Психологический портрет современной девушки и юноши

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 19:42, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования объясняется тем, что в настоящее время в психологии в исследовании молодежи занимает значительное место.
Юношеский возраст характеризуется большей дифференцированностью эмоциональных реакций и способов выражения эмоциональных состояний, а так же повышением самоконтроля и саморегуляции.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..
3
Глава 1. Юноши и девушки – представители современной молодежи…
5
1.1 Основные изучения юности в работах российских и зарубежных авторов………………………………………………………………………..

5
1.2 Портрет ранней юности…………………………………………………
10
1.3 Философия молодежи…………………………………………………...
14
Глава 2. Исследование акцентуаций характера современной молодежи..
19
2.1 Эмпирическое исследование акцентуаций характера юношей и девушек……………………………………………………………………..

20
2.2 Эмпирическое исследование типов темперамента у юношей и девушек………………………………………………………………………

24
Заключение…………………………………………………………………..
29
Список использованных источников………………………………………
31
Приложение 1……………………………………………………………….
34
Приложение 2……………………………………………………………….

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 139.88 Кб (Скачать файл)

 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

Курсовая работа

 

По специальности 050700 «Специальная психология»

Психологический портрет современной девушки и юноши

 

 

 

                   Исполнитель: студентка 1 курса

очного отделения специальной

                                                                                                              психологии

психолого-педагогического

                                                                           факультета

Пичурина Вера Ивановна

 

Научный руководитель: доктор                   

психологических наук, профессор             

Трофимова Наталья Борисовна

                                                                                                                

 

 

 

 

 

Воронеж 2013

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………..

3

Глава 1. Юноши и девушки – представители современной молодежи…

5

1.1 Основные изучения юности  в работах российских и зарубежных авторов………………………………………………………………………..

 

5

1.2 Портрет ранней юности…………………………………………………

10

1.3 Философия молодежи…………………………………………………...

14

Глава 2. Исследование акцентуаций  характера современной молодежи..

19

2.1 Эмпирическое исследование акцентуаций характера юношей и девушек……………………………………………………………………..

 

   20

2.2 Эмпирическое исследование  типов темперамента у юношей  и девушек………………………………………………………………………

 

24

Заключение…………………………………………………………………..

29

Список использованных источников………………………………………

31

Приложение 1……………………………………………………………….

34

Приложение 2……………………………………………………………….

46


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность темы исследования объясняется тем, что в настоящее время в психологии в исследовании молодежи занимает значительное место.

Юношеский возраст характеризуется большей дифференцированностью эмоциональных реакций и способов выражения эмоциональных состояний, а так же повышением самоконтроля и саморегуляции. К ним относятся особая подростковая сензитивность – чувствительность к оценке другими своей внешности, способностей, умений и, наряду с этим, излишняя самоуверенность и чрезмерная критичность в отношении окружающих. Юношеский возраст связан с потребностью в общении и владении способами его построения; с развитием теоретического мышления и умением ориентироваться в различных формах теоретического сознания, с развитием рефлексии, с помощью которой обеспечивается осознанное и критическое отношение к себе; потребностью в труде и способностью трудиться. Все эти качества образуют психологическую базу для самоопределения - центрального новообразования раннего юношеского возраста. Учитывая тему работы - отмечу следующее: вряд ли возможно просто представить в нескольких словах, или предложениях психологический портрет современного юноши или девушки, но можно представить юношество в принципе, а так же особенности современного юношества, что поможет в формировании целостного портрета.

Цель исследования является выявить психологические особенности юношества (девушек и юношей).

Объектом исследования является девушки и юноши в возрасте от 17 до 20 лет.

Предмет исследования являются психологические особенности юношества.

Гипотеза исследования:

Современные юноши и девушки  имеют целостный психологический  портер.

Исходя из гипотезы исследования были сформулированы следующие задачи:

- рассмотреть психологический портрет ранней юности;

- рассмотреть философию молодежи;

- обобщить теоретические исследования по проблемам в психологии;

- провести исследование молодых людей на предмет акцентуаций их личности;

Методологической  основой исследования является основные методологические принципы, разработанные в общественно-гуманитарных и естественно-психологических науках  отечественными и зарубежными учеными.

