Психологический анализ личности несовершеннолетнего преступника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 13:01, курсовая работа

Краткое описание

В России в течение длительного времени отмечается интенсивный рост преступности несовершеннолетних. Преступность несовершеннолетних в последние годы росла в семь раз быстрее, чем изменялось общее число населения этой возрастной группы. Доля групповых преступлений, совершаемых несовершеннолетними, в несколько раз выше аналогичного показателя взрослой преступности. Можно утверждать, что несовершеннолетние — одна из наиболее криминально пораженных категорий населения.

Содержание

Введение ….........................................................................................................3
1. Психологи анализ несовершеннолетнего преступника...................4
Заключение …...................................................................................................10
Список используемой литературы …...........................................................11

Вложенные файлы: 1 файл

Психологический анализ личности несовершеннолетнего преступника.Абрамова.doc

— 65.50 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по образованию

федеральное государственное образовательное учреждение

 высшего профессионального  образования

«Сибирская академия государственной  службы»

 

Юридическая психология

Контрольная работа.

Тема: Психологический анализ личности несовершеннолетнего преступника

 

 

                                                                        Студент: Абрамова Алена Владимировна

                                                                            Группа № 10207

                                                                           Проверил: Терехов А.В.

Доцент кафедры,

к.ист.н.,

доцент

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Новосибирск 2011

 

 

 

Содержание

Введение ….........................................................................................................3

    1. Психологи анализ несовершеннолетнего преступника...................4

Заключение …...................................................................................................10

Список используемой литературы …...........................................................11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В России в течение  длительного  времени  отмечается  интенсивный  рост преступности   несовершеннолетних.   Преступность несовершеннолетних в последние  годы  росла  в  семь  раз быстрее, чем изменялось общее число населения этой возрастной  группы.  Доля групповых преступлений, совершаемых  несовершеннолетними,  в  несколько  раз выше аналогичного показателя взрослой преступности.  Можно   утверждать,   что несовершеннолетние — одна  из  наиболее  криминально пораженных категорий населения.

Большинство преступлений, совершенных несовершеннолетними, имеет возрастную мотивационную специфику; эти правонарушения совершаются на почве озорства, ложно понятой романтики, стремления к самоутверждению, подражанию авторитетам.

Психологическая ломка  переходного возраста, несформированность устойчивых нравственных позиций, неправильная трактовка многих явлений, высокая  подверженность групповым воздействиям, импульсивность - такова поведенческая основа подросткового возраста, которую нельзя не учитывать в следственно-судебной практике.

В то же время следует  иметь в виду, что 60% преступников-рецидивистов свое первое преступление совершили  в подростковом возрасте.

Актуальность данной темы исследования обусловлена тем, что в России сложилась кризисная криминальная ситуация, которая рельефно проявляется в подростковой преступности. За совершением каждого преступления стоит личность конкретного подростка, формирование которой является результатом действия целого комплекса криминогенных факторов, имеющих социально-демографическую, нравственно-психологическую и правовую природу.

 

 

 

 

1. Психологический  анализ личности несовершеннолетнего  преступника.

Поведение несовершеннолетних (подростков) имеет ряд особенностей: недостаточность жизненного опыта, низкий уровень самокритичности, отсутствие всесторонней оценки жизненных обстоятельств, повышенная эмоциональная возбудимость импульсивность, двигательная и вербальная активность, внушаемость, подражательность, обостренность чувства независимости, стремление к престижу в референтной группе, негативизм неуравновешенность возбуждения и торможения. Физиологическая перестройка организма подростка связана с обострением внимания к половым вопросам.

При оптимальных условиях воспитания указанные особенности подростков могут быть компенсированы соответствующей социально-положительной деятельностью.

При неблагоприятных социальных условиях эти особенности катализируют вредные влияния, приобретают отрицательную направленность.

Динамизм психической  деятельности подростка в одинаковой мере делает его податливым в сторону как социально-положительных, так и социально-отрицательных влияний.

В человеческой жизни существует ряд переломных этапов. Однако самым сложным из них является этап отрочества, когда существо 14—16 лет уже не ребенок, но еще и не взрослый. Это возраст «социального импритинга» — повышенной впечатлительности ко всему, что делает человека взрослым.

