Реферат: "Психологические
факторы профессиональной деформации"
Раздел: психология,
педагогика
Психологические факторы
профессиональной деформации
Эвальд Фридрихович
Зеер, доктор психологических наук,
профессор, член-корреспондент РАО,
заведующий кафедрой социальной и прикладной
психологии Российского государственного
профессионально-педагогического университета
(г. Екатеренбург).
Известно, что труд
положительно влияет на психику человека.
С другой стороны, исследователи
отмечают также, что многолетнее
выполнение одной и той же профессиональной
деятельности приводит к появлению
профессиональной усталости, возникновению
психологических барьеров, обеднению
репертуара способов выполнения деятельности,
утрате профессиональных умений и навыков,
снижению работоспособности. Можно
констатировать, что на стадии профессионализации
по многим видам профессий происходит
развитие профессиональных деформаций.
Профессиональные
деформации — это изменения сложившейся
структуры деятельности и личности,
негативно сказывающиеся на продуктивности
труда и взаимодействии с другими
участниками этого процесса.
Профессиональные
деформации нарушают целостность личности,
снижают ее адаптивность, устойчивость,
отрицательно сказываются на продуктивности
деятельности.
Анализируя причины,
препятствующие профессиональному
развитию человека, А.К. Маркова указывает
на возрастные изменения, профессиональные
деформации, профессиональную усталость,
монотонию (психическое состояние,
возникающее в условиях однообразной
работы; проявляется в скуке, ослаблении
интереса к труду, а также в
снижении производительности труда), длительную
психическую напряженность, обусловленную
сложными условиями труда, а также
кризисы профессионального развития.
Можно констатировать:
многолетнее выполнение одной и
той же деятельности устоявшимися способами
ведет к развитию профессионально
нежелательных качеств и профессиональной
дезадаптации специалистов.
Основываясь на анализе
научной литературы и собственных
исследованиях, мы сформулировали следующие
концептуальные положения развития
профессиональных деформаций личности:
1. Профессиональное
становление сопровождается разнонаправленными
онтогенетическими изменениями
личности. Профессиональное развитие
— это приобретения и потери,
а значит, становление специалиста,
профессионала — не только
совершенствование, но и разрушение,
деструкция.
2. Профессиональные
деформации в самом общем случае
— это нарушение уже усвоенных
способов деятельности, разрушение
сформированных профессиональных
качеств, появление стереотипов
профессионального поведения и
психологических барьеров при
освоении новых профессиональных
технологий, новой профессии или
специальности. Это также изменения
структуры личности при переходе
от одной стадии профессионального
становления к другой. Профессиональные
деформации возникают и при
возрастных изменениях, физическом
и нервном истощении.
3. Переживание профессиональных
деструкций сопровождается психической
напряженностью, психологическим дискомфортом,
а в отдельных случаях конфликтами
и кризисными явлениями. Успешное
разрешение профессиональных трудностей
приводит к дальнейшему совершенствованию
деятельности и профессиональному
развитию личности.
4. Любая профессиональная
деятельность уже на стадии
ее освоения, а в дальнейшем
при выполнении, деформирует личность.
Осуществление конкретных видов
деятельности не требует всех
многообразных качеств и способностей
личности, многие из них остаются
невостребованными. По мере профессионализации
успешность выполнения деятельности
начинает определяться ансамблем
профессионально важных качеств,
которые годами «эксплуатируются».
Отдельные из них постепенно
трансформируются в профессионально
нежелательные качества. Одновременно
исподволь развиваются профессиональные
акцентуации — чрезмерно выраженные
качества и их сочетания, отрицательно
сказывающиеся на деятельности
и поведении специалиста. Некоторые
функционально-нейтральные свойства
личности, развиваясь, могут трансформироваться
в профессионально отрицательные
качества.
5. Очевидно, многолетнее
выполнение профессиональной деятельности
не может постоянно сопровождаться
ее совершенствованием и непрерывным
профессиональным развитием личности.
Неизбежны, пусть временные, периоды
стабилизации. На начальных стадиях
профессионализации эти периоды
недолговременны. На последующих
стадиях профессионализации у
отдельных специалистов период
стабилизации может продолжаться
достаточно долго: год и более.
В этих случаях уместно говорить
о наступлении профессиональной
стагнации личности. Уровни выполнения
профессиональной деятельности
при этом могут сильно отличаться.
И даже при достаточно высоком
уровне осуществления профессиональной
деятельности, реализуемой одними
и теми же способами, стереотипно
и стабильно, проявляется профессиональная
стагнация.
6. Сенситивными периодами
образования профессиональных деформаций
являются кризисы профессионального
становления личности. Непродуктивный
выход из кризиса искажает
профессиональную направленность,
инициирует возникновение негативной
профессиональной позиции, снижает
профессиональную активность. Эти
изменения активизируют процесс
образования профессиональных деформаций.
Рассмотрим психологические
детерминанты деформаций личности, порождаемые
этими факторами.
1. Предпосылки развития
профессиональных деформаций коренятся
уже в мотивах выбора профессии.
Это как осознаваемые мотивы:
социальная значимость, имидж, творческий
характер, материальные блага,—
так и неосознаваемые: стремление
к власти, доминированию, самоутверждению.
2. Пусковым механизмом
деформации становятся ожидания
на стадии вхождения в самостоятельную
профессиональную жизнь. Профессиональная
реальность сильно отличается
от представления, сформировавшегося
у выпускника профессионального
учебного заведения. Первые же
трудности побуждают начинающего
специалиста к поиску «кардинальных»
методов работы. Неудачи, отрицательные
эмоции, разочарования инициируют
развитие профессиональной дезадаптации
личности.