Методы исследования: изучение теоретической литературы, анализ, синтез, обобщение психологических исследований, справочные пособия, информационно-ознакомительная литература. В качестве метода исследования была использована методика «Характерологический опросник», разработанный Леонгардом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Юноши  и девушки – представители  современной молодежи

 

1.1 Основные изучения юности в работах российских и зарубежных авторов

 

В возрастной психологии юность определяется как стадия развития от начала полового созревания и до наступления взрослости. По отечественной периодизации детского развития ранняя юность, или старший школьный возраст (14,5 –17-18 лет) относится к шестому периоду. Юноша является промежуточным звеном между ребенком и взрослым. Юность – это завершающий этап созревания в формировании личности. Большие изменения в собственном организме и внешности, связанные с половым созреванием, с известной неопределенностью положения (ведь уже не ребенок, но еще и не взрослый), с расширением круга лиц, с которыми личность должна соотносить свое поведение; все это вместе взятое резко увеличивает активность ценностно-ориентационную деятельность в юношеском возрасте. Юноша озабочен оценкой новых знаний и стремится выстраивать свое поведение на основе сознательно выработанных или усвоенных критериев и норм. Ранняя юность характеризуется появлением чувства собственной неповторимости, личной индивидуальности; в отрицательном варианте возникает расплывчатое «я», ролевая и личностная неопределенность. Главное новообразование этого возраста – открытие «я», развитие рефлексии, появление жизненного плана, постепенное врастание в различные сферы жизни. В ответах прослеживается ориентация на будущее. Положительные качества связаны с выбором профессии, жизнью в обществе. В связи с тенденцией мышления юношей и девушек к абстрагированию у них появляются собственные теории философии, счастья, любви [12, С. 101 - 105].

Последняя – особенно у девушек, которым свойственны любовные переживания, тогда как юноши больше думают о будущем. Для юноши и девушки зрелость и внешность имеют некоторую социальную ценность (в ответах проскальзывает неразделение психологических и непсихологических качеств: прибавить мускулы и т.п.). Внешность для данного возраста поднимает статус юноши в глазах окружающих, вызывая у них соответствующие чувства и ожидания. Для юношей понятия «величина» и «величие» - почти синонимичны. Со стройным, мускулистым телом в этом возрасте ассоциируются качества вожака: энергичность, решительность. Юношеский возраст – важный этап развития умственных способностей. Старшеклассники чаще и настойчивей, упрямей задают вопрос: «Почему?» и высказывают сомнения в достаточности и обоснованности предлагаемых объяснений. Для этого возраста характерна тяга к обобщению, поиску универсальных принципов и законов, стоящих за частными фактами. Ответы на тесты представляют собой некие общие формулы жизни и социального устройства общества [12, С. 89 - 99].

Развитие интеллекта в  юности тесно связано с развитием  творческих способностей и стремлением  к созданию чего-то нового, что приводит к индивидуальному стилю умственной деятельности. В тестах встречаются  такие ответы, как желание прибавить  к своим психологическим качествам  артистизм. Многим детям данного  возраста свойственно преувеличение  своей уникальности, что также  проявляется в ответах. Развитие временных представлений тесно  связано как с умственным развитием, так и с изменением жизненной  перспективы. После 15 лет увеличивается  самоуважение, уменьшается застенчивость  и все больше возрастает интерес  в своем будущем. Юношеские самоописания более динамичны, более разбросаны, а у девочек более субъективны, больше связанные с чувствами, отсюда наблюдается, в ответах у девочек, меньшее количество качеств, направленных на других, чем у юношей. Ответы девушек больше связанны с любовью. Самооценки юношей и девушек сильно зависят от стереотипных представлениях мужчины и женщины. Поэтому девочки хотят прибавить более «материнские чувства»: нежность, ласку, доброту, а мальчики мужество, выносливость, силу. Юноши хотят убрать: нерешительность, застенчивость, скромность. В этом возрасте замечается такое подразделение: одни ставят четкие цели в своем будущем, а другие живут фантазиями.

А характерная черта юношеского возраста – формирование жизненных  целей. Юноша также задумывается о пути достижения его целей. И  поэтому в ответах мы встречаем  желания добавить такие качества как ум, терпеливость, совесть. Внутренний мир только-только сформировался  и он еще очень хрупок и человек  нередко в этом возрасте переживает нереальность своего Я, одиночества, непонимания. Ранняя юность – период роста социальной активности. Старшеклассник более заинтересован  в происходящем вокруг него и старается  принять участие. Юность – завершающий  этап первичной социализации [16, С. 50 - 52].

