Психологические особенности проявления страхов в дошкольном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 17:02, курсовая работа

Краткое описание

Задачи:
1. Провести анализ имеющейся, по данному вопросу, научной литературы
2. Изучить методики выявления страхов у детей дошкольного возраста
3. Провести диагностику на наличие страха у детей данной возрастной группы
4. Изучить психологические особенности проявления страхов у детей дошкольного возраста, проживающих в неполных семьях
5. Выявить различие или сходства страхов у детей старшего дошкольного возраста, проживающих в полной и неполной семье

Содержание

Введение
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОЯВЛЕНИЯ СТРАХА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИЗ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ
1.1 Психология страха…………………………………………………………….6
1.1.1 Понятие страха, особенности проявления………………………………...6
1.1.2 Причины возникновения страха…………………………………………..9
1.1.3 Классификация страхов…………………………………………………..13
1. 2 Психологические особенности проявления страхов у детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………...18
1.2.1 Характеристика дошкольного возраста………………………………..18
1.2. 2 Страх и причины его возникновения в дошкольном возрасте………20
1.2.3 Ночные кошмары у детей дошкольного возраста………………………24
1.2.4 Особенности проявления страхов у детей дошкольного возраста из неполных семей………………………. ………………....31
1.3 Способы коррекции детских страхов…………………………...34
Выводы по разделу 1 ………………………………………………………….37
РАЗДЕЛ 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ЭМПИРИЧЕКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Цель, структура и методы исследования………………………………….39
2.2. Описание диагностического материала…………………………………...41
РАЗДЕЛ 3. АНАЛИЗ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
3.1. Анализ результатов психологических методик…………………………...47
3.2. Статистическая обработка и математические методы исследования…...53
Выводы по разделу 3…………………………………………………………..57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….64
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….69

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 172.14 Кб (Скачать файл)
 
 
 
 

Приложение 2

Диагностика страхов в экспериментальной  группе детей

 Методика  «Страхи в домиках» 

     Таблица 2. Протокол исследования

№ п/п Ф. Имя ребенка Страхи из черного

домика (№)

Всего
1. Валя Андреева 1;2;6;7;9;11;12;13;14;25;26;27;28,29 14
2. Олег Акимов 1;3;4;5;7;8;9;11;12;13;14;25;27 13
3. Алина Брунько 1;7;8;9;11;12;13;14;25;26;28;29 12
4. Вика Братусь 1;3;7;9;11;12;13;14;16;18;19;20;25;27;28 15
5. Андрей Воропаев 1;7;9;11;12;13;14;17;20;25;27;28 12
6. Лена Виноградова 1;2;3;7;9;11;12;13;14;17;18;19;25;27;28,29 16
7. Кира Горобец 1;2;3;7;9;11;12;13;14;17;18;19;20;25;27;28,29 17
8. Данил Глушко 1;7;14;11;13;25;27;28;29 9
9. Артур Голиков  1;4;5;6;7;9;11;12;13;14;17;19;25;26;27;28;29 17
10. Маша Деньдобрая 1;2;3;4;5;7;9;12;14;17;18;19;20;25;26;27;28,29 18
11. Коля Дмитров 4;5;7;8;9;11;12;13;25;27;28 11
12. Вита Ефимова 1;2;4;5;6;7;9;11;12;13;14;25;26;27;28, 15
13. Гена Зотович 1;4;5;7;8;11;12;13;25;27;28;29 12
14. Рита Захарова 1;3;7;9;11;12;13;14;16;18;19;20;25;27;28 15
15. Гриша Игнатьев 1;7;8;9;11;12;13;14;25;26;27;28,29 13
16. Аня Коломиец 1;3;7;9;11;12;13;14;16;18;19;20;25;27;28 15
17. Саша Коробков 6;7;9;11;12;13;14;25;26;27;28 11
18. Милана Кирпос 1;7;9;11;12;13;14;18,19;25;26;27;28, 13
19. Юля Любимова 1;4;5;7;9;11;12;13;14;19;25;26;27;28,29 15
20. Оксана Матюшко 1;7;9;11;12;13;14;19;25;26;27;28,29 13
21. Оля Нехода 1;2;4;5;6;7;9;11;12;13;14;25;26;27;28,29 16
22. Алеся Приходько 1;5;6;7;9;11;12;13;14;25;26;27;28 13
23. Даша Пилипенко 1;2;6;7;9;11;12;13;14;17;18;19;25;27;28,29 16
24. Артем Сирота 1;3;7;9;13;14;25;27;28 9
25. Данил Самойлов 1;7;8;9;11;12;13;14;17;20;25;26;27;28 13
26. Полина Тимошенко 1;2;4;6;7;9;11;12;13;14;17;19;25;27;28,29 16
27. Егор Трофимов 1;2;7;9;11;12;18;26;27;28 10
28. Алла Федотова 1;2;6;7;9;11;13;14;25;26;27;28,29 13
29. Ярина Хливенко 1;7;9;11;12;13;14;19;25;26;27;28,29 13
30. Антон Цукур 2;9;11;13;14;18;19;25;27;28 10
      Всего: 405
 
