Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 12:15, реферат
Психодрама – это лечебный метод, использующий техники действия. Он может быть использован не только для устранения симптомов и «поврежденных» моделей поведения, но и для ускорения личностного роста и развития; эффекты психодрамы простираются от помощи в управлении симптомом до высвобождения богатых потенциалов внутреннего роста и творчества. Она открывает новое или, по крайней мере, более широкое измерение пространства психотерапии, которое с одной стороны, работает с проблемами ограниченного поведения так называемых «нормальных» людей, а с другой стороны, - с незрелостью, связанной с задержкой развития.
Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Психодрама как метод групповой работы………………………4
1.1. Определение психодрамы……………………………………....4
1.2. Взгляды Морено………………………………………………...8
Глава 2. Процесс психодрамы……………………………………………14
2.1. Факторы, влияющие на процесс и результат психодрамы….14
2.2. Психодраматическая сессия…………………………………..18
2.3. Завершение сессии…………………………………………….22
2.4. Процессинг…………………………………………………….24
Заключение………………………………………………………………..26
Список литературы……………………………………………………….27
Финал успешной психодраматической постановки часто включает подходящую сцену, которая окончательно завершает драму. Это сцена чрезвычайно важно для сессии, т.к. делает действие законченным, создавая ощущение «опускания занавеса» у протагониста и у всей группы. Такая сцена обычно называется сценой завершения и имеет особое значение для концептуализации терапевтического процесса психодрамы.
Директоры используют сцены завершения со специфическими целями. Одна из целей сцены завершения состоит в том, чтобы закончить психодраму на высокой ноте или как-нибудь по-другому позитивно. Такие сцены служат тому, чтобы не оставлять протагониста в состоянии «возвышенном и иссушенном», помогая ему достичь эмоционального баланса и контроля над собой перед тем, как он покинет психодраматическую сцену. Сцена завершения, согласно Кипперу, призвана осуществить:
Другими общими целями сцен завершения и стратегиями закрытия сессии могут быть:
1.Доставление символического или реального удовлетворения.
2.Нейтрализация регрессии и переноса.
3.Превращение разделения в событие повзросления.
4.Транссформация
сверхреальности в обычную
5.Привнесение когнитивной реорганизации или переоценки эмоционального опыта, полученного на сессии.
6.Обеспечение
эмоционального научения в
7.Облегчение возвращения во внешний мир повседневных обязанностей (из регрессивного внутреннего мира)
8.Максимизирование переноса обучения за пределы терапевтической ситуации.
Иногда в завершении вводится так называемый «счастливый конец». Защитники необходимости счастливого конца утверждают, что он помогает вселить в протагониста чувство оптимизма и надежды, давая ему позитивное ощущение света в конце темного тоннеля, когда он покидает сцену.
По завершении психодраматической сессии обычно следует дидактическая конференция, на которой дается оценка работе директора и анализируется терапевтические процессы. Такая дидактическая конференция называется процесс-анализом или просо процессингом и предназначено для систематического исследования развивающихся процессов в психодраме. Главная цель процессинга состоит в улучшении профессиональных навыков студентов, проходящих обучение.
Фаза процессинга должна быть четко отделена от фазы шеринга. Хотя обе фазы и содержат некоторый отголосок мнений членов группы, касающихся ощущения во время сессии, они преследуют разные цели и концентрируют внимание на разных участниках. Во время шеринга внимание фокусируется на универсальности и экзистенциальной оценке, располагает к личностной, эмоционально вовлеченной идентификации с протагонистом. Процессинг, напротив, концентрирует внимание на обучении и понимании, располагая к анализу и оценке директора-практиканта в более отстраненной и интеллектуальной манере. (Речь идет о клиентско-учебных группах). Шеринг – это продолжение процесса личностного роста, начатого на сессии, а процессинг вносит нормативное измерение, которое часто входит в явный конфликт с царившим ранее климатом взаимного приятия. Поэтому процессинг нельзя проводить сразу после шеринга. 8
Обычно в процессинге участвуют: лицо, бывшее протагонистом во время сессии, практикант, или директор-ученик, проводивший психодраму, вспомогательные лица, члены группы (или собратья – студенты) и преподаватель, или директор – учитель, участвовавший в сессии в качестве наблюдателя. Все они по очереди дают свои комментарии во время стадии прцессинга.
