Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2015 в 03:18, контрольная работа
В сложившейся экономической ситуации одна из наиболее актуальных проблем экономического статуса трудоспособного населения - безработица. Люди, потерявшие работу, утратившие свой социальный статус, столкнувшиеся с последствиями безработицы, подвергаются обширному стрессовому воздействию, поэтому для их гармоничного развития необходимо полноценное использование способностей, творческого потенциала, склонностей при сохранении психического и психологического здоровья. Кто-то может самостоятельно справиться со своим психо-эмоциональным состоянием в сложный период потери работы, а кому-то потребуется помощь.
Введение…………………………………………………………………………...2
1. Понятие психологической поддержки безработных…………………..……3
2. Понятие безработицы……………………………………………….…….…..8
3. Консультационная и коррекционная помощь безработному……………..15
Заключение……………………………………………………………………….16
Список использованных источников………
3. Консультационная и коррекционная помощь безработному
В рамках оказания психологической помощи безработным и гражданам, ищущим работу, в центрах занятости населения организуются следующие направления работы.
1. Консультационная деятельность:
- индивидуальные консультации по вопросам личностных переживаний клиента, связанных с потерей работы, трудностями трудоустройства и т. д.;
- групповые консультации для клиентов со схожими психологическими проблемами.
2. Коррекционная деятельность:
- организация и проведение специализированных тренингов, деловых игр для безработных граждан и ищущих работу (тренинги общения, тренинги личностного роста и т. д.);
- реализация обучающих коррекционных курсов и программ, направленных на преодоление негативных состояний у безработных и на выработку умений и навыков, необходимых для поиска работы.
Консультирование – это направление практической деятельности психолога, ориентированное на решение психологических проблем клиента, где основным средством воздействия является определенным образом построенная беседа.
В процессе консультирования консультант, как правило, поэтапно решает следующие задачи:
1) помогает клиенту сориентироваться в собственных проблемах, найти направление, в котором следует искать выход из затруднительной ситуации;
2) актуализирует личностные ресурсы и способности клиента, способствующие нахождению новых возможностей решения проблемы.
Соответственно консультативная беседа имеет два аспекта: диагностический и психокоррекционных (или психотерапевтический). Для решения диагностической задачи консультанту нужно осуществить всесторонний анализ необходимой информации о клиенте и переживаемой им ситуации и определить истинные проблемы, заставившие клиента обратиться за помощью.
Коррекционая (или психотерапевтическая) задача – это оказание психологической помощи человеку с использованием специальных методов, приемов и техник. Она включает психологическую поддержку, оптимизацию психического состояния и актуализацию собственных ресурсов клиента. Эффективность решения этих задач будет намного выше, есликоррекционная работа опирается на результаты решения диагностической задачи, помогающей установить оптимальные формы помощи, адекватной именно для этого случая.
Консультационная практика опирается на ряд общих принципов.
1. Доброжелательность и безоценочное отношение к клиенту.
Доброжелательность реализуется во внимательном и чутком отношении к клиенту. Безоценочность не означает равнодушное отношение, оно предполагает нейтралитет и спокойное отношение к сообщаемым фактам.
2. Ориентация на нормы и ценности клиента.
Во время консультации психолог должен ориентироваться на те жизненные принципы и идеалы, носителем которых является клиент. Критическое отношение консультанта к жизненным ценностям клиента, даже если они находятся в некотором несоответствии с социально принятыми нормами и правилами, противоречит главной цели психоконсультирования – оказанию психологической помощи клиенту и ведет к возникновению барьеров в общении в процессе консультирования. Невозможность вести себя естественно и искренне приводит к искажению и ограничению информации, которую клиент считает возможным сообщить психологу. В свою очередь, это делает невозможным адекватное психологическое воздействие на клиента. Принимая ценности клиента, психолог не только создает возможность полноценного всестороннего обсуждения и анализа проблемы, которую переживает клиент, но и получает доступ к самим этим жизненным ценностям, а также возможность их обсуждения, если они являются препятствием на пути нормального функционирования человека.
3. Запрет давать советы.
Данный принцип основан на следующих посылках.
Во-первых, нет и не может существовать «универсального» опыта, который был бы применим для всех и во всех ситуациях, поэтому невозможно дать человеку совет, гарантирующий ему успех в решении его проблемы.
Во-вторых, давая совет, психолог принимает на себя ответственность за происходящее. С одной стороны, это не соответствует целям развития личности клиента и выработки у него адекватного отношения к действительности. С другой стороны, любые неудачи в реализации совета могут быть объяснены неэффективностью оказанной психологической помощи, что дискредитирует как возможности консультанта, как профессионала, так и психологической помощи в целом.
В-третьих, советы, данные психологом, освобождают клиента от глубокого анализа своей проблемы, мешают пониманию клиентом своей роли в происходящих с ним событиях, не способствуют активности и включенности клиента в процесс консультирования, принятию им ответственности за происходящее.
4. Уважение к личности, анонимность и конфиденциальность.
Человек
имеет право на анонимность обращения
и не разглашение его сокровенных мыслей.
Уважение к личности человека следует
соблюдать беспрекословно, независимо
от возраста, национальности, вероисповедани
5. Разграничение личных и профессиональных отношений.
