МЕББМ «ҚАЗАҚСТАН-
НУО «КАЗАХСТАНСКО-
РЕСЕЙ МЕДИЦИНАЛЫҚ
РОССИЙСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТІ»
УНИВЕРСИТЕТ»
СРСП
Тема: Психологическая структура
личности
Вид работы: реферат
Выполнил: студент Куракбай
Айбек
Курс: 1
Факультет: общая медицина
Группа: 113-Б
Проверила: Васильева Ш.Ж.
Алматы 2014
Введение
В нашей обыденной жизни мы
достаточно широко используем слова “психология”,
“психолог”, “психологический” и им
родственные, не всегда задумываясь над
их содержанием. Не всякий задумывается
об этом, и с этим трудно не согласиться.
А между тем, можно значительно «облегчить»
жизнь себе и другим окружающим людям,
поняв и усвоив некоторые теоретические
давно установленные истины психологии,
которые помогут разобраться в причинах
того или иного своего состояния.
Само слово “психология”, возникшее
в XVIII веке (его создателем был знаменитый
немецкий ученый, учитель М. В. Ломоносова
Христиан Вольф) в собственном смысле
означает “учение о душе”. Понятие “душа”
в науке теперь используется сравнительно
редко; более научным считается понятие
“психика”. Таким образом, в строгом смысле
слова психология
понимается как наука о психике, а
психолог – это человек, профессионально
занимающийся этой наукой в теоретическом
и практическом плане, в том числе используя
ее достижения, осуществляя разнообразную
помощь людям.
Несколько слов об особенностях
психологии как науки. Это наука о самом
сложном, что пока известно человечеству.
Ведь психика – это “свойство высокоорганизованной
материи”. Если же иметь в виду психику
человека, то к словам “высокоорганизованная
материя” нужно прибавить слово “самая”:
ведь мозг человека – это самая высокоорганизованная
материя, известная нам.
Истории исследования в области
психологии личности уже более ста лет.
Более ста лет ученые ищут ответы на вопросы
о природе личности, внутреннем мире человека,
о факторах, определяющих развитие личности
и поведение человека, его отдельные поступки
и жизненный путь в целом. Этот поиск имеет
отнюдь не только теоретическую ценность.
С самого начала изучение личности было
теснейшим образом связано с необходимостью
решения практических задач.
Психология без практики лишена
своего главного смысла и цели – познания
и служения человеку. Практическая ориентация,
однако, не только не уменьшает значимость
развития психологической теории, но,
напротив, усиливает ее: представление
о том, что для успешной практической работы
необходимо, прежде всего, овладение рядом
практических навыков и накопление опыта,
а теоретическое образование играет скорее
второстепенную роль, в корне неверно.
Так, в западной психологии именно интенсивное
развитие практики вызвало к жизни вопросы,
которые относятся к общим проблемам психологии
личности. В частности, дискуссионным
остается вопрос о ведущем начале в развитии
личности: рассматривать ли его, как предлагают
многие представители гуманистического
направления в психологии, как постепенное
разворачивание заложенного в человеке
потенциала, который толкает человека
на самореализацию, или же процесс развития
определяется чередой жизненных выборов
самого человека.
Что же такое личность?
Для более глубокого понимания
сути рассматриваемой в контрольной работе
темы выясним, что же такое «личность».
Рассмотрим некоторые определения понятия «личности»:
“Личность
- это человек, взятый в системе таких его
психологических характеристик, которые
социально обусловлены, проявляются в
общественных по природе связях и отношениях,
являются устойчивыми, определяют нравственные
поступки человека, имеющие существенное
значение для него самого и окружающих.”
(Лавриненко В.Н. Психология и этика делового
общения. Учебник. - М.: ЮНИТИ, 2001, с.64-87)
“Личность
- многомерная и многоуровневая система
психологических характеристик, которые
обеспечивают индивидуальное своеобразие,
временную и ситуативную устойчивость
поведения человека.” (Дружинин В.Н. Психология.
Учебник для технических вузов. - СПб.:
Питер, 2000, с.263).