Яркий представитель этого направления - американский психолог начала XX в. С. Холл. Главным законом психологии развития он считал биогенетический  «закон рекапитуляции», согласно которому индивидуальное развитие, онтогенез, повторяет главные стадии филогенеза. Младенчество воспроизводит животную фазу развития. Детство соответствует эпохе, когда главными занятиями древнего человека были охота и рыболовство. Период от 8 до 12 лет, который называют иногда предподростковым, соответствует концу дикости и началу цивилизации; а юность, охватывающая период с начала полового созревания (12-13 лет) до наступления взрослости (22-25 лет), эквивалентна эпохе романтизма. Это период «бури и натиска», внутренних и внешних конфликтов, в ходе которых у человека появляется «чувство индивидуальности». Хотя Холл свел воедино большой фактический материал, что способствовало дальнейшей разработке возрастной психологии, его теория сразу же подверглась критике со стороны психологов, указывавших, что внешнее сходство детской игры с поведением животных или первобытных людей не означает психологической тождественности их поведения. Поверхностные аналогии, на которых основан «закон рекапитуляции», мешают понять конкретные закономерности психического развития [6, С. 46 - 26].

Юношеский возраст, т. е. переход от детства к взрослости, продолжается, по Гезеллу, от 11 до 21 года, из которых особенно важны первые пять лет (от 11 до 16). На основании длительного (12-летнего) изучения 165 подростков Гезелл подробно описывает особенности биологического созревания, интересов и поведения детей каждого возраста. Десять лет, по Гезеллу, это золотой возраст, когда ребенок уравновешен, легко воспринимает жизнь, доверчив, ровен с родителями, мало заботится о внешности. В 11 лет начинается перестройка организма; ребенок становится импульсивным, появляется негативизм, частая смена настроений, ссоры со сверстниками, бунт против родителей. В 12 лет турбулентность частично проходит, отношение к миру становится более позитивным, растет автономия подростка от семьи и одновременно - влияние сверстников. Главные черты этого возраста: разумность, терпимость и юмор; подросток охотно проявляет инициативу, начинает заботиться о внешности и интересоваться представителями противоположного пола. Ведущее свойство 13-летнего - обращение внутрь, подросток становится более интровертированным; он склонен к уходу в себя, самокритичен и чувствителен к критике; начинает интересоваться психологией, критически относится к родителям, становится более избирательным в дружбе; соматические сдвиги усиливают и без того частые колебания настроений [7, С. 23 - 40].

Таким образом, биогенетический подход перерастает у Гезеллав эклектическое описание разных аспектов развития, объединенных чисто хронологически. Но календарный возраст сам по себе не может быть основой содержательной возрастной периодизации, так как он смазывает индивидуальные различия и социальные условия воспитания.

Социогенетическая ориентация в изучении юности связана с влиянием социальной психологии. Такова, в частности, «теория поля» К. Левина, немецкого психолога, который последние годы жизни провел в США. Левин исходит из того, что человеческое поведение есть функция, с одной стороны, личности, с другой - окружающей ее среды. Однако свойства личности и свойства среды взаимосвязаны. Как ребенок не существует вне семьи, школы и т. д., так и эти общественные институты не имеют существования отдельного от взаимодействующих с ними и благодаря ним индивидов. Единство и взаимодействие всех личностных и средовых компонентов Левин называет жизненным или психологическим пространством[7, С. 12- 15; 11, С. 50 - 69].

Важнейшими процессами переходного  возраста Левин считает расширение жизненного мира личности, круга ее общения, групповой принадлежности и типа людей, на которых она ориентируется. Поведение подростка (юноши) определяется прежде всего маргинальностью (промежуточностью) его положения. Переходя из детского мира во взрослый, подросток не принадлежит полностью ни к тому, ни к другому. Эта особенность его социальной ситуации и жизненного мира проявляется и в его психике, для которой типичны внутренние противоречия, неопределенность уровня притязаний, повышенная застенчивость и одновременно агрессивность, склонность принимать крайние позиции и точки зрения. Эта напряженность и конфликтность тем больше, чем резче различия между миром детства и миром взрослости и чем важнее разделяющие их грани. Поэтому степень «подросткового поведения» никогда не бывает одинаковой.

Информация о работе Психологический портрет современной девушки и юноши