Психологические особенности проявления страхов в дошкольном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 17:02, курсовая работа

Краткое описание

Задачи:
1. Провести анализ имеющейся, по данному вопросу, научной литературы
2. Изучить методики выявления страхов у детей дошкольного возраста
3. Провести диагностику на наличие страха у детей данной возрастной группы
4. Изучить психологические особенности проявления страхов у детей дошкольного возраста, проживающих в неполных семьях
5. Выявить различие или сходства страхов у детей старшего дошкольного возраста, проживающих в полной и неполной семье

Содержание

Введение
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОЯВЛЕНИЯ СТРАХА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИЗ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ
1.1 Психология страха…………………………………………………………….6
1.1.1 Понятие страха, особенности проявления………………………………...6
1.1.2 Причины возникновения страха…………………………………………..9
1.1.3 Классификация страхов…………………………………………………..13
1. 2 Психологические особенности проявления страхов у детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………...18
1.2.1 Характеристика дошкольного возраста………………………………..18
1.2. 2 Страх и причины его возникновения в дошкольном возрасте………20
1.2.3 Ночные кошмары у детей дошкольного возраста………………………24
1.2.4 Особенности проявления страхов у детей дошкольного возраста из неполных семей………………………. ………………....31
1.3 Способы коррекции детских страхов…………………………...34
Выводы по разделу 1 ………………………………………………………….37
РАЗДЕЛ 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ЭМПИРИЧЕКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Цель, структура и методы исследования………………………………….39
2.2. Описание диагностического материала…………………………………...41
РАЗДЕЛ 3. АНАЛИЗ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
3.1. Анализ результатов психологических методик…………………………...47
3.2. Статистическая обработка и математические методы исследования…...53
Выводы по разделу 3…………………………………………………………..57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….64
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….69

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 172.14 Кб (Скачать файл)

     У дошкольников количество страхов изучено  в связи с проживанием в  отдельной или коммунальной квартире, доминированием одного из родителей  и отношениями в семье. У детей, живущих в отдельных квартирах, страхов больше, чем у детей  из коммунальных квартир, особенно у  девочек, различия у которых находится  на достоверном уровне. В коммунальной квартире больше сверстников, возможностей для совместных, эмоционально насыщенных игр, снимающих естественным образом  страхи. В отдельных квартирах  дети нередко лишены непосредственного  контакта друг с другой. У них  больше вероятность страхов одиночества  и темноты. В первую очередь это  относится к единственным детям, и большей степени восприимчивым  к страхам родителей.

     Мальчики  и девочки более боязливы, если считают главной в семье мать, а не отца. Работающая и доминирующая в семье мать часто испытывает нервно психическую перегрузку, что  создает дополнительное напряжение в ее отношениях с детьми, вызывая  у них ответные реакции беспокойства. Доминирование матери также указывает  на недостаточно активную позицию и  авторитет отца в семье, что затрудняет ролевую идентификацию с ним  мальчиков и увеличивает возможность  передачи беспокойства со стороны матери, если оно имеет место[4, с. 29].

     Вне связи с доминированием матери, если мальчики старшего дошкольного возраста в воображаемой игре «семья» выбирают роль не отца, как это делают большинство  сверстников, а матери, то количество их страхов является наибольшим. Как правило, это говорят о наличии невротической, основанной на беспокойстве, привязанности к матери.

     Таким образом, особую чувствительность в плане страхов  дошкольники обнаруживают при наличии конфликтных отношении между родителями. Тогда индекс страхов, достоверно выше, особенно у девочек, чем когда отношения родителей оцениваются как дружные, хорошие, без ссор. Заслуживает внимания факт обнаружения у дошкольников из конфликтных семей достоверно более частых страхов животных, стихии, заболевания, заражения и смерти, а также страхов кошмарных снов и потери родителей, если родители уже не живут вместе, то повышается коэффициент страха одиночества, страха потери обоих родителей. Все эти страхи являются своеобразными эмоциональными откликами на конфликтную ситуацию в семье.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. 3   Способы коррекции детских  страхов

     В психолого-педагогической литературе описаны различные способы коррекции  страхов разной этиологии. В целом, все предлагаемые способы условно  разделены на три группы:

    1. игра со страхом;
    2. рисование страха;
    3. вербализация страха (сказки, рассказы, страшные истории).

