Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2014 в 15:29, курсовая работа
Составными компонентами психологической готовности являются интеллектуальная, личностная и волевая готовность.
Цель исследования: исследование психологической готовности детей дошкольников к обучению в школе
Введение...............................................................................................................3
1. Психолого-педагогические проблемы готовности ребенка к школьному обучению......................................................................................................5
2. Общая психологическая характеристика детей, поступающих в школу.........14
3. Адаптация ребенка к школе............................................................................ 20
Заключение .....................................................................................................................26
Глоссарий........................................................................................................................27
Список использованных источников...........................................................................28
Приложения......................................................................................................................
учебной, трудовой, художественной, бытовой) и соответственно посещение
воспитателями школы с последующим анализом, обсуждением, обменом опытом. Социально-психологические характеристики на каждого ребенка и группу в целом, составленные воспитателем старшей группы и переданные им учителям начальных
классов, - еще один важный путь углубления этой преемственности.
3. Установление связи детского сада и школы может идти и по линии развития контактов воспитанников детского сада с учащимися школ. Здесь
шефство над детским садом, совместное проведение воспитательных мероприятий
(например, «книжкины именины», цирк, праздник «проводы зимы» и др.); посещение дошкольниками торжественной церемонии встречи первоклассников, просмотр кинофильмов о школе, встречи с учащимися, бывшими воспитанниками детского сада, организация и проведение совместных трудовых дел, кружков.
Сейчас, когда у учителей имеется потребность в знаниях психологии личности и
деятельности шестилетних детей, думается, что работники школы найдут и другие
пути обеспечения преемственности и совместной работы школы и детского сада с
детьми данного возраста.
Таким образом, для успешной организации работы с детьми старшего дошкольного возраста по подготовке их к школе необходимо учитывать следующие рекомендации:
- формирование психологической готовности к школепредполагает сочетание игровой, продуктивной, учебной и других видов деятельности;
- для достижения эффективности в обучении шестилеток
необходимо формирование положительного, эмоционального отношения к знаниям;
- руководство деятельностью детей шестилетнего возраста
следует осуществлять, широко используя (особенно в I полугодии) методы
дошкольного воспитания с частичным применением школьных методов;
- в педагогической работе в первом классе необходимо соблюдение преемственности не только в методах работы, но и в стилях педагогического общения;
- необходимо соблюдение преемственности дошкольных и школьных методов работы и при формировании коллектива детей первых классов и
организации их межличностного общения;
- использовать большие воспитательные возможности совместной деятельности;
- формировать способности к ролевому и личностному общению
как важному условию в подготовке смены ведущей деятельности;
- при формировании психологической готовности к школе
необходимо учитывать индивидуально-психологические особенности, которые
проявляются в уровне обучаемости, в темпе усвоения знаний, отношение к
интеллектуальной деятельности, особенностях эмоций и волевой регуляции
собственного поведения.
Заключение
№ п/п |
Понятие |
Определение |
1 |
Готовность к школьному обучению |
совокупность морфо – физиологических особенностей ребенка старшего дошкольного возраста, обеспечивающая успешный переход к систематическому, организованному школьному обучению. |
2 |
Личность |
человек как субъект отношений и сознательной деятельности; устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена общества или общности. |
3 |
Социальная роль |
Социальная роль модель поведения человека, объективно заданная социальной позицией личности в системе социальных, общественных и личных отношений |
4 |
Кризис |
процесс острого проявления социальных противоречий. |
5 |
Наглядно- образное мышление |
вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы. |
6 |
Мотив |
внутренний побудитель деятельности, придающий ей личностный смысл, потребность в самовыражении и самореализации. |
7 |
Диагностика |
система методов и процедур, включающая непосредственное выявление и оценку психологических особенностей личности и группы. |
8 |
Развитие |
непрерывный процесс самодвижения, характеризующийся непрестанным возникновением и образованием нового. |
9 |
Объект исследования |
носитель проблемной ситуации, конкретная сфера деятельности субъекта, включенная в процесс научного познания. |
10 |
Самооценка |
оценка самого себя, своих достоинств и недостатков. |
1. |
Большой психологический словарь [Текст] / под редакцией Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – М.: Прайм-Еврознак. – 2003. – 672 с. |
2 |
Психологический словарь [Текст] / под редакцией П.С. Гуревича. – М.: Владос. – 2007. – 800 с. |
3 |
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. – СПб.: Питер, серия «Мастера психологии». – 2008. – 276 с. |
4 |
Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе: Руководство практического психолога [Текст] / Н.И. Гуткина. – М.: Академический проспект. – 2000. – 312 с. |
5 |
Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений [Текст] / И.Ю Кулагина. – М.: ТЦ Сфера. – 2001. – 464 с. |
6 |
Ратанова Т.А., Шляхта Н.Ф. Психодиагностические методы изучения личности. Учебное пособие. – М.: Флинта, 2000.-34 |
7 |
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубиншьейн. – СПб.: Питер. – 2000. – 255 с. |
8 |
Российская педагогическая энциклопедия – http: // www.otrok.ru
|
9 |
Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников. М., 2003=55 |
10 |
Турчин А.С. Педагогическая психология. – Иваново, 2000.-90с |
А |
|