Психологический механизм восприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 10:12, контрольная работа

Краткое описание

Актуальность данной курсовой работы обусловлена теоретической и эмпирической значимостью понимания механизмов воздействия восприятия.
Цель курсовой работы – изучение факторов и психологических механизмов восприятия на разных этапах перцептивного процесса.

Содержание

1. Общее понятие о восприятии и его особенностях
1.1 Физиологические основы восприятия
1.2 Классификация восприятия
1.3 Характеристики восприятия
2. Восприятие пространства
2.1 Восприятие удаленности
2.2 Восприятие направления
2.3 Восприятие формы
2.4 Восприятие размеры (величины)
3. Восприятие времени
3.1 Восприятие длительности
3.2 Восприятие временного порядка
3.3 Особенности восприятия пространства и времени, связанные с б латеральной асимметрией головного мозга
4. Восприятие движения
5. Наблюдение и наблюдательность
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

деловое общение.docx

— 61.33 Кб (Скачать файл)

 

 Все эти свойства  восприятия связаны с активностью  психики. Но избирательность,  пожалуй, более других демонстрирует  эту связь. Избирательность зависит  от потребностей человека и  его психологической установки  и интересов. Так, один человек  идет в театр на какого-либо  актера. Тогда спектакль в целом  будет служить ему как бы  только фоном. Другой театрал  не имеет такой установки на  актерское творчество, и ему главным  объектом восприятия может служить  фабула спектакля, а игра исполнителей  – только средством изложения  сюжета.1

 

 Историчность восприятия  – это свойство, отражающее специфику  человеческого восприятия, обусловленную  процессом общественно-исторического  развития.

 

 Так, наш слух сформировался  в значительной мере благодаря  развитию речи и музыки, обеспечившим особую акустическую среду, не свойственную дикой природе. Ухо животного не обладает фонематическим слухом. Оно практически глухо к мелодии.

 

 Осязательные образы  – также специфически человеческое  приобретение. По-видимому, их содержательная  сложность, информированность не  идет ни в какое сравнение  с аналогичными образами животных, обладающих специальным осязательным  органом – вибриссами. Этим мы обязаны развитию руки как основного орудия труда. Тонкость, изощренность осязательного восприятия особенно поразительны у скульпторов, чья профессиональная деятельность базируется на взаимодействии осязания и зрения. Еще рельефнее эти эффекты проявляются у слепых людей, а тем более у слепоглухонемых, у которых осязание является ведущим способом взаимодействия с миром.

 

 Человеческое зрение  в большой мере определилось  геометрической обстановкой, каковую  представляют города и поселения,  дома, внутренние помещения жилищ,  мебель, орудия труда, оружие. Немалую  роль в «очеловечевании» зрительного восприятия сыграло изобразительное искусство, сопровождающее человека в течение многих веков. Здесь и восприятие перспективы, и понимание красоты формы и цвета, и восприятие ритма орнаментов, и вообще восприятие гармонии.

 

 Историчность восприятия  предопределена тем, что восприятие  предмета фактически является  включением воспринимаемого объекта  в организованную систему представлений,  в определенную систему понятий.  А эти системы, запечатлевшиеся  в речи, есть результат общественно-исторического  развития.

 

 Воспринимают предметы  не глаз, не ухо, не язык сами  по себе. Мир воспринимает человек.  Конкретный живой человек с  присущими ему интересами, устремлениями,  чувствами, характером, темпераментом,  объемом знаний и опыта. Все  это, естественно, сказывается  как на процессе восприятия, так  и на его образах – перцептах. Эта зависимость восприятия от содержания психической жизни человека и особенностей его личности называется апперцепцией.

 

 Из слагаемых апперцепций  особо важны факторы прошлого  опыта, цели деятельности, психологической  установки субъекта и его эмоционального  состояния. Хорошей иллюстрацией  влияния опыта на восприятие  служат эксперименты с искажающими  очками. Линзы этих очков дают  перевернутое изображение предметов.  Так вот, предметы, перевернутое  положение которых фактически  невозможно, через короткое время  представляются все-таки в нормальном  положении.

