Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 19:42, курсовая работа
Актуальность темы исследования объясняется тем, что в настоящее время в психологии в исследовании молодежи занимает значительное место.
Юношеский возраст характеризуется большей дифференцированностью эмоциональных реакций и способов выражения эмоциональных состояний, а так же повышением самоконтроля и саморегуляции.
Введение……………………………………………………………………..
3
Глава 1. Юноши и девушки – представители современной молодежи…
5
1.1 Основные изучения юности в работах российских и зарубежных авторов………………………………………………………………………..
5
1.2 Портрет ранней юности…………………………………………………
10
1.3 Философия молодежи…………………………………………………...
14
Глава 2. Исследование акцентуаций характера современной молодежи..
19
2.1 Эмпирическое исследование акцентуаций характера юношей и девушек……………………………………………………………………..
20
2.2 Эмпирическое исследование типов темперамента у юношей и девушек………………………………………………………………………
24
Заключение…………………………………………………………………..
29
Список использованных источников………………………………………
31
Приложение 1……………………………………………………………….
34
Приложение 2……………………………………………………………….
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Курсовая работа
По специальности 050700 «Специальная психология»
Психологический портрет современной девушки и юноши
Исполнитель: студентка 1 курса
очного отделения специальной
психолого-педагогического
Пичурина Вера Ивановна
Научный руководитель: доктор
психологических наук, профессор
Трофимова Наталья Борисовна
Воронеж 2013
Содержание
Введение………………………………………………………… |
3 |
Глава 1. Юноши и девушки – представители современной молодежи… |
5 |
1.1 Основные изучения юности
в работах российских и зарубежных авторов…………………………………………………………… |
5 |
1.2 Портрет ранней юности………………………………………………… |
10 |
1.3 Философия молодежи…………………………………………………... |
14 |
Глава 2. Исследование акцентуаций
характера современной |
19 |
2.1 Эмпирическое исследование
акцентуаций характера юношей и девушек…………………………………………………………… |
20 |
2.2 Эмпирическое исследование
типов темперамента у юношей
и девушек……………………………………………………… |
24 |
Заключение…………………………………………………… |
29 |
Список использованных источников……………………………………… |
31 |
Приложение 1……………………………………………… |
34 |
Приложение 2……………………………………………… |
46 |
Введение
Актуальность темы исследования объясняется тем, что в настоящее время в психологии в исследовании молодежи занимает значительное место.
Юношеский возраст характеризуется большей дифференцированностью эмоциональных реакций и способов выражения эмоциональных состояний, а так же повышением самоконтроля и саморегуляции. К ним относятся особая подростковая сензитивность – чувствительность к оценке другими своей внешности, способностей, умений и, наряду с этим, излишняя самоуверенность и чрезмерная критичность в отношении окружающих. Юношеский возраст связан с потребностью в общении и владении способами его построения; с развитием теоретического мышления и умением ориентироваться в различных формах теоретического сознания, с развитием рефлексии, с помощью которой обеспечивается осознанное и критическое отношение к себе; потребностью в труде и способностью трудиться. Все эти качества образуют психологическую базу для самоопределения - центрального новообразования раннего юношеского возраста. Учитывая тему работы - отмечу следующее: вряд ли возможно просто представить в нескольких словах, или предложениях психологический портрет современного юноши или девушки, но можно представить юношество в принципе, а так же особенности современного юношества, что поможет в формировании целостного портрета.
Цель исследования является выявить психологические особенности юношества (девушек и юношей).
Объектом исследования является девушки и юноши в возрасте от 17 до 20 лет.
Предмет исследования являются психологические особенности юношества.
Гипотеза исследования:
Современные юноши и девушки
имеют целостный
Исходя из гипотезы исследования были сформулированы следующие задачи:
- рассмотреть психологический портрет ранней юности;
- рассмотреть философию молодежи;
- обобщить теоретические исследования по проблемам в психологии;
- провести исследование молодых людей на предмет акцентуаций их личности;
Методологической основой исследования является основные методологические принципы, разработанные в общественно-гуманитарных и естественно-психологических науках отечественными и зарубежными учеными.
Методы исследования: изучение теоретической литературы, анализ, синтез, обобщение психологических исследований, справочные пособия, информационно-ознакомительная литература. В качестве метода исследования была использована методика «Характерологический опросник», разработанный Леонгардом.
Глава 1. Юноши и девушки – представители современной молодежи
1.1 Основные изучения юности в работах российских и зарубежных авторов
В возрастной психологии юность определяется как стадия развития от начала полового созревания и до наступления взрослости. По отечественной периодизации детского развития ранняя юность, или старший школьный возраст (14,5 –17-18 лет) относится к шестому периоду. Юноша является промежуточным звеном между ребенком и взрослым. Юность – это завершающий этап созревания в формировании личности. Большие изменения в собственном организме и внешности, связанные с половым созреванием, с известной неопределенностью положения (ведь уже не ребенок, но еще и не взрослый), с расширением круга лиц, с которыми личность должна соотносить свое поведение; все это вместе взятое резко увеличивает активность ценностно-ориентационную деятельность в юношеском возрасте. Юноша озабочен оценкой новых знаний и стремится выстраивать свое поведение на основе сознательно выработанных или усвоенных критериев и норм. Ранняя юность характеризуется появлением чувства собственной неповторимости, личной индивидуальности; в отрицательном варианте возникает расплывчатое «я», ролевая и личностная неопределенность. Главное новообразование этого возраста – открытие «я», развитие рефлексии, появление жизненного плана, постепенное врастание в различные сферы жизни. В ответах прослеживается ориентация на будущее. Положительные качества связаны с выбором профессии, жизнью в обществе. В связи с тенденцией мышления юношей и девушек к абстрагированию у них появляются собственные теории философии, счастья, любви [12, С. 101 - 105].
