Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 21:31, реферат
Цель работы: выявить и охарактеризовать психологические аспекты воспитания и обучения студентов в вузе.
Исходя из заявленной цели, мы определяем следующие задачи:
Проанализировать психологические особенности воспитания студентов в вузе.
Выявить психологические особенности обучения студентов в вузе.
Определить психологический смысл единства воспитания и обучения студентов.
Современный специалист - это специалист широкого профиля. К этому выводу приходят многие. Например, М. М. Гуренко говорит: практика убедительно показала, что при высоких темпах научно-технического прогресса знания и опыт узкого специалиста быстро морально устаревают: они используются в течение 5-6 лет, после чего необходимо переучиваться и, по существу, приобретать новую специальность, более соответствующую происшедшим изменениям в сфере инженерной деятельности без экономических, моральных и иных издержек для него при узком профиле его подготовки. Отсюда и возникло понятие «широкого профиля» как реакция на реально вскрытые противоречия и попытки сформулировать новый принцип построения модели современного технического специалиста. Для усвоения этого инварианта надо ввести лишь несколько частных функций, работая с которыми студенты усваивают метод, пригодный для анализа любой функции данного класса.
Таким образом, делает вывод Н. Ф. Талызина, для ликвидации перегрузки студентов необходим новый способ хранения информации: вместо хранения большого числа готовых знаний хранить метод, позволяющий анализировать и воссоздавать всю систему частных явлений.
Усвоение знаний, выработка навыков, умений основываются главным образом на познавательной деятельности, но в ходе обучения проявляются интересы, способности, темперамент, характер и другие стороны психики студентов. Поэтому, приступая к обучению, преподавателям необходимо уяснить, от каких психических процессов, состояний и свойств зависит достижение главной цели, как использовать учебный материал и условия обучения для всестороннего развития студентов, их теоретической и практической подготовки.
Многие подчеркивают значение учета психологической стороны обучения. Так, один из преподавателей философии пишет, что безукоризненная логика изложения материала, глубокое его содержание и целеустремленность, учет гносеологической природы учения, принципов диалектики и стремления реализовать их в соответствии со спецификой философии - все эти важнейшие слагаемые научной методики не дадут ожидаемых результатов, если преподаватель не учитывает или игнорирует психологическую сторону процесса обучения.
Скорость
и прочность овладения
В отличие от школы в вузе преподаватель должен не столько вести за собой учащегося, сколько указывать ему путь к знаниям. Уместно напомнить слова К. Маркса о том, что «в науке нет широкой столбовой дороги, и только тот может достигнуть ее сияющих вершин, кто, не страшась усталости, карабкается по ее каменистым тропам». Задача преподавателя вуза - указать направление самостоятельной работы, познакомить с ее методикой, «карабкаться» же на вершину должен сам студент, не ожидая, пока его поднимет туда преподаватель.
Очень важно первокурсников сразу же ознакомить с особенностями вузовского обучения, создать у них нужные установки. Например, в Ленинградском педагогическом институте им. Герцена разработан ряд рекомендаций относительно того, как организованно начать учебу в вузе. Каждому поступившему выдается брошюра, в которой имеются методические советы о том, как сочетать учебу и отдых, как слушать и записывать лекции, как работать с книгой, составлять планы, конспекты, рефераты, как готовиться к семинару и экзаменационной сессии, что особенно важно для первокурсников, которые только начинают студенческую жизнь.
Изучая
практику обучения студентов, психология
высшей школы накапливает конкретные
факты и обобщения, в которых
выявляется связь, зависимость между
педагогическими воздействиями
и их результатами изменения в
личности студентов, в их поведении,
в теоретической и практической
подготовке к будущей деятельности. Существенные
связи между явлениями обучения отражаются
в его принципах и методах.
Психологический смысл принципов обучения
(научность, сознательность, учить тому,
что необходимо на практической работе,
наглядность и др.) и применения конкретных
методов обучения (устное изложение, упражнение,
самостоятельная работа и др.) заключается
в построении наиболее рационального
соотношения между деятельностью преподавателей
и учебной деятельностью студентов.
Актуальными
являются задачи развития активности
студентов в обучении; сущность и
особенности проблемного
Таким образом,
содержание, принципы и методы обучения
студентов должны быть подчинены
достижению основной учебно-воспитательной
цели - обеспечить всестороннее развитие,
высокую профессиональную подготовку
студентов.
