Психологическая готовность детей к обучению в школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 19:32, контрольная работа

Краткое описание

В познавательном плане ребенок к поступлению в школу уже достигает весьма высокого уровня развития, обеспечивающего свободное усвоение школьной программы. Однако психологическая готовность к школе только этим не ограничивается. Кроме развитых познавательных процессов восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления и речи в нее входят сформированные личностные особенности, включающие интересы, мотивы, способности, черты характера ребенка, а также качества, связанные с выполнением им различных видов деятельности.

Вложенные файлы: 1 файл

таня.doc

— 91.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Методика заучивания  десяти слов

Методика: Методика заучивания десяти слов (Методика А. Р. Лурия).

Испытуемая: Фищенко Анастасия Александровна.

Возраст испытуемой: 6 лет.

Дата, время, место проведения исследования: 15. 12. 12, дома в своей игровой комнате, в 13.00-14.30.

Цель: оценка состояния слуховой памяти на слова, утомляемости, активности внимания, запоминания, сохранения, воспроизведения, произвольного внимания.

Стимульный  материал: протокол с десятью короткими словами, не имеющими между собой никакой связи, наиболее часто используют следующий набор слов:  Лес, Хлеб, Окно, Стул, Вода, Конь, Гриб, Игла, Мед, Огонь.

Применение:  методика может быть использована как для детей (с пяти лет) так и для взрослых.

Инструкция: (а): «Сейчас мы проверим твою память. Я назову тебе слова, ты прослушаешь их, а потом повторишь, сколько сможешь, в любом порядке». (б): «Сейчас я снова назову те же самые слова, ты их послушаешь и повторишь – и те, которые уже называл, и те которые запомнишь сейчас. Называть слова можешь в любом порядке». Затем опыт снова повторяется, 3,4 и 5 раз, но уже без каких-либо инструкций. Экспериментатор просто говорит: "Еще раз". После пятикратного повторения слов, спустя 50-60 минут, снова спрашивает у исследуемого эти слова (без напоминания). В результате опыта смотри Протокол А.

Ход выполнения: проведение методики нуждается в соответствующей обстановке. В комнате не должно быть посторонних разговоров. (а) Испытуемому предлагают запомнить 10 слов. По окончанию зачитывания фиксируют запомненные испытуемым слова в протоколе. После чего зачитывают инструкцию. (б) После фиксации данных в протоколе опыт повторяется без инструкций. Таким образом, на каждом этапе исследования заполняется протокол. Под каждым воспроизведенным словом в строчке, которая соответствует номеру попытки, ставится крестик. Если испытуемый называет «лишнее» слово, оно фиксируется соответствующей графе. После окончания повторения слов, экспериментатор говорит испытуемому: «Через час Вы эти же слова назовете мне еще раз». Спустя час испытуемый по просьбе исследователя, воспроизводит без предварительного зачитывания запомнившиеся слова, которые фиксируются в протоколе кружочками.

Обработка и интерпретация результатов: По полученному протоколу составляется график, кривая запоминания. По форме кривой можно делать выводы относительно особенностей запоминания. Так, у здоровых детей с каждым воспроизведением количество правильно названных слов увеличивается, ослабленные дети воспроизводят меньшее количество, могут демонстрировать застревание на лишних словах. «Кривая запоминания» может указывать и на ослабление активного внимания, и на выраженную утомляемость. Так, например, иногда ребенок ко второму разу воспроизводит 8 или 9 слов, а при последующих пробах припоминают все меньшее и меньшее количество слов. В жизни такой ученик обычно страдает забывчивостью и рассеянностью. В основе такой забывчивости лежит преходящая астения, истощаемость внимания. Кривая в таких случаях не обязательно резко падает вниз, иногда она принимает зигзагообразный характер, свидетельствующий о неустойчивости внимания, о его колебаниях.

В отдельных, сравнительно редких, случаях дети воспроизводят  от раза к разу одинаковое количество одних и тех же слов, т. е. кривая имеет форму «плато». Такая стабилизация свидетельствует об эмоциональной вялости, отсутствии заинтересованности в том, чтобы запомнить побольше. Кривая типа низко расположенного «плато» наблюдается при слабоумии с апатией (при паралитических синдромах).

Вывод: Анализируя результаты исследования определяется объем механической памяти мы выявили средний уровень, 5-7 запоминаний, что вызывается непринятием инструкции.  Средний уровень кратковременного запоминания может быть повышен благодаря систематической тренировке памяти по специальным программам мнемотехники.

Протокол А

1

2

3

4

5

1

Гриб

Лес

Стул

Лес

Окно 

2

Огонь

Вода

Гриб

Вода

+

3

+

+

+

Огонь

Гриб

4

Лес

+

Лес

+

Конь 

5

+

Гриб

+

Хлеб

Вода

6

Вода

+

Огонь

Гриб

+

7

Хлеб

Огонь

Вода

Стул

Стул

8

Лес

+

+

+

Конь 

9

Стул

Мед

Окно 

+

+

10

+

Огонь

+

Гриб

Хлеб


 

График частоты запоминания  слов

 

 

 

 

Литература.

1. Обухова Л.Ф.  Детская возрастная психология. Учебник. М Российское педагогическое агенство, 1996 374 с.

2. Психологическая готовность  к школьному обучению. Психология Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М.Прихожан Под ред. И.В. Дубровиной М Изд. центр Академия, 1999 – 464 с.

3. Солдатова Е.Л Лаврова  Г.Н. Психология развития и  возрастная психология. Онтогенез  и дизонтогенез Серия Высшее  образование

   

 


Информация о работе Психологическая готовность детей к обучению в школе