Психологическое здоровье учителя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2014 в 21:28, реферат

Краткое описание

Время предъявляет повышенные требования не только к их личностным качествам педагогов, но и к уровню физического и психического здоровья. Здоровый и духовно развитый педагог получает удовлетворение от своей работы, обладает высоким уровнем работоспособности, активности, творчества, стремится к совершенствованию. Однако у некоторой части современных педагогов отмечается состояние эмоциональной напряженности в профессиональной деятельности, которая проявляется в снижении устойчивости психических функций и понижении работоспособности.

Вложенные файлы: 1 файл

Психологическое здоровье учителя - реферат.rtf

— 142.99 Кб (Скачать файл)

Чуть Зависть нас однажды ранит.

Смертельной эта рана станет.

Природа Зависти одна:

Наметит цель себе она -

И чтоб достичь ее верней,

И день и ночь стремится к ней …

Как жалкий пес, завистник бедный

Страдает, отощавший, бледный,

И, задыхаясь в лютой злобе,

На всех он смотрит исподлобья.

Смеется Зависть нам на горе,

Когда корабль потопит в море.

Не станет пищи ей - сожрет

Сама себя, но не умрет.

Психологически здоровый человек

 

Информация к размышлению: «Психологически здоровые люди лишены комплексов, их поведение естественно и расходованно ... жизнь их всегда полна смысла, имеет цель - будь то забота о благе народа или о благе конкретных       людей … Они умеют отдаваться своей цели полностью. В любой работе такие люди заметны: их мышление отличается большой самостоятельностью, независимостью от предрассудков времени, авторитетов. Психологически здоровые люди большие жизнелюбы: они умеют получать удовольствие от жизни в большом и малом - и от аромата цветка, и от красоты математической формулы … Такая личность исключительно оптимистична. Даже в самой катастрофической ситуации она не теряет надежды, и это нередко дает силы найти выход. Эта личность необычайно активная - никогда не ждет, пока кто-то начнет работу, стремится взяться за дело сама, выложиться в любом деле до конца. Такие люди не бояться идти на риск - не ради самого риска, а ради дела. Не бояться неудач - умеют достойно пережить их, не сломаться.

И самое главное … такие люди отличаются очень высокой степенью самооценки. Нет, они не преувеличивают собственных достоинств и стремятся каждую минуту стать лучше, преодолеть свои недостатки, но и уважают себя. Уважают в себе личность, человеческое достоинство. Именно такие люди … глубже и полнее способны любить … Именно они вызывают ответную любовь - сила их чувств теснейшим образом связана с высоким развитием их личности».

Позитивность Я-концепции педагога

Информация к размышлению: «…чем меньше учитель уверен в себе, тем больше он склонен к стереотипному, формальному мышлению и, соответственно, к догматическому стилю преподавания, основанному на постановке вопросов, требующих однозначного ответа, на изложении фактов с целью одного только запоминания. В результате преподавание явно тяготеет к примитивным формам, чему способствует стремление учителя не допустить возникновения дискуссий, вариативных выборов и альтернатив в процессе обучения… Как видим, вновь во весь рост встает проблема Я-концепции учителя, которая служит реальным психологическим обеспечением успеха его деятельности либо приводит к неизбежным затруднениям и явным или скрытым неудачам.

Результаты большого числа исследований говорят о том, что «эффективные» учителя по сравнению с «неэффективными» отличаются высокой самооценкой, позитивным отношением к себе, свободой от чрезмерной тревожности и самокритики. Они обладают способностью оказывать позитивное воздействие на Я-концепцию и успеваемость учащихся. Учителя, которые внутренне себя принимают с большей легкостью принимают и других. В то время как учителя, склонные к отрицанию, чаще отталкивают других … Учителя, обладающие позитивным самовосприятием, уверенностью в себе, в своих педагогических способностях, вступают в общение с другими с большей легкостью и поэтому более эффективно решают задачи, стоящие перед ними на уроке».