     Для эффективного преодоления страхов  у детей можно использовать и  такой метод, как игротерапия. Игра – способ выражения чувств, познания и моделирования окружающей ребенка действительности. Игра – это движение, победа, радость, удовольствие… Игра для ребенка – дело серьезное, она, как и рисование, позволяет лучше понять переживания детей, их интересы, потребности, характер, темперамент. Она помогает ребенку приобрести определенные навыки в той или иной деятельности, в том числе в общении, усвоить социальные нормы поведения, доставляет ребенку удовольствие, повышает жизненный тонус, улучшает эмоциональное и физическое состояние. К тому же игра обладает терапевтической функцией, поскольку в ней травмирующие жизненные обстоятельства переживаются в условном, а значит ослабленном виде и, кроме того, происходит их эмоциональное отреагирование – катарсис.

     Цель  психологически направленных игр состоит  в снятии избытка торможения, скованности  и страха, возникающих в темноте, замкнутом пространстве, при внезапном  воздействии и попадании в  новую, неожиданную ситуацию общения. Одновременно это предупреждение неуверенности  в себе и застенчивости или  их коррекция, если они уже входят в характер ребенка.

     Необходимо  отметить и такой способ коррекции  страхов, как сказкотерапия. Тексты сказок вызывают интенсивный эмоциональный резонанс, как у детей, так и у взрослых. Важно тактично относиться к ребенку и, если он итак напуган, например, Волком или Бабой Ягой, то не стоит читать ему страшные сказки с этими персонажами, тем более на ночь. Психологу (родителю, взрослому) надо так преподать сказку, чтобы ребенок почувствовал себя смелым, сильным и смог побороть страх. Для этого используются сказки, либо придуманные психологом с учетом особенностей ребенка, либо подобранные таким образом, чтобы оказать благотворное действие на ребенка. Сказка дает возможность отреагировать значимые эмоции, выявить внутренние конфликты и затруднения. Во время прослушивания страшных сказок или сказок со «страшными» эпизодами ребенок учится разряжать свои страхи, его эмоциональный мир становится гибким и насыщенным.

     Еще один способ коррекции – музыкотерапия. Давно известно, что музыка оказывает как бодрящее, так и подавляющее, успокаивающее воздействие. Чутко подобранные музыкальные композиции определенным образом успокаивают ребенка, расслабляя и отвлекая его от страха.

     Новизна ситуации с использованием музыки облегчает  освоение ребенком приемов аутогенной тренировки, помогающей в дальнейшем контролировать свои эмоции. Психогимнастика  обогащает эмоциональный опыт ребенка, гармонизирует эмоциональную и  нравственную сферу, актуализирует  «зону ближайшего развития» личности и создает запас прочности  в отношении вероятных эмоциональных  и социально- психологических стрессов.

     Танцетерапия  – метод психотерапии, в котором  сочетаются движения тела и воздействие  музыки, которое отвлекает ребенка  от страхов, способствует пониманию языка своего тела, умению корректировать чувства и эмоции.

     Ароматерапия  – этот древний метод, которым  в совершенстве владели наши предки, обрел «новую жизнь» и хорошо зарекомендовал себя. Его можно использовать дополнительно  при рисовании страхов, прослушивании  музыки и т.д. Ароматерапия нормализует  психическое состояние ребенка, улучшает циркуляцию крови, уравновешивает процессы, протекающие в организме, способствует сопротивляемости ребенка  вредным воздействиям окружающей среды.

     Системный подход в арт-терапии детских  страхов – один из наиболее эффективных  методов. Какие бы методы коррекции  ни были выбраны (один или несколько), они принесут только пользу ребенку. Легче предупредить развитие патологических страхов в детском возрасте, чем  лечить фобии и навязчивые состояния  у взрослых. Использование данных методов для профилактики и коррекции  детских страхов поможет ребенку  легче пройти возрастную обусловленность  страхов и переключиться к  здоровой, жизнерадостной деятельности, игре.

     Таким образом, подобранный комплекс коррекционных методик способствует снижению количества страхов у детей дошкольного возраста, посредством изживания у детей переживания страха смерти, чувства одиночества и покинутости, снятия ощущения постоянной угрозы, исходящей из окружающего мира. 
 
