1. ПОДРОСТКОВЫЙ КОМПЛЕКС ЭМОЦИОНАЛЬНОСТИ
В связи с появлением в организме
подростка новых гормонов, его психика
становится нестабильной, что в первую
очередь сказывается на его эмоциях. Реакции
на одно и то же событие могут существенно
различаться, завися от субъективного
состояния подростка. Если он испытывает
даже слабовыраженный дискомфорт,
то может "выплеснуть" все негативные
эмоции на окружающих, и наоборот, в приподнятом
настроении подросток способен игнорировать
события, не соответствующие его внутреннему
состоянию. Так же к подростковому комплексу
эмоциональности относят и амбивалетность
чувств ("люблю и ненавижу", "и смешно,
и грустно" и т.п.).
2. ПОДРОСТКОВАЯ СЕНСИТИВНОСТЬ
Сенситивность, в быту более
известная как эмпатия, так же не чужда
подростковому возрасту. С развитием самосознания,
подросток ищет ответ на вопросы: "Кто
я?" и "Что думают другие люди?"
Чтобы найти ответы, ему приходится прислушиваться
к чувствам окружающих людей, сравнивая
их с самим собой.
3. МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ ЧУВСТВА
На основе опыта подростка формируется
личное восприятие окружающего мира и
система стабильных реакций на происходящие
внешние изменения. Если в детстве ребенок
руководствуется мнениями старших, то
подросток "сам себе на уме", то есть
действует в рамках своих предпочтений
и взглядов.
4. ПОТРЕБНОСТЬ В АВТОНОМИИ И
СТРЕМЛЕНИЕ К ЭМАНСИПАЦИИ
Находясь в маргинальном положении,
в одном случае, подросток стремится отделиться
от родителей, все больше проявляет самостоятельность,
порой доводящую до абсурда, желая присоединиться
ко взрослым. В другом случае, может присутствовать
регрессия к ранним этапам детства, проявляющаяся
в нежелании принимать на себя какую-либо
ответственность, к увеличению зависимости
от родителей.
5. ПОДРОСТКОВАЯ РЕАКЦИЯ ГРУППИРИРОВАНИЯ
Если в доподростковом возрасте
авторитетом для ребенка были родители,
другие члены семьи и учителя, то для подростка
важнее всего мнение сверстников. В связи
с этим он предпочитает проводить время
с людьми со схожими интересами, увлечениями
и взглядами на ту или иную сторону жизни.
Например, увлеченность рок-музыкой приводит
к знакомству с неформальной субкультурой
и дальнейшему присоединению подростка
к ней.
Эриксон Э. говорит от семи
конфликтах подросткового возраста [4]:
1. формирование временной
перспективы
2. уверенность в себе
3. ролевое экспериментирование
4. ученичество
5. сексуальная ориентация
6. отношения подчинения/доминирования
7. система принципов или
идеологическая убежденность
В зависимости от того, насколько
успешно подросток справился с конфликтами,
перечисленными выше, складывается его
идентичность с одним из вариантов исхода:
позитивным или негативным. Позитивный
исход психосоциального развития личности
подростка характеризуется достижением
идентичности (т.е. принятие самого себя,
определение своей роли и места в обществе)
и способностью к ролевому постоянству.
При негативном исходе формируется диффузная
идентичность [7]. Пожалуй, одним из наиболее
верных признаков смешанной идентичности
является невозможность дать ответ на
вопрос "Кто я?".
