Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2014 в 14:26, реферат
Тема данной работы «Инстинкт самосохранения». Инстинкт самосохранения – это сложный безусловный рефлекс. Животные подчиняются ему беспрекословно. Человек – единственное живое существо на Земле, которое способно противостоять этому инстинкту. Ведь он во многом подчинен сознанию.
Инстинкты занимают важное место в природе и деятельности животных и человека.
1.Введение
2. Инстинкт самосохранения
3.Понятие инстинкта индивидуального самосохранения
4.Инстинкт группового самосохранения
5.Заключение
6.Список литературы
В таких случаях инстинкт самосохранения
может "опрокинуть", преодолеть влияние
других пружин человеческого поведения.
Подталкиваемый этим "двигателем",
человек совершает ряд поступков, которые
без него небыли бы совершены им, наоборот,
воздерживается от ряда действий, каковое
воздержание без него не имело бы места.
Стремясь спасти жизнь, люди нередко голодают
по два, по три дня. Печатающиеся ныне
рассказы беглецов от белых или от красных
дают немало примеров такого рода. Беглецы,
спасающие жизнь, по нескольку суток без
пищи скрываются в лесах и болотах, лишь
бы не попасть в руки врагов.
Преодолевается потребность половая. Людям, находящимся
в опасности, не до этой потребности: она
падает и выветривается в минуты опасности.
Преодолевается влияние ряда физических лишений. Спасая жизнь,
люди готовы не есть, не пить, блуждают
ряд дней в лесах и болотах, переносят
холод, дождь; застывают и остаются недвижимыми
в течение часов и суток в самой неудобной
позе, в самых тяжелых условиях (напр.,
лежание в болоте, в воде, в канаве и т.д.).
Преодолевается часто влияние инстинкта группового самосохранения.
Ради спасения жизни люди нередко жертвуют
жизнью других: преступники выдают своих
сотоварищей, схваченные выдают друзей,
близких, членов по партии, по делу, наговаривают
часто на совершенно невинных лиц и т.д.
4.ИНСТИНКТ ГРУППОВОГО
Рядом с инстинктом индивидуального
самосохранения в качестве особого раздражителя
человеческого поведения и фактора социальной
жизни выступает инстинкт группового самосохранения.
Иногда он действует согласно с инстинктом
индивидуального самосохранения, иногда
- вопреки ему.
Подобно тому, как первый направлен на
сохранение жизни индивида, так инстинкт
группового самосохранения направлен
на сохранение жизни не отдельного члена
группы, а всей группы. Для развития жизни важно
было сохранение целостности не только
индивида, но целого рода или вида животных.
На этой почве и возник этот инстинкт.
Инстинкт группового самосохранения имеется
и у людей. Правда, он выступает у них чаще
всего в осознанном виде, но нередко он прояв
ляется и в форме бессознательного инстинкта.
Большинство людей любят своих детей и
по мере сил заботятся о них. В основе таких
актов лежит указанный инстинкт группового
самосохранения. Мы знаем, что часто мать
или отец защищают своего ребенка и для
него жертвуют своей жизнью, своим здоровьем.
Мы видим, что часто одни люди жертвуют
собой для блага других людей; одни умирают
за "родину", другие за "свой род",
третьи — за друзей, четвертые — за партию,
пятые - за единоверцев и т.д. Нередко одни
люди рискуют жизнью, спасая других при
пожаре, при наводнении и т.п.
Во всех
этих актах самопожертвования, во всех
этих случаях "полагания души за други
своя", особенно бессознательных
(случаи сознательного альтруизма представляют
обычно осложнение этого инстинкта альтруистическими
чувствами), прямо или косвенно действует инстинкт
группового самосохранения. Это он
толкает мать на защиту ребенка, солдата
— на поле брани; это он заставлял одних
добровольно жертвовать собой для блага
других; это он принуждал и принуждает
группы жертвовать жизнью своих отдельных
членов для блага всей группы (рода, племени,
семьи, государства, церкви и т.п.).
В особенности велика была роль его в древних
группах. Все их право, мораль и организация
находились под сильнейшим влиянием этого
фактора. Высшим заветом здесь был лозунг:
salus populi - suprema lex (спасение народа - высший
закон). Добром считалось то, что было полезно
для группы; злом то, что было ей вредно.
