Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 17:02, курсовая работа
Задачи:
1. Провести анализ имеющейся, по данному вопросу, научной литературы
2. Изучить методики выявления страхов у детей дошкольного возраста
3. Провести диагностику на наличие страха у детей данной возрастной группы
4. Изучить психологические особенности проявления страхов у детей дошкольного возраста, проживающих в неполных семьях
5. Выявить различие или сходства страхов у детей старшего дошкольного возраста, проживающих в полной и неполной семье
Введение
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОЯВЛЕНИЯ СТРАХА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИЗ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ
1.1 Психология страха…………………………………………………………….6
1.1.1 Понятие страха, особенности проявления………………………………...6
1.1.2 Причины возникновения страха…………………………………………..9
1.1.3 Классификация страхов…………………………………………………..13
1. 2 Психологические особенности проявления страхов у детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………...18
1.2.1 Характеристика дошкольного возраста………………………………..18
1.2. 2 Страх и причины его возникновения в дошкольном возрасте………20
1.2.3 Ночные кошмары у детей дошкольного возраста………………………24
1.2.4 Особенности проявления страхов у детей дошкольного возраста из неполных семей………………………. ………………....31
1.3 Способы коррекции детских страхов…………………………...34
Выводы по разделу 1 ………………………………………………………….37
РАЗДЕЛ 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ЭМПИРИЧЕКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Цель, структура и методы исследования………………………………….39
2.2. Описание диагностического материала…………………………………...41
РАЗДЕЛ 3. АНАЛИЗ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
3.1. Анализ результатов психологических методик…………………………...47
3.2. Статистическая обработка и математические методы исследования…...53
Выводы по разделу 3…………………………………………………………..57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….64
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….69
Уровень всех видов страха у детей из экспериментальной группы, находится на более высоком уровне, чем страхи детей из контрольной группы. Страхом одиночества подвержены 87% детей из неполных семей, а дети имеющие обоих родителей – 60%. Боязнь чудовищ, злых сказочных персонажей -73% дети из полной семьи; 93% - дети из неполных семей. Медицинские страхи у обоих групп находятся на практически одном уровне – 96,6%, что говорит о чисто возрастной особенности данного вида страха. Обратите внимание, что страх потери родителей ярко выражен только в группе детей из не полных семей – 97%, также это можно наблюдать с такими видами страха как боязнь страшных снов – 87% и боязнь резких звуков – 53,3%, можно сделать вывод, что развитие этих страхов обусловлено внутрисемейными конфликтами.
Как видно из статистических данных коэффициент страха (среднее значение на группу) в экспериментальной группе выше чем в контрольной, так как 13,5 > 7,6. Это говорит о том, что дети из неполных семей в большей степени подвержены страхам, чем их сверстники из полных семей. Вычисляем эмпирическое значение t-Стьюдента (по формуле 2.4) = 4,391; df = 58, по таблице критических значений критерия t-Стьюдента p < 0,001, следовательно статистическая гипотеза о равенстве средних значений отклоняется. Вывод: коэффициент страха детей дошкольного возраста из неполных семей достоверно выше, чем у их сверстников их полных семей (p < 0,001). Уровень достоверности довольно высок, гипотеза подтверждается практически на 99,9%
Таким
образом, оперируя данными, полученными
в ходе экспериментального исследования,
можно с уверенностью подтвердить
верность выдвинутой гипотезы – коэффициент
страха у детей из неполных семей выше
коэффициента страха детей из полных семей.
Заключение
В ходе исследовательской работы, была достигнута цель – изучение особенностей проявления страхов у детей дошкольного возраста; подтверждена выдвинутая гипотеза – коэффициент страха у детей из неполных семей выше коэффициента страха у детей из полных семей; а так же были решены все поставленные задачи исследования.
1. На первом этапе исследования был проведен
анализ имеющейся, по данному вопросу,
научной литературы и сделаны следующие
выводы:
-
изучением страха занимались
многие ученые, выдвинуто множество
трактовок понятия страха. Из
всего этого научного
- понимание опасности, её осознание формируется в процессе жизненного опыта и межличностных отношений, когда некоторые безразличные для ребёнка раздражители постепенно приобретают характер угрожающих воздействий.