“Личностью
в психологии обозначается системное
социальное качество, приобретаемое индивидом
в предметной деятельности и общении и
характеризующее уровень и качество представленности
общественных отношений в индивиде.”
(Петровский А.В. Общая психология. - М.:
Просвещение, 1986).
“Личность
- это такая система психических регуляторов,
которая обеспечивает ориентировку и
поведение человека в надситуативных
целостностях социальной среды (таких,
как идеалы, мораль, истина и подобные
всечеловеческие ценности).” (Климов Е.А.
Основы психологии. Учебник для студентов
высших учебных заведений непсихологических
специальностей. - М.: ЮНИТИ, 1997).
“Под личностью
психология понимает конкретного человека
с его неповторимыми морфофизиологическими
качествами (рост, телосложение и т.д.),
наделённого своей психической организацией
и занимающегося какой-нибудь деятельностью.”
(Васильев И.С., Агафонов А.В. Психология
и педагогика. Курс лекций для студентов
всех специальностей. - М.: МГТУ ГА,1999).
"Личность
- это человек, взятый в системе таких его
психологических характеристик, которые
социально обусловлены, проявляются в
общественных по природе связях и отношениях,
являются устойчивыми, определяют нравственные
поступки человека, имеющие существенное
значение для него самого и окружающих.”
(Немов Р.С. Общие основы психологии. В
2 книгах. Книга 1. - М: Просвещение, ВЛАДОС,
1994)
Сложно выбрать однозначно
верное во всех отношениях определение
такого сложного и многогранного понятия,
как «личность». Но всё же однозначно можно
утверждать, что все из всех определений
теоретиков психологии можно выделить
нечто общее и свести к одному определению:
Чаще всего под «личностью»
понимают человека в совокупности его
социальных и жизненно важных качеств,
приобретенных им в процессе социального
развития - под личностью психология понимает
конкретного человека с его неповторимыми
морфофизиологическими качествами (рост,
телосложение и т.д.), наделенного своей
психической организацией и занимающегося
какой-нибудь деятельностью.
Личность выступает объектом
целого ряда наук и, являясь сложным, многогранным
социальным явлением, требует к себе комплексного
междисциплинарного подхода (философско-социологического,
социально-психологического и т.п.). Психология
изучает человека с точки зрения его психической,
духовной жизнедеятельности.
В широком плане личность человека
является интегральной целостностью биогенных,
социогенных и психогенных элементов.
Биологическая основа личности
охватывает нервную систему, систему желез,
процессы обмена веществ (голод, жажда,
половой импульс) половые различия, анатомические
особенности, процессы созревания и развития
организма.
Социальное “измерение” личности
обусловливается влиянием культуры и
структуры общностей, в которых человек
был воспитан и в которых он участвует.
Важнейшими социогенными слагаемыми
личности являются социальные роли, выполняемые
ею в различных общностях (семье, школе,
группе ровесников), а также субъективное
“Я”, то есть созданное под влиянием воздействия
других представление о собственной особе,
и отраженное “Я”, то есть комплекс представлений
о себе, созданных из представлений других
людей о нас самих.
Таким образом, понятие «личность»
характеризует особенности развития человека
как социального существа.
Психологическая
структура личности
"Структура – совокупность
устойчивых связей между множеством
компонент объекта, обеспечивающих
его целостность и самотождественность.
Представление о структуре предполагает
рассмотрение объекта как системы...".(Словарь
практического психолога)
Проблема структуры личности
в психологии еще более запутана, чем само
понятие "личность". В рамках данной
работы невозможно охватить все теории
о психологической структуре личности.
Все они основаны на тех или иных разнящихся
между собой взглядах отечественных и
зарубежных психологов. Выделить среди
них что-то общее и обобщить все теории
я не считаю возможным.
В связи со сказанным хотелось
бы процитировать авторов известного
во всем мире современного учебника по
психологии личности Л. Хьелла и Д. Зиглера:
«…чтобы не потерять своей научной значимости,
теории личности должны корректироваться
по мере сбора новых эмпирических данных»
(Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности.).