Напр., убийство своего сородича было вредно
для группы: оно уменьшало ее силу и грозило
внутренними раздорами. Поэтому убийство
сородича считалось злом, грехом, преступлением.
Иначе обстояло дело с чужеродцем. Его
убийство было выгодно для группы: одним
врагом становилось меньше. Отсюда заповедь:
убивай чужеродцев. В ряде групп, бедных
пищей, старики и слабые дети были вредным
грузом: пользу они не приносили, а хлопот
доставляли немало. Под влиянием инстинкта
группового самосохранения в таких группах
установился обычай убийства стариков
и беспомощных детей. Короче говоря, весь
уклад группы и поведение отдельных ее
членов здесь диктовалось инстинктом
группового самосохранения, индивид сам
по себе здесь ценился мало. Если интересы
группы требовали его смерти - он умирал
или убивался. И право, и религия, и все
устройство группы принимали тот характер,
какой требовался интересами группового
самосохранения.
Ему же обязаны своим бытием такие социальные
институты, как институт войска, как явления войн между группами и т.п.
Из сказанного
видно, что этот раздражитель отличен
от инстинкта индивидуального самосохранения.
Последний побуждает человека спасать
свою жизнь; первый - наоборот - побуждает
его идти на смерть (напр., умирать на войне)
для блага других.
С поступательным ходом истории роль инстинкта
группового самосохранения меняется.
Раньше он побуждал умирать только за
"своих" членов своего рода или группы.
Число их было ограничено. Все остальные
люди считались чужими, врагами. С ходом
истории область "своих", "ближних"
расширялась. Теперь мы считаем "ближними"
если не всех
людей, то миллионы и десятки миллионов.
Наиболее передовые люди считают "ближними"
всех людей.
Сообразно с этим инстинкт группового
самосохранения у различных людей проявляется
различно. Те, которые считают "ближними"
только своих родственников, те жертвуют
собой за них. Кто считает "ближними"
всех одноподданных, те умирают "за
родину", за свое государство. Кто считает
"ближними" всех людей, те приносят
себя в жертву за "благо человечества",
кто считает "своими" только лиц своей
партии или класса, тех этот инстинкт часто
побуждает умирать за интересы партийной
группы или класса.
Словом, проявления его могут быть различны.
Но под всеми различными формами самопожертвования
индивида в пользу той или иной группы
видна работа одного и того же двигателя
— инстинкта группового самосохранения.
Ряд социологов, в частности Гумплович,
инстинкт группового самосохранения возвели
на степень основного фактора. По Гумпловичу,
чуть ли не вся история сводится к борьбе
групп - рас - за свое существование. С самого
момента появления на земле люди делились
на различные расы, не похожие друг на
друга. Каждая расовая группа стремилась
расшириться, увеличить свою силу и мощь.
Расширяясь, расовые группы встречались
и сталкивались друг с другом. Столкновение
их влекло за собою борьбу расовых групп
друг с другом. К этой борьбе рас и сводится
вся история человечества. Ею вызваны
все важнейшие социальные процессы. Борьба
столкнувшихся рас оканчивалась или их
взаимным уничтожением, или уничтожением
одной стороны, или, наконец, покорением
одной расы другою. Победившая раса делалась
властвующим классом, побежденная - низшим,
покоренным классом. Таким образом создалось
общественное расслоение и деление группы
на аристократов-властителей и обделенную
в правах массу. Властители принудительно
побуждали покоренных подчиняться определенным
правилам поведения, диктуемым ими. Эти
правила в своей совокупности создали
то, что носит название права группы или государства. Отсюда
определение права Гумпловичем как принудительного
господства или организованного насилия.
А право в дальнейшем обусловило собой
весь уклад группы и жизни ее членов. Такова
суть теории Гумпловича, выдвигающей фактор
группового самосохранения на роль основного
фактора социальных явлений.
Эти мысли Гумпловича в различной форме
разделялись и другими социологами. Они
повели многих к созданию практических
и политических рецептов. Согласно этим
рецептам, личность была признана нулем;
высшим принципом было признано благо
группы, в частности арийской расы. Ее
признавали творцом всей культуры, носителем
прогресса и во имя ее блага требовали,
чтобы все другие расы и группы очистили
для нее всю землю. В случае отказа добровольного
очищения земли эти писатели признавали
законным и нравственным уничтожение
низших рас путем алкоголя, разврата и
смертной казни и войны.
