Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 19:42, курсовая работа
Актуальность темы исследования объясняется тем, что в настоящее время в психологии в исследовании молодежи занимает значительное место.
Юношеский возраст характеризуется большей дифференцированностью эмоциональных реакций и способов выражения эмоциональных состояний, а так же повышением самоконтроля и саморегуляции.
Введение……………………………………………………………………..
3
Глава 1. Юноши и девушки – представители современной молодежи…
5
1.1 Основные изучения юности в работах российских и зарубежных авторов………………………………………………………………………..
5
1.2 Портрет ранней юности…………………………………………………
10
1.3 Философия молодежи…………………………………………………...
14
Глава 2. Исследование акцентуаций характера современной молодежи..
19
2.1 Эмпирическое исследование акцентуаций характера юношей и девушек……………………………………………………………………..
20
2.2 Эмпирическое исследование типов темперамента у юношей и девушек………………………………………………………………………
24
Заключение…………………………………………………………………..
29
Список использованных источников………………………………………
31
Приложение 1……………………………………………………………….
34
Приложение 2……………………………………………………………….
Для исследования молодых людей на предмет акцентуаций характера был выбран характерологический опросник Леонгарда [10, С 15 - 26].
Этот тест предназначен для
выявления типа акцентуации характера,
т.е. определенного направления
Обработка и интерпретация результатов
После проведенного исседования
можно сделать следующие
у девушек эмотивный тип – 7 человек (46,7 %), возбудимый тип - 5 человек (33,3 %), демонстративный типии – 3 человека (20 %).
Наглядно полученные данные представлены на рисунке 1 и в таблице 1.
Акцентуации рассматриваются как чрезмерно усиленные и выраженные отдельные черты характера или их сочетания, проявляемые в избирательном отношении личности к психологическим воздействиям определенного рода, делающими личность уязвимой по отношению к психотравмирующим воздействиям среды при хорошей или даже повышенной устойчивости к другим сторонам действительности [11, С. 52 - 60]. Акцентуации, на взгляд К.Леонгарда и А.Е.Личко представляют собой крайние варианты нормы, граничащие с психопатиями. От них акцентуации отличаются отсутствием одновременного проявления свойственной психопатиям триады: стабильности характера во времени, тотальности его проявлений во всех ситуациях и социальной дезадаптации. У юношей и у девушек преобладает демонстративный тип это говорит о том, что человек стремится быть в центре внимания и добивается своих целей любой ценой: слезы, обморок, скандалы, болезни, хвастовство, наряды, необычные увлечения, ложь. Он легко забывает о своих неблаговидных поступках. У него выражена высокая приспособляемость к людям.
Рисунок 1 – Диаграмма преобладания типов характера у юношей и девушек
Этот человек привлекателен для окружающих обходительностью, упорством, целенаправленностью, актерским дарованием, способностью увлечь других, а также своей неординарностью. Он имеет черты, которые отталкивают от него людей, черты эти способствуют конфликту: эгоизм, необузданность поступков, лживость, хвастливость, склонность к интригам, отлынивание от работы. Конфликте таким человеком происходит при ущемлении его интересов, недооценки заслуг, низвержения с «пьедестала». Эти ситуации вызывают у него истерические реакции. Так же демонстративный тип повеления может быть связан с возрастными особенностями и зависать от типа темперамента.
1. Демонстративный тип, 2. Педантичный тип, 3 Застревающий тип 4. Возбудимый тип, 5. Гипертимический пит, 6. Дистимический тип, 7. Тревозно – боязливый тип, 8. Циклотимический тип, 9. Аффективно – экзальтиивный тип, 10.Эмотивный тип.
