Психологические основы творчества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 17:08, реферат

Краткое описание

Принципиально новая общественная, социально-экономическая ситуация в России требует развитие в человеке таких личностных качеств, которые помогли бы ему не просто выжить в условиях сложного современного общества, но и стать активным субъектом общественной жизни, способным творчески преобразовывать действительность, используя весь спектр своих возможностей.
Формирование нового общественного мировоззрения требует личность:
• глубоко знающую себя и владеющую собой;
• активно проявляющую свою индивидуальность;

Содержание

1. Введение
2. Психологические основы творчества
3. Развитие творческой деятельности и творческих способностей как необходимость современного общества
4. Заключение
5. Библиографический список

Вложенные файлы: 1 файл

Міністерство освіти Україн1.docx

— 26.73 Кб (Скачать файл)

                                                Міністерство освіти України

                                                Головне управління освіти Донецької області

                                                Сніжнянський міський відділ освіти

                                                Загальноосвітня школа І-ІІІ ступенів №1

 

 

 

 

Психологические основы творчества

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                        

 

 

                                                                                                Выполняла:

                                                                                                Ученица 11-в класса

                                                                                                ОШ I iii ступеней №1

                                                                                                Ткаченко Евгения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание: 

  1. Введение
  2. Психологические основы творчества
  3. Развитие творческой деятельности и творческих способностей как необходимость современного общества
  4. Заключение
  5. Библиографический список

 

1.Введение

Принципиально новая общественная, социально-экономическая ситуация в России требует развитие в человеке таких личностных качеств, которые  помогли бы ему не просто выжить в условиях сложного современного общества, но и стать активным субъектом  общественной жизни, способным творчески  преобразовывать действительность, используя весь спектр своих возможностей.

Формирование нового общественного  мировоззрения требует личность:

  • глубоко знающую себя и владеющую собой;
  • активно проявляющую свою индивидуальность;
  • способную принимать решения и нести за них ответственность;
  • способную и стремящуюся к саморазвитию, при котором эта задача выступает как внутренняя необходимость развития физических и духовных сил;
  • жить в гармонии с самим собой, обществом, природой;

Развитие такой личности связано с процессом саморазвития и творческой реализации. Однако традиционное образование, основной целью которого является формирование "систематизированных  знаний, умений и навыков" не способно создать условий для гармоничного развития личности, и в основном направлено на подготовку обезличенных молодых квалифицированных кадров.

Преобладание урочной  формы занятий и репродуктивных методов обучения, трансляция безличных, чисто объективных знаний и способов деятельности приводит к тому, что  учащиеся не могут проявить себя в  соответствующих областях культуры и не развиваются как творческие личности. В такой ситуации основным способом взаимодействия ребенка с  внешним миром становится поглощение информации о нем, что при стремительном  возрастании ее объема приводит к  физической и психической перегрузке учащихся и, как следствие, возникновения  у них различных психосоматических  расстройств. Молодым людям, воспитанным  в таких условиях, свойственна  низкая культура, ригидность поведения  и мышления, социальная пассивность  и безответственность, повышенная тревожность  и неуверенность в завтрашнем дне.

В связи с этим возникает  необходимость развития базовой  культуры личности, которая предполагает поиск таких методов и средств, которые бы позволили преодолеть отчужденность и потребительское  отношение ребенка, развить его  лучшие личностные качества и востребовать его творческий потенциал.

 

2. Психологические основы творчества.

К исследованию феномена творчества обращались многие мыслители и философы. Так тема о творческом призвании  человекам является сквозной в работах  Н.А. Бердяева, который рассматривает  проблему творчества с точки зрения христианского теизма и говорит  о том, что творчество создает  особый мир, уподобляя человека Богу-творцу. Бердяев определяет цель творчества как искание смысла, "возможность  прорыва к смыслу через бессмыслицу" [Бердяев 1993: 53-54]. Понятие творчества у него тесно связано с идеей  внутренней свободы и поиском  смысла жизни. "Недовольство конечностью  и закованностью этого мира, устремленность к тому, что лежит за пределами рационального порядка" - устремляет человека к творчеству, цель которого не столько оформление в конечном результате, творческом продукте, сколько "раскрытие" бесконечного потенциала человеческих возможностей.

