Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2014 в 16:23, реферат
Под психологической подготовкой следует понимать совокупность психолого-педагогических мероприятий и соответствующих условий спортив¬ной деятельности и жизни спортсменов, направленных на формирование у них таких психических функций, процессов, состояний и свойств личности, которые обеспечивают успешное решение задач тренировки и уча¬стия в соревнованиях.
Психологическую подготовку принято делить на общую и специальную.
— недостаточная точность двигательных дифференциаций компенсируется вниманием, быстротой двигательных реакций, чувством времени и др.
В психической подготовке должны оптимально сочетаться задачи совершенствования специализированных умений и выделения индивидуальных особенностей спортсменов с целью наиболее полного воплощения их способностей, психических и физических качеств в соревновательной деятельности.
Задача психической подготовки спортсменов в этом направлении заключается в выработке толерантности к эмоциональному, стрессу, вызываемому соревновательной напряженностью. С этой целью в тренировочном процессе следует использовать воздействия стрессового характера, соответствующие сложным и /неожиданным ситуациям, создавшимся в условиях соревнований, и Ч избирательно влиять на усиление той или иной мотивационной альтернативы соревновательной деятельности.
В психической подготовке спортсменов в тренировочных условиях могут применяться следующие воздействия стрессового характера: сбивающие факторы, факторы затруднения деятельности анализаторов, лимита и дефицита пространства и времени действий, ограничения или искажения информации, выполнения действий на фоне утомления.
Сбивающие факторы. Решение двигательных задач па фоне внезапных различных световых и звуковых эффектов, музыкального сопровождения, неадекватного по ритму выполняемым движениям, отвлеченных вопросов и др.
I Затруднение деятельности ведущих анализаторов. Выполнение приемов и действий с ограничением зрительной и кинестетической информации о параметрах выполняемых движений; использование, перчаток (метания, баскетбол, гандбол н т. д.), очков с ограничением центрального или периферического зрения (фехтование, спортивные игры), действия на непривычном покрытии и др.
Лимит и дефицит пространства и времени. Выполнение тренировочных заданий на уменьшенных спортивных площадках (волейбол, хоккей, теннис и др.), ограничение поля боя (фехтование), ковра и ринга (бокс, борьба); ограничение или укорочение времени на выполнение тех или иных действий и др.
Ограничение или искажение информации. Для успешной деятельности в условиях спортивного поединка спортсмен должен постоянно воспринимать и перерабатывать информацию о технико-тактических замыслах и действиях соперника, эффективности своих действий и действий партнеров по команде, адекватности временных и пространственных взаимодействий и т. д. Ограничение или искажение указанной информации применением специальных методических приемов (встречи с незнакомыми соперниками, их частая смена, неадекватность действия партнеров и др.) вызывает информационный дефицит, который и обеспечивает создание стрессовой ситуации..
Утомление. Совершенствование техники и тактики действий на фоне преодолеваемого или явного утомления (физического или эмоционального)