…………………………………………..40

2. Результаты исследования и анализ полученных результатов………………...53

Заключение…………………………………………………………………………..6

Литература…………………………………………………………………………...6

Вложенные файлы: 1 файл

Психодиагностика и коррекция межличностных отношений курс.docx

— 107.35 Кб (Скачать файл)

 
 
 
А спл. =  В 
/C 
*100%

 
 
 
 
Рассмотрим результаты психодиагностического  исследования в каждом классе. 
 
4А класс.   
 
В классе дети имеют различные социометрические связи. Класс делится на 4 группы. В первой группе присутствуют большей частью девочки, но есть и один мальчик Ерофеев Слава. Причем он входит и во вторую группу. Лидерами в первой группе являются: Акимова Ольга, Гизатуллина Адель, Васильева Алина, Женина Наташа. Во второй подгруппе лидерами являются Байда Денис, Игин Никита. В третьей группе – Радаев Алеша и Моисеев Максим. В четвертой группе лидера нет: 
 
1 эксперимент – А спл.1 = 4900 / 84 = 58,3% 
 
2 эксперимент – А спл.2 = 8300 / 104 = 79,8% 
 
4Б класс. 
 
В классе дети имеют различные социометрические связи. Класс делится на две группы. В первой группе все девочки. Лидерами являются Трифонова Настя, Томарова Лида, Толкушенкова Лена. Вторая группа состоит из мальчиков. Лидерами являются Яковлев А., Кулаков К. 
 
1 – эксперимент – А. спл.1 = 2600 / 53 = 49% 
 
2 – эксперимент – А. спл.2 = 7100 / 89 = 79,7% 
 
8А класс 
 
В классе 4 социометрических группы. В первой группе 11 человек. Лидерами являются Юсупов М., Нагаев А., Садыков Р. Во второй и третьей группе лидера нет. В четвертой группе лидером является Купцова Ю. 
 
1 эксперимент – А спл.1 = 4400 / 81 = 54?3% 
 
2 эксперимент – А спл.2 = 81 /  108 = 75% 
 
8Б класс. 
 
В классе 2 социометрические группы. В первой группе есть взаимный выбор между девочками и мальчиками. Во второй группе лидером является  Фазылов А. 
 
 1 эксперимент – А спл. 1 = 5000 / 78 = 64% 
 
2 эксперимент – А. спл.2 = 8600 / 111 = 77% 
 
Сравнивая уровни сплоченности классов, можно выделить наиболее организованные коллективы. Это 8Б Кл. и 4А Кл. Менее сплоченные – 4Б и 8А классы (см. таблицу 10). 
 
Таким образом, наше подтверждение о том, что количество большего числа взаимных выборов влияет на развитие сплоченности коллектива, подтвердилось. Наши исследования и наблюдения классов нашли свое отражение и подтверждение в данных социометрических характеристиках. 
 
Вторую часть гипотезы мы также подвергли проверке и доказательству. Она гласит следующее: использование специальной коррекционной программы (тренинга общения) ведет к положительной динамике личных взаимоотношений между учащимися. 
 
В нашем исследовании мы использовали программу «Тренинга общения» рассчитанную на четырехнедельный курс психокоррекции навыков общения. Занятия проводились 3 раза в неделю как в здании школы, так и на природе, что создавало наибольшую возможность учащимся эффективно взаимодействовать. 
 
Теперь обратим свое внимание на таблицу 10, где дана сравнительная характеристика уровней развития сплоченности классов до и после коррекционной работы, мы увидим динамику развития сплоченности и организованности классов. Если мы обратимся к этим данным и выделим диапазон развития сплоченности до коррекционной работы, то увидим, что он колеблется в пределах от 49% до 64%. После коррекционной работы диапазон меняется, он колеблется от 75% до 79,8%. Положительная динамика на лицо. Повторный эксперимент, проведенный после тренингов общения, подтверждает нашу гипотезу. 
 
Наши данные подтверждаются еще и высказываниями учителей о положительных изменениях в личных взаимоотношениях учащихся. 
 
Таким образом, в результате проведенного эмпирического исследования мы подтвердили гипотезу о том, что количество большего числа взаимных выборов влияет на развитие сплоченности коллектива и использование специальной коррекционной программы (тренинга общения) ведет к положительной динамике личных взаимоотношений между учащимися.   
 