3. В процессе выполнения
профессиональной деятельности
специалист повторяет одни и
те же действия и операции.
В типичных условиях труда
становится неизбежным образование
стереотипов осуществления профессиональных
функций, действий, операций.Они
упрощают выполнение профессиональной
деятельности, повышают ее определенность,
облегчают взаимоотношения с
коллегами. Стереотипы придают
профессиональной жизни стабильность,
способствуют формированию опыта
и индивидуального стиля деятельности.
Можно констатировать, что профессиональные
стереотипы обладают несомненными
достоинствами для человека и
являются основой образования
многих профессиональных деформаций
личности.
Стереотипы —
неизбежный атрибут профессионализации
специалиста; образование автоматизированных
профессиональных умений и навыков,
становление профессионального
поведения невозможны без накопления
бессознательного опыта и установок.
И наступает момент, когда профессиональное
бессознательное превращается в
стереотипы мышления, поведения и
деятельности.
Но профессиональная
деятельность изобилует нестандартными
ситуациями, и тогда возможны ошибочные
действия и неадекватные реакции. П.Я.
Гальперин указывал, что «...при
неожиданном изменении ситуации
нередко случается, что действия
начинают выполняться по отдельным
условным раздражителям, без учета
фактического положения в целом.
Тогда говорят, что автоматизмы
действуют вопреки пониманию». Другими
словами, стереотипизация является
одним из достоинств психики, но вместе
с тем вносит большие искажения
в отражение профессиональной реальности
и порождает разного типа психологические
барьеры.
4. К психологическим
детерминантам профессиональных
деформаций относятся разные
формы психологической защиты. Многие
виды профессиональной деятельности
характеризуются значительной неопределенностью,
вызывающей психическую напряженность,
часто сопровождаются отрицательными
эмоциями, деструкциями ожиданий. В
этих случаях вступают в действие
защитные механизмы психики. Из
огромного многообразия видов
психологической защиты на образование
профессиональных деструкций влияют
отрицание, рационализация, вытеснение,
проекция, идентификация, отчуждение.
5. Развитию профессиональных
деформаций способствует эмоциональная
напряженность профессионального
труда. Часто повторяющиеся отрицательные
эмоциональные состояния с ростом
стажа работы снижают фрустрационную
толерантность специалиста, что
может привести к развитию
профессиональных деструкций.
Эмоциональная насыщенность
профессиональной деятельности приводит
к повышенной раздражительности, перевозбуждению,
тревожности, нервным срывам. Такое
неустойчивое состояние психики
получило название синдрома «эмоционального
сгорания». Этот синдром чаще всего
наблюдается у педагогов, врачей,
управленцев, социальных работников. Его
следствием могут стать неудовлетворенность
профессией, утрата перспектив профессионального
роста, а также разного рода профессиональные
деструкции личности.
6. В исследованиях
Н.В. Кузьминой на примере педагогической
профессии установлено, что на
стадии профессионализации по
мере становления индивидуального
стиля деятельности снижается
уровень профессиональной активности
личности, возникают условия для
стагнации профессионального развития.
Развитие профессиональной стагнации
зависит от содержания и характера
труда. Труд монотонный, однообразный,
жестко структурированный способствует
профессиональной стагнации. Стагнация
же, в свою очередь, инициирует
образование различных деформаций.
7. На развитие
деформаций специалиста большое
влияние оказывает снижение уровня
его интеллекта. Исследования общего
интеллекта взрослых показывают,
что с ростом стажа работы
он снижается. Конечно, здесь
имеют место возрастные изменения,
но главная причина заключается
в особенностях нормативной профессиональной
деятельности. Многие виды труда
не требуют от работников решения
профессиональных задач, планирования
процесса труда, анализа производственных
ситуаций. Невостребованные интеллектуальные
способности постепенно угасают. Однако
интеллект работников, занятых теми видами
труда, выполнение которых связано с решением
профессиональных проблем, поддерживается
на высоком уровне до конца их профессиональной
жизни.
8. Деформации обусловлены
также тем, что у каждого
человека есть предел развития
уровня образования и профессионализма.
Он зависит от социально-профессиональных
установок, индивидуально-психологических
особенностей, эмоционально-волевых
характеристик. Причинами образования
предела развития могут стать
психологическое насыщение профессиональной
деятельностью, неудовлетворенность
имиджем профессии, низкой зарплатой,
отсутствием моральных стимулов.
9. Факторами, инициирующими
развитие профессиональных деформаций,
являются различные акцентуации
характера личности. В процессе
многолетнего выполнения одной
и той же деятельности акцентуации
профессионализируются, вплетаются
в ткань индивидуального стиля
деятельности и трансформируются
в профессиональные деформации
специалиста. У каждого акцентуированного
специалиста свой ансамбль деформаций,
и они отчетливо проявляются
в деятельности и профессиональном
поведении. Другими словами, профессиональные
акцентуации — это чрезмерное
усиление некоторых черт характера,
а также отдельных профессионально
обусловленных свойств и качеств
личности.
10. Фактором, инициирующим
образование деформаций, являются
возрастные изменения. Специалисты
в области психогеронтологии
отмечают следующие виды и
признаки психологического старения
человека:
социально-психологическое
старение, которое выражается в ослаблении
интеллектуальных процессов, перестройке
мотивации, изменении эмоциональной
сферы, возникновении дезадаптивных
форм поведения, росте потребности
в одобрении и др.;