Существует ряд поведенческих  стереотипов, характерных для этого возрастного периода, на базе которых формируется поведенческий тип подростка.

1. Реакция оппозиции. Вызывается завышенными претензиями к деятельности и поведению подростка, излишними ограничениями, невниманием к его интересам со стороны окружающих взрослых. Эти реакции проявляются в прогулах, бравировании опьяненным состоянием, побегах из дома, а иногда и в антисоциальных действиях.

2. Реакция имитации. Проявляется в подражании определенному лицу, образцу. Иногда образцом может стать и антисоцильный «герой». Известно, какое влияние оказывает на подростковую преступность возвеличивание преступника-супермена. Распространившаяся в последнее время мода на детективную литературу может оказать косвенное отрицательное влияние на -самосознание подростка.

3. Реакция отрицательной имитации - поведение, нарочито противопоставленное навязываемой модели.

4. Реакция компенсации - восполнение неудач в одной области подчеркнутым успехом в другой. (Неуспехи в учебе могут компенсироваться «смелым» поведением.)

5. Реакция гиперкомпенсации— настойчивое стремление к успеху в наиболее трудной для себя области деятельности. Присущая подростку робость может побудить его к отчаянному поведению, к вызывающему поступку, например крайне чувствительный и застенчивый подросток выбирает мужественный вид спорта (бокс, карате и т. п. ).

6. Реакция эмансипации — стремление высвободиться из-под навязчивой опеки старших, самоутвердиться. Крайнее проявление — отрицание стандартов, общепринятых ценностей, норм закона, бродяжничество.

7. Реакция группирования — объединение в группы сверстников. Подростковые группы отличаются одноплановостью, однородной направленностью, территориальной общностью, борьбой за господство над своей территорией (во дворе, на своей Улице).

Личностные особенности несовершеннолетних правонарушителей проявляются как условия их асоциального поведения. Но они не предопределяют подростковую преступность Причина криминального заражения части несовершеннолетних -  дефекты социализации, упущения в семейном воспитании неогражденность подростка от влияния криминальной среды невключённость подростка в социализированные группы, несформированность социально-положительных интересов, повышенный интерес к утилитарному потребительству, раннее формирование опыта насильственного поведения, социально неконтролируемая делинквентность.

Мотивы подростковых преступлений во многих случаях отличаются инфантильностью, а вся структура их криминального  поведения — нетранзитивностью. На передний план здесь выдвигаются  побуждения лжетоварищества, ложно  понятой личностной самореализации, возобладание престижно-потребительских интересов, стремление к самоутверждению в референтно асоциальной группе, подчиненность групповой ингибиции (давлению), демонстративный протест.

Особенности детской мотивации  проявляются и в делинквентном (проступочном) поведении несовершеннолетних.

Но чем старше их возраст, тем  более существенны их преступные действия, тем больше их криминальная мотивация приближается к поведению  взрослых преступников. Грабежи, разбои, убийства и изнасилования совершаются не в силу инфантильности, а в силу глубокой криминальной зараженности несовершеннолетних преступников. Их основная первопричина на — крайне негативные социальные условия повседневного бытия, распространенность криминальных структур, свернутость учреждений, вовлекающих подростков в социально-положительную деятельность.

К  основным  причинам  роста  преступности   несовершеннолетних   часто относят:

  • неудовлетворительные условия воспитания детей во многих семьях;

слабую  помощь  родителям  в  деле  педагогического   воспитания   детей   и

подростков;

  • неудовлетворительные условия воспитания во многих школах  и  других детских  учреждениях;
  • слабую подготовку кадров, ведущих воспитательную работу в этих учреждениях;
  • неудовлетворительные условия воспитания во внешкольных учреждениях;
  • неудовлетворительную работу комиссий по делам несовершеннолетних;
  • формализм в деятельности общественных организаций, призванных содействовать семье,  школе,  детским  учреждениям,  культурным  и другим  учреждениям  в воспитании детей и  подростков,  а  также милиции,  прокуратуре  и  суду  в вопросах предупреждения правонарушений несовершеннолетних;
  • недостатки в работе правоохранительных органов  по  борьбе  с преступностью несовершеннолетних.