Психодраматический процессинг основан на альтернативной образовательной концепции, отражающей значительное расширение образовательной концепции, используемой в классическом преподавании психотерапии. Тот факт, что обратная связь осуществляется в условиях, когда присутствуют все участники – клиент, студент, преподаватель и группа – создает и потенциальные выгоды, и потенциальные опасности. Если разрешены проблемы управления, процессинг может предоставить возможность для получения глубокого обучающего опыта, помочь осознать сложные процессы, которые активизирует психодрама.
Заключение
Мы видим, что психодрама уникальный в своем роде метод психотерапии, который подходит для решения большого спектра проблем.
Морено, отец и разработчик психодрамы проводил много параллелей с философией, искусством и другими независимыми науками, что вносит в теоретический подход некоторые разночтения.
Психодрама пользуется в работе многими заимствованными из других направлений психологии методами, но имеет и собственные специфические методики и понятия, а так же техники.
Психодрама, являясь прямым спонтанным действием, обнажающим чувства, переживания и эмоции людей, вовлеченных в терапевтическую группу, считается одним из наиболее эффективных и успешных методов психологического консультирования и терапии.
В заключении можно сказать, что психодраме еще предстоит развитие и усовершенствование теоретической базы и оттачивание практических методов, но уже сегодня можно сказать, что в работе с разными проблемами она является весьма эффективным методом.
Список литературы
1. Горностай П. Психодрама —
это действие души — http://www.psihodrama.ru/t276.
2. Гройсман А.Л. Медицинская психология: Лекции для врачей слушателей курсов последипломного образования. – М.: Магистр, 1995. – 360 с.
3. Карвасарский Б.Д. Психотерапевтическая энциклопедия. — С.-Пб.: Питер, 2000. — 536 с.
4. Келлерман П.Ф. Психодрама крупным планом: Анализ терапевтических механизмов /Пер. с англ. И.А. Лаврентьевой. — М.: Независимая фирма “Класс”, 1998. — 240 с.
5. Лейтц Г. Психодрама. Теория и практика. Классическая психодрама Я. Л. Морено. – Когито-Центр, 2007. – 263 с.
6. Лурье Ж., Корниенко, П. Путешествие
в психодраму. — http://www.psihodrama.ru/a434.
7. Марино Р. Ф. История Доктора. Джей Л. Морено – создатель психодрамы, социометрии и групповой психотерапии/Пер. с англ. М. И. Завалова. — М.: Независимая фирма “Класс”, 2001. — 224 с.
8. Михайлова Е. Психодрама: сколько
нужно слез, чтобы изменить свою жизнь?
— http://www.psihodrama.ru/a277.
9. Рудестам, К. Групповая психотерапия. Психокорекционные группы:теория и практика/Пер. с англ. А.Голубев,Л.Трубицына,Э.Дикий. — С.-Пб.: Питер Ком, 1998. — 384 с.
1 Рудестам, К. Групповая психотерапия. Психокорекционные группы:теория и практика/Пер. с англ. А.Голубев,Л.Трубицына,Э.Дикий. — С.-Пб.: Питер Ком, 1998. — 384 с.
2 Лурье Ж., Корниенко, П. Путешествие
в психодраму. — http://www.psihodrama.ru/a434.
3 Лурье Ж., Корниенко, П. Путешествие
в психодраму. — http://www.psihodrama.ru/a434.
4 Рудестам, К. Групповая психотерапия. Психокорекционные группы:теория и практика/Пер. с англ. А.Голубев,Л.Трубицына,Э.Дикий. — С.-Пб.: Питер Ком, 1998. — 384 с.
5 Горностай П. Психодрама — это
действие души — http://www.psihodrama.ru/t276.
6 Лейтц Г. Психодрама. Теория и практика. Классическая психодрама Я. Л. Морено. – Когито-Центр, 2007. – 263 с.
7 Марино Р. Ф. История Доктора. Джей Л. Морено – создатель психодрамы, социометрии и групповой психотерапии/Пер. с англ. М. И. Завалова. — М.: Независимая фирма “Класс”, 2001. — 224 с.
8 Келлерман П.Ф. Психодрама крупным планом: Анализ терапевтических механизмов /Пер. с англ. И.А. Лаврентьевой. — М.: Независимая фирма “Класс”, 1998. — 240 с.