Таблица 1 – Анализ преобладания типа акцентуации характера у юношей и девушек
№ респондента |
пол |
возраст |
Тип акцентуации характера | |||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 | |||
001 |
м |
17 |
23 |
10 |
9 |
4 |
15 |
1 |
5 |
5 |
10 |
10 |
002 |
м |
17 |
10 |
11 |
8 |
3 |
20 |
5 |
5 |
5 |
11 |
10 |
003 |
м |
18 |
21 |
10 |
9 |
4 |
12 |
6 |
6 |
4 |
10 |
9 |
004 |
м |
18 |
23 |
13 |
6 |
5 |
20 |
8 |
5 |
9 |
22 |
11 |
005 |
м |
19 |
10 |
10 |
9 |
4 |
11 |
9 |
7 |
10 |
21 |
12 |
006 |
м |
20 |
11 |
15 |
15 |
10 |
12 |
10 |
9 |
11 |
23 |
14 |
007 |
м |
20 |
15 |
14 |
18 |
4 |
11 |
11 |
10 |
12 |
21 |
16 |
008 |
м |
19 |
12 |
10 |
9 |
4 |
20 |
11 |
11 |
10 |
10 |
10 |
009 |
м |
19 |
20 |
10 |
8 |
11 |
14 |
12 |
11 |
9 |
14 |
10 |
010 |
м |
18 |
10 |
10 |
9 |
4 |
20 |
14 |
9 |
5 |
5 |
10 |
011 |
м |
17 |
19 |
11 |
9 |
4 |
23 |
15 |
6 |
6 |
14 |
10 |
012 |
м |
17 |
24 |
10 |
7 |
10 |
10 |
11 |
3 |
3 |
8 |
8 |
013 |
м |
18 |
21 |
13 |
9 |
12 |
11 |
8 |
2 |
4 |
14 |
9 |
014 |
м |
19 |
22 |
14 |
11 |
4 |
14 |
9 |
1 |
2 |
14 |
10 |
015 |
м |
20 |
14 |
15 |
12 |
4 |
21 |
1 |
4 |
9 |
10 |
11 |
016 |
ж |
17 |
14 |
5 |
1 |
11 |
5 |
6 |
3 |
9 |
10 |
24 |
017 |
ж |
18 |
10 |
6 |
2 |
10 |
9 |
8 |
5 |
6 |
8 |
20 |
018 |
ж |
18 |
11 |
8 |
3 |
14 |
6 |
9 |
4 |
9 |
9 |
21 |
020 |
ж |
17 |
8 |
9 |
4 |
22 |
4 |
10 |
10 |
15 |
5 |
5 |
021 |
ж |
19 |
9 |
10 |
5 |
21 |
10 |
11 |
4 |
18 |
5 |
5 |
022 |
ж |
19 |
19 |
11 |
6 |
10 |
11 |
11 |
4 |
9 |
6 |
24 |
023 |
ж |
20 |
19 |
4 |
8 |
11 |
1 |
12 |
11 |
8 |
5 |
9 |
024 |
ж |
20 |
14 |
5 |
9 |
15 |
11 |
9 |
4 |
3 |
9 |
11 |
025 |
ж |
18 |
15 |
6 |
10 |
13 |
12 |
10 |
8 |
4 |
6 |
15 |
026 |
ж |
17 |
22 |
7 |
11 |
11 |
12 |
11 |
9 |
5 |
9 |
19 |
027 |
ж |
17 |
23 |
8 |
12 |
20 |
18 |
12 |
10 |
4 |
15 |
10 |
028 |
ж |
19 |
12 |
9 |
12 |
15 |
5 |
10 |
11 |
10 |
18 |
20 |
029 |
ж |
20 |
10 |
6 |
15 |
16 |
14 |
9 |
11 |
11 |
9 |
20 |
030 |
ж |
20 |
22 |
2 |
5 |
12 |
15 |
5 |
12 |
10 |
8 |
19 |
2.2 Эмпирическое исследование типов темперамента у юношей и девушек
Наблюдая за другими людьми, за тем, как они трудятся, учатся, общаются, переживают радости и горе, мы, несомненно, обращаем внимание на различия в их поведении.
Одни - быстры, порывисты, подвижны, склонны к бурным эмоциональным реакциям, другие - медлительны, спокойны, невозмутимы, с незаметно выраженными чувствами и т. д. Причина подобных различий кроется в темпераменте человека, присущем ему от рождения.
А. Белова Методика А.Белова служит для определения преобладающего типа темперамента и выявления представленности в нем свойств других типов. Испытуемому последовательно предъявляются четыре карточки, на каждой из которых написано по 20 свойств, характерных для представителей каждого типа темперамента[22, С 36 - 49].