Синдром патологии идентичности
- явление, рассмотренное И.А. Баевой по
отношению к подростковому возрасту. Она
указывает следующую симптоматику [13]:
1. регрессия к инфантильному
уровню, желание как можно дольше
отсрочить обретение взрослого
статуса
2. смутное, но устойчивое
состояние тревоги
3. чувство изоляции и
опустошенности
4. постоянное пребывание
в состоянии ощущения чего-то,
что может изменить жизнь
5. страх перед глубоким
личностным общением
6. враждебность и презрение
ко всем признанным общественным
ролям, вплоть до ролей мужчины
и женщины («унисекс»)
7. агрессия к привычному,
иррациональная тяга к «другому», «хорошо
там, где нас нет»
Большинство исследователей
(Фрейд З.), рассматривают инфантилизм
как результат работы защитных механизмов
(в том числе, регрессии), инфантильность
помогает индивиду закрыться от фрустрирующих
обстоятельств, игнорировать их наличие
и влияние. Избегание "разговоров по
душам", постоянное ожидание того, что
изменит жизнь, а так же противопоставление
себя обществу, асоциальный образ жизни
ведут формированию устойчивого состояния
тревоги и "вакуума", которые, в свою
очередь, являются основой для развития
неврозов.
Подростки из неблагополучных
семей относятся к группе риска в формировании
патологии идентичности. Исследования
Смыковой Т.А. позволили выделить собенности
личности таких подростков [11]:
1. низкая сформированность
интеллектуальных функций
2. слабая активность мыслительных
процессов
3. недостаточная развитость
высших форм мышления (логического,
абстрактного)
4. низкая выраженность
познавательных интересов
5. ориентированность на
непродуктивные стили поведения
6. плохое овладение социальными
нормами
7. неуверенность в себе
8. робость и застенчивость
9. преобладание мотивации
избегания неудач
10. недобросовестность
11. безответственность
12. пониженный уровень
самоконтроля
13. плохое понимание социальных
нормативов
14. неустойчивость и ситуационная
обусловленность поведения
15. недостаточное развитие
волевых качеств
Как можно увидеть, подростки
из неблагополучных семей испытывают
трудности в процессе социализации, плохо
адаптируются к изменяющимся условиям
жизни. Они не способны полноценно исполнять
общественные роли, не соответствуют и,
в частности, не желают соответствовать
общественных нормам.
Обращаясь к вопросу особенностей
личности подростка, не стоит забывать,
что "подросток - человек, который вовне
демонстрирует максимально противоположное
тому, что есть внутри" [13].
3.2. Особенности
личности несовершеннолетней матери
Существует ряд положений, в
связи с которыми рассматривается проблема
подросткового материнства [17]:
- подростковая беременность
заведомо нелигитимна;
- преемственность между детством
и взрослостью отсутствует;
- профессионализация беременности
и детства.
Первые два положения уже были
рассмотрены ранее. Третье становится
все более актуальным в современных условиях:
существует множество специализаций,
направленных на мать и ребенка. Они рассматриваются
с медицинской, психологической, социальной
и иных точек зрения. Сейчас материнство
все чаще воспринимается в качестве науки,
а не естественного социально-личностного
явления.
Выделяется три подхода к пониманию
подростковой беременности и материства
[23]:
- патологизирующий (проблема в психическом неблагополучии девушки);
- традиционалистский (проблема в семье, в уходе от семейных ценностей);
- оппозиционный (проблема в системе социального обеспечения, не оказывающей должно поддержки подросткам)
В своих работах Арчакова Т.О.
дает следующую характеристику матери-подростка:
- низкие навыки планирования;
- заниженная самооценка;
- низкая мотивация к учебе и
профессиональному самоопределению;
- склонны излишне романтично воспринимать действительность;
- относятся к группе риска по
возникновению послеродовой депрессии
и формированию девиантного материнства;
- часто - изоляция от сверстников;
- чувство вины по отношению к
своей матери;
- восприятие ребенка как "продолжение"
кого-то другого, а не как самостоятельную
личность.
Исследование "Основные жизненные
ориентации и установки девушек в современном
мире", проведенное в Германии, выявляют
следущую тенденцию: возраст девушки и
ее направленность на рождение ребенка
и создание семьи прямо пропорциональны
друг другу [22].