 
 
 

Приложение  2

Комплекс  коррекционных упражнений

В темной норе (для  детей 4-5 лет)

     Два друга, Утенок и Зайчонок, пошли гулять. По дороге им встретилась Лиса. Лиса подумала, что хорошо бы ей съесть малышей, но вслух сказала: «Здравствуйте, неразлучные друзья! А у меня для вас в моей норе приготовлено угощение: вкусные конфеты и рассыпчатое печенье. Пойдемте со мной!». Малыши поверили Лисе и пошли с нею. Пришли. Лиса открыла дверцу в свою нору: «Заходите первыми!». Только переступили порог Утенок и Зайчонок, как Лиса быстро закрыла дверцу на крючок и засмеялась: «Ха-ха-ха! Ловко я вас провела. Побегу я теперь за дровами, разведу огонь, вскипячу воду и брошу в нее вас, малышей. То-то вкусное у меня будет угощение!». Утенок и Зайчонок, оказавшись в темноте и услышав насмешку Лисы, поняли, что попались. Утенок заплакал и стал громко звать свою маму. Зайчонок не плакал, он думал... «Давай, Утенок, выроем подземный ход и убежим отсюда» — сказал наконец Зайчонок. Утенок перестал плакать и вместе с Зайчонком стал рыть землю. Вскоре в небольшую щелку проник свет, щелка становилась все больше и больше, и вот друзья уже на воле. Утенок и Зайчонок, обнялись и радостные и веселые побежали домой: Пришла Лиса с дровами, положила их на землю, сняла крючок, открыла дверцу, посмотрела в нору и замерла от удивления... В норе никого не было.

Игра  проводится рядом с помещением, где  нет естественного освещения (коридор; кладовка и т. п.). Эта темная комната  будет лисьей норой. Дети роют подземный  ход, скребя пальцами по двери. Ведущий  через некоторое время начинает потихоньку приоткрывать дверь.

  

  Змей-Горыныч (для  детей 5 — 6 лет)

Сказочный город (поставленные по кругу стулья). В нем живут царевич, царевна  и ремесленники. Сторожит город Стражник. Иван-царевич уходит на охоту. Царевна  вышивает. Ремесленники заняты каждый своим делом (кузнец кует, маляр красит и т. д.). Стражник обходит город. Налетает Змей-Горыныч. (Звучит музыка П. Чайковского  «Баба-яга»). Он смертельно ранит Стражника, убивает ремесленников, а царевну  уносит (уводит) в свою пещеру (специально поставленные стулья). Змей-Горыныч  летает перед входом в пещеру, сторожит царевну. Иван-царевич возвращается с охоты. Стражник приподнимается, показывает направление, куда Змей-Горыныч унес царевну, бессильно падает. Иван-царевич  берет меч и идет сражаться  со Змеем-Горынычем (этюд «Битва». Звучит музыка Б. Хоффера «Битва»). Борется  и побеждает его. Как только Змей-Горыныч  падает, Стражник и ремесленники оживают, а из пещеры выходит царевна. Иван-царевич  ведет царевну в город. Царевна  снова вышивает, ремесленники работают. Стражник обходит город, а Иван-царевич  собирается на охоту.

  Потерялся (для  детей 5 — 6 лет)

Мальчик с родителями приехал в незнакомый ему город. Они только что сошли  с поезда и идут по перрону. Вдруг  мальчик увидел очень большую  собаку и от удивления даже остановился (этюд «Удивление»), а родители пошли  дальше. Собака убежала. Мальчик оглядывается, но мамы и папы (бабушки, брата, сестры) нигде нет. Он бежит к выходу в  город (специально поставленные стулья), выходит... и застывает в позе отчаяния: мамы и папы здесь нет (этюд «Момент  отчаяния»). Родители тоже ищут, мальчика. Они подходят к нему сзади и  трогают за плечо. Радость встречи. Мама и папа берут его за руки и весело идут с ним по городу (этюд «Хорошее настроение»).

  Что в углу? (для  детей 6 — 7 лет) 

Из стульев  строится кровать. Ребенок делает вид, что раздевается и ложится  в постель, закрывает глаза. Входит дедушка — другой ребенок. Он делает вид, что снимает халат, потом подходит к внуку, видит, что он спит, поправляет одеяло и, уходя из комнаты, выключает свет. Ведущий читает стихотворение Ал. Кушнир «Что в углу?» Затем мальчик открывает глаза — ему делается страшно. Входит дедушка и включает свет.

Информация о работе Психологические особенности проявления страхов в дошкольном возрасте