 

 

«Как предупредить и сдержать аффект»

  • Начните немедленно считать в уме до десяти, не предпринимая никаких ответных действий.
  • Призовите все свое умение владеть собой, используя самоприказ, самоубеждение, самовнушение.
  • Внушайте себе: «Я спокоен», «Я владею собой».
  • Немедленно подумайте, что все это ничто по сравнению с настоящим горем.
  • Вывести человека из состояния аффекта:

- найти отвлекающие обстоятельства, действия;

- воздействовать неожиданными и сильными раздражителями (холодная вода, выстрел, удар);

- ограничить движения (наручники, связывание).

 

«Поборите страх»

  • Не бегите от страха, анализируйте его и воспринимайте не более чем физическое чувство.
  • Используйте самовнушение («ничего страшного», «я не боюсь» и т.п.). Научитесь «заговаривать зубы» своему внутреннему трусу.
  • Смотрите страху в глаза, и вы увидите, что часто это - ваше воображение. У страха глаза велики, не преувеличивайте опасность.
  • Спокойно и трезво взвесьте свои силы (физические силы, моральное превосходство, могущество друзей, родителей, материнское состояние, обладание средствами борьбы) и силы страха (кто и что вам угрожает).
  • Подумайте, страшна ли данная опасность таким же или более слабым, чем вы. Если они не бояться, не бойтесь и вы.
  • Тренируйте свою волю, учитесь переносить боль (приказ - «терпеть», внушение - «не больно», мысль - «другие терпят, а я?»).
  • Сопротивляйтесь насилию, воспитывайте в себе готовность к отражению (в большинстве случаев насильники - трусы).
  • Не терпите унижение, не давайте себя унижать.
  • Будьте щедрыми, не будьте жадными - и у вас не будет страха бедности.
  • Живите по законам природы - и у вас не будет страха болезни.
  • Любите, и вы будете любимы. Лучше иметь любовь и потерять ее, чем не иметь ее вовсе.
  • Живите своим умом, праведно и не обращайте внимания на зависть и сомнительные ценности обывателей.

 

Как заглушить в себе «жабу зависти»

  • Запретить себе завидовать.
  • Найти отрицательные стороны в объекте зависти.
  • Противопоставить объекту зависти то, чему могут позавидовать у вас другие (…, зато у меня …!).
  • Если произошла несправедливость, скажите себе: «ничего, Господь все видит, и каждому воздастся по заслугам!»
  • Если произошла случайность, имейте в виду, что она подчиняется закону «сегодня ты, а завтра - я».
  • Найдите оправдание в судьбе: «От судьбы не уйдешь, значит, так и должно быть».
  • Невзгоды, невезение настоящего человека делают лучше, закаляют, а слава, фанфары, богатство часто ведут к утрате человеческих качеств, чувства меры.
  • В конце концов, надо мириться с реальностью или бороться за лучшее не переживаниями (завистью), а честными способами.

 

Тест «Способны ли вы управлять собой»

Прочитайте утверждения, на которые следует отвечать «да» или «нет». Ответ «да» означает (+1) балл, ответ «нет» - (1) балл.

1.У меня не хватает терпения долго хладнокровно думать, разбираться в том, что не решается сразу.

2.В своих мыслях не люблю заглядывать далеко вперед.

3.Редко задумываюсь о главных целях своей жизни.

4.Продуманные планы помогают мне добиваться хороших результатов.

5.Вдохновение приходит ко мне, как только захочу.

6.На выбор моего решения влияют не поставленные цели, а настроение в данный момент.

7.Мне часто кажется, что час или два пролетели незаметно, исчезли неизвестно куда.

8.Я могу по своему желанию отключаться от окружающей обстановке.

9.Когда нужно разбираться в сложной обстановке, чувствую прилив энергии и сил.

10.Я предусмотрительный человек: обдумываю все детали предстоящего дела.

11.Умею отказываться от всего, что отвлекает меня от цели.

12.Меня очень отвлекает текучка - я не успеваю обдумать происходящее.

13.Ловлю себя на том, что придаю большое значение мелочам, забывая о главном.

14.При большом количестве вариантов мне обычно не удается найти правильного решения.

15.В дискуссиях я не замечаю, как отклоняюсь от предмета спора.

16.Я готов снова и снова заниматься совершенствованием уже законченной работы.


Информация о работе Психологическое здоровье учителя