Исследования российских ученых
(Силасте Г.Г., Фисун Е.В., Голод С.И. и другие)
подтверждают наличие данной тенденции
[6, 8, 20, 21, 22]. Для девушек-подростков характерны
"игнорирование" симптомов беременности,
слабая эмоциональная реакция и искажение
представлений о беременности [1].
Вместе с личностными характеристиками
несовершеннолетней матери следует учитывать
и распространенные последствия ранней
беременности [5, 10]:
- физиологическая и психологическая
неготовность к рождению и воспитанию
ребенка;
- отсутствие мужа или его неготовность
к созданию семьи;
- зависимость в принятии решений
от родителей;
- социальные трудности из-за
необходимости закончить образование и получить работу;
- правовая некомпетентность;
- негативные стереотипы со стороны
общества;
- перенос "осуждающего"
отношения с несовершеннолетней матери
на ее ребенка;
- повышенный риск отказа от ребенка
после рождения.
Все это негативно сказывается
на успешности выполнения роли матери
подростком, так или иначе, необходима
дополнительная поддержка и помощь со
стороны более опытных людей: родителей
и близких, педагогов-психологов.
Отечественных фильмов, посвященных
подростковому материнству, крайне мало,
к тому же, они малоизвестны в обществе.
Зато это явление широко представлено
в зарубежном кинематографе. Сразу вспоминаются
такие картины, как «Juno» (2007, США), «Mother
and Child» (2009, США и Испания), «Prengnancy Pact» (2010,
США), «The Secret Life of the American Teenager» (2008 - 20013,
США), «16 and Pregnant» (2009 - …, США) и другие.
Зарубежные кинокартины отлично
показывают, как делать не надо и что делать,
если подросток забеременел. Они формируют
точные представления о явлении подросткового
материнства, дают прямые советы и рекомендации
в той или иной ситуации, а так же указывают
на все те характерные особенности, которые
присущи матери-подростку.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Юридические права и обязанности
несовершеннолетней матери мало чем отличаются
от прав и обязанностей совершеннолетней
матери. Ввиду несовершеннолетия и отсутствия
полной дееспособности действуют некоторые
ограничения по отношению к юной матери,
целью которых является оказание помощи
подростку на ранних этапах ухода за младенцем.
Для успешного воспитания ребенка,
мать должна:
- сознательно желать быть матерью;
- быть эмоционально отзывчивой
по отношению к своему ребенку;
- обладать объективно высокой
самооценкой, при этом не избегать обращения к специалистом в случае возникновения каких-либо проблем;
- направлять свою деятельность
на успешное физическое развитие, воспитание
ребенка, формирование его как целостной
личности.
Ввиду психологических особенностей
своего возраста, девочка-подросток не
может полноценно исполнять материнские
обязанности без какой-либо поддержки
со стороны родителей, родственников,
отца ребенка (мужа), педагогов и органов
социальных служб.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ
- Брутман В.И., Родионова М.С. Формирование привязанности матери к ребенку в период беременности // Вопросы психологии. 1997. № 6. С. 38-41.
- Винникотт Д.В. Маленькие дети и их матери – М.: Класс, 2007. – 80 с.
- Возрастная психология / Б.С. Волков, Н.В.
Волкова. – Москва : Академический проект, 2008. – 668 с.
- Восемь возрастов человека / Э. Эриксон.
– Москва, 2009 // Психология личности : хрестоматия / ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырей, В.В. Архангельская. – Москва : АСТ : Астрель, 2009. – С. 388-403.
- Ежегодный государственный доклад. «О
положении детей РФ» // Ломоносовские чтения
2002 г. // Молодые ученые. М.: Синертия, 2000
- Журавлева И.В. Социология здоровья и
медицины // Репродуктивное здоровье подростков
и проблемы полового просвящения. 2004. С. 37-38, 41-44, 45-49.
