Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 19:32, контрольная работа
В познавательном плане ребенок к поступлению в школу уже достигает весьма высокого уровня развития, обеспечивающего свободное усвоение школьной программы. Однако психологическая готовность к школе только этим не ограничивается. Кроме развитых познавательных процессов восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления и речи в нее входят сформированные личностные особенности, включающие интересы, мотивы, способности, черты характера ребенка, а также качества, связанные с выполнением им различных видов деятельности.
2. Методика заучивания десяти слов
Методика: Методика заучивания десяти слов (Методика А. Р. Лурия).
Испытуемая: Фищенко Анастасия Александровна.
Возраст испытуемой: 6 лет.
Дата, время, место проведения исследования: 15. 12. 12, дома в своей игровой комнате, в 13.00-14.30.
Цель: оценка состояния слуховой памяти на слова, утомляемости, активности внимания, запоминания, сохранения, воспроизведения, произвольного внимания.
Стимульный материал: протокол с десятью короткими словами, не имеющими между собой никакой связи, наиболее часто используют следующий набор слов: Лес, Хлеб, Окно, Стул, Вода, Конь, Гриб, Игла, Мед, Огонь.
Применение: методика может быть использована как для детей (с пяти лет) так и для взрослых.
Инструкция: (а): «Сейчас мы проверим твою память. Я назову тебе слова, ты прослушаешь их, а потом повторишь, сколько сможешь, в любом порядке». (б): «Сейчас я снова назову те же самые слова, ты их послушаешь и повторишь – и те, которые уже называл, и те которые запомнишь сейчас. Называть слова можешь в любом порядке». Затем опыт снова повторяется, 3,4 и 5 раз, но уже без каких-либо инструкций. Экспериментатор просто говорит: "Еще раз". После пятикратного повторения слов, спустя 50-60 минут, снова спрашивает у исследуемого эти слова (без напоминания). В результате опыта смотри Протокол А.
Ход выполнения: проведение методики нуждается в соответствующей обстановке. В комнате не должно быть посторонних разговоров. (а) Испытуемому предлагают запомнить 10 слов. По окончанию зачитывания фиксируют запомненные испытуемым слова в протоколе. После чего зачитывают инструкцию. (б) После фиксации данных в протоколе опыт повторяется без инструкций. Таким образом, на каждом этапе исследования заполняется протокол. Под каждым воспроизведенным словом в строчке, которая соответствует номеру попытки, ставится крестик. Если испытуемый называет «лишнее» слово, оно фиксируется соответствующей графе. После окончания повторения слов, экспериментатор говорит испытуемому: «Через час Вы эти же слова назовете мне еще раз». Спустя час испытуемый по просьбе исследователя, воспроизводит без предварительного зачитывания запомнившиеся слова, которые фиксируются в протоколе кружочками.
Обработка и интерпретация результатов: По полученному протоколу составляется график, кривая запоминания. По форме кривой можно делать выводы относительно особенностей запоминания. Так, у здоровых детей с каждым воспроизведением количество правильно названных слов увеличивается, ослабленные дети воспроизводят меньшее количество, могут демонстрировать застревание на лишних словах. «Кривая запоминания» может указывать и на ослабление активного внимания, и на выраженную утомляемость. Так, например, иногда ребенок ко второму разу воспроизводит 8 или 9 слов, а при последующих пробах припоминают все меньшее и меньшее количество слов. В жизни такой ученик обычно страдает забывчивостью и рассеянностью. В основе такой забывчивости лежит преходящая астения, истощаемость внимания. Кривая в таких случаях не обязательно резко падает вниз, иногда она принимает зигзагообразный характер, свидетельствующий о неустойчивости внимания, о его колебаниях.
В отдельных, сравнительно редких, случаях дети воспроизводят от раза к разу одинаковое количество одних и тех же слов, т. е. кривая имеет форму «плато». Такая стабилизация свидетельствует об эмоциональной вялости, отсутствии заинтересованности в том, чтобы запомнить побольше. Кривая типа низко расположенного «плато» наблюдается при слабоумии с апатией (при паралитических синдромах).
Вывод: Анализируя результаты исследования определяется объем механической памяти мы выявили средний уровень, 5-7 запоминаний, что вызывается непринятием инструкции. Средний уровень кратковременного запоминания может быть повышен благодаря систематической тренировке памяти по специальным программам мнемотехники.
Протокол А
№ |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
Гриб |
Лес |
Стул |
Лес |
Окно |
2 |
Огонь |
Вода |
Гриб |
Вода |
+ |
3 |
+ |
+ |
+ |
Огонь |
Гриб |
4 |
Лес |
+ |
Лес |
+ |
Конь |
5 |
+ |
Гриб |
+ |
Хлеб |
Вода |
6 |
Вода |
+ |
Огонь |
Гриб |
+ |
7 |
Хлеб |
Огонь |
Вода |
Стул |
Стул |
8 |
Лес |
+ |
+ |
+ |
Конь |
9 |
Стул |
Мед |
Окно |
+ |
+ |
10 |
+ |
Огонь |
+ |
Гриб |
Хлеб |
График частоты запоминания слов
Литература.
1. Обухова Л.Ф. Детская возрастная психология. Учебник. М Российское педагогическое агенство, 1996 374 с.
2. Психологическая готовность к школьному обучению. Психология Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М.Прихожан Под ред. И.В. Дубровиной М Изд. центр Академия, 1999 – 464 с.
3. Солдатова Е.Л Лаврова Г.Н. Психология развития и возрастная психология. Онтогенез и дизонтогенез Серия Высшее образование
Информация о работе Психологическая готовность детей к обучению в школе