Психологические особенности подростка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 11:00, контрольная работа

Краткое описание

Целью исследования является изучение подросткового возраста.
Задачи:
1.Описать социальную ситуацию развития в подростковом возрасте.
2.Выделить центральные новообразования подросткового возраста.
3.Рассмотреть ведущую деятельность в подростковом возрасте.
4.Рассмотреть кризисы подросткового возраста

Содержание

Введение
1.Социальная ситуация развития
2. Ведущая деятельность
3.Новообразования
4.Кризис
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

психологические особенности подростка.doc

— 86.50 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки РФ

Федеральное Государственное  Бюджетное Образовательное Учреждение    Высшего Профессионального Образования

             «Челябинский Государственный Педагогический Университет»

Факультет психологии

         Кафедра теоретической и прикладной психологии

 

 

 

 

Контрольная работа по психологии развития

на тему: Психологические особенности подростка

 

 

 

Выполнила:

 

 

 

 

 Содержание:

 

   Введение

1.Социальная ситуация  развития

2. Ведущая деятельность

3.Новообразования

4.Кризис

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Подростковый период - период завершения детства, вырастание из него, переходный от детства к  взрослости. Сформированная в учебной  деятельности способность к рефлексии  «направляется» школьником на самого себя. Сравнение себя со взрослыми и с более младшими детьми приводит подростка к заключению, что он уже не ребенок, а скорее взрослый. Подросток начинает чувствовать себя взрослым и хочет, чтобы и окружающие признавали его самостоятельность.

Для развития человека важен каждый возраст. И все же подростковый возраст занимает особое место в психологии. Это самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. Главное содержание подросткового возраста составляет его переход от детства к взрослой жизни. Все стороны развития подвергаются качественной перестройке, возникают и формируются новые психологические новообразования, закладываются основы сознательного поведения, формируются социальные установки.

Подростковым принято считать период развития детей от 11-12 до 14-15

 лет; он знаменуется  бурным развитием и перестройкой  социальной активности ребенка.  В психологической литературе  принято разграничивать подростковый  возраст и юношество. В понимании  хронологических границ этих периодов нет единства. С определенной мерой условности можно считать, что "подростничество" как переходный возраст лежит в указанных границах, за ним следует новый этап развития - юность. Актуальность темы обусловливается не только особой ситуацией психического развития 10--16-летнего ребенка, но и новым уровнем требований развитого общества к формированию активной жизненной позиции растущего человека.

Целью исследования является изучение подросткового возраста.

Задачи:

1.Описать социальную ситуацию развития в подростковом возрасте.

2.Выделить центральные новообразования подросткового возраста.

3.Рассмотреть ведущую деятельность в подростковом возрасте.

4.Рассмотреть кризисы подросткового возраста

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Социальная  ситуация развития

 

«Социальная ситуация развития человека в подростковом возрасте представляет собой переход от детства к самостоятельной и ответственной взрослой жизни.»[5, С.87] Иными словами, подростковый возраст занимает промежуточное положение между детством и взрослостью. Происходят изменения на физиологическом уровне, по-иному строятся отношения со взрослыми и сверстниками, претерпевают изменения уровень познавательных интересов, интеллект и способности. Духовная и физическая жизнь перемещается из дома во внешний мир, отношения со сверстниками строятся на более серьезном уровне. Подростки занимаются совместной деятельностью, обсуждают жизненно важные темы, а игры остаются в прошлом.

 В своей книге  Марина Хилько подробно описывает социальную ситуацию развития в подростковом возрасте.В начале подросткового возраста появляется желание быть похожим на старших, в психологии оно называется чувством взрослости. Дети хотят, чтобы к ним относились как ко взрослым. Их желание, с одной стороны, оправданно, потому что в чем-то родители действительно начинают относиться к ним по-другому, разрешают делать то, что раньше не дозволялось. Например, теперь подростки могут смотреть художественные фильмы, доступ к которым раньше был запрещен, дольше гулять, родители начинают прислушиваться к ребенку при решении житейских проблем и др. Но, с другой стороны, подросток не во всем отвечает требованиям, предъявляемым ко взрослому человеку, он еще не выработал в себе такие качества, как самостоятельность, ответственность, серьезное отношение к своим обязанностям. Поэтому относиться к нему так, как он хочет, пока невозможно.