 

 Слушая оркестр, мы  воспринимаем музыкальное произведение  в целом, не выделяя звучание  отдельных инструментов. Но, поставив  такую цель, большинству слушателей  это сделать удается. И тогда  звук избранного инструмента  выступает на передний план, а  остальные звуки создают фон,  отступают на задний план восприятия.1

 

2. ВОСПРИЯТИЕ ПРОСТРАНСТВА

 

 

 В понятие «восприятие  пространства» вкладывается двоякий  смысл. Во-первых, это психическое  отражение физического пространства  как вместилища различных реальных  физических объектов, включая самого  наблюдателя. Указанные объекты  могут представать в виде предметов  – например, грозовое облако, так  и в виде процессов – например, громыхание от электрического  разряда в этом облаке. Тогда  мы можем говорить о малых  пространствах, в которых включенным  в них объектам может быть  «тесно», или о больших, обширных  пространствах, в которых объекты  могут размещаться свободно, просторно.  Надо отметить, что речь идет  только о физическом пространстве  на макроскопическом уровне организации  мира, то есть о трехмерном  евклидовом пространстве в декартовой  системе координат независимо  от пространственных характеристик  Вселенной в целом. Тем более  речь не идет об идеальных  пространствах типа многомерных  математических или классификационных  пространств.

 

 Второй аспект восприятия  заключается в психическом отражении  пространственных характеристик  физических объектов. Здесь выделяются  две группы параметров: 1) пространственное  расположение объектов относительно  субъекта восприятия. Это расстояние  между ними, или удаленность объекта,  и направление, в котором по  отношению к субъекту расположен  наблюдаемый объект (сверху –  снизу, справа – слева, спереди  – сзади и различные промежуточные  позиции); 2) геометрические характеристики  самих объектов. Это их форма  и размеры (величина). Параметры  первой группы применимы к  любым физическим объектам, параметры  второй группы – только к  предметам. Благодаря отражению  параметров первой группы мы может характеризовать не только конкретные объекты, но и то пространство, в котором они расположены, то есть воспринимать пространство как вместилище, ограничивая бесконечность, опредмечивая абстракцию.

 

 В психологии восприятие  пространства обычно рассматривается  во втором аспекте (как отражение  пространственных характеристик  объектов внешней среды). Именно  с этих позиций и будет вестись  дальнейшее изложение.

 

 В норме главную  роль в восприятии пространства  у человека играют зрительные  восприятия, которые базируются  одновременно и на зрительных, и на двигательных ощущениях.  Вспомогательную роль играют  слуховые и обонятельные восприятия, а на близких расстояниях –  двигательные и осязательные (особенно  при восприятии формы).

 

 

2.1 Восприятие удаленности

 

 

 Человек способен зрительно  различать удаленность предметов  на расстоянии до 2,5 километров. Все,  что расположено дальше этого  предела, воспринимается нами  как размещенное на одной плоскости.  Так, звезды на небе представляются  нам «размещенными» на внутренней  поверхности сферы, в центре  которой находимся мы сами, хотя  в действительности разница в  их удаленности от нас как  наблюдателей огромна. Умение  распознавать удаленность предметов  в указанном радиусе – качество  не врожденное, что доказано многочисленными  экспериментами с детьми.

 

 Обеспечивает визуальное  восприятие удаленности (или глубины  в любом направлении) наше бинокулярное  зрение, то есть видение двумя  глазами. 

 

 Ощущения глубины,  или удаленности, возникают в  результате зрительных различий  в зрительных ощущениях от  каждого глаза. Физиологической  основой этих эффектов являются, во-первых, несовпадение раздраженных  одновременно точек на сетчатках  левого и правого глаз (так  называемых диспаратных точек)  и, во-вторых, мускульные ощущения  глазных мышц. Диспаратность – это несовпадение раздражаемых точек на сетчатках левого и правого глаз.

 

 Глубину можно воспринимать  и одним глазом, но надежность  и точность при этом снижаются.  В основе такого монокулярного  восприятия лежит наш перцептивный опыт. Так, если истинные размеры объекта нам известны, то восприятие его удаленности опирается на соотношение воспринимаемой величины с истинной. Если необходимо установить расстояние до нескольких известных объектов, то чаще используется результат их взаимного соотнесения. Например, если футбольный мяч кажется нам меньше теннисного, то это значит, что он расположен от нас дальше, чем теннисный. Правильно определить расстояние до неизвестных объектов, даже окруженных известными, гораздо труднее. Вспомогательным фактором во всех случаях могут служить движения головы, при которых происходит перспективное смещение всех видов точек.

 

 Объемность предмета  воспринимается как неодинаковая  удаленность от наблюдателя разных  точек этого предмета.

