Психологическая готовность к школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2014 в 15:29, курсовая работа

Краткое описание

Составными компонентами психологической готовности являются интеллектуальная, личностная и волевая готовность.
Цель исследования: исследование психологической готовности детей дошкольников к обучению в школе

Содержание

Введение...............................................................................................................3
1. Психолого-педагогические проблемы готовности ребенка к школьному обучению......................................................................................................5
2. Общая психологическая характеристика детей, поступающих в школу.........14
3. Адаптация ребенка к школе............................................................................ 20
Заключение .....................................................................................................................26
Глоссарий........................................................................................................................27
Список использованных источников...........................................................................28
Приложения......................................................................................................................

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 193.50 Кб (Скачать файл)

учебной, трудовой, художественной, бытовой) и соответственно посещение

воспитателями школы с последующим анализом, обсуждением, обменом опытом. Социально-психологические характеристики на каждого ребенка и группу в целом, составленные воспитателем старшей группы и переданные им учителям начальных

классов, -  еще один важный путь углубления этой преемственности.

3. Установление связи детского сада и школы может идти и по линии развития контактов воспитанников детского сада с учащимися школ. Здесь

шефство над детским садом, совместное проведение воспитательных мероприятий

(например, «книжкины именины», цирк, праздник «проводы зимы» и  др.); посещение дошкольниками торжественной церемонии встречи первоклассников, просмотр кинофильмов о школе, встречи с учащимися, бывшими воспитанниками детского сада, организация и проведение совместных трудовых дел, кружков.

Сейчас, когда у учителей имеется потребность в знаниях психологии личности и

деятельности шестилетних детей, думается, что работники школы найдут и другие

пути обеспечения преемственности и совместной работы школы и детского сада с

детьми данного возраста.

Таким образом, для успешной организации работы с детьми старшего дошкольного возраста по подготовке их к школе необходимо учитывать следующие рекомендации:

-  формирование психологической готовности к школепредполагает сочетание игровой, продуктивной, учебной и других видов деятельности;

- для достижения эффективности в обучении шестилеток

необходимо формирование положительного, эмоционального отношения к знаниям;

- руководство деятельностью детей шестилетнего возраста

следует осуществлять, широко используя (особенно в I полугодии) методы

дошкольного воспитания с частичным применением школьных методов;

- в педагогической работе в первом классе необходимо соблюдение преемственности не только в методах работы, но и в стилях педагогического общения;

- необходимо соблюдение преемственности дошкольных и школьных методов работы и при формировании коллектива детей первых классов и

организации их межличностного общения;

- использовать большие воспитательные возможности совместной деятельности;

- формировать способности к ролевому и личностному общению

как важному условию в подготовке смены ведущей деятельности;

-  при формировании психологической готовности к школе

необходимо учитывать индивидуально-психологические особенности, которые

проявляются в уровне обучаемости, в темпе усвоения знаний, отношение к

интеллектуальной деятельности, особенностях эмоций и волевой регуляции

собственного поведения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

  1. Появление положительной мотивации может появиться лишь в результате стабильного успеха в новой деятельности, которую необходимо формировать специально по такой программе, которая построена с учетом принципа опоры на зону ближайшего развития. Начала обучения имеет значение весь комплекс факторов, определяющих уровень развития ребенка, при котором требования систематического обучения не будут чрезмерными и не приведут к нарушению здоровья. У детей не подготовленных к систематическому обучению труднее и дольше проходит процесс адаптации к школе, у них гораздо чаще проявляются различные трудности обучения, среди них значительно больше неуспевающих, и не только в первом классе.
  2. Психологам детских садов и школ необходимо сотрудничать с родителями и вести просветительскую работу, которая раскрывает все стороны понятия "Готовность к школе". Существующие методики диагностики классифицируют преимущественно внешние проявления и отдельные симптомы без учета индивидуального развития ребенка, его здоровья, функционального состояния и т.п. Почти никогда не выделяется глубинная (первичная) причина, не разделяются первичные и вторичные дефициты развития, основное внимание уделяется симптомам. Обязательно, также, сотрудничество школьного и дошкольного психологов (как и садов и школ в целом).
  3. Воспитателям необходимо уделять больше внимания подготовки к школе, обеспечивать мотивационную готовность и формировать эмоционально положительное отношение к школе. Сформировать представление о школе можно посредством рассказа (об уроке, учителе, учениках), экскурсии в школы, экскурсии в класс, сюжетно-ролевой игре " Мы в школе", рисунках о школе, проведением досуга совместно с первоклассниками.
  4. Психологам детских садов и школ необходимо сотрудничать с родителями и вести просветительскую работу, которая раскрывает все стороны понятия "Готовность к школе".

Глоссарий

№ п/п

Понятие

Определение

1

 

Готовность

к школьному

обучению

совокупность морфо – физиологических особенностей ребенка старшего дошкольного возраста, обеспечивающая успешный переход к систематическому, организованному школьному обучению.

2

Личность

человек как субъект отношений и сознательной деятельности; устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена общества или общности.

3

Социальная   роль

Социальная роль  модель поведения человека, объективно заданная социальной позицией личности в системе социальных, общественных и личных отношений

4

Кризис

процесс острого проявления социальных противоречий.

5

Наглядно-

образное

мышление

вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы.

6

Мотив

внутренний побудитель деятельности, придающий ей личностный смысл, потребность в самовыражении и самореализации.

7

Диагностика

система методов и процедур, включающая непосредственное выявление и оценку психологических особенностей личности и группы.

8

Развитие

непрерывный процесс самодвижения, характеризующийся непрестанным возникновением и образованием нового.

9

Объект

исследования

носитель проблемной ситуации, конкретная сфера деятельности субъекта, включенная в процесс научного познания.

10

Самооценка

оценка самого себя, своих достоинств и недостатков.


 

Список использованных источников

1.

Большой психологический словарь [Текст] / под редакцией Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – М.: Прайм-Еврознак. – 2003. – 672 с.

2

Психологический словарь [Текст] / под редакцией П.С. Гуревича. – М.: Владос. – 2007. – 800 с.

3

Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. – СПб.: Питер, серия «Мастера психологии». – 2008. – 276 с.

4

Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе: Руководство практического психолога [Текст] / Н.И. Гуткина. – М.: Академический проспект. – 2000. – 312 с.

5

Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений [Текст] / И.Ю Кулагина. – М.: ТЦ Сфера. – 2001. – 464 с.

6

Ратанова Т.А., Шляхта Н.Ф. Психодиагностические методы изучения личности. Учебное пособие. – М.: Флинта, 2000.-34

7

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубиншьейн. – СПб.: Питер. – 2000. – 255 с.

8

Российская педагогическая энциклопедия – http: // www.otrok.ru

 

9

Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников. М., 2003=55

10

Турчин А.С. Педагогическая психология. – Иваново, 2000.-90с


 

Приложения

А


 

 


 



Информация о работе Психологическая готовность к школе