Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 12:15, реферат
Психодрама – это лечебный метод, использующий техники действия. Он может быть использован не только для устранения симптомов и «поврежденных» моделей поведения, но и для ускорения личностного роста и развития; эффекты психодрамы простираются от помощи в управлении симптомом до высвобождения богатых потенциалов внутреннего роста и творчества. Она открывает новое или, по крайней мере, более широкое измерение пространства психотерапии, которое с одной стороны, работает с проблемами ограниченного поведения так называемых «нормальных» людей, а с другой стороны, - с незрелостью, связанной с задержкой развития.
Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Психодрама как метод групповой работы………………………4
1.1. Определение психодрамы……………………………………....4
1.2. Взгляды Морено………………………………………………...8
Глава 2. Процесс психодрамы……………………………………………14
2.1. Факторы, влияющие на процесс и результат психодрамы….14
2.2. Психодраматическая сессия…………………………………..18
2.3. Завершение сессии…………………………………………….22
2.4. Процессинг…………………………………………………….24
Заключение………………………………………………………………..26
Список литературы……………………………………………………….27
Психодрама является весьма действенным методом групповой терапии, давая членам группы в наибольшей степени раскрыть свою истинную сущность, продемонстрировать свое альтер-эго и сделать для себя выводы о причинах тех или иных проблем, возникших в их жизни. Согласно Морено, идея о психодаме как лечебном методе возникла у него после того, как знакомая актриса рассказала ему о своих конфликтах с женихом. С помощью труппы театра Морено поставил историю актрисы на сцене. Этот опыт оказался значимым и успешным как для самой пары, так и для остальных членов труппы. Затем Морено приступил к более формализованным экспериментам с групповыми представлениями, разрабатывая разнообразные приемы, которые впоследствии стали существенной частью психодраматического подхода. 6
Глава 2. Процесс психодрамы
Психодрама - групповой метод, поэтому при работе необходимо учитывать ряд моментов, такие, как: время и частота сессий («когда?»), пространственное окружение («Где?»), характеристики клиента («Для кого?»), характеристики терапевта («Кем?»), характеристики группы и вспомогательных лиц («С кем?»).
1. Время и частота сессий.
Одна сессия может продолжаться от одного до четырех часов, а среднее (и оптимальное) время – два с половиной часа. Из них около получаса длятся фаза разогрева, приблизительно полтора часа – психодраматическое действие, а оставшееся время – фаза шеринга. Дополнительные полчаса иногда требуются для до- или послесессионного процесс-анализа или дискуссии в группе. Если времени недостаточно, то многие начатые эмоциональные процессы могут остаться незавершенными. Длинные сессии без перерыва, напротив, утомляют и рассредоточивают участников.
Психодрама может проводиться раз в неделю с интенсивной работой в течение выходных или может быть организована в форме недельных семинаров с не более чем тремя сессиями в день.
Психодрама одной сессии сравнительно непродолжительна, имеет ограниченные цели, действие в ней сосредоточено на специфической, основной конкретной теме.
2. Пространственное окружение.
Психодрама может быть организована в любом месте, позволяющем физические перемещения и обеспечивающем приватную обстановку без внешнего вмешательства. Чаще всего работают в комнате среднего размера, с коврами, покрывающими весь пол, несколькими матрасами, подушками, удобными креслами и подвижным освещением. Успех психологического вмешательства сильно зависит от обстановки, в которой оно производится. Атмосфера, созданная любой данной обстановкой, будет влиять на эмоциональное состояние группы.
3. Характеристики клиента.
Психодрама не нацелена на какую-либо определенную группу людей. Участники могут быть любого пола. Что касается интеллектуальности, психодрама может применяться не только к умным и образованным участникам, но и к малообразованным и даже умственно отсталым людям, которые используют широкий спектр невербальных техник психодрамы как прекрасный инструмент общения. Этнический или социально-экономический статус, религиозная принадлежность – являются несущественным критерием для выбора клиентов психодрамы.
Согласно одной точки зрения, психодрама может быть полезна всем в различные периоды жизни, особенно во время различных эмоциональных трудностей. С другой точки зрения, существует особая категория людей, для которых психодрама – предпочтительный метод, но до сих пор не существует способа идентифицировать данную категорию людей. Невозможно сделать это с позиции симптомов, синдромов или диагностических категорий. Полезными признаками могут служить адаптивность и сила «Я». Однако в этой области не много согласия.