Прежде   всего   необходимо   отметить   деформацию   правосознания у несовершеннолетних преступников. Среди них является  допустимым нарушение уголовно-правового или иного правового запрета.  Негативное отношение к нормативно-правовым запретам коррелирует у несовершеннолетних  с  установкой на их нарушение.

Деформации  в ценностно-мотивационной сфере  отражают, с  одной стороны, отсутствие интереса к  обучению  или  производительному  труду,  с другой – демонстрируют  гипервлечение к отдыху, проведению  досуга, обладанию модной одеждой и т.д.  Совершение  преступлений  как раз   имеет своей целью удовлетворение  гипертрофированных  досуговых потребностей и интересов. Проведение   досуга   несовершеннолетними   правонарушителями связано    с употреблением алкогольных напитков, наркотиков,  вступлением в сексуальные связи и т.п.

У   несовершеннолетних   правонарушителей   значительно   деформирована эмоциональная     сфера,      наблюдается      эмоциональная      “тупость”, нечувствительность  к   страданиям   других,   агрессивность.   Одновременно отмечается эмоциональная  неуравновешенность,  аффективность,  склонность  к неадекватным  ситуации  реакциям.  Часто  отмечаются   также отрицательные изменения воли и волевых качеств.

Среди несовершеннолетних преступников  в  последнее  время  наблюдается проявление психопатических черт, которые не связаны с наследственностью и  в основном приобретены вследствие неблагоприятных условий жизни и воспитания.

Выборочное  изучение нервно-психического здоровья  подростков,  состоящих  на учете в инспекциях  по  делам несовершеннолетних  органов внутренних  дел, показало, что у 12% присутствует психопатия, у 50% – акцентуации характера.

У  60%  испытуемых  диагностирована  акцентуация  по   неустойчивому   типу, характеризующаяся  расторможенностью, у 20% – по гипертимному  типу,  которая близка  по  своим  поведенческим  характеристикам  к   неустойчивому   типу.

Главное,  что  отличает  этих  подростков, –  затруднение  в   самоконтроле, “бестормозность”, чрезмерная подвижность, поведенческая неустойчивость.

Педагогическая  коррекция поведения акцентуированных подростков  требует строго  индивидуального  подхода,  в  основе  которого   лежат   особенности конкретной акцентуации. Так, гипертимный, расторможенный  подросток  требует особых мер коррекции,  ориентированных  на  социально  организованный  выход энергии, шумливости, подвижности путем переключения его на занятия  спортом, активные  виды  деятельности,   требующие   повышенного   расхода   энергии.

Наоборот,  шизоидный  тип  акцентуации,  характеризующийся склонностью   к углубленным  размышлениям  и  страдающий коммуникативными   расстройствами, нуждается  в  расширении взаимоотношений   со   сверстниками   на   основе излюбленных занятий. Если в воспитательной работе  игнорировать  особенности акцентуированных подростков  и  вместо  индивидуального  подхода  применять авторитарные методы,  то   неизбежны   нервные   срывы   и   антисоциальные проявления.

Как    показывают    исследования,     в     абсолютном     большинстве  несовершеннолетние   преступники –   это   лица,   обладающие    привычками, склонностями и устойчивыми  стереотипами  антиобщественного  поведения.  Для них характерны:

  • постоянная  демонстрация  пренебрежения  к  нормам  общепринятого  поведения (сквернословие, появление в нетрезвом виде, приставание к гражданам,  порча общественного имущества, хулиганство и т.д.);
  • следование  отрицательным  питейным  обычаям  и  традициям,  пристрастие   к спиртным напиткам, наркотикам, азартным играм;
  • бродяжничество, систематические  побеги  из  дома,  учебно-воспитательных  и иных учреждений;
  • ранние половые связи, половая распущенность;
  • частое проявление, в том числе  и  в  бесконфликтных  ситуациях,  злобности,
  • мстительности, жестокости, насилия;
  • умышленное создание конфликтных  ситуаций,  постоянные  конфликты  в  семье,
  • терроризирование родителей и других членов семьи;
  • культивирование  вражды  к  иным  группам  несовершеннолетних,  отличающихся социально приемлемым поведением, дисциплинированностью, успехами в учебе;
  • привычка к присвоению всего, что плохо лежит, что можно безнаказанно  отнять у более слабого человека.

Информация о работе Психологический анализ личности несовершеннолетнего преступника