Стендаль также писал, что "у человека нет более благородного занятия, которое оправдало бы его  существование на земле, подтверждая  высокое звание человека, давая ему  самое глубокое и непреходящее наслаждение  с ранней юности до преклонных лет, чем творчество" [Стендаль 1989: 151].

В свете психологической  науки феномен творчества был  подробно рассмотрен и изучен Л.С. Выготским. Творческую деятельность он определяет как такую деятельность, которая создает нечто новое, все равно будет ли это созданное какой-то "вещью внешнего мира или известным построением ума и чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке" [Выготский 1997: 15]. В этой связи он выделил два основных вида деятельности:

    • воспроизводящий или репродуктивный вид детальности, где человек воспроизводит уже ранее создавшиеся и выработанные приемы поведения;
    • комбинирующая или творческая деятельность, где человек создает в своем воображении что-то до сих пор не существовавшее в мире, свой образ, свою картину и реализует ее вовне.

Мозг человека - это орган  комбинирующий, творчески перерабатывающий и создающий из элементов прошлого опыта новые положения и новое  поведение. Именно творческая деятельность делает человека существом, обращенным к будущему, создающим его и  воспроизводящим свое настоящее.Творческую деятельность, основанную на комбинирующей способности нашего мозга, психология называет воображением. Человек, прежде чем что-либо сделать, представляет, что надо делать и как он будет делать. Таким образом, он уже заранее создает образ материальной вещи, которая будет изготовляться в последующей практической деятельности человека. Эта способность человека заранее представлять конечный итог своего труда, а также процесс создания материальной вещи, резко отличает человеческую деятельность от "деятельности" животных, иногда очень искусной.

Активное воображение  включает в себя артистическое, творческое, критическое, воссоздающее и антиципирующее. Активное воображение всегда направлено на решение творческой или личностной задачи. Человек оперирует фрагментами, единицами конкретной информации в  определенной области, их перемещением в различных комбинациях относительно друг друга. Стимуляция этого процесса создает объективные возможности  для возникновения оригинальных новых связей между зафиксированными в памяти человека и общества условиями. В активном воображении мало мечтательности и "беспочвенной" фантазии. Активное воображение направлено в будущее  и оперирует временем как вполне определенной категорией (т.е. человек  не теряет чувства реальности, не ставит себя вне временных связей и обстоятельств). Активное воображение направлено больше вовне, человек занят в основном средой, обществом, деятельностью и  меньше внутренними субъективными  проблемами. Активное воображение, наконец, и пробуждается задачей и ею направляется, оно определяется волевыми усилиями и поддается волевому контролю.

Воссоздающее воображение - один из видов активного воображения, при котором происходит конструирование  новых образов, представлений у  людей в соответствии с воспринятой  извне стимуляцией в виде словесных  сообщений, схем, условных изображений, знаков и т.д.

Несмотря на то, что продуктами воссоздающего воображения являются совершенно новые, ранее не воспринимаемые человеком образы, этот вид воображения  основан на прежнем опыте. К.Д. Ушинский рассматривал воображение как новую  комбинацию былых впечатлений и  прошлого опыта, считая, что воссоздающее воображение является продуктом  воздействия на мозг человека материального  мира [Ушинский 1984: 123].

Твоображение - это такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно создает новые образы и идеи, представляющие ценность для других людей или общества в целом и которые воплощаются ("кристаллизуются") в конкретные оригинальные продукты деятельности. Творческое воображение является необходимым компонентом и основой всех видов творческой деятельности человека.

Следующая творческая способность, которую определял Лук А.Н. способность  к свертыванию мыслительных операций. В процессе мышления нужен постепенный  переход от одного звена в цепи рассуждений к другому. Порою  не удается мысленным взором охватить всю картину целиком, все рассуждение  от первого до последнего его шага. Но человек обладает способностью к  свертыванию длинной цепи рассуждений  и замене их одной обобщающей операцией. Процесс свертывания мыслительных операций - это, как утверждает А.Н. Лук, лишь частный случай проявления способности  к замене нескольких понятий одним, к использованию все более  емких в информационном отношении  символов. В основе этой способности  лежит абстрактное мышление. Каждое понятие заменяющее процесс рассуждения, включающий в свою очередь какие-либо понятия, имеет все более и  более абстрактный характер. И  Лук А.Н. говорит что, "используя все более и более абстрактные понятия, человек непрерывно расширяет свой интеллектуальный диапазон.