Психодрама может быть полезна самым разнообразным людям, но некоторые просто не подходят либо для самой психодрамы, либо для обстановки, в которой она проводится. Таким людям, тем не менее, отлично помогают индивидуальная, групповая, семейная терапии или фармакологическое воздействие. Психодрама может оказаться полезной только тем, кто способен и достаточно мотивирован для того, чтобы принимать участие в довольно сложном психическом ритуале, характерном для данного подхода.
Существуют люди, для которых психодрама не является подходящим методом. Хронические пациенты с неупорядоченным поведением, нуждающиеся в постоянной реабилитации, непредставимы в психодраме. Кроме того, страдающие острым психозом, паранойей, суицидальными наклонностями, маниями, повреждениями мозга, социопатические и депрессивные пациенты являются плохими кандидатами для участия в психодраматической групповой терапии.
Хотя воздействие психодрамы на истерические, нарциссические и на другие, сходные с этими расстройства личности может иметь успех, для этого необходимы специальные условия и особым образом подготовленный штат вспомогательных лиц.
Однако психодраматическое воздействие было успешным для многих типов людей, включая заключенных, алкоголиков, наркоманов, страдающих заиканием, детей с психическими травмами, семей и людей, пребывающих в кризисном состоянии; в работе с подростками, аутичными детьми, закоренелыми преступниками, анорексиками, лицами, подвергшимися сексуальному насилию, алкоголикам и онкологическими больными. Описан положительный эффект в лечении некоторых психосоматических заболеваний.
Таким образом, психодрама может быть полезна большому разнообразию типов людей, при различных диагностических категориях, в индивидуальных и социальных проблемных областях, в широком спектре поведенческих нарушений.
4. Характеристика терапевта.
Области, в пределах которых свойства терапевта могут варьировать, включают в селя предпочтение персональной дистанции, активность, гибкость, склонность к терапии ограниченной цели, стиль лидерства, самораскрытие, тип взаимоотношений с клиентами. Исследованиями было показано, что личные характеристики, клинический опыт и профессиональная активность терапевта глубоко влияют на его технику и достижения, на процесс и результат терапии.
Профессиональные роли психодраматиста рассматриваются как с самого начала определяющие для психодраматического процесса, а значительное влияние личности терапевта на терапию очевидно.
5. Характеристики группы и вспомогательных лиц.
Согласно Морено, каждый участник психодрамы является потенциальным терапевтическим агентом для остальных. Группа становится социальным микрокосмом, который создает условия для появления новых межличностных отношений. Следовательно, необходимо организовать такую психодраматическую группу, в которой может развиться терапевтическая атмосфера.
Критерий отбора в группу, учитывающий потенциальную групповую сплоченность как главный фактор – это сила «Я». Если участники сходи по этому параметру, они обычно развивают положительную межличностную «химию», или «общий язык», который существенно улучшает результат психодрамы.
В идеале члены группы должны быть подобраны так, чтобы представлять различные стадии жизни и личностные характеристики, соответствовать необходимому разнообразию ролей, обеспечивать понимание в дублировании и многогранный шеринг после завершения психодрамы.
Размер группы существенно варьируется. От пяти до более ста участников, хотя большинство практиков считают, что 10-15 участников – это оптимальный размер группы. Такая группа достаточно велика, чтобы обеспечить разнообразие ролей, и достаточно мала, чтобы предоставить психодраматисту возможность обращать внимание на межличностные взаимодействия. В больших группах снижена активность участников и возникают сложности с достижением групповой сплоченности.
Процесс психодрамы, согласно Морено, состоит из трех стадий:
1. разогрев;
2. действие;
3. шеринг.
Морено была предложена и четвертая стадия психодрамы — это анализ или процессинг. Эти стадии включает в себя традиционные практически для всех методов психотерапии фазы. После заключения начального контракта о начале работы, терапевт, раскрывая психодраму, старается сфокусироваться на тех проблемах, к которым он вместе с клиентом обратится в процессе терапии.7
Психодраматическая сессия начинается с разогрева, это может быть двигательное или медитативное упражнение, призванное поднять уровень энергии в группе и настроить участников на определенные групповые темы. Затем происходит социометрический выбор протагониста, то есть того участника, на которого в течение данной сессии будет работать вся группа. Выбор происходит так: ведущий и участники, желающие разобраться со своей темой, выдвигают свои стулья вперед, образуя «внутренний круг». Затем каждый из участников рассказывает, с чем он хотел бы поработать, а люди, сидящие во внешнем круге, внимательно слушают. Когда темы понятны всем, представители внешнего круга делают свой выбор по критерию «какая тема для меня сейчас наиболее актуальна». Очень важно, чтобы выбиралась именно тема, а не человек, который ее представляет, поскольку только в этом случае выбранная для работы тема будет групповой.
