Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2012 в 21:39, реферат
Профессиональная деятельность правоохранительных органов - деятельность государственная. Государство ставит перед этими органами определенные цели и задачи, направленные на защиту от преступных по-сягательств граждан, собственности и пресечения преступлений, пося-гающих на порядок управления. Государство создает специальные систе-мы, переподготовки и усовершенствования правоохранительных органов. Эти требования предъявляются как по отношению ко всей правоохрани-тельной системе, так и к каждому ее звену, каждому ее работнику.
В процессе мышления следователь оперирует некоторым умственным материалом, который имеет двоякую психологическую природу. Это, во-первых, более или менее яркие образы, во-вторых, смысловое значение образов, выраженное в понятиях и суждениях. Характеристика мыслительного процесса будет неполной, если не упомянуть об еще одной важной особенности информационных моделей: существование их зачастую не осознается следователем. Модель как бы независима от его воли и продолжает действовать тогда, когда человек сосредоточен на другом и не размышляет о предмете данного исследования.
Логические операции являются органической частью любой мыслительной деятельности. Одной из таких форм является гипотеза, как говорят криминалисты, версия, которая может рассматриваться как идеальная информационно-логическая модель.
Особое значение в
моделировании расследования
Основываясь на положение науки управления, можно моделировать процесс принятия решения по уголовному делу, например, решения о задержке подозреваемого: см. таблицу - "Модель принятия тактического решения".
Мыслительная работа следователя находит наиболее обобщенное выражение в версиях и планах.
Версия - это предположение о прошлых событиях, план - это предположение о событиях будущего. Первое - есть мысленное отражение возможных действий преступника и других обстоятельств, по поводу которых ведется расследование, второе - мысленное отражение собственных действий следователя, намеченные для выяснения этих обстоятельств и выполнения иных задач расследования.
Планирование - это мысленный процесс, определяющий порядок, последовательность и ожидаемые результаты предстоящих действий.
Известно несколько видов планирования следователем своей работы:
В психологии труда сложный процесс планирования рекомендуется строить по этапам, которые полезно освоить и следователю.
Первый этап - ориентировочное планирование. На этой стадии предварительно осознаются, взвешиваются и оцениваются возможности решения задачи, достижения поставленной цели. Если достижимость цели и выполнимость необходимости действий установлена, наступает следующий этап - организационное планирование. Здесь уже обдумываются все условия и организационные формы предстоящей деятельности. После решения организационных вопросов переходят к планированию исполнения, то есть мысленному построению деятельности из составляющих ее компонентов: приемов, операций, действий. Эти компоненты согласуются с промежуточными действиями и целями, отбираются по возможным результатам, сопоставляются по признакам одновременности, последовательности, логической зависимости и иным характеристикам и, наконец, объединяются в единую систему будущего поведения.
В дальнейшем происходит допланирование - постоянное дополнение и уточнение плана.
Одной из обязательных сторон психической деятельности следователя является планирование самоконтроля.
Под самоконтролем понимают сознательные процессы, которые состоят в том, что следователь, учитывая цель и намеченный план работы, следит за собственными действиями и их результатами, сопоставляет их с тем, что планировалось и предполагалось достигнуть, и на этой основе регулирует свою дальнейшую деятельность. Связь самоконтроля с регуляцией своих действий базируется на учете и самоучете выполняемой работы, устойчивом внимании и наблюдении за ее ходом, а также своевременной реакции на изменение ситуации, допущенные ошибки и нежелательные отклонения, систематической оценке результатов своих действий. При планировании самоконтроля необходимо предусматривать его непрерывность и вариативность.
Наукой и практикой выработаны требования, которым должен удовлетворять план работы:
2. Процесс формирования и подготовки работников
следственного аппарата
2.1. Инвариантная модель личности следователя на стадии предварительного следствия
В результате, наши исследования позволили нам воссоздать модель личности следователя, которая представляет собой сложную иерархическую структуру, в которой все стороны профессиональной деятельности, а также личностные качества, навыки и умения представлены во взаимной связи и зависимости, что можно выразить Каждая из сторон профессиограммы отражает, во-первых, определенный цикл профессиональной деятельности, а во-вторых, в ней реализуются личностные качества, навыки, умения, а также знания, которые обеспечивают профессиональный успех на этом уровне деятельности:. .
В основе профессиограммы лежит поисковая сторона деятельности, которая реализует стремление к раскрытию преступлений и заключается в собирании исходной информации для решения профессиональных задач.
Особое значение поисковая сторона деятельности следователя имеет на первом этапе расследования. Сущность ее заключается в вычленении из окружающей среды криминалистически значимой информации (следы преступника, потерпевшего, оружия или орудий преступления и т.д.), которая дает возможность с достоверностью реконструировать событие преступления с такой степенью точности, как это требует закон.
