Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2010 в 19:44, реферат
Психоанализ – это психотерапевтический метод, разработанный З. Фрейдом. Основополагающим понятием его является представление о бессознательных психических процессах и используемых для их анализа психотерапевтических методах. Психоанализ включает теории общего психического развития, психологического происхождения неврозов и психоаналитической терапии, являясь законченной и целостной системой.
Введение
1. Психодинамическая теория личности как основа психоанализа
2. Психосексуальные стадии развития
3. Психоаналитическая терапия
4. Развитие психоанализа
Список использованной литературы
4.
Развитие психоанализа
Фрейда окружало множество учеников. Неудовлетворенность психоаналитическими методами и необходимость пересмотра ряда постулатов ортодоксального фрейдизма привели его ближайших последователей к личному разрыву с Фрейдом, но не к разрыву с психоанализом. Наиболее самобытными из учеников были Карл Густав Юнг и Альфред Адлер, создавшие собственные направления: соответственно аналитическую психологию и индивидуальную психологию.
Первым нововведением Юнга было понятие о “коллективном бессознательном”. Он провёл четкое разделение между индивидуальным и коллективным бессознательным. Индивидуальное бессознательное отражает личностный опыт отдельного человека и состоит из переживаний, которые когда-то были сознательными, но утратили свой сознательный характер в силу забвения или подавления. Коллективное бессознательное – это общечеловеческий опыт, характерный для всех рас и народов, оно представляет собой скрытые следы памяти человеческого прошлого. Оно зафиксировано в мифологии, народном эпосе, религиозных верованиях и проявляется, то есть выходит на поверхность, у современных людей через сновидения. Поэтому для Юнга главным показателем действия бессознательного являются сновидения и его психоаналитическая деятельность.
Юнг отрицает теорию сексуальности Фрейда, как единственное выражение психической целостности личности и приводит многочисленные примеры неврозов, в которых на передний план выходили проблема социальной адаптации, давление трагических обстоятельств жизни, соображения престижа и т.д.
Адлер преобразовал исходную теорию психоанализа, выделив в качестве фактора развития личности чувство неполноценности. Стремясь преодолеть чувство неполноценности и самоутвердиться среди других, человек актуализирует свои творческие потенции. Адлер назвал этот процесс компенсацией или сверхкомпенсацией. Сверхкомпенсация – это особая социальная форма реакции на чувство неполноценности. В “комплексе неполноценности” Адлер видел источник неврозов. Он считал, что необходимо знать конечную цель устремлений человека, его бессознательный жизненный план, при помощи которого он старается преодолеть напряжение жизни и свою неуверенность.
В конце 30-х годов возник неофрейдизм, идея которого состояла главным образом в соединении традиционного психоанализа с социологическими теориями. Подвергнув критике ряд положений классического психоанализа в толковании внутрипсихических процессов, но оставив важнейшие его концепции (иррациональные мотивы человеческой деятельности, изначально присущие каждому индивиду), представители неофрейдизма перенесли центр тяжести на исследование межличностных отношений. Причиной неврозов у человека ими считалась тревога, зарождавшаяся ещё у ребенка при столкновении с исходно враждебным ему миром и усиливающаяся при недостатке любви и внимания. Позже такой причиной становится невозможность для индивида достичь гармонии с социальной структурой современного общества, которое формирует у человека чувство одиночества, оторванности от окружающих, отчуждение. То есть общество рассматривается как источник отчуждения и признается враждебным коренным тенденциям развития личности и трансформации ее жизненных ценностей и идеалов. Через исцеление индивида может и должно произойти исцеление всего общества. К числу наиболее известных представителей неофрейдизма относятся Карен Хорни, Эрих Фромм, Вильгельм Райх, Г. Маркузе и др.