Последняя – особенно у девушек, которым свойственны любовные переживания, тогда как юноши больше думают о будущем. Для юноши и девушки зрелость и внешность имеют некоторую социальную ценность (в ответах проскальзывает неразделение психологических и непсихологических качеств: прибавить мускулы и т.п.). Внешность для данного возраста поднимает статус юноши в глазах окружающих, вызывая у них соответствующие чувства и ожидания. Для юношей понятия «величина» и «величие» - почти синонимичны. Со стройным, мускулистым телом в этом возрасте ассоциируются качества вожака: энергичность, решительность. Юношеский возраст – важный этап развития умственных способностей. Старшеклассники чаще и настойчивей, упрямей задают вопрос: «Почему?» и высказывают сомнения в достаточности и обоснованности предлагаемых объяснений. Для этого возраста характерна тяга к обобщению, поиску универсальных принципов и законов, стоящих за частными фактами. Ответы на тесты представляют собой некие общие формулы жизни и социального устройства общества [12, С. 89 - 99].
Развитие интеллекта в
юности тесно связано с развитием
творческих способностей и стремлением
к созданию чего-то нового, что приводит
к индивидуальному стилю
А характерная черта юношеского возраста – формирование жизненных целей. Юноша также задумывается о пути достижения его целей. И поэтому в ответах мы встречаем желания добавить такие качества как ум, терпеливость, совесть. Внутренний мир только-только сформировался и он еще очень хрупок и человек нередко в этом возрасте переживает нереальность своего Я, одиночества, непонимания. Ранняя юность – период роста социальной активности. Старшеклассник более заинтересован в происходящем вокруг него и старается принять участие. Юность – завершающий этап первичной социализации [16, С. 50 - 52].
Яркий представитель этого
Юношеский возраст, т. е. переход от детства к взрослости, продолжается, по Гезеллу, от 11 до 21 года, из которых особенно важны первые пять лет (от 11 до 16). На основании длительного (12-летнего) изучения 165 подростков Гезелл подробно описывает особенности биологического созревания, интересов и поведения детей каждого возраста. Десять лет, по Гезеллу, это золотой возраст, когда ребенок уравновешен, легко воспринимает жизнь, доверчив, ровен с родителями, мало заботится о внешности. В 11 лет начинается перестройка организма; ребенок становится импульсивным, появляется негативизм, частая смена настроений, ссоры со сверстниками, бунт против родителей. В 12 лет турбулентность частично проходит, отношение к миру становится более позитивным, растет автономия подростка от семьи и одновременно - влияние сверстников. Главные черты этого возраста: разумность, терпимость и юмор; подросток охотно проявляет инициативу, начинает заботиться о внешности и интересоваться представителями противоположного пола. Ведущее свойство 13-летнего - обращение внутрь, подросток становится более интровертированным; он склонен к уходу в себя, самокритичен и чувствителен к критике; начинает интересоваться психологией, критически относится к родителям, становится более избирательным в дружбе; соматические сдвиги усиливают и без того частые колебания настроений [7, С. 23 - 40].
Таким образом, биогенетический подход перерастает у Гезеллав эклектическое описание разных аспектов развития, объединенных чисто хронологически. Но календарный возраст сам по себе не может быть основой содержательной возрастной периодизации, так как он смазывает индивидуальные различия и социальные условия воспитания.
Социогенетическая ориентация в изучении юности связана с влиянием социальной психологии. Такова, в частности, «теория поля» К. Левина, немецкого психолога, который последние годы жизни провел в США. Левин исходит из того, что человеческое поведение есть функция, с одной стороны, личности, с другой - окружающей ее среды. Однако свойства личности и свойства среды взаимосвязаны. Как ребенок не существует вне семьи, школы и т. д., так и эти общественные институты не имеют существования отдельного от взаимодействующих с ними и благодаря ним индивидов. Единство и взаимодействие всех личностных и средовых компонентов Левин называет жизненным или психологическим пространством[7, С. 12- 15; 11, С. 50 - 69].
Важнейшими процессами переходного возраста Левин считает расширение жизненного мира личности, круга ее общения, групповой принадлежности и типа людей, на которых она ориентируется. Поведение подростка (юноши) определяется прежде всего маргинальностью (промежуточностью) его положения. Переходя из детского мира во взрослый, подросток не принадлежит полностью ни к тому, ни к другому. Эта особенность его социальной ситуации и жизненного мира проявляется и в его психике, для которой типичны внутренние противоречия, неопределенность уровня притязаний, повышенная застенчивость и одновременно агрессивность, склонность принимать крайние позиции и точки зрения. Эта напряженность и конфликтность тем больше, чем резче различия между миром детства и миром взрослости и чем важнее разделяющие их грани. Поэтому степень «подросткового поведения» никогда не бывает одинаковой.
Информация о работе Психологический портрет современной девушки и юноши