Велика роль личностных качеств: это задатки и способности следователя, далее имеют место криминалистические знания (учения о следах, способы совершения преступлений), профессиональный опыт (навыки вычленения опорных точек и построения контура события), жизненный опыт. Эффективность собирания доказательств в значительной степени зависит от знаний следователем информационных свойств различных материальных объектов, от его индивидуального запаса.
Наблюдение как определенный вид человеческой деятельности связано с преднамеренным восприятием предметов и явлений внешнего мира.
Криминалистическая
Высокий уровень наблюдательности следователя обусловлен следующим:
Таблица 1
Инвариантная модель личности следователя
Психологическая характеристика |
Содержательная характеристика |
1. Реконструктивная деятельность |
память, воображение, мышление, интуиция, интеллектуальный уровень |
2.Поисково-познавательная деятельность |
наблюдательность, любознательность, объем внимания, внимание |
3. Коммуникативная деятельность |
общительность, эмоциональность, устойчивость, чуткость, выдержанность, вежливость |
4. Организационная деятельность |
самоорганизованность, воля, собранность, целеустремленность, настойчивость |
1) Установкой на восприятие информации, имеющей значение для раскрытия преступления и расследования дела: эта установка помогает преодолеть брезгливость (например, при осмотре разлагающегося трупа), усталость и апатию (при длительном, безрезультатном обыске и т.д.).
2) Специфическим
3)Длительным сохранением устойчивого внимания, обеспечивающего готовность всех систем следователя к восприятию в нужный момент необходимой исходной информацией (особенно при длительных обысках, осмотрах места происшествия и длительных допросах).
Большинство следователей отводит видное место в своей работе поисковой деятельности. Поисковая деятельность реализует стремление следователя к раскрытию преступления. Представляется, что по И. П. Павлову в основе этой деятельности лежит ориентировочный рефлекс "Чувство следователя".
Следующий уровень - коммуникативная сторона деятельности, в процессе которой исследователь должен получить необходимую для раскрытия преступления информацию от людей путем общения с ними.
Коммуникативная деятельность - это умение понимать человека, чувствовать его, управлять его эмоциональной средой.
Исследование структуры
коммуникативной стороны
Есть большая группа профессией "человек - человек" , к которой относится и профессия следователя. Коммуникативный аспект деятельности является одним из доминирующих. Следователь должен иметь незаурядные способности собеседника, который ведет беседу в особо трудных условиях.
Характеризуя коммуникативные способности следователя, можно выделить следующие элементы:
Коммуникативная деятельность не помогает преодолеть конфликт.
Допрос является в первую очередь организацией следователем того психологического состояния опрашиваемого, которое реализуется в изложении и наиболее правильной и полной информации о событии преступления и личности преступника.
Успешное взаимодействие двух систем - следователя и допрашиваемого, зависит от психологического контакта.
Глубина контакта обычно связана с тем, на каком уровне он осуществляется. Опытные следователи интуитивно и осознанно меняют различные параметры беседы. Применяются те или иные тактические приемы в зависимости от индивидуальных особенностей личности допрашиваемого.
Одна из важнейших проблем психологии допроса - проблема регулирования тех отношений, которые в ходе допроса возникают между допрашиваемым и допрашивающим и, в определенной мере, влияют на разрешение последним целей допроса. Правильное решение этой проблемы зависит от уровня знаний, профессионального опыта и навыков следователя. Это - социально-психологические закономерности ролевого положения следователя (допрашивающего) и допрашиваемого в возникающих в результате этого отношениях.
Допрос - это борьба за истину. Силу в этой борьбе следователю дают различные научные знания, и одно из первых мест среди них занимает психология.
Если допрашиваемый относит себя к одной социальной категории "мы", а в следователе видит представителя другой группировки "они", то это не способствует созданию необходимого психологического контакта. Отношение к следователю как к "чужому" не способствует появлению у допрашиваемого желания сообщить этому "чужому" всю известную ему информацию о преступлении, тем более, что речь может идти о весьма интимных вопросах. Особенно остро этот вопрос встает при допросе обвиняемого.
Способов, с помощью которых может быть достигнут психологический контакт подобного рода, много. Делая попытку достигнуть контакта с допрашиваемым путем создания общности "мы", следователь должен отыскивать в этом человеке положительные стороны, характеризующие его личность. При всем этом он должен иметь ввиду индивидуальные особенности допрашиваемого, а также все материалы дела, с учетом которых в ходе допроса получается необходимая информация.
Выбор правильной тактики допрашивающего во многом зависит от определения специального типа допрашиваемого.
В основе рекомендаций по тактике допроса должен быть психологический анализ структуры личности допрашиваемого. Знания судебной психологии позволят следователю видеть не абстрактного свидетеля или обвиняемого, наделенного правилами и обязанностями, а живого человека, понимать все движения его психики.
Информация о работе Психологические особенности следственной работы