Ведущим представителем неофрейдизма был Э. Фромм. Он считал, что в личности нет ничего прирожденного. Все ее психические проявления – это следствие погруженности личности в различные социальные среды. Хорни, Фромм и Салливен отвергли постулаты об однозначно анатомической детерминации различий между полами, о стадиях психосексуального развития и эдиповом комплексе и сделали упор на важность межличностных взаимоотношений и социокультурного влияния на личность.
На идеи Карен Хорни во многом повлияло следующее:
Хорни считала, что основные взгляды Фрейда несут на себе отпечаток философских воззрений XIX века. Хорни не считала либидо единственным источником активности индивида; также её была отвергнуты идея Фрейда об эдиповом комплексе как основополагающем невротическом конфликте и интерпретация Фрейдом желания женщины стать мужчиной исходя из посылки, что женщина изначально биологически неполноценна.
Карен Xорни выделяет два момента, которыми характеризуется все невротики: ригидность реакций и несоответствие между потенциями и достижениями. Как основа все неврозов ей называлась “базальная тревога”, то есть “чувство собственной незащищенности, слабости, беспомощности, незначительности в этом предательском, атакующем, унижающем, злом, полном зависти и брани мире".
К. Хорни выделила три типа направленности поведения личности по отношению к окружающим ее людям: к людям (потребность в любви); от людей (как потребность в независимости); против людей (как потребность во власти). При стойком доминировании в поведении индивида одного из этих векторов складываются три типа невротической личности (соответственно): услужливая, ищущая любви, одобрения любой ценой; пытающаяся отрешиться от общества; агрессивная, жаждущая престижа и власти. Поскольку все эти формы реакций являются неадекватными, создается порочный круг: тревожность не устраняется, а наоборот, нарастает, порождая все новые и новые конфликты.
Теорию
невроза Хорни формулирует так: основа
закладывается базальной тревогой в детстве
и, стремясь справиться с угрозой, исходящей
от враждебного ему мира, человек вырабатывает
одну из трех защитных стратегий. Важное
различие подходов Хорни и Фрейда наблюдается
в самой практике психоанализа: метод
Хорни имеет дело скорее с дефектами в
межличностных взаимоотношениях человека,
раскрывающимися в отношении пациента
к своему аналитику.
Неофрейдисты (Хорни, Салливен, Фромм и др.) привнесли в теорию и практику психоанализа следующие идеи:
а) осознание важности рассмотрения социальных и культурных факторов для понимания человеческой природы;
б) важность понимания межличностных взаимоотношений для изучения образования характера, тревожности и неврозов;
в) Эдипов комплекс, образование Суперэго и “неполноценность” женщины – это культурные особенности;
г) не характер является результатом сексуального развития, а характер определяет сексуальное поведение.
Идеи
неопсихоанализа имели
После Фрейда
основное внимание психоанализа было
направлено на изучение того, как человек
входит в мир как отдельная личность, обладающий
самосознанием и чувством положительного
самоуважения. В современных моделях психоанализ
также имеет дело с агрессией, ранними
взаимоотношениями "мать-ребенок",
социальными отношениями, семейной динамикой
и психосоматическими проблемами. Ранний
психоанализ приемлем только для лечения
проблем пациентов-невротиков, корни проблем
которых в раннем детстве. В наши дни пациенты
не так часто посещают психоаналитика,
как во времена классического психоанализа.
Аналитики имеют большое количество разнообразных
техник, позволяющих гибко реагировать
на поведение пациента. Современный анализ
динамично меняется, чтобы удовлетворить
потребности как пациента, так и практикующего
аналитика.
Заключение
Психоанализ
— не толь вид психотерапевтической
и клинической практики. Одновременно
он является философским учением о человеке,
целой социальной философией. В этом смысле
психоанализ стал неотъемлемой частью
западной культуры, поэтому я считаю его
изучение очень важным в контексте интегрального,
целостного образования психолога-консультанта
наших дней.
Список
использованной литературы:
Информация о работе Психодинамическая теория личности как основа психоанализа