Психологические механизмы поведения потребителя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 11:24, реферат

Краткое описание

На данный момент взаимоотношения потребителя и производителя выстраиваются таким образом, что потребитель находится в центре интересов производителя, является его основной целью и объектом целенаправленного воздействия. Именно поэтому для производителя важным является изучение потребителя с психологической, экономической, социологической и культурологической точки зрения. Сформировавшаяся недавно дисциплина "поведение потребителей" включает в себя эти подходы, исследует потребителей с различных позиций.

Содержание

Введение
1.Эволюция взглядов на дисциплину "поведение потребителей"
2. Типы потребительского поведения
2.1. Основные типы потребительского поведения за рубежом
2.2. Типы потребительского поведения в России
3. Взаимная обусловленность мотивации и поведения потребителей
3.1. Суть понятия мотивация
3.2. Мотивационная теория и маркетинговая стратегия
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

психол.doc

— 99.50 Кб (Скачать файл)

- покупка может оставлять  у человека чувство тревоги  и вины, поскольку всякий раз,  как только человек делает  выбор в процессе покупки, он  от чего - то отказывается в пользу другого и это может вызывать сожаление, сомнение в сделанном выборе. [10, c. 53 - 54]

Потребительские мотивы, как и сами потребности человека, сложны и многообразны. Они могут  быть сильными и слабыми, постоянными  и временными, позитивными и негативными. Для рекламного дела главное - это их вид, определённый реальными потребностями. [15, с. 17]

 

3.2. Мотивационная  теория и маркетинговая стратегия

 

Поведение потребителей в отношении большинства продуктов  движимо множеством мотивов. Часть  мотивов носит явный характер, покупатель готов их декларировать. Это заявленные мотивы. Например, на вопрос: "Почему вы носите этот костюм?" потребитель может дать несколько ответов: "Он в моде", "Костюмы приняты в нашей компании", "Он мне удобен" или "Он мне подходит".

Однако у потребителя  могут быть и другие причины, которые  он отказывается признавать или не знает о них. Эти мотивы являются латентными, или скрытыми, неявными. Например, "Он показывает, что у  меня есть деньги", "Он показывает, что я преуспеваю", "Он подчёркивает, что я в отличной форме". Латентные мотивы чаще всего не полностью одобряемы социально, поэтому покупатели не склонны декларировать их открыто.

Любой из вышеуказанных  мотивов может повлиять на покупку. Однако мотивы, которые согласуются с доминирующей ценностной системой, общества, будут заявлены с большей вероятностью, чем те, что в конфликте с такой системой.

Множественный характер действующих мотивов предполагает их конкуренцию для потребителя, вероятность ситуации мотивационного конфликта. Возможны три типа мотивационного конфликта: конфликт "подход - подход", "конфликт - избежание", "избежание - избежание".

 Мотивационный  конфликт "подход - подход". При таком конфликте потребитель должен совершить выбор между двумя привлекательными альтернативами. Примером могут быть два варианта покупки, в каждом из которых существуют свои отрицательные и положительные стороны. Разрешение конфликта возможно путём соединения нескольких преимуществ. Например, объединение шампуня и ополаскивателя для волос или шампуня и краски в один продукт. Когнитивный диссонанс в результате покупки - сомнения в правильности сделанного выбора - может снижаться продолжающейся рекламой.

Мотивационный конфликт "подход - избежание". В этом конфликте потребитель стоит как перед позитивными, так и перед негативными последствиями покупки конкретного товара. Например, покупатель статусно-ориентированных продуктов может испытывать вину в стремлении к показной роскоши. Разрешение мотивационного конфликта при покупке предметов роскоши и статуса осуществляется путём лозунга: "Но ведь вы этого стоите/заслуживаете". Потребитель, озабоченный лишним весом, может чувствовать себя виноватым, покупая сладкий торт или другую высоко калорийную пищу. Разрешение конфликта происходит путём покупки соответствующих продуктов- йогуртов, тортов со сниженным содержанием калорий, покупкой фруктов.