Несмотря
на различия, о которых шла речь,
воспитание и обучение студентов
находятся в единстве. Это две
взаимосвязанные стороны
Каждый вуз не только дает знания студентам,
но и обеспечивает их всестороннее развитие
и профессиональную готовность. Все дальнейшее
обучение в виде курсов повышения квалификации,
аспирантуры и т. п. занимает в развитии
личности специалиста место, которое определено
в основном тем, для какой специальности,
для какой профессии его готовили в вузе.
Психологический
смысл единства обучения и воспитания
заключается в том, что на основе
определенного образования
Обучаясь,
воспитываясь, студенты развиваются
как будущие
Общепризнано,
что высшая школа формирует не
только специальные знания и мышление
своих воспитанников, но и их духовный
мир. Сформировать личность возможно лишь
в атмосфере творческого
В развитии
личности студента большое место
занимает его работа над собой. Повышая
свое образование, вырабатывая и
приобретая все новые навыки, студент
может существенно изменяться, развивать
свои способности, духовные потребности,
вырабатывать сильный и твердый
характер. Воспитание и обучение не
могут дать ожидаемых результатов,
если они не активизируют стремление
студента к самовоспитанию.
Воздействие, оказываемое на нас любым
событием в жизни, справедливо отмечал
известный советский психолог С. Л. Рубинштейн,
всегда обусловлено тем, что мы до того
пережили и передумали, какую внутреннюю
работу проделали.
Внешние воздействия влияют на человека через его мысли, чувства, настроения, опыт. Поэтому эффективным является такое педагогическое влияние, когда учитывают уже имеющиеся индивидуальные качества, текущие мотивы и психические состояния студентов.
Внутренние причины развития личности студента заключаются в особенностях его психики, в мотивах его поведения и индивидуальных качествах. Способ их проявления и изменения представляет собой внутренние закономерности развития личности студента. Основная черта этого проявления - закономерная последовательность отдельных этапов развития, которую воспитательное воздействие может ускорить или замедлить, но не может не считаться с ним.
Неравномерность
психического развития проявляется
в том, что отдельные психические
процессы и качества, хотя они и
являются взаимосвязанными, у разных
студентов развиваются разными
темпами. Это объясняется отчасти
тем, что результаты воспитания и
обучения в высшей школе в большей
мере зависят от индивидуальных качеств
и отношения студентов к
Поэтому подготовка специалиста с определенными качествами требует создания не только оптимальных внешних, но и внутренних условий, учета внутренних закономерностей развития личности студентов. Это является необходимой предпосылкой и чертой целеустремленно и планомерно осуществляемого воспитания и обучения. Педагогическое воздействие результативно только в том случае, когда его содержание и форма отвечают как целям воспитания и обучения, так и возрастным, индивидуальным и социально – психологическим особенностям студентов.
Учет
возрастных и других особенностей студентов
позволяет эффективнее
В процессе
обучения и воспитания студент должен
быть активным, что обеспечивается
формированием положительных
Приобретенные знания, умения, навыки и свойства должны быть применены в последующей работе. Именно активная практическая деятельность формирует богатство отношений студента к учению, к коллективу, к себе, благодаря чему развивается личность будущего специалиста.
Соответствие деятельности преподавателей закономерному требованию – обеспечить единство воспитания и обучения будущих специалистов – это непрерывный и сложный процесс. Каждый преподаватель, который хочет успешно обучать и воспитывать, должен знать суть этого процесса, уметь им управлять. Учитывая состав студенческой учебной группы, индивидуальные особенности студентов, их отношение к учебным заданиям, преподаватели находят способы и приемы учебно-воспитательной работы, выбирают наилучшие педагогические решения. Так, например, все большую популярность приобретает так называемая система физтеха, рожденная в Московском физико-техническом институте. Она умело сочетает фундаментальную общенаучную подготовку студентов с последующей специализацией в НИИ, конструкторских бюро, на крупных предприятиях.
Практика постоянно ставит вопрос перед преподавателями, как добиться наилучшего использования педагогических и психологических факторов, как уменьшить возможные отрицательные явления (возникновение психологического барьера, формального отношения к учению и т. д.).
Обеспечить единство и достижение задач воспитания и обучения преподаватель сможет тогда, когда он будет отчетливо представлять себе личные качества, которыми должен обладать будущий специалист, степень соответствия их предъявляемым требованиям и закономерности развития этих качеств, реально определять учебно-воспитательные цели (в соответствии с динамикой развития студентов от курса к курсу).
Целевые
установки отдельных предметов
не являются простой дедукцией идейно-