В целом же можно представить  одаренность как систему, включающую следующие компоненты:

  • биофизиологические, анатомо-физиологические задатки;
  • сенсорно-перцептивные блоки, характеризуемые повышенной чувствительностью;
  • интеллектуальные и мыслительные возможности, позволяющие оценивать новые ситуации и решать новые проблемы;
  • высокий уровень продуцирования новых образов, фантазия, воображение и целый ряд других [Петерс 2005: 120].

Можно выделить следующую  синтетическую структуру творческой одаренности:

 

  • доминирующую роль познавательной мотивации;
  • исследовательскую творческую активность, выражающуюся в обнаружении нового, в постановке и решении проблемы;
  • возможности достижения оригинальных решений;
  • возможности прогнозирования и предвосхищения;
  • способности к созданию идеальных эталонов, обеспечивающих высокие этические, нравственные, интеллектуальные оценки.

 

 

 

3. Развитие творческой деятельности и творческих способностей как необходимость современного общества

Творческая деятельность возникает не сразу, а очень медленно и постепенно развивается из более  элементарных и простых форм в  более сложные. На каждой возрастной ступени она имеет собственное  выражение. Интересы ребенка и взрослого  различны, поэтому и воображение  у ребенка работает иначе, чем  у взрослого.

У людей "среднего ума" интеллект и творческие способности  обычно тесно связаны друг с другом. У человека с нормальным интеллектом  обычно имеются и нормальные творческие способности. Лишь, начиная с определенного  уровня, пути интеллекта и творчества расходятся. Этот уровень лежит в  области IQ, равного 120. Коэффициент интеллекта можно измерить тестами. В настоящее  время для оценки интеллекта чаще всего используют тест Стенфорд-Бине и шкалы Векслера. При IQ выше 120 корреляция между творческой и интеллектуальной деятельностью исчезает, поскольку творческое мышление имеет свои отличительные черты и не тождественно интеллекту.

 Творческое мышление:

  • пластично, т.е. творческие люди предлагают множество решений в тех случаях, когда обычный человек может найти лишь одно или два;
  • подвижно, т.е. для творческого мышления не составляет труда перейти от одного аспекта проблемы к другому, не ограничиваясь одной-единственной точкой зрения;
  • оригинально, оно порождает неожиданные, небанальные, непривычные решения.

 

Творцом, так же как и  интеллектуалом, не рождаются. Все зависит  от того, какие возможности предоставит  окружение для реализации того потенциала, который в различной степени  присущ каждому из нас. Как отмечает Фергюсон, "творческие способности не создаются, а высвобождаются". Поэтому игровые и проблемные методы обучения способствуют "высвобождению" творческих возможностей учащихся, повышению интеллектуального уровня и профессиональных умений [Столяренко 2005: 214].

Смена парадигмы общественного  развития и вхождение в информационно-техническое  пространство грядущего века сформулировали новое поле образовательной деятельности России. Большое внимание на совершенствование  всей системы образования в стране оказывает социальный заказ общества на творческую, активную личность, способную  проявить себя в нестандартных условиях, гибко и самостоятельно использовать приобретенные знания в разнообразных жизненных ситуациях.

Это находит свое отражение  в возникновении образовательных  учреждений нового типа, ориентированных  на обучение и воспитание способных  и одаренных детей. На уровне средних  общеобразовательных школ педагоги внедряют программы дополнительного  и профильного образования, включают в свою деятельность индивидуальный и дифференцированный подходы, способствующие выявлению и развитию способностей школьников. Таким образом, школа, как  часть социальной среды, создает  определенные условия для развития и стимулирования способностей и  одаренности учащихся. На создание специальных условий для развития одаренности указывают: Д.Б. Богоявленская, Ю.З. Гильбух, В.А. Крутецкий, Н.С. Лейтес, А.М. Матюшкин, А.В. Петровский, П.И. Пидкасистый, В.Э. Чудковский, В.М. Экземплярский, В.С. Юркевич и другие.

Информация о работе Психологические основы творчества