Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 17:02, курсовая работа
Задачи:
1. Провести анализ имеющейся, по данному вопросу, научной литературы
2. Изучить методики выявления страхов у детей дошкольного возраста
3. Провести диагностику на наличие страха у детей данной возрастной группы
4. Изучить психологические особенности проявления страхов у детей дошкольного возраста, проживающих в неполных семьях
5. Выявить различие или сходства страхов у детей старшего дошкольного возраста, проживающих в полной и неполной семье
Введение
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОЯВЛЕНИЯ СТРАХА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИЗ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ
1.1 Психология страха…………………………………………………………….6
1.1.1 Понятие страха, особенности проявления………………………………...6
1.1.2 Причины возникновения страха…………………………………………..9
1.1.3 Классификация страхов…………………………………………………..13
1. 2 Психологические особенности проявления страхов у детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………...18
1.2.1 Характеристика дошкольного возраста………………………………..18
1.2. 2 Страх и причины его возникновения в дошкольном возрасте………20
1.2.3 Ночные кошмары у детей дошкольного возраста………………………24
1.2.4 Особенности проявления страхов у детей дошкольного возраста из неполных семей………………………. ………………....31
1.3 Способы коррекции детских страхов…………………………...34
Выводы по разделу 1 ………………………………………………………….37
РАЗДЕЛ 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ЭМПИРИЧЕКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Цель, структура и методы исследования………………………………….39
2.2. Описание диагностического материала…………………………………...41
РАЗДЕЛ 3. АНАЛИЗ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
3.1. Анализ результатов психологических методик…………………………...47
3.2. Статистическая обработка и математические методы исследования…...53
Выводы по разделу 3…………………………………………………………..57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….64
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….69
Приложение 2
Диагностика страхов в экспериментальной группе детей
Методика «Страхи в домиках»
Таблица 2. Протокол исследования
№ п/п | Ф. Имя ребенка | Страхи из черного
домика (№) |
Всего |
1. | Валя Андреева | 1;2;6;7;9;11;12;13;14;25;26; |
14 |
2. | Олег Акимов | 1;3;4;5;7;8;9;11;12;13;14;25; |
13 |
3. | Алина Брунько | 1;7;8;9;11;12;13;14;25;26;28; |
12 |
4. | Вика Братусь | 1;3;7;9;11;12;13;14;16;18;19; |
15 |
5. | Андрей Воропаев | 1;7;9;11;12;13;14;17;20;25;27; |
12 |
6. | Лена Виноградова | 1;2;3;7;9;11;12;13;14;17;18; |
16 |
7. | Кира Горобец | 1;2;3;7;9;11;12;13;14;17;18; |
17 |
8. | Данил Глушко | 1;7;14;11;13;25;27;28;29 | 9 |
9. | Артур Голиков | 1;4;5;6;7;9;11;12;13;14;17;19; |
17 |
10. | Маша Деньдобрая | 1;2;3;4;5;7;9;12;14;17;18;19; |
18 |
11. | Коля Дмитров | 4;5;7;8;9;11;12;13;25;27;28 | 11 |
12. | Вита Ефимова | 1;2;4;5;6;7;9;11;12;13;14;25; |
15 |
13. | Гена Зотович | 1;4;5;7;8;11;12;13;25;27;28;29 | 12 |
14. | Рита Захарова | 1;3;7;9;11;12;13;14;16;18;19; |
15 |
15. | Гриша Игнатьев | 1;7;8;9;11;12;13;14;25;26;27; |
13 |
16. | Аня Коломиец | 1;3;7;9;11;12;13;14;16;18;19; |
15 |
17. | Саша Коробков | 6;7;9;11;12;13;14;25;26;27;28 | 11 |
18. | Милана Кирпос | 1;7;9;11;12;13;14;18,19;25;26; |
13 |
19. | Юля Любимова | 1;4;5;7;9;11;12;13;14;19;25; |
15 |
20. | Оксана Матюшко | 1;7;9;11;12;13;14;19;25;26;27; |
13 |
21. | Оля Нехода | 1;2;4;5;6;7;9;11;12;13;14;25; |
16 |
22. | Алеся Приходько | 1;5;6;7;9;11;12;13;14;25;26; |
13 |
23. | Даша Пилипенко | 1;2;6;7;9;11;12;13;14;17;18; |
16 |
24. | Артем Сирота | 1;3;7;9;13;14;25;27;28 | 9 |
25. | Данил Самойлов | 1;7;8;9;11;12;13;14;17;20;25; |
13 |
26. | Полина Тимошенко | 1;2;4;6;7;9;11;12;13;14;17;19; |
16 |
27. | Егор Трофимов | 1;2;7;9;11;12;18;26;27;28 | 10 |
28. | Алла Федотова | 1;2;6;7;9;11;13;14;25;26;27; |
13 |
29. | Ярина Хливенко | 1;7;9;11;12;13;14;19;25;26;27; |
13 |