При несоблюдении этого принципа может возникнуть проблема попадания в зависимость от клиента. Соблюдение этого принципа обусловлено следующими моментами. Во-первых, действие механизма психологического переноса – то есть склонность клиента переносить на психолога и отношения с ним свои отношения, проблемы и конфликты со значимыми людьми. Во-вторых, действие контрпереноса – то есть склонность психолога проецировать свои отношения со значимыми людьми и основные внутренние проблемы и конфликты на отношения с клиентом. Это мешает консультанту сохранять объективную позицию.
Для проведения индивидуальных и групповых консультаций служба занятости населения должна располагать отдельными помещениями. На практике это условия бывает сложно осуществить, и все виды психологической работы с безработными и ищущими работу нередко проводятся в кабинете, имеющем иные функциональные назначения.
В идеале, к помещению, где осуществляется психологическое консультирование и коррекция, предъявляют ряд требований.
1. Надежная изолированность пространства, в котором проходит встреча с клиентом или группой клиентов. Для соблюдения принципа конфиденциальности необходимо добиться максимальной звуконепроницаемости, беседу консультанта с клиентом не должны слышать посторонние. Клиент, особенно при первых встречах, находится в состоянии повышенной тревожности, и для его успокоения и создания основы для эффективного контакта необходимо не допускать проникновение внешних шумов в консультационную комнату. Следует запретить посторонним входить в комнату во время консультации и прерывать ее ход. Обычно для этого на дверь вешают специальную табличку с предупреждением.
2. Комната должна быть небольшая, но достаточно просторная для передвижения. Желательно, чтобы стены были окрашены в спокойные тона (предпочтение отдается цветам зелено-голубой и песочно-серой гаммы). В кабинете также можно повесить одну-две картины с нейтральным сюжетом, пол лучше выстелить ковровым покрытием или ковром.
3. Интерьер кабинета должен вызывать у посетителей положительные эмоции, оказывать благоприятное воздействие на организм человека. В обстановку консультационной комнаты входит стол и несколько стульев или кресел с подлокотниками, а также кушетка или диван для проведения релаксации. Целесообразно включить в интерьер кабинета комнатные растения, которые не только оформляют помещение, но и создают хороший микроклимат. Желателен кондиционер. Также нужно предусмотреть возможность регулировать освещение в комнате. Комната должна иметь естественное освещение и жалюзи или шторы на окнах.
Информация о проведении индивидуальных и групповых консультаций вывешивается на информационных стендах в центрах службы занятости населения. Клиенты могут направляться к психологу-консультанту другими специалистами службы занятости, либо записываются на консультацию по собственному желанию.
Заключение
Безработица - это всегда трагедия для
тех, кто не имеет работы и не может получить
законный источник существования. Ее последствия
выходят за рамки материального достатка.
Длительная бездеятельность ведет к потере
квалификации, что окончательно убивает
надежду найти работу по специальности.
Потеря источника существования и жалкое
существование приводят к упадку моральных
устоев, потере самоуважения, распаду
семьи и т.д. Исследователи находят прямую
связь между ростом самоубийств, убийств,
психических заболеваний, смертности
от сердечно-сосудистых заболеваний и
высоким уровнем безработицы. Психологическое
консультирование безработных использует
сочетание методов беседы, тестирования
и социально-психологического тренинга.
Используемое сочетание способствует
улучшению психологического, физического
и духовного самочувствия безработного.
Беспомощность и какое-то примирение с
ситуацией, в которой оказался человек.
Это уже тяжёлое психологическое состояние.
Затем возникает состояние апатии, которое
возрастает с каждым месяцем. Человек
прекращает попытки изменить своё положение,
привыкает к состоянию бездеятельности.
Иногда люди даже боятся искать для себя
работу, т.к. очень часто испытывали неудачу
в поиске работы. Страхи, неуверенность,
депрессии, различные эмоционально-психологические
расстройства часто являются результатом
проблем, связанных с поиском работы. Человеку
часто очень тяжело войти в новое русло
и адаптироваться на рынке труда. Для этого
и существует квалифицированная псхологическ
Список использованных источников:
1. Алейникова Т.В. Возрастная психофизиология / Т.В Алейникова. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2000. – 468 с.
2. Бреева Е. Б. Программа социальной работы с безработными и их семьями / Е. Б Бреева. – М. : Центр общечеловеческих ценностей, 1994. – 362 с.
3. Власов В. Новый порядок регистрации безработных/ В. Власов // Занятость. / - 1998. - №1. – с. 25-27.
4. Гамидуллаев Б.Н. Самоуправление: потенциал личности / Б.Н Гамидуллаев. - Ростов на – Дону. : Эксмо, 2006. – 254 с.
5. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология: Учебное пособие / В.Н Дружинин. - М. : ИНФРА,1997. – 586 с.
6. Козлов Н.И. Формула личности / Н.И Козлов. – СПб. : Владос,1999. – 384 с.
7. Старовойтова Л.И., Золотарева Т.Ф. Занятость населения и ее регулирование / Л.И Старовойтова, Т.Ф Золотарева. – М. : Академия, 2001. - 624 с.