-
чтобы снизить показатели
- инстинктивные проявления страха становятся событиями, все более отражающими социальную действительность, процесс формирования личности детей, т.е. страхи все более перерастают в тревожность как отражение личностного социального неблагополучия индивидуума. Можно также отметить, что до 3 лет преобладает беспокойство как сплав страхов и тревожности, от 3 до 12 лет отчетливо прослеживается диктат страха и в последующие годы наблюдаются преимущественно реакции тревоги. Значит, у детей старшего дошкольного возраста тревожность еще не является устойчивой чертой характера и относительно обратима при проведении соответствующих психолого-педагогических мероприятий.
- если ребенка преследуют ночные кошмары, необходимо обратить внимание на климат в семье, на то, как живется малышу среди взрослых. Устранение причины внутрисемейного порядка - сделаете первый шаг в процессе избавления ребенка от кошмаров. Если не акцентировать внимание ребенка на его страшных сновидениях, успокоить и отвлечь его, вскоре ночные кошмары будут сниться ему не так часто, а потом и совсем прекратятся.
- особую чувствительность в плане страхов дошкольники обнаруживают при наличии конфликтных отношении между родителями. Тогда индекс страхов, достоверно выше, чем когда отношения родителей оцениваются как дружные, хорошие, без ссор. Заслуживает внимания факт обнаружения у дошкольников из конфликтных семей достоверно более частых страхов животных, стихии, заболевания, заражения и смерти, а также страхов кошмарных снов и потери родителей, если родители уже не живут вместе, то повышается коэффициент страха одиночества, страха потери обоих родителей. Все эти страхи являются своеобразными эмоциональными откликами на конфликтную ситуацию в семье.
2. Прежде
чем приступить к исследованию,
были изучены существующие
3. Затем была проведена диагностика по данным методикам на наличие страха у детей из исследовательской выборки (контрольная группа – дети из полных семей, 30 человек; экспериментальная группа – дети из неполных семей, 30 человек) Анализ исследования позволил составить портрет дошкольника, испытывающего множественные страхи: ребёнок тревожный, пугливый, напряжённый, со сниженной самооценкой, неуверенный в себе, не умеющий налаживать отношения со сверстниками, со сниженным настроением, не достаточно общительный, к окружающим людям проявляет подозрительность и недоверчивость, как правило, он из неполной семьи с неблагополучным эмоциональном фоном. В рисунках детей из неполных семей преобладают чёрные, грязно-фиолетовые, коричневые, серые, тёмно-синие тона, а также прерывистые линии, зачерченные лица и фигуры, испуганные глаза (крупные зачерченные глазницы), отсутствие кистей рук или наоборот очень крупные кисти рук с пальцами (потребность в общении), иногда отсутствие рта на лице в рисунке члена семьи. У детей из экспериментальной группы присутствует высокий уровень тревожности, выражен страх разлуки с родителями и личный показатель страхов выше показателя в контрольной группе. Наличие страхов зависит от многих причин. Так, например, в процессе исследований было обнаружено, что мальчики подвержены страхам меньше, чем девочки, причем у мальчиков, которые воспитываются в неполных семьях, количество страхов больше(57%), чем у их сверстников, живущих вместе с обоими родителями. Было также выявлено, что развод родителей в меньшей степени отражается на девочках, чем на мальчиках по причине того, что дети, как правило, остаются жить вместе с матерью, и тогда мать с дочерью образуют однополую диаду общения, что позволяет девочке уверенно себя чувствовать и не испытывать многих страхов. Мальчики же, оставшись без отца, не чувствуют необходимой мужской поддержки, что сказывается и на общении со сверстниками, и – как следствие – на увеличении количества страхов.
Уровень
всех видов страха у детей из экспериментальной
группы, находится на более высоком
уровне, чем страхи детей из контрольной
группы. Страхом одиночества подвержены
87% детей из неполных семей, а дети
имеющие обоих родителей – 60%.