Мотивационный конфликт "избежание - избежание". Это конфликт, где потребитель оказывается между двумя нежелательными альтернативами. Когда у человека ломается старый холодильник, он может не захотеть тратить деньги на новый и одновременно не желать остаться совсем без холодильника. Этот мотивационный конфликт может быть сокращён возможностью кредита на покупку нового холодильника или ремонт старого. [1, с. 202 - 218]

Знание мотивации потребителя  является очень важным аспектом при  создании рекламы. Именно мотивация  может способствовать приобретению или отказу от товара. Мотивы, которыми руководствуется индивид при принятии решений, сложны и многообразны. Они являются базовой основой личности. Исследования мотивации для рекламы и маркетинга осуществлялись с середины 20 века. В разное время их актуальность была различной. На данный момент исследование мотивации потребителя являются составной частью дисциплины "Поведение потребителей".

 

Заключение

 

В данной работе рассмотрено  поведение потребителей. Каждый потребитель  обладает набором психологических  качеств, знание о которых используется при создании эффективной в психологическом  плане рекламы.

Модели потребительского рассматриваются в контексте такой дисциплины, как "Поведение потребителей". Это междисциплинарная наука, объединяющая исследования разных наук. В данной работе рассмотрено становление этой дисциплины, её роль в рекламной и маркетинговой деятельности.

Рассмотрены особенности  основных моделей потребительского поведения. Их выделяют на основе психографических исследований, в которых индивиды классифицируются по психологическим  особенностям, ценностным ориентациям  и образу жизни.

В России также проводятся аналогичные исследования. В ходе сравнения данных российских и зарубежных исследований были выявлены следующие различия. Классификация российских потребителей является более сложной, существуют типы потребительского поведения, свойственные только для России. Но присутствуют сходные модели поведения. В ходе написания работы были изучены мотивации, свойственные индивидам при принятии решения о покупке. Противоречия мотиваций приводят к мотивационному конфликту. На основе такого конфликта строится маркетинговая стратегия.

Таким образом, в данной работе была рассмотрен важный аспект таких наук, как психология и "поведение  потребителей" - модели потребительского поведения, психологические особенности  и мотивации. Эта проблема актуальна  для маркетинговой и рекламной деятельности, так как знание особенностей психологии, образа жизни, установок и моделей поведения целевой аудитории позволяет наиболее эффективно продвигать тот или иной товар или услугу.

 

Список литературы

 

  1. Алёшина И. В. Поведение потребителей/И. В. Алёшина. - М., 2000.
  2. Аристархова М., Крахмалёва А. Маркетинговое исследование потребителей//Маркетинг, 2001. №6.
  3. Блэкуэлл Р. Поведение потребителей/ Р. Блэкуэлл, П. Миниард, Д. Энджел. - "Питер", 2006.
  4. Гарри Б. Типы потребителей: введение в психографику/ Б. Гарри. - Спб, 2001
  5. Зазыкин В. Г. Психология в рекламе/ В. Г. Зазыкин. - М., 1992.
  6. Ильин В. И. Поведение потребителей/В. И. Ильин. - Спб, 2000.
  7. Картер Г. Эффективная реклама/ Г. Картер. - М., 1991.
  8. Котлер Ф. Основы маркетинга/ Ф. Котлер. - М.: Прогресс, 1991.
  9. Лебедев - Любимов А. Н. Психология рекламы/ А. Н. Лебедев - Любимов. - Спб., 2002.
  10. Мокшанцев Р. И. Психология рекламы/Р. И. Мокшанцев. - М., 2000.
  11. Музыкант В. Л. Теория и практика современной рекламы/ В. Л.Музыкант. - М.,1998.
  12. Мухина М. К. Изучение стиля жизни и сегментирование рынка на основе психографических типов//Маркетинг в России и за рубежом, 2000. №3.
  13. Песоцкий Е. Реклама и психология потребителя/ Е. Песоцкий. - Ростов - на - Дону, 2004.
  14. Сергеев А. М. Поведение потребителей/ А. М. Сергеев. - М., 2006.
  15. Статт Д. Поведение потребителя/ Д. Статт. - М., 2003.
  16. Фоксол Г. Психология потребителей в маркетинге/Г. Фоксол, Р. Голдсмит, С. Браун. - Спб, "Питер - Пресс", 2000.
  17. Шуванов В. И. Психология рекламы/ В. И. Шуванов. - М., 2003.
  18. Энджел Д. Ф. Поведение потребителей/ Д. Ф. Энджел. - Спб, 1999.

Информация о работе Психологические механизмы поведения потребителя