- Идентичность: юность и кризис : учебное пособие : пер. с англ. / Э. Эриксон. – 2-е изд. – Москва : Флинта : МПСИ : Прогресс, 2006. – 352 с.
- Кон И.С. Психология юношеской сексуальности
// Советская педагогика. 2010. № 5. С. 66-75
- Культура и мир детства: Взросление на
Самоа. Как растут на Новой Гвинее. Отцовство
у человека социальное изобретение. Культура
и преемственность и др. / Мид М. // Культура и мир детства. – М.: Директ-Медиа, 2008. – 878 с.
- Ланцбург М.Е., Арчакова Т.О. Исследование потребности в социально-психологической поддержке у матерей с детьми младенческого и раннего возраста // Ребенок в современном обществе: Сб. научн. ст. / Научные редакторы: Л.Ф. Обухова, Е.Г. Юдина.
Редакционная коллегия: Н.Н. Авдеева, И.А. Корепанова, Е.В. Филиппова. М.: МГППУ, 2007.
- 336 с.
- Особенности личности подростков из
неблагополучных семей / Т.А. Смыкова. – Москва, 2009 // Другое детство : сборник тезисов участников II всероссийской научно-практической конференции по психологии развития [Москва 25-27.11.2009] / ред. Л.Ф. Обухова, И.А. Корепанова. – Москва : МГППУ, 2009. – С. 44-45.
- Подростковая беременность и юное материнство.
Причины, проблемы и пути решения / А.А.
Крысько, М.Е. Ланцбург // Современная зарубежная психология ; Journal of modern foreign psychology / ред. Т.В. Ермолова. – 2013. – №1 2013. – С. 88-99.
- Проблемы социализации подростка в постсоветском
периоде развития России (психологический
анализ молодежной субкультуры) / И.А. Баева
// На пороге взросления : сборник научных статей [III всероссийской научно-практической конференции 23-25.11.2011] / ред. Л.Ф. Обухова, И.А. Корепанова. – Москва : Московский городской психолого-педагогический университет, 2011. – 295 с.
- Психология материнства : учебное пособие / Г.Г. Филиппова. – Москва : Институт психотерапии, 2002. – 240 с.
- Психология материнства: концептуальная
модель : мнография / Г.Г. Филиппова. – Москва : Институт молодежи, 1999. – 286 с.
- Психология человека от рождения до смерти:
полный курс психологии развития : учебное пособие / ред. А.А. Реан. – 3-е издание. – СПб.: Прайм-Еврознак ; М.: Олма-Пресс, 2005. – 416 с.
- Раннее материнство: психологическая
проблема или социальный конструкт? / Т.О. Арчакова // Психологическая наука и образование / Ред. В.В. Рубцов, Аркадий Аронович Марголис. – Москва : Психологический институт
Российской академии образвания : Международный образовательный и психологический колледж, 2012. – №1 2012. – 111 с.
- Семейная психология : антология / Л.Б. Шнейдер. – Москва : Академический проект : Трикста, 2010. – 720 с.
- Семейный кодекс РФ (СК РФ) от
29.12.1995 N 223-ФЗ
- Силасте Г.Г. Профессиональная мобильность и социальная адаптация молодых матерей на московском рынке труда // Безопасность Евразии. Научный альманах высоких технологий. 2009. № 3. С. 93-112.
- Силасте Г.Г. Российская женщина в условиях кризиса // Мат-лы научно-практич. конф. к 30-летию принятия Конвенции ООН «О ликвидации всех форм дискриминации
в отношении женщин». 2009. С. 10-21.
- Фисун Е.В. Проблема самореализации в современном мегаполисе как фактор, влияющий на качество эмоционального общения в семье // Психологические проблемы семьи и личности в мегаполисе. 2009. С. 128-140.
- Kelly D.M. Stigma Stories: Four Discourses About Teen Mothers, Welfare and Poverty // Youth and Society.
1996. № 27. P. 421-449.