Боязнь чудовищ, злых сказочных персонажей
-73% дети из полной семьи; 93% - дети из неполных
семей. Медицинские страхи у обоих
групп находятся на практически
одном уровне – 96,6%, что говорит
о чисто возрастной особенности
данного вида страха. Обратите внимание,
что страх потери родителей ярко
выражен только в группе детей
из не полных семей – 97%, также это
можно наблюдать с такими видами
страха как боязнь страшных снов –
87% и боязнь резких звуков – 53,3%, можно
сделать вывод, что развитие этих
страхов обусловлено
Как видно из статистических данных коэффициент страха (среднее значение на группу) в экспериментальной группе выше чем в контрольной, так как 13,5 > 7,6. Это говорит о том, что дети из неполных семей в большей степени подвержены страхам, чем их сверстники из полных семей. Вычисляем эмпирическое значение t-Стьюдента (по формуле 2.4) = 4,391; df = 58, по таблице критических значений критерия t-Стьюдента p < 0,001, следовательно статистическая гипотеза о равенстве средних значений отклоняется. Вывод: коэффициент страха детей дошкольного возраста из неполных семей достоверно выше, чем у их сверстников их полных семей (p < 0,001). Уровень достоверности довольно высок, гипотеза подтверждается практически на 99,9%
4. Таким образом, были изучены психологические особенности проявления страхов у детей дошкольного возраста, проживающих в неполных семьях, выявлены различия в проявлении и количестве страхов между детьми того же возраста из полных семей , сделаны соответствующие выводы:
Страх играет немаловажную роль в жизни ребёнка, с одной стороны, он может уберечь от необдуманных и рискованных поступков. С другой – положительные и устойчивые страхи препятствуют развитию личности ребёнка, сковывают творческую энергию, способствуют формированию неуверенности и повышенной тревожности.
Страхи неизбежно сопровождают развитие ребенка и появление различных эмоциональных нарушений, психологических проблем связано с рядом неблагоприятных событий (развод родителей)
Так, например, в процессе исследований было обнаружено, что мальчики подвержены страхам меньше, чем девочки, причем у мальчиков, которые воспитываются в неполных семьях, количество страхов больше(57%), чем у их сверстников, живущих вместе с обоими родителями. Было также выявлено, что развод родителей в меньшей степени отражается на девочках, мальчики , оставшись без отца, не чувствуют необходимой мужской поддержки, что сказывается и на общении со сверстниками, и – как следствие – на увеличении количества страхов.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
Приложение 1
Таблица 1. Протокол исследования контрольной группы детей методика «Страхи в домиках»
№ п/п | Ф. Имя ребенка | Страхи из черного
домика (№) |
Всего |
1. | Ваня Адаменко | 1;5; 8;9;25;26;27; | 7 |
2. | Дима Авдеев | 1;4; 8;25;27;28 | 6 |
3. | Алина Бороздина | 1;2;9;19;25;27;28;29 | 8 |
4. | Вика Березина | 2;4;5;9;14;18;19;25;27;28 | 10 |
5. | Владик Боровик | 8;9;14;25;27;28 | 7 |
6. | Лера Воробьева | 1;2;7;9;11;12;18;26;27;28 | 10 |
7. | Ульяна Воронцова | 1;2;9;13;14;18;19;27;28 | 9 |
8. | Данил Гамаюнов | 2;8;9;13;27;28 | 6 |
9. | Андрей Гришко | 8;9;11;12;25;27;28 | 7 |
10. | Мила Дорофеева | 1;6;9;13;19;25;27;28 | 8 |
11. | Карина Донская | 6;9;12;13;25;27;28;29 | 8 |
12. | Виталий Данильченко | 7;13;25;26;27;28 | 6 |
13. | Денис Ермолаев | 1;9;12;25;27;28 | 6 |
14. | Варвара Емельянова | 1;4;7;9;25;26;27;28 | 8 |
15. | Гарик Ефимов | 8;13;14;25; 27;28; | 6 |
16. | Настя Железнова | 1;6;9;11;12;25;27;28 | 8 |
17. | Карина Жилина | 1;7;9;12;13;25;27;28;29 | 9 |
18. | Миша Зарецкий | 1;12;13;25;26;27;28 | 7 |
19. | Юля Засушко | 1;7;9;13;14;25;26;27;28 | 9 |
20. | Олег Ильин | 2;8;12;13;14;25;27;28 | 8 |
21. | Сергей Иловайский | 1;8;14;25;27;28 | 6 |
22. | Артур Иботулин | 9;11;13;25;27;28; | 6 |
23. | Наташа Карбивничая | 1;7;9;12;13;14;25;28;29 | 9 |
24. | Алина Левко | 1;4;6;7;9;25;28;29 | 8 |
25. | Дарина Нелепа | 1;3;7;9;13;14;25;27;28 | 9 |
26. | Паша Одинцов | 2;8;12;13;14;25;27;28 | 8 |
27. | Ефим Романько | 1;8;25;27;28;29 | 6 |
28. | Алексей Снегиренко | 6;9;12;14;25;27;28;29 | 8 |
29. | Яна Тимошко | 1;7;9;11;13;25;27;28;29 | 9 |
30. | Ярослав Федяев | 8;9;25;26;27;28 | 6 |
Всего: 237 |
Информация о работе Психологические особенности проявления страхов в дошкольном возрасте