Мы не будем подробно критиковать ни теорию
Гумпловича, ни только что изложенные
теории. Все предыдущее говорит о том,
что что если инстинкт группового самосохранения
и играет большую роль, то эта роль не исключительная,
рядом с ним действовали и действуют другие,
не менее важные факторы. Посему к борьбе
расовых групп нельзя сводить всю историю.
В ней наряду с борьбой имеются и явления
взаимопомощи. Борьба рас, далее, не исчерпывает
всех видов социальной борьбы. Что же касается
теорий, рекомендующих уничтожение других
рас для блага арийской расы, то они неверны
и возмутительны с нравственной точки
зрения.
^ Литература: Дарвин: Происхождение
видов; Кропоткин:
Взаимная помощь как фактор эволюции; Вагнер:
Биопсихология, т. II; Сутерланд: Происхождение и развитие
нравственного инстинкта; Гумплович: Основы социологии; Ковалевский:
Современные социологи, гл. о Гумпловиче,
Лапуже, Аммоне; Ж. Фино: Агония и смерть человеческих
рас; Ковалевский:
Обособление дозволенных и недозволенных
действий (Новые идеи в социологии. Сб.
№ 4.); Westermarck:
The origine and development of the moral ideas, τ. Ι и II; Дюркгеим.: Разделение обществ, труда.
5.Заключение
Сложнейшими и удивительными актами врожденного
поведения являются инстинкты. К сожалению,
в прошлом проблема инстинкта была предметом
многих разноречивых толкований, т. к.
термин "инстинкт" с самого начала
приобрел значение некой таинственной
виталистической силы, который побуждает
организм к действию и направляет его
путь "мудростью природы". Сейчас
мы знаем, что при осуществлении инстинктивного
акта не освобождается никакая специфическая
энергия, помимо энергии связанной с обменом
веществ, лежащих в основе поведения. Инстинктивное
поведение, как и все другие формы поведения,
адаптивно и имеет определенную направленность,
и приписывать специфическую цель, как
животным, так и природе - серьезная телеологическая
ошибка, не совместимая с материалистическим
мировоззрением. Одной из ранних попыток
избежать затруднении при толковании
инстинкта было введение трех критериев
для определения инстинктивного поведения.
Чтобы быть отнесенным к инстинкту, поведение
должно быть:
1. не приобретенным;
2.характерным для вида
3.адаптивным.
Европейские этологи (Лоренц К., Тинберген
Н.) исследуют поведение в естественных
условиях. Они пытаются выяснить детали
поведения, чтобы из них вычленить инстинктивные
акты, их внимание направлено в основном
на изучение поведения родителей и потомков,
группового и полового поведения.
Вторая школа состоит в основном из американских
психологов и физиологов, интересующихся
главным образом изучением процессов,
лежащих в основе голода, жажды, на, агрессии,
страха, полового поведения, температурной
регуляции.
Наиболее полная и общая теория представлена
этологами. Они указывают на два важных
момента, отличающих инстинктивное поведение
от таксисов и рефлексов. Во-первых, подчеркивается
зависимость инстинктивного поведения
от состояния внутренней среды организма.
Например, многие стороны полового поведения,
зависят от наличия половых гормонов.
Во-вторых, раздражители являются только
триггерами инстинктивного поведения,
они не обязательны для осуществления
всего акта.
Инстинкт самосохранения - врожденные
побуждения и формы поведения, направленные
на приспособление к условиям жизни и
на выживание.
6.Список литературы
1. Общедоступный учебник социологии.
Статьи разных лет / Ин-т социологии. - М.:
Наука, 1994. — 560 с. - (Социологическое наследие).
- ISBN 5-02-013464-3 (в пер.).
2.Статья Максима Власова © 2011–2014 «Психология
человека»
3. Фельдштейн Д. И. Психология развивающейся
личности.- М.: Издательство «Институт
практической психологии», Воронеж: НПО
«МОДЭК», 1996.-с.10
4. Гальперин П.Я. Психология как объективная
наука. Избранные психологические труды/
Под ред. А. И. Подольского.- Москва – Воронеж,
1998
Информация о работе Психологическое и физическое содержание инстинкта самосохранения