Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 13:01, курсовая работа
Целью курсового исследования является изучение особенностей развития детско-родительских отношений в семье.
Задачи курсового исследования:
1)Рассмотреть теоретические основы изучения вопроса детско-родительских взаимоотношений.
2)Изучить психологические особенности влияния родительского воспитания на эмоциональное благополучие ребенка.
Второй вариант потребности в достижениях тоже нередок в современном мире, где социальная успешность и конкурентоспособность являются зачастую едва ли не мерилом человеческой ценности. Подобные отношения нередко выстраиваются в семьях успешных, много работающих и привыкших достигать своих целей людей. Такие родители будут требовать от ребенка достижения целей, доведения дел до конца, раздражаться на проявления лени и непоследовательность своего сына или дочери. Цель их воспитания - привить организованность и целеустремленность - безусловно, благая. Однако та настойчивость, с которой они ее добиваются, а также игнорирование возрастных особенностей ребенка и предъявление к нему завышенных требований могут отрицательно сказываться на отношениях в семье и сеять вечное недовольство своим сыном (дочерью).
Одна из базовых человеческих
потребностей в привязанности, особым
образом может проявляться в
отношениях родителей с детьми. Если
взрослый испытывает слишком сильную
потребность в эмоциональной
привязанности к нему ребенка, то
за этим может стоять или страх
одиночества (особенно при отсутствии
других тесных отношений, например с
супругом), или собственная детская
недостаточно удовлетворенная потребность
в привязанности, в какой-то степени
"слиянии" с матерью. Результатами
такой потребности в отношениях
с ребенком могут стать повышенная
опека со стороны родителя, потребность
делиться всеми своими переживаниями
с ребенком и ожиданием того же
от него. Соответственно, поведение
сына (дочери) будет восприниматься
как положительное или
3) Личностные особенности
родителей. Действие этого
Исследование, которое проводилось на базе Новоуренгойской средней школы №5,доказывает вышеперечисленные положения. Исходя из результатов можно сделать следующие выводы:
1. Благоприятная семейная
обстановка характеризуется
2. Тревожная семейная
обстановка характеризуется
3. Конфликтная семейная
ситуация характеризуется
4. Чувство неполноценности
ребенка связано с высокой
конфликтностью в семейной
5. Враждебная семейная
ситуация, характеризуется высокой
тревожностью, конфликтностью с
членами семьи и окружающими
его людьми. Это приводит к
личной и социальной
Благодаря критическому анализу выявлено:
- уровень благополучия
подростка зависит от уровня
конфликтности в семейной
- тревожная семейная обстановка наблюдается в конфликтных и враждебных семьях;
- конфликтная семейная
обстановка характеризуется
- враждебная семейная
обстановка характеризуется
Таким образом, по результатам анализа методик было выявлено, что для эмоционально неблагополучных семей характерно нервно - психическое напряжение (высокий уровень тревожности, конфликтности, враждебности).
Корреляционный анализ позволил выявить ряд закономерностей детско-родительских отношений:
- родители уважают
- родители заинтересованы
в делах и планах ребенка,
старается во всем помочь
- родители стремятся к симбиотическим отношениям. Ощущает себя с ним единым целым, стремится удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Родителю нравится ребенок таким, каким он есть, уважает его индивидуальность, симпатизирует ему. Но с другой стороны в родительском отношении четко просматривается авторитаризм. Родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Пристально следит за социальными достижениями, требует социального успеха ("симбиоз" - "принятие", "авторитарная гиперсоциализация");
- в родительском отношении
отчетливо прослеживается
- в родительском отношении
имеется стремление
Причины неправильного воспитания весьма различны. Порой это определенные обстоятельства в жизни семьи, мешающие наладить адекватное воспитание. Чаще - низкая педагогическая культура самих родителей. Во втором случае нередко основную роль в нарушениях воспитательного процесса играют личностные особенности самих родителей.
Эмоционально неблагополучные семьи характеризуются тем, что:
- подростки не испытывают удовольствия от общения с близкими людьми;
- нет ощущения свободы, автономности при общении с родителями;
- подростки не уверенны в своих силах и самодостаточности;
- подростки не видят свои недостатки и не способны просить помощь у окружающих;
- не способны разграничить ошибку и свою личность.
Таким образом, можно со всей определенностью утверждать, что на детско-родительских отношениях сказывается тип семьи, позиция, которую занимают взрослые, стили отношений и та роль, которую они отводят ребенку в семье. Под влиянием типа родительских отношений формируется личность ребенка.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Психологическое здоровье детей зависит от социально-экономических, экологических, культурных, психологических и многих других факторов. Ребёнок как самая чувствительная часть социума подвержен разнообразным отрицательным воздействиям.
В последние годы, как
свидетельствуют специальные
Основное влияние на уровень социальной адаптации оказывает психологический микроклимат семьи, детско-родительские отношения.
Миссия семьи на каждом
историческом этапе меняется в зависимости
от принятой человеческим сообществом
системы ценностей. Представления
о том, каким должен быть ребенок
и какова роль семьи в его воспитании,
определяют содержание, методы, позицию
и отношение родителей к
Детско-родительские отношения разными психологами описываются весьма различными терминами. Вместе с тем, практически во всех подходах можно усмотреть исходную дихотомию, которая создает двойственность или поляризацию родительских отношений. С одной стороны, главной характеристикой родительского отношения является любовь, которая определяет доверие к ребенку, радость и удовольствие от общения с ним, стремление к защите и безопасности, безусловное принятие и внимание, целостное отношение к нему. С другой - родительское отношение характеризуется требовательностью и контролем. Именно родитель приводит ребенка к реальности, является носителем общественных норм и правил, оценивает его действия, осуществляет необходимые санкции, которые обусловлены определенными родительскими установками.
Родительские отношения - это система разнообразных чувств к ребёнку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимание характера и личности ребёнка, его поступков.
Для маленького ребёнка семья - это целый мир, в котором он живёт, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. Будучи её членом, ребёнок вступает в определённые отношения с родителями, которые могут оказывать на него как положительное, так и негативное влияние. Вследствие этого ребёнок растёт либо доброжелательным, открытым, общительным, либо тревожным, грубым, лицемерным, лживым.
Отношения детей и родителей необходимо рассматривать в контексте возраста, динамичность детско-родительских отношений описывается не только с точки зрения возрастных изменений, но и с точки зрения возрастных особенностей родителя. Возраст - это фактор, который опосредует все отношения личности, в том числе и отношение к детям.
В дошкольном возрасте круг
общения ребенка расширяется, но
родители еще продолжают играть ведущую
роль в развитии поведения ребенка,
его самосознания, в формировании
повседневных задач и долгосрочных
целей. В дошкольном возрасте, как
и в раннем, сохраняется эмоциональная
зависимость ребенка от взрослого.
Поведение взрослого постоянно
обусловливают активность поведения
и деятельности ребенка. Установлено,
что если взрослый расположен к ребенку,
радуется вместе с ним его успеху
и сопереживает неудачу, то ребенок
сохраняет хорошее
Проанализировав итоги исследований в области влияния семьи на эмоциональное благополучие ребенка, в соответствии с задачами, сформулированными во введении можно сделать следующие выводы:
1. Существует прочная связь между личностью родителя и его отношением к ребенку.
2. Система родитель-ребенок имеет сложную структуру и огромный набор компонентов.
3. На детско-родительских отношениях сказывается тип семьи, позиция, которую занимают взрослые, стили отношений и та роль, которую они отводят ребенку в семье.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