После того, как выбор сделан, начинается этап действия. Сцену за сценой протагонист, с помощью участников группы, драматически проигрывает волнующую его ситуацию. Сначала протагонист выбирает из участников группы того, кто будет играть его самого в тех случаях, когда он сам будет в другой роли. Затем — выбираются участники на роли важных для его жизненной ситуации персонажей (это могут быть как реальные люди, так и его фантазии, мысли и чувства). Формы разыгрывания варьируются от буквального воспроизведения реальных событий до постановки символических сцен, никогда не имевших места в реальности. С техниками психодрамы и примерами сессий можно познакомиться, прочитав, например, книгу Д. Киппера «Клинические ролевые игры и психодрама». Этап действия заканчивается, когда контракт, заключенный с протагонистом, выполнен, то есть найдено решение проблемной ситуации или протагонист чувствует, что получил достаточно информации о ситуации. Формы завершения этого этапа зависят от контракта, заключенного между ведущим и протагонистом.
После этапа действия проходит шеринг — обмен чувствами между участниками действия и зрителями. Сначала участники, игравшие роли, делятся своими переживаниями «из роли», то есть рассказывают о том, как им было быть, например, мамой протагониста. Затем уже вся группа делится чувствами «из жизни», то есть участники рассказывают о похожих ситуациях, происходивших в их жизни, о чувствах, которые у них были во время действия или наблюдения за ним. Шеринг — очень важная часть групповой работы, выполняющая множество функций, важнейшей из которых является возможность для группы вернуть протагонисту ту душевную энергию, которую он вложил, а для протагониста — возможность почувствовать, что он не одинок в своих переживаниях. На шеринге категорически запрещено все, что может ранить протагониста или участников группы — мысли, оценки, советы по поводу ситуаций. Говорить можно только о своих чувствах и о событиях своей жизни.
Конечным результатом
психодраматического процесса является
изменение в структуре организации
перцептивного поля участников, получившее
название инсайт. Инсайт — это вид познания,
который приводит к немедленному решению
или новому пониманию имеющейся проблемы.
Групповая психодрама ставит своей целью
создание такого климата в группе, в котором
возможны максимальные проявления катарсиса,
познания и инсайта. Психодрама дает участникам
возможность заново пережить важные события
своего прошлого, используя разнообразные
приемы. Как правило, наивысшее эмоциональное
напряжение возникает в группе во время
сценического действия, а не после него,
при обсуждении информации или групповом
анализе. Однако иногда инсайт может возникать
одновременно с катарсисом, а также при
обсуждении переживаний, возникших в ходе
психодраматического действия.
Понятие катарсиса восходит к античным
трагедиям. Древнегреческие драматурги
верили, что инсценированные трагедии
освобождают зрителей от чрезмерно сильных
эмоциональных переживаний. Возникающий
групповой катарсис рассматривался ими
как способ, помогающий зрителям лучше
понять некоторые аспекты своих личностей.
Хотя в психодраме используется понятие
катарсиса в том значении, которое определил
для него Аристотель, — эмоциональное
потрясение и внутреннее очищение (в этом
же значении использовал понятие катарсиса
и Фрейд) имеет лечебный эффект.
Морено считал, что он пошел дальше Фрейда
в разработке терапевтической ценности
катарсиса. В античных трагедиях катарсис
является вторичным по значимости по сравнению
с сюжетной линией; в психоанализе катарсис
является вторичным по сравнению с последующим
анализом, но в психодраме процесс катарсиса
и интеграции более важен, чем сценарий
или анализ переживаний и действий. Психодраматическая
ситуация словно специально предназначена
для полного эмоционального освобождения.
Сила испытываемая участниками катарсиса
зависит от их спонтанности. Катарсис
испытывают как авторы конкретной драматической
ситуации, использующие личностно значим
материал, так и актеры, воплощающие эту
ситуацию на сцене.
Аудитория в психодраме может быть также
вовлечена в процесс переживания катарсиса.
В то время, как Морено создавал свой «спонтанный
театр» и работал с учением о психодраме,
зрителями психодрамы были только непосредственные
участники драматического психотерапевтического
действия. В настоящее время аудитория
может состоять из людей, которые не принимают
участия в данной психодраматической
ситуации, но эмоционально вовлекаю в
атмосферу занятия. Согласно Морено, различие
между зрителями традиционного театра
и зрителями психодрамы можно сравнить
с различием между человеком, который
смотрит фильм об извержении вулкана,
и человеком, который непосредственно
наблюдает у подножия вулкана за его извержением.