Психологические особенности управленческой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2012 в 15:02, контрольная работа

Краткое описание

Контрольная работа по "Психологии"

Вложенные файлы: 1 файл

психология.doc

— 82.00 Кб (Скачать файл)

Установлено, что количество объективной информации, получаемой руководителем о себе и способствующей адекватной самооценке, обратно пропорционально уровню занимаемой должности. Чем высшую ступень занимает менеджер в управленческой иерархии организации, тем меньше критической информации о себе он получает. Поэтому проблема адекватности самооценки в первую очередь важна для руководящих кадров высшего уровня. Решить ее помогают разнообразные методы психокоррекции.

Профессиональные знания. Установлено, что по мере приближения к вершине управленческой пирамиды объем необходимых узкоспециальных знаний уменьшается.  Так, директору завода или президенту фирмы не обязательно настолько досконально знать технологию производства, насколько с ней знаком главный технолог. Однако топ-менеджер должен знать, соответствуют ли производственные процессы мировым стандартам, каковы технологические и экономические связи между предприятиями отрасли, каковы наиболее перспективные виды продукции и т.п. Т.е. наряду с необходимыми знаниями в области управления ему нужно иметь общее представление о специальных вопросах.

Менеджеры и руководители высшего уровня должны обладать профессиональными  качествами, позволяющими:

  • выявлять проблему с учетом ее взаимосвязей с другими задачами управления;
  • принимать оптимальные решения с учетом мнения различных специалистов;
  • оперативно руководить и контролировать работу сотрудников.

С повышением уровня управления возрастают требования к таким психологическим  качествам руководителей, как чувство ответственности, способность перспективно мыслить, настойчивость и целеустремленность. Также немаловажное значение имеет способность к социальной активизации других людей, способность заражать их своей энергией, волей, уверенностью в своих силах.

На более низких уровнях  управленческой иерархии берется во внимание склонность к систематической повседневной работе и способность к быстрой переориентации при изменении ситуации.

 

Таковы  психологические  требования,  предъявляемые   к   руководителю.

Совершенствуя себя и свои профессиональные  навыки,  руководитель  должен  в первую очередь развивать те качества,  которые  соответствуют  предъявляемым требованиям.   

 

5. Характер исполнителей и его формирование руководителем.

 

 

 Власть над  собой - самая

                                             высшая власть,

                                                    Порабощённость    своими

                                             страстями –

                                                    самое страшное рабство.

                                                                     Сенека.

    Во  взаимодействии человека со средой  и  с  другими  людьми  выявляется

множество  его  социально-психологических  особенностей.   Многие   из   них

несущественны, кратковременны или не влияют на его  отношение  к  окружающему

миру. Но есть у  каждого человека такие индивидуально-психологические  черты,

которые проявляются  постоянно и отличают одну личность от другой. Это  черты

характера,  выраженные  отчётливо,  определяющие  одна  другую  и  а   стиль

действий и  отношений к окружающим обстоятельствам  и людям.  Характер  –  это

основной психический  склад человека.

       Характер проявляется и формируется   в  делах  и  поступках.  Характер

формируется в  преодолении трудностей и препятствий.

       В  воспитании  характера   необходимо,  прежде   всего,   сформировать

истинные  убеждения,  представления  и   идеалы.   Это   важнейшие   условия

формирования  сильного  характера.  Одновременно  следует  добиваться,  чтобы

человек не только знал, но и реализовывал свои убеждения  в  жизни  и  труде.

Его мировоззрение  не должно быть оторвано от практики.

       Воспитание    деловитости,    дисциплинированности,    расторопности,

активности  – есть борьба за личность рабочего. Эта борьба требует  на  любом

участке создать  условия, при которых нет простоя  в  работе,  при  которых  у

труженика заняты и голова и руки в течение всего рабочего дня.

    Неотъемлемая  черта характера – дисциплинированность  – точное соблюдение

должностных инструкций, правил работы, норм поведения.  Дисциплинированность

воспитывается, когда  неизменно  выполняются  требования  руководителя,  все

режимные  положения  организации.  В  ходе  их   выпо выполнения   преодолеваются

трудности, препятствия.

       Воспитывая   моральные   (доброта,    деликатность),    эмоциональные

(весёлость,  страстность)  и  волевые  (настойчивость,  критичность)   черты

характера,  руководитель,  прежде  всего,   показывает   пример   поведения.

Руководитель  не должен  забывать  об  индивидуальном  подходе,  не  упускать

возможность одобрить и похвалить  лучшие  проявления  характера  и  отметить

недостатки  в поведении людей.

    Важную  роль в  формировании  характера   играет  самовоспитание.  Прямой

обязанностью  руководителя является стремление указать  подчинённому  наиболее

эффективные пути устранения недостатков, эффективные  приёмы  самовоспитания,

преодоления вредных привычек.

       Не следует забывать, что характер  – не врождённое качество  личности.

Он формируется  и совершенствуется в течение  жизни.  Человек  непосредственно

участвует в  выработке своего характера, и сам  несёт ответственность  за  его

отрицательные проявления. В народе очень верно подмечено:

                                        Посеешь поступок – пожнёшь  привычку,

                                        посеешь привычку – пожнёшь  характер,

                                          посеешь характер – пожнёшь судьбу.