 

 Мы способны определять  расстояние до различных объектов  с помощью не только зрения, но и слуха, и обоняния. Однако  это производится обычно с  гораздо меньшей уверенностью  и с другими пространственными  ограничениями предельного поля  восприятия. Здесь индивидуальные  особенности людей предопределяют  значительную вариантность эффективности  (понимаемой в первую очередь  как точность) отражения. Принципы  слухового или обонятельного  определения расстояний напоминают  принципы зрительного восприятия  в монокулярном варианте: опора  идет на известные характеристики  объектов, сравнение которых дает  информацию об их взаимном  расположении, что, в свою очередь,  позволяет сделать вывод об  их положении относительно субъекта  восприятия. Для зрения это размеры,  которые выступают как показатели  пространственной величины объектов. Для слуховой и обонятельной модальностей такой опорой служат показатели величины силовых (интенсивностных) характеристик: соответственно громкости звука или силы запаха. Сравнив известные величины этих характеристик объекта при его расположении вблизи субъекта с их силой в данный момент, можно ориентировочно определить расстояние до этого объекта: чем слабее звук или запах, тем дальше находится их источник. Главная проблема в этом случае состоит в том, что, во-первых, эталонные показатели зачастую слишком вариативны, а значит, ненадежны, и во-вторых, воспринимаемые в конкретной ситуации показатели по интенсивности совсем не обязательно должны в реальности быть равными эталонным.

 

 

 Что касается остальных  модальностей, то определенную информацию  о расстоянии до объекта может  дать еще двигательное восприятие, но только в пределах досягаемости  руки или ноги. Самый простой  пример: передвижение человека в  темном помещении, когда, чтобы  не споткнуться или не натолкнуться  на какие-нибудь предметы, он выставляет  вперед руки или осторожно  обшаривает ногой пол.

 

 

2.2 Восприятие направления

 

 

 Направление, в котором  видится объект, определяется местом  его отображения на сетчатке  глаза и положением нашего  тела, головы и глаз по отношению  к окружающим нас объектам. Вертикальное  положение нашего тела по отношению  к горизонтальной плоскости земли  является исходным моментом для  визуального определения. Таким  образом, в восприятии направления  участвуют не только зрительные, но также двигательные и вестибулярные  ощущения.

 

 При бинокулярном зрении (двумя глазами) раздражители, падающие  на соответствующие (корреспондирующие)  точки сетчатки, видятся нам в  одном и том же направлении  (закон тождественного направления). Это направление дается линией-директрисой,  идущей к предмету из переносицы  – центра между глазами.

 

 На сетчатке все  изображения перевернуты. Их правильное  положение воспринимается нами  благодаря сочетанию зрительных  с другими видами ощущений. Человек  способен правильно ориентироваться  в пространстве даже при искажении  условий восприятия.

 

 Слуховое восприятие  по эффективности ориентации  в пространстве уступает зрительному, но тоже вполне успешно. Бинауральное (двумя ушами) слушание обеспечивает улавливание разницы во время поступления звука на каждое ухо, если голова в горизонтальной плоскости повернута не строго фронтально к источнику звука, то есть когда расстояние от левого и правого уха до источника слуховой информации различны. Несмотря на ничтожную разницу в указанных расстояниях и, как следствие, во времени поступления сигнала на уши, наш слуховой анализатор ее четко улавливает. Корректируя положение головы до тех пор, пока эта разница не исчезнет, мы добиваемся регистрации точного направления на объект восприятия аналогично зрительной директрисе. Локализацию объекта в вертикальной плоскости обеспечивают вертикальные движения головы, базирующиеся, скорее всего, на улавливании положения с наиболее сильным слуховым ощущением. Видимо, на этом же эффекте основано моноуральное (один ухом) восприятие направления, но в иной модификации, а именно за счет нахождения такого положения слушающего уха, при котором максимальна воспринимающая поверхность, что дает самое громкое звучание сигналу. Обычно это фронтальное по отношению к источнику звука положение уха, то есть боковое положение головы. Для усиления этого эффекта люди нередко искусственно увеличивают воспринимающую поверхность уха (ушей), например, путем прикладывания к нему ладони.

 

 Двигательное восприятие  направления само по себе может  быть эффективным только в  пределах тех же ограничений,  что и в случае отражения  удаленности: в радиусе действия  рук и ног. С помощью частей  собственного тела, положение которых дает кинестетическую информацию, мы можем выяснить, где в ближайшем пространстве находится тот или иной предмет. Отражение направления с помощью обоняния в жизни животных, конечно, имеет существенное значение. У человека же в связи с утратой в эволюции остроты обоняния этот способ восприятия пространства малоэффективен. Тем не менее, с его помощью мы ориентировочно можем на относительно небольших расстояниях определять местоположение пахнущих объектов. Остальные модальности при локализации стимулов во внешнем пространстве для человека болезненны.

Информация о работе Психологический механизм восприятия