В настоящее время, с учетом
современных данных психологии личности,
нейропсихологии, нейрофизиологии и психогенетики
крайне актуальным является построение
целостной биопсихологической, природно-культурной
модели личности. В такой модели должны
объединяться как функциональные, так
и структурно-материальные характеристики
психики и личности.
Психологическими элементами
структуры личности являются ее психологические
свойства и особенности. Их очень много.
Некоторые из них можно отобразить в подструктуре.
На земле нет двух одинаковых личностей,
каждая личность имеет свою структуру.
Однако есть много общего, что позволяет
выделить структуру личности вообще, которая
состоит из четырех сторон:
Блок психических
явлений (мотивационный) — направленность (устойчивая система мотивов):
влечения - одна из форм направленности личности, выражающаяся в недостаточно полно осознанном стремлении к достижению чего-либо, нередко в основе влечения лежат биологические потребности.
желания - переживание, одна из форм проявления направленности личности, характеризующаяся стремлением личности к достижению какой-то цели, но порой — недостаточной осознанностью причин такого стремления.
интересы - одна из форм направленности личности, заключающаяся в ее направленной познавательной активности, окрашенной положительными эмоциями и вниманием к объекту. Интерес личности обычно является социально обусловленным.
идеалы - образ, являющийся воплощением совершенства, образец, высшая цель стремлений человека.
мировоззрение - система взглядов на мир в целом, на отношение человека к обществу, природе, самому себе; основная форма направленности личности.
убеждения - форма направленности личности, выражающаяся в глубоко осмысленной потребности действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями, органически сливающейся с чувствами и волей человека и получившей для него личностный смысл. Система убеждений человека отражает его мировоззрение.
потребности - объективная испытываемая субъектом нужда в чем-то, которая отражается и субъективно, являющаяся источником активности, развития личности, социальной общности. Между объективной нуждой и ее субъективным отражением нередки противоречия, которые существенно влияют на развитие личности.
Опыт личности — обретение человеком общественного опыта (социализация). Этот опыт включает необходимые для его жизнедеятельности знания, умения, навыки:
знания — система научных понятий о закономерностях природы, общества, становления и развития человека и его сознания;
умения — способность человека на основе знаний и навыков продуктивно, качественно и своевременно выполнять работу в новых условиях;
навыки — автоматизированные компоненты целенаправленной сознательной деятельности;
Блок регулирования
поведения личности (система самоконтроля) включает формы психических познавательных процессов, в частности:
ощущения - это простейший из психических процессов, с помощью которого мы получаем информацию об окружающем мире. Они возникают в рецепторах — особо чувствительных нервных клетках человеческого тела, при этом рецепторы каждого вида отвечают за чувствительность к определенным раздражителям.
восприятие - психический процесс отражения предметов и явлений в действительности в совокупности их различных свойств и частей, связанный с пониманием целостности отражаемого. Возникает в результате непосредственного воздействия физических раздражителей на рецепторные поверхности анализаторов.
внимание - психический познавательный процесс, заключающийся в преимущественной устремленности сознания человека на определенный объект или явление, в результате чего они отражаются полнее, отчетливее, глубже.
память - психофизиологический процесс, выполняющий функции закрепления, сохранения и воспроизведения прошлого опыта. Обеспечивает накопление впечатлений об окружающем мире, служит основой приобретения знаний, навыков и умений и их последующего использования.
наблюдательность - качество личности, заключающееся в высоком уровне развития способности концентрации внимания на том или ином объекте; способность замечать и воспринимать детали, явления малозаметные, но существенные для анализа.
воображение - психический процесс, заключающийся в создании новых представлений и мыслей на основе имеющегося опыта. Выражается: 1) в построении образа средств и конечного результата предметной деятельности; 2) в создании программы поведения, когда проблемная ситуация характеризуется неопределенностью; 3) в продуцировании образов, которые не программируют, а заменяют, симулируют действительность: 4) в создании образов, соответствующих описанию объекта.