30. | Антон Цукур | 2;9;11;13;14;18;19;25;27;28 | 10 |
Всего: 405 |
Приложение 2
Комплекс коррекционных упражнений
В темной норе (для детей 4-5 лет)
Два друга, Утенок и Зайчонок, пошли гулять. По дороге им встретилась Лиса. Лиса подумала, что хорошо бы ей съесть малышей, но вслух сказала: «Здравствуйте, неразлучные друзья! А у меня для вас в моей норе приготовлено угощение: вкусные конфеты и рассыпчатое печенье. Пойдемте со мной!». Малыши поверили Лисе и пошли с нею. Пришли. Лиса открыла дверцу в свою нору: «Заходите первыми!». Только переступили порог Утенок и Зайчонок, как Лиса быстро закрыла дверцу на крючок и засмеялась: «Ха-ха-ха! Ловко я вас провела. Побегу я теперь за дровами, разведу огонь, вскипячу воду и брошу в нее вас, малышей. То-то вкусное у меня будет угощение!». Утенок и Зайчонок, оказавшись в темноте и услышав насмешку Лисы, поняли, что попались. Утенок заплакал и стал громко звать свою маму. Зайчонок не плакал, он думал... «Давай, Утенок, выроем подземный ход и убежим отсюда» — сказал наконец Зайчонок. Утенок перестал плакать и вместе с Зайчонком стал рыть землю. Вскоре в небольшую щелку проник свет, щелка становилась все больше и больше, и вот друзья уже на воле. Утенок и Зайчонок, обнялись и радостные и веселые побежали домой: Пришла Лиса с дровами, положила их на землю, сняла крючок, открыла дверцу, посмотрела в нору и замерла от удивления... В норе никого не было.
Игра проводится рядом с помещением, где нет естественного освещения (коридор; кладовка и т. п.). Эта темная комната будет лисьей норой. Дети роют подземный ход, скребя пальцами по двери. Ведущий через некоторое время начинает потихоньку приоткрывать дверь.
Змей-Горыныч (для детей 5 — 6 лет)
Сказочный город (поставленные по кругу стулья). В нем живут царевич, царевна и ремесленники. Сторожит город Стражник. Иван-царевич уходит на охоту. Царевна вышивает. Ремесленники заняты каждый своим делом (кузнец кует, маляр красит и т. д.). Стражник обходит город. Налетает Змей-Горыныч. (Звучит музыка П. Чайковского «Баба-яга»). Он смертельно ранит Стражника, убивает ремесленников, а царевну уносит (уводит) в свою пещеру (специально поставленные стулья). Змей-Горыныч летает перед входом в пещеру, сторожит царевну. Иван-царевич возвращается с охоты. Стражник приподнимается, показывает направление, куда Змей-Горыныч унес царевну, бессильно падает. Иван-царевич берет меч и идет сражаться со Змеем-Горынычем (этюд «Битва». Звучит музыка Б. Хоффера «Битва»). Борется и побеждает его. Как только Змей-Горыныч падает, Стражник и ремесленники оживают, а из пещеры выходит царевна. Иван-царевич ведет царевну в город. Царевна снова вышивает, ремесленники работают. Стражник обходит город, а Иван-царевич собирается на охоту.
Потерялся (для детей 5 — 6 лет)
Мальчик с родителями приехал в незнакомый ему город. Они только что сошли с поезда и идут по перрону. Вдруг мальчик увидел очень большую собаку и от удивления даже остановился (этюд «Удивление»), а родители пошли дальше. Собака убежала. Мальчик оглядывается, но мамы и папы (бабушки, брата, сестры) нигде нет. Он бежит к выходу в город (специально поставленные стулья), выходит... и застывает в позе отчаяния: мамы и папы здесь нет (этюд «Момент отчаяния»). Родители тоже ищут, мальчика. Они подходят к нему сзади и трогают за плечо. Радость встречи. Мама и папа берут его за руки и весело идут с ним по городу (этюд «Хорошее настроение»).
Что в углу? (для детей 6 — 7 лет)
Из стульев строится кровать. Ребенок делает вид, что раздевается и ложится в постель, закрывает глаза. Входит дедушка — другой ребенок. Он делает вид, что снимает халат, потом подходит к внуку, видит, что он спит, поправляет одеяло и, уходя из комнаты, выключает свет. Ведущий читает стихотворение Ал. Кушнир «Что в углу?» Затем мальчик открывает глаза — ему делается страшно. Входит дедушка и включает свет.
Информация о работе Психологические особенности проявления страхов в дошкольном возрасте