Заключение 
 
Наше исследование, нацеленное на изучение особенностей межличностных отношений, свидетельствует о том, что в каждом классе существует нигде официально не зафиксированная система личных взаимоотношений между учениками. Эти отношения характеризуются прежде всего избирательностью, т.е. ученики неодинаково относятся к своим одноклассникам. К одним они испытывают большую симпатию, к другим меньшую, к третьим – безразличны, четвертые вызывают к себе отрицательное отношение. В эту систему взаимоотношений можно проникнуть только путем специальных социально-психологических методов. 
 
Приступая к работе в новом классе, учитель неизбежно застает в нем не просто мальчиков и девочек, которые ждут, пока из них сформируют коллектив, а группу в социально-психологическом смысле этого слова. Эта группа уже имеет определенную внутреннюю структуру, и с этим надо считаться. 
 
Из описанных исследований вытекают выводы двоякого рода. Во-первых, это выводы, на практическом использовании некоторых теоретических положений, выдвигаемых в данной работе. Во-вторых, это выводы относительно применения в практических целях самой методики исследования. Ясно, что выводы первого и второго ряда неразрывно связаны друг с другом. 
 
Основной вывод, вытекающий из нашего исследования, заключается в следующем. Личные взаимоотношения между детьми, хотя и переживаются ими как непосредственные, на самом деле опосредованы на совместной жизнью и деятельностью. Эти взаимоотношения не являются ни непознаваемыми, ни неизменными. Их можно изучить объективными методами, описанными в нашей работе, и изменять путем соответствующей организации и проведения тренингов общения. Таким образом, для психологов и педагогов открывается перспектива активного и целенаправленного формирования личных взаимоотношений между детьми. 
 
Рассматривая понятия «межличностные отношения», мы выделили основные сущностные характеристики этого понятия. Среди которых мы отметили социальную перцепцию, симпатию, притяжение, функционально0ролевые отношения, межличностную совместимость и т.д. 
 
Большую педагогическую ценность могут оказать объективные методы изучения личных взаимоотношений для педагога, который начинает работу в незнакомом классе. Проведя несложный эксперимент и обработав соответствующим образом его результаты, учитель получит обширную и необходимую в воспитательной работе информацию о личных взаимоотношениях между детьми, о них самих, об уровне развития коллектива и т.д. он увидит класс так, как если бы проработал с ним много лет. 
 
В ходе исследования мы установили, что ученики занимают различное положение в системе личных взаимоотношений и имеют различное эмоциональное благополучие. Для учителя важно конкретно знать и положение, и эмоциональное благополучие каждого школьника. Ведь то или иное место ребенка в системе личных взаимоотношений не только зависит от определенных качеств его личности, но в свою очередь способствует формированию этих качеств. Надо конкретно уяснить, на чем основано как высокое, так и неблагоприятное положение учеников в данном классе. 
 
Экспериментальные данные и педагогические наблюдения свидетельствуют о том, что своеобразие каждой контактной группы является результатом сложного взаимодействия объективных условий ее существования  внутренними социально-психологическими закономерностями развития и функционирования. Прежде всего следует иметь в виду, групповые «индивидуальные» особенности формируются на основе общих и возрастных социально-психологических закономерностей и проявляются именно как качественно определенные варианты относительно постоянных признаков. Такие варианты могут проявляться на всех основных уровнях внутригрупповой активности. 
 
Именно социально-психологические и психолого-педагогические исследования последних лет накопили богатый научный материал, обобщение которого позволяет поставить проблему конкретного анализа не только общих, но и индивидуальных, качественно своеобразных особенностей развития и функционирования контактных групп и коллективов. Поскольку указанные общности (дошкольные группы, школьные классы, студенческие группы, производственные бригады, спортивные команды и т.д.), как было показано, не арифметическая сумма индивидуумов, а целостная, относительно стабильная система со своей внутренней структурой и динамикой развития, они, в известном смысле, представляют собой субъект той деятельности, ради которой создана та или иная группа и которая опосредует основные аспекты внутригрупповых межличностных отношений. 
 