      Характер каждой личности индивидуален  и в своём роде уникален,  однако

можно выделить ряд черт, присущих  всем  характерам.  Эти  черты  по-разному

компонуются, сочетаются и проявляются в характере  каждой личности,  доля  их

участия в определении  характера также  различна.  Акцентуация  –  чрезмерное

участие отдельных  черт  характера.  Для  умелого  руководителя,  обладающего

определённой  психологической  подготовкой,  важно   к   какой   акцентуации

относится характер исполнителя,  чтобы  подобрать  наиболее  подходящие  для

данной личности способы и  методы  формирования  характера.  Можно  привести

следующие  примеры  основных  акцентуаций  и  соответствующих  им   способов

воздействия на состояние личности с целью формирования характера:

      Конформный  тип.  Основная  черта   такого  типа   –   соглашательство,

отсутствие   инициативы,    смелости,    решительности.    Чтобы    избежать

соглашательной  позиции такого работника, руководитель должен предлагать  ему

высказывать своё мнение первым во время всевозможных собраний, совещаний.

      Эмоционально-лобильный  тип.  Это  люди  с  неустойчивым  настроением,

которое изменяется даже по ничтожному поводу. Они очень  чувствительны как  к

похвале, так  и к порицанию. Руководителю важно  вовремя  приободрить  такого

слушателя.

      Экзальтированный тип. Такие люди  легко  восторгаются,  восхищаются   по

причинам, на которые  большинство людей могут не обращать внимания. Но  в  то

же время  часто впадают  в  отчаяние,  легко  разочаровываются.  Руководитель

должен выявить  его сильные  стороны  и  поручить  такому  человеку  задания,

соответствующие его сильным сторонам.

      Можно назвать и другие распространённые  типы акцентуации: гипертимный,

истерический, аффектно – застойный, шизоидный.

    Выразительные  признаки характера.  О  характере   человека  говорят  его

поза, походка, жесты, мимика, дистанция  общения.  В  психологии  существует

понятие вербального  и  невербального  общения.  Вербальное  общение,  –  что

человек говорит, невербальное – как человек говорит. Если эти  2  уровня  не

совпадают, то с  человеком трудно общаться,  возникают  отрицательные  эмоции

по  отношению  к  нему.   Поэтому   менеджер   должен   умело   пользоваться

невербальным  общением.

 

    Руководитель  чаще всего не задумывается о воспитывающем  влиянии  своей

позы, о том, что поза выдаёт его характерные  черты.  Например,  поза,  когда

он одной  рукой облокачивается на  стол,  другой  упирается  в  бок,  а  тело

наклоняет  в  противоположную   сторону,   создаётся   впечатление   о   его

высокомерии и  самолюбовании.

 

    Внимательно  наблюдая и оценивая невербальные  признаки (позу и момент её

изменения,  дистанцию,  глаза,  жесты,  мимику),  внимательный  руководитель

может определить настроение исполнителя, его отношение к руководителю  и к

решаемой проблеме. Однако оценивать характер  по  мимике  и  жестам  следует

очень осторожно. Для правильной оценки берётся сумма  жестов,  подкреплённая

внимательным  наблюдением за поведением человека.

 

    Чтобы  на практике,  т.е.  общаясь  с  исполнителями,  руководитель  мог

правильно  определить  акцентуацию  характера   исполнителя,   подобрать   и

применить методы работы с ним, соответствующие типу акцентуации личности,  в

правильном  направлении воздействовать на формирование характера личности  и,

наконец, верно  истолковывать и правильно  применять  выразительные  признаки

общения,  ему  требуются  психологическая  подготовка,  знания  и  опыт   их

применения.

 

 

 

                                 Заключение.

      Целью данной работы было выявление места психологии  в  управленческом

процессе,  а  также  обоснование  необходимости  психологической  полготовки

менеджера.

      Психология в  последнее   время  приобретает  всё   большее  значение  в

практической  деятельности,  в  том  числе  и  в  производстве.  Всё  больше

психологов  принимают  на  работу  на  крупные   предприятия,   всё   больше

исследований  и экспериментов проводится  в  области  психологии  в  связи  с

производственным  процессом. Но особое значение психологические знания  имеют

в управленческом процессе.

      Обладая  психологической   подготовкой,  талантливый  менеджер   сможет

эффективно  осуществлять  свои  функции,  руководить  работой   предприятия.

Психологическая подготовка поможет менеджеру в общении  с  подчинёнными,  он

сможет лучше  понять их потребности и мотивацию  к  деятельности.  Он  сможет

избежать конфликтных  ситуаций как внутри  коллектива,  между  исполнителями,

так и между  исполнителями и подчинёнными. Умелое применение  психологических

знаний в  сочетании с другими благоприятными условиями развития  производства

приведут к  повышению эффективности работы предприятия и увеличению  прибыли.

 

 

 

                                            Список литературы:

 

 

 

1.Розанова В.А. «Психология управления» 1999 г.

2.Столярянко Л.Д. «Психология  делового общения и управления»  2005 г.

3.Кабаченко Т.С. «Психология  управления» 2000 г.

 


Информация о работе Психологические особенности управленческой деятельности