 
 

     Выводы  по разделу  1

     На  первом этапе исследования был проведен анализ имеющейся, по данному вопросу, научной литературы и сделаны следующие выводы:

     - изучением страха занимались  многие ученые, выдвинуто множество  трактовок понятия страха. Из  всего этого научного многообразия  можно выделить то, что «страх – аффективно чувственная эмоция, которая возникает в обстоятельствах превентивности – угрозы – боязни за свою социальную или же биологическую экзистенцию у субъекта» [30, с.342]. Беспокойство, тревога, страх – такие же эмоциональные неотъемлемые проявления нашей психической жизни, как и радость, восхищение, гнев, удивление, печаль. Однако для человека как социального существа страх часто становится препятствием для достижения поставленных им целей.

-      понимание опасности, её осознание формируется в процессе жизненного опыта и межличностных отношений, когда некоторые безразличные для ребёнка раздражители постепенно приобретают характер угрожающих воздействий.

-      чтобы снизить показатели детской  тревожности и страхов, необходимо  учитывать ведущую деятельность  данной возрастной группы.Так  как ведущей деятельностью дошкольников  является игра, следовательно,  и  предупреждение появления страхов  и их коррекция должны проходить  в игре.  Ни в коем случае  нельзя лишать ребенка возможности  играть,  в противном случае  ситуация со страхами может  усугубиться.

-  инстинктивные  проявления страха становятся  событиями, все более отражающими  социальную действительность, процесс  формирования личности детей,  т.е. страхи все более перерастают  в тревожность как отражение  личностного социального неблагополучия  индивидуума. Можно также отметить, что до 3 лет преобладает беспокойство  как сплав страхов и тревожности, от  3 до 12 лет отчетливо прослеживается диктат страха и в последующие годы наблюдаются преимущественно реакции тревоги. Значит, у детей старшего дошкольного возраста тревожность еще не является устойчивой чертой характера и относительно обратима при проведении соответствующих психолого-педагогических мероприятий.

-     если ребенка преследуют ночные кошмары, необходимо обратить внимание на климат в семье, на то, как живется малышу среди взрослых. Устранение причины внутрисемейного порядка - сделаете первый шаг в процессе избавления ребенка от кошмаров. Если не акцентировать внимание ребенка на его страшных сновидениях, успокоить и отвлечь его, вскоре ночные кошмары будут сниться ему не так часто, а потом и совсем прекратятся.

     - особую чувствительность в плане страхов  дошкольники обнаруживают при наличии конфликтных отношении между родителями. Тогда индекс страхов, достоверно выше, чем когда отношения родителей оцениваются как дружные, хорошие, без ссор. Заслуживает внимания факт обнаружения у дошкольников из конфликтных семей достоверно более частых страхов животных, стихии, заболевания, заражения и смерти, а также страхов кошмарных снов и потери родителей, если родители уже не живут вместе, то повышается коэффициент страха одиночества, страха потери обоих родителей. Все эти страхи являются своеобразными эмоциональными откликами на конфликтную ситуацию в семье.  
 
 
 
 

РАЗДЕЛ 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ  ЭМПИРИЧЕКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1. Цель, структура и методы исследования

     Проанализированные  теоретические положения дают основание предполагать, что психологические особенности проявления страхов у детей дошкольного возраста из полных  и неполных семей различны.        Недостаточность изучения проблемы, многообразие подходов к ее изучению, а также и практическая значимость данного аспекта и послужила основанием выбора цели исследования.     

     Цель  исследования – определить коэфициентб страха у детей дошкольного возраста из полных и неполных семей, сравнить полученные результаты и сделать выводы.

      В исследовании участвовали дошкольники средних и старших  групп из дошкольного учреждения №14 «Дывоцвит» г. Дзержинск, Донецкой обл. Выборка составила всего 60 человек, из них 30 детей из полных семей и 30 детей из неполных семей.

     Исследование  включило в себя несколько этапов, которые воплощают задачи, поставленные в начале исследовательской работы.

     Структура  исследования:

  1. изучить литературу, методические рекомендации и требования применимые к данной выборке, выбрать те параметры, по которым будет оцениваться коэффициент страха  дошкольников;
  2. для эксперимента отобрать 60 детей дошкольного

    возраста (4-6 лет) - 30 детей из полных (контрольная группа) и 30 детей из неполных(экспериментальная группа) семей;

  1. провести  набор диагностических методик;
  2. сравнить полученные результаты;
  3. подведение итогов исследовательской работы, вывод, рекомендации

Информация о работе Психологические особенности проявления страхов в дошкольном возрасте