Еще один очень важный момент состоит в том, что, хотя подросток  продолжает жить в семье, учиться  в той же школе и окружен  теми же сверстниками, в шкале его  ценностей происходят сдвиги и по-другому расставляются акценты, связанные с семьей, школой, сверстниками. Причиной этого является рефлексия, которая начала развиваться к концу младшего школьного возраста, а в подростковом возрасте идет ее более активное развитие. Приобрести качества, свойственные взрослому человеку, стремятся все подростки. Это влечет за собой внешнюю и внутреннюю перестройку. Начинается она с подражания своим «кумирам». С 12–13 лет дети начинают копировать поведение и черты внешности значимых для них взрослых или старших сверстников (лексикон, способ отдыха, увлечения, украшения, прически, косметика и т. д.).

Для мальчиков объектом подражания становятся люди, которые  ведут себя как «настоящие мужчины»: обладают силой воли, выдержкой, смелостью, мужеством, выносливостью, верны дружбе. Поэтому мальчики в 12–13 лет начинают больше внимания уделять своим физическим данным: записываются в спортивные секции, развивают силу и выносливость.

Девочки стремятся подражать  тем, кто выглядит как «настоящая женщина»: привлекательным, обаятельным, пользующимся популярностью у других. Они начинают уделять больше внимания одежде, косметике, осваивают приемы кокетства и т. д.

Современная ситуация развития характеризуется тем, что на формирование потребностей подростков большое влияние оказывает реклама. В этом возрасте делается акцент на наличие определенных вещей: так, подросток, получая рекламируемую вещь в личное пользование, обретает ценность и в собственных глазах, и в глазах сверстников. Для подростка почти жизненно необходимо владеть некоторым набором вещей, чтобы обрести определенную значимость в своих глазах и глазах сверстников. Отсюда можно сделать вывод, что реклама, телевидение, СМИ в какой-то степени формируют потребности подростков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                          

 

Новообразования возраста

 

Психологическим критерием перехода к подростничеству является осознание  себя человеком, перешагнувшим границы  детства. Возникновение представления  о себе как «не о ребёнке» многие специалисты называют основным новообразованием этого возраста. В связи с этим у подростка возникает потребность в изменении образа жизни. Решение проблем самоопределения в подростковом возрасте специалисты связывают с привлечением старшеклассников к жизнедеятельности взрослых, изменением характера общения, появлением потребности в уединении и обособлении.

«Л. С. Выготский центральным и специфическим новообразованием отрочества считал чувство взрослости — возникающее представление о себе как уже не ребенке.» [4, С.320] Подросток начинает чувствовать себя взрослым, стремится им быть и считаться. Своеобразие заключается и в том, что подросток отвергает свою принадлежность к детям, но полноценной взрослости еще нет, хотя появляется потребность в признании ее окружающими.

Основой чувства взрослости является как осознание физиологических сдвигов в собственном организме, так и субъективное переживание социальных изменений (в частности, в отношениях с родителями). Чувство взрослости выражает новую жизненную позицию подростка по отношению к себе, людям, миру и определяет содержание его социальной активности, особенности внутренней жизни. Специфическая социальная активность подростка состоит в большой восприимчивости к усвоению норм, ценностей и образцов поведения взрослых, что определяет новые сферы его интересов.

Как зарождается чувство  взрослости? Валентина Казанская  в своей книги выделяет четыре источника взрослости. Первый источник чувства взрослости – когда еще задолго до физических трансформаций подросток выполняет «взрослые» обязанности, и тогда в социальную взрослость начинает «входить» взрослость психологическая. Вторым является вхождение ребенка в неформальные разновозрастные группы, где инициатива общения принадлежит старшим по возрасту. Такое общение быстро приводит к взрослению, поскольку меняются тема и содержание контактов. Третий источник взрослости – самостоятельное установление идентификации между собой и окружаюшим миром. Видя сходство и различие, подросток иногда адекватно, иногда нет определяет направление своей взрослости. Сходство может устанавливаться на разной основе – в способах поведения, социальной активности, в усвоении норм и ценностей.

