Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2014 в 21:17, реферат
Психология учения изучает широкий круг вопросов, охватывающих процесс приобретения и закрепления способов деятельности личности, в результате которого формируется индивидуальный опыт человека -- его знания, умения и навыки. Учение сопровождает всю жизнь человека, так как он получает знания от самой жизни, познавая при любом взаимодействии с миром что-то новое и совершенствуя способы удовлетворения своих потребностей. Иначе говоря, учение присутствует в любой деятельности и представляет собой процесс формирования ее субъекта.
1. Психологическая теория учебной деятельности
2. Формирование учебной деятельности студентов
Библиографический список
А когда изменили задачу и авиамоделисты должны были не только сделать модели, но и «налетать» с их помощью определенное расстояние, то обнаружилось, что после запуска модель падает, не пролетев и двух метров. Почему это происходит? Как же налетать заданное расстояние? Возникла проблемная ситуация. Надо было из нее выходить. Для этого потребовалась консультация инструктора, и уже по теории полета, которой раньше кружковцы пренебрегали.
Инструктор объяснил, что велик «угол атаки». Показывая, как выбрать оптимальный угол атаки, он «чертит стрелки -- векторы вперед, вверх, вниз; одни стрелки растут, другие уменьшаются. Ясно: при этих условиях самолет неизбежно падает. Это -- очень интересно. И теперь, когда рука отгибает плоскость модели, в голове у юного конструктора соотношение этих стрелок, и он придает самолету необходимый угол атаки». Так знание теории помогло выйти из проблемной ситуации, решить поставленную задачу, достичь цели.
Довольно часто бывает так, что смутно осознаваемое затруднение постепенно переходит в проблемную ситуацию и побуждает субъекта деятельности искать выход из нее через получение новых знаний, приобретение нового способа действий, т. е. вызывает познавательную активность личности, стимулирует мышление. Психологами было давно замечено, что мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с удивления или недоумения, с противоречия. Такой проблемной ситуацией определяется вовлечение субъекта в мыслительную деятельность1.
Из сказанного отнюдь не следует, что всякая проблема непременно вызывает активизацию мышления. Кроме достаточной степени осознанности ситуации как проблемной, для начала мыслительного поиска у субъекта должен быть необходимый запас знаний. Например, не зная, что такое «референтная группа», студент не сможет ответить правильно на задачу по социальной психологии, если ее сформулировать так: «Может ли одна и та же группа быть отнесена одновременно к "референтной", "большой", "малой", "профессиональной", "естественной"?» Это значит, что задача, осознанная индивидом как проблемная, не может вызвать мышления в нужном направлении, если он не владеет достаточным для ее решения минимумом исходных знаний (человек не знает, о чем и думать). Стало быть, от обучающего (преподавателя или автора учебника) требуется создать условия, чтобы эти знания у обучаемых были сформированы если не заранее, то в момент решения задачи в проблемной ситуации.
Проблемные ситуации в практической жизни возникают объективно и достаточно часто, и это требует от субъекта как умения мыслить, так и вообще творчески относиться к работе. Для этого надо еще во время обучения в вузе научиться мышлению и умело выходить из самых различных проблемных ситуаций, преподносимых богатой противоречиями действительностью.
В учебной же обстановке такие ситуации создаются преподавателем, методистом, учебным пособием, т. е. субъективно, искусственно, специально в учебных целях. Однако проблемная ситуация может возникнуть случайно, непреднамеренно, в процессе учебной деятельности. Такое стихийное возникновение проблемной ситуации возможно, когда студент (любой учащийся) оказывается не в состоянии положительно разрешить какое-то противоречие, которое остальным его сокурсникам (соученикам) было вполне под силу (индивидуальная проблемная ситуация), или вся учебная группа (проблемная ситуация для всех) не может объяснить какое-либо явление, с которым знакомится по учебнику. Так, например, при изучении литературы на семинаре речь зашла о петербургских белых ночах. Были процитированы строки А.С. Пушкина: «Одна заря сменить другую спешит, дав ночи полчаса». Присутствовавший на семинаре проректор (географ по профессии) заметил, что студенты рассуждают о белых ночах как исключительном явлении, присущем только Петербургу. Один из студентов предложил: «Наверно, и в Якутске встречают и провожают белые ночи. А может, и еще где-нибудь?» Разгорелся спор. Но благодаря строгой логике мышления и опираясь на закон вращения Земли вокруг своей оси и изменения положения ее полярных частей по отношению к Солнцу в различное время года, пришли к правильному выводу, что белые ночи бывают в высоких северных и южных широтах (60° и выше).
Этот пример говорит как раз о случайном возникновении проблемной ситуации, которая была разрешена благодаря вызванной ею же мыслительной активности студентов. Опытные преподаватели охотно поддерживают такие стихийно возникающие дискуссии студентов, памятуя, что подобная мыслительная активность даже «не по теме» гораздо полезнее унылых высказываний, повторяющих фразы учебника, которые всегда настолько правильно сформулированы, что никаких собственных мыслей у студентов не вызывают просто из-за отсутствия надобности в них.
А что касается «индивидуальной проблемной ситуации», то это понятие мы здесь вводим только для того, чтобы разъяснить психологическую причину одной вредной студенческой привычки -- не задавать преподавателю никаких вопросов, даже если что-то, очень важное, непонятно. Эта привычка основана на элементарной стеснительности: как бы не посчитали такого студента неучем, неумным, отсталым и т. д. В результате подобной «скромности» образуется некий вакуум в головах некоторых студентов, которые не могут ответить на простой вопрос, требующий минимального усилия мысли. А почему? Да потому, что они в свое время не поняли логики и хода рассуждений лектора или «проскочили» мимо аргументов, приводимых авторами книг. Вот и появляются проблемы у одних (индивидуально!), когда у других их нет.
Так, психология учебной деятельности как научная теория позволяет преподавателю строить обучение студента как формирование его собственной познавательной деятельности, что в свою очередь означает научить его учиться. Задача преподавателя не в том, чтобы просто преподносить готовые для понимания и запоминания научные знания, а помогать студенту самому правильно строить свою учебную деятельность, т. е. так, как того требуют объективные законы усвоения знаний: принимать учебную задачу к решению, силой мышления решать ее, чтобы в итоге научиться мыслить и уметь в различных условиях творчески применять усвоенный способ решения таких задач.
Правильное обучение, т. е. обучение, соответствующее требованиям учебной деятельности, приводит в результате не к простому накоплению знаний и умений, а к умению мыслить с помощью знаний, т. е. дает развитие интеллектуальных способностей. Для достижения такого результата и необходимо преподавателю хорошее знание психологической теории учебной деятельности и методики формирования этой деятельности у студента.
Библиографический список
9. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. -- М.,2009. -- 423 с.
Размещено на Allbest.ru
Информация о работе Психологическая теория учебной деятельности