Тип темперамента у юношей флегматик - 6 человек (40 %), холерик – 5 человек (33,3 %), сангвиник – 3 человека (20 %), меланхолик – 1 человек (6,7 %); у девушек меланхолик – 8 человек (53,3 %), сангвиник – 4 человека (26,7%), флегматик - 2 человека (13,3 %), холерик – 1 человек (6,7 %),
Наглядно данные представлены на рисунке 2 и в таблице 2
Рисунок 2 – Диаграмма анализа преобладания типов темперамента у юношей и девушек
Таблица 2 – Анализ преобладания типа темперамента у юношей и девушек
№ респондента |
пол |
возраст |
Тип темперамента | |||
Холерик |
Сангвиник |
Флегматик |
Меланхолик | |||
001 |
м |
17 |
20 |
18 |
10 |
11 |
002 |
м |
17 |
18 |
19 |
12 |
11 |
003 |
м |
18 |
17 |
15 |
15 |
15 |
004 |
м |
18 |
11 |
15 |
18 |
11 |
005 |
м |
19 |
10 |
15 |
11 |
10 |
006 |
м |
20 |
14 |
15 |
16 |
14 |
007 |
м |
20 |
14 |
15 |
18 |
12 |
008 |
м |
19 |
20 |
18 |
15 |
18 |
009 |
м |
19 |
18 |
19 |
15 |
11 |
010 |
м |
18 |
18 |
11 |
15 |
12 |
011 |
м |
17 |
11 |
10 |
17 |
11 |
012 |
м |
17 |
16 |
14 |
11 |
14 |
013 |
м |
18 |
18 |
15 |
15 |
18 |
014 |
м |
19 |
17 |
15 |
18 |
15 |
015 |
м |
20 |
11 |
15 |
18 |
15 |
016 |
ж |
17 |
10 |
15 |
16 |
18 |
017 |
ж |
18 |
14 |
15 |
15 |
18 |
018 |
ж |
18 |
15 |
18 |
18 |
19 |
020 |
ж |
17 |
18 |
19 |
19 |
20 |
021 |
ж |
19 |
19 |
11 |
11 |
14 |
022 |
ж |
19 |
11 |
10 |
10 |
15 |
023 |
ж |
20 |
10 |
14 |
14 |
18 |
024 |
ж |
20 |
14 |
15 |
20 |
19 |
025 |
ж |
18 |
15 |
15 |
5 |
20 |
026 |
ж |
17 |
11 |
15 |
20 |
11 |
027 |
ж |
17 |
9 |
14 |
9 |
11 |
028 |
ж |
19 |
10 |
14 |
11 |
19 |
029 |
ж |
20 |
11 |
20 |
12 |
12 |
030 |
ж |
20 |
5 |
18 |
11 |
13 |
После проведенного анализа можно сказать о том, что у юношей преобладает флегматичный тип темперамента. Человек этого темперамента медлителен, спокоен, нетороплив, уравновешен. В деятельности проявляет основательность, продуманность, упорство. Он, как правило, доводит начатое до конца. Все психические процессы у флегматика протекают как бы замедленно. Чувства флегматика внешне выражаются слабо, они обычно невыразительны. Причина этого - уравновешенность и слабая подвижность нервных процессов. В отношениях с людьми флегматик всегда ровен, спокоен, в меру общителен, настроение у него устойчивое. Спокойствие человека флегматического темперамента проявляется и в отношении его к событиям и явлениям жизни флегматика нелегко вывести из себя и задеть эмоционально. У человека флегматического темперамента легко выработать выдержку, хладнокровие, спокойствие. Но у флегматика следует развивать недостающие ему качества - большую подвижность, активность, не допускать, чтобы он проявлял безразличие к деятельности, вялость, инертность, которые очень легко могут сформироваться в определенных условиях. Иногда у человека этого темперамента может развиться безразличное отношение к труду, к окружающей жизни, к людям и даже к самому себе.
У девушек проявляется
меланхоличный тип
Знание темперамента, знание особенностей прирожденной организации нервной системы, оказывающей влияние на протекание психической деятельности человека. Следует помнить, что деление людей на четыре вида темперамента очень условно. Существуют переходные, смешанные, промежуточные типы темперамента; часто в темпераменте человека соединяются черты разных темпераментов. «Чистые» темпераменты встречаются относительно редко. Темперамент не имеет отношения к таланту и одаренности людей. Исследования психологов показали, что представители разных темпераментов могут добиться одинаково высоких успехов в деятельности, но идут они к этим успехам разными путями.
Данные результаты могут быть связаны с возрастными и физиологическими особенностями молодежи.
Для юношеского возраста характерен целый ряд проблем. Среди них особое место занимают кризис интимности, чувство одиночества и боязнь одиночества. Характер любовных чувств и привязанностей личности зависит от ее общих коммуникативных качеств. Коммуникативные трудности, возникающие в юности, связаны не только с нестабильным образом «Я», но и с половозрастными и индивидуально-психологическими различиями. Определенные проблемы возникают также в связи с психосексуальными особенностями юношей и девушек. Решение этих проблем возможно при наличии таких характеристик в образе «Я», как самопринятие, положительное самоотношение, положительная Я-концепция, любовь к себе и т.д. Трудности коммуникативного характера проявляются в юности особенно резко и накладывают отпечаток на последующее развитие личности. Своевременно заметив их, можно не только помочь юноше (девушке) справиться с этими трудностями, но и выработать собственный стиль отношений, соответствующий его (ее) психологической индивидуальности (психологическому портрету личности) [10].
Таким образом, психологический портрет содержит преобладающие способности и черты характера, которые могут помочь узнать, какие аспекты индивидуальности необходимо развивать, реализовывать, совершенствовать, а от каких лучше избавиться. Это, несомненно, может помочь юноше (девушке) в общении с разными людьми, в нахождении подходов к разным людям.
Юношеский образ характеризуется
развитием умственных способностей,
развитием эмоциональной и
Информация о работе Психологический портрет современной девушки и юноши