Четвертый источник взрослости – активная гендерная установка. Мальчик воспитывает в себе мужественность, смелость, выносливость, верность принципам, а девочка стремится походить на взрослую женщину, используя украшения и много косметики. Это часто провоцирует недостойное поведение мужчин солидного возраста.

Итак, чувство взрослости – главное  психическое новообразование в  подростковом возрасте. Оно проявляется в деятельности, в которой изменяются потребности подростка, преобразуется его самосознание, приобретает новый характер социализация.

Мышление

«Развитие познавательных процессов и особенно интеллекта в подростковом и юношеском возрасте имеет две стороны — количественную и качественную. Количественные изменения проявляются в том, что подросток решает интеллектуальные задачи значительно легче, быстрее и эффективнее, чем ребенок младшего школьного возраста. Качественные изменения прежде всего характеризуют сдвиги в структуре мыслительных процессов: важно не то, какие задачи решает человек, а каким образом он это делает. Поэтому наиболее существенные изменения в структуре психических познавательных процессов у лиц, достигших подросткового возраста, наблюдаются именно в интеллектуальной сфере. » [3, С. 319]

В подростковом возрасте у ребенка  продолжает развиваться теоретическое  мышление. Приобретенные в младшем  школьном возрасте операции становятся формально-логическими операциями. Подросток в состоянии достаточно легко абстрагироваться от конкретного, наглядного материала и рассуждать в чисто словесном плане. На основе общих посылок он уже может строить гипотезы, проверять или опровергать их, что свидетельствует о приоритетном развитии у него логического мышления.

В отличие от младших школьников, у ребенка, достигшего подросткового  возраста, проявляется способность  оперировать гипотезами при решении  интеллектуальных задач. Причем, сталкиваясь  с необходимостью решить задачу, которая  для него является новой, в большинстве случаев подросток стремится использовать разнообразные подходы к ее решению, стараясь найти наиболее эффективный из них. Данные способности возникают не сами по себе, а формируются и развиваются в процессе школьного обучения, при овладении знаковыми системами, принятыми во многих современных науках.

Таким образом, одна из наиболее существенных особенностей подросткового возраста заключается в том, что в процессе обучения ребенок осваивает на логическом уровне все мыслительные операции. Поэтому неслучайно, характеризуя данную стадию развития мышления у подростков, Ж. Пиаже определяет ее как стадию формальных операций. Причем главной особенностью развития мышления в данном возрасте является то, что постепенно отдельные умственные операции превращаются в единую целостную структуру.

Следующая особенность развития мышления подростков заключается в их способности  анализировать абстрактные идеи, искать ошибки и логические противоречия в абстрактных суждениях. Благодаря  этому, у детей подросткового возраста отмечается возникновение интересов к разнообразным абстрактным философским проблемам, в том числе к религиозным, политическим, этическим и др. Подростки начинают рассуждать об идеалах, о будущем, приобретают новый, более глубокий и обобщенный взгляд на мир, то есть у них происходит становление мировоззрения, что самым непосредственным образом, конечно, связано с интеллектуальным развитием.

В процессе развития мышления в подростковый период у ребенка проявляются  следующие способности:

— способность оперировать гипотезами при решении интеллектуальных задач;

— способность анализировать абстрактные идеи, искать ошибки и логические 
противоречия в абстрактных суждениях.

В подростковом возрасте происходит существенный сдвиг в отношениях между памятью и другими психическими функциями, изменяются отношения между памятью и мышлением. Исследования показали, что в этом возрасте мышление подростков определяет особенности функционирования памяти.

Рефлексия

«Примерно в 11—12 лет возникает интерес к своему внутреннему миру, а затем происходит постепенное усложнение и углубление самопознания. Подросток открывает для себя свой внутренний мир.»[2, С.149]. Сложные переживания, связанные с новыми отношениями, свои личностные черты, поступки анализируются им пристрастно. Подросток хочет понять, какой он есть на самом деле, и представляет себе, каким он хотел бы быть. Познать себя ему помогают друзья, в которых он смотрится, как в зеркало, в поисках сходства, и отчасти близкие и взрослые. Личностная рефлексия, потребность разобраться в себе самом порождают и исповедальность в общении с ровесником, и дневники, которые начинают вести именно в этот период, стихи и фантазии.

Информация о работе Психологические особенности подростка