Приведенные выше соображения, которые можно было бы продолжить, убедительно говорят о том, что методы психодиагностики и коррекции межличностных отношений могут и должны стать не только инструментом научно-психологических исследований, но и достоянием самой широкой педагогической общественности. Вооружение учителей и воспитателей психологическими знаниями и психологическими методами позволит им еще более успешно решать задачи воспитания подрастающего поколения.   
Литература 
 
1)                          Битянова М.Р. Социальная психология, - М.: Международная педагогическая академия, 1994. 
 
2)                          Волков И.П. Социометрические методы в социально-психологических исследованиях. ЛГУ. 1980. 
 
3)                          Войтова С.А., Зубань Е.Н. Ролевые игры. СПб., 1992 
 
4)                          Глуханюк Н.С. Практикум по общей психологии: Уч. пособие/ Н.С. Глуханюк, Е.В. Дьяченко, С.Л. Семенова.- М.-В., 2003 
 
5)                          Глуханюк Н.С. Практикум по психодиагностике: Уч. пособие.- М.-В., 2003 
 
6)                          Гройсман А.Л. Медицинская психология.- М.: Изд. Магистр, 1998 
 
7)                          Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Растянников П.В. Диагностика и развитие компетентности в общении. Киров, 1991 
 
8)                          Игры: обучение, тренинг, досуг. Кн. 3. Под ред. Петрусинского В.В., М., 1994 
 
9)                          Коломинский Я.Л. Психология детского коллектива: система личных взаимоотношений.- Мн.: народная асвета, 1984 
 
10)                     Курбатов В.И. Секреты делового успеха. Ростов на Дону.: Изд. Феникс, 1995 
 
11)                     Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации, Л., 1992 
 
12)                     Лучшие психологические тесты. Л., 1992 
 
13)                     Лаак Я. Тер. Психодиагностика: проблемы содержания и методов.- М.: Изд. Институт практической психологии; В.: НПО МОДЭК, 1996 
 
14)                     Макшанов С.И., Хрящева Н.Ю., Сидоренко Е.В., Психодиагностика в тренинге. Часть 2. СПб, 1993 
 
15)                     Методика активной социально-психологической подготовки. Социально-психологический тренинг. Рига, 1985 
 
16)                     Морено Дж. Социометрия. М., 1958 
 
17)                     Немов Р.С. Психология. В 3 кн. Кн. 1 Общие основы психологии.-   2-е изд.- М., Просвещение: Владос, 1995 
 
18)                     Носс И.Н. Введение в технологию психодиагностики.-М.: Изд. Институт Психотерапии, 2003 
 
19)                     Опросник межличностных отношений (модификация А.А. Рукавишникова). СПб., 1992 
 
20)                     Организация и проведение тренинга. Под ред. А.В. Федотова, Лен., 1991 
 
21)                     Психологическая диагностика детей и подростков./ Под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой. М.: Педагогика, 1995 
 
22)                      Психологическая диагностика./Под ред. К.М. Гуревича и Е.М. Борисовой.- М.: МПСИ; В.: НПО МОДЭК, 2001 
 
23)                     Прикладная социальная психология./ Под ред. А.Н. Сухова и А.А. Деркача.- М.: Изд. Институт практической психологии; В.: Изд. НПО МОДЭК, 1998 
 
24)                     Петровская Л.А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. М., 1982 
 
25)                     Ратанова Т.А. , Шляхта Н.Ф. Психодиагностические методы изучения личности.- М.: МПСИ: Флинта, 1998. 
 
26)                     Рудестам К. Практические упражнения по групповой психотерапии. СПб., 1992 
 
27)                     Социальная психология и этика делового общения/Под ред. В.Н. Лавриненко. М., 1995 
 
28)                     Степанов С. Общественное животное и его поведение.// Школьный психолог.- М., 2003. -№ 16 
 
29)                     Столяренко Л.Д. Основы психологии.- Ростов на Дону.: Изд. Феникс, 1997 
 
30)                     Фирсов М.В. Введение в теоретические основы социальной  работы.- М.: Изд. Институт практической психологии; В.: НПО МОДЭК, 1997 
 
31)                      Якобсон П.М. Изучение чувств у детей и подростков.- М., 1961

Информация о работе Психодиагностика и корекция межличностных отношений