Психологическое сопровождение дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2014 в 18:44, контрольная работа

Краткое описание

Периодизация – деление онтогенеза на отдельные периоды в соответствии с общим для всего онтогенеза законом – является проблемным полем психологии детства. Л.С. Выготский в работе " Проблема возраста " (1932-1934гг.) анализирует онтогенез как регулярный процесс смены стабильных и критических возрастов. Понятие " возраст " ученый определяет через представление о социальной ситуации развития – специфическое, неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной.

Содержание

Анализ возрастных периодов детей дошкольного возраста………………………..4
Социальная ситуация развития в дошкольном возрасте……………………6
Новообразования……………………………………………………………...7
Роль ведущей деятельности в психическом развитии ребенка…………….11
Зона ближайшего развития……………………………………………………13
Характеристика психического развития ребенка в дошкольном возрасте…15
Психологические особенности детей дошкольного возраста………………20
2.Описание методик………………………………………………………………..23
3.Психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации младшего
Дошкольного возраста……………………………………………………………32
Список литературы…………………………………………………………………45

Вложенные файлы: 1 файл

псих.сопров.docx

— 88.71 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по образованию

ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет»

Институт психологии

Кафедра профессиональной педагогики

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по психологическому сопровождению дошкольников

 

 

 

 

                                                                Выполнил: студент гр ИР-211С-ПСДО   Мишарина Л.В.

Проверил:

 

 

 

 

 

Екатеринбург 2014

 

Задание 1.

 Провести теоретический  анализ следующих возрастных  периодов детей дошкольного возраста.

Для выполнения задания используйте следующие критерии:

значение социальной ситуации развития;

зона актуального развития;

зона ближайшего развития;

психологические новообразования;

ведущая деятельность;

специфические особенности развития психических процессов в дошкольном возрастном периоде (восприятие, внимание, память, речь, мышление, эмоциональная сфера).

 

Задание 2.

Опишите методы и методики, которые позволяют диагностировать психическое развитие ребенка предложенного возраста. Составьте таблицу.

Методика

Авторы

Назначение методики

Источник

       

 

 

Задание 3. Разработать рекомендации для педагогов и родителей по психологическому сопровождению детей дошкольного возраста

 

Оглавление

Анализ  возрастных периодов детей дошкольного возраста………………………..4

    Социальная ситуация  развития в дошкольном возрасте……………………6

     Новообразования……………………………………………………………...7

     Роль ведущей  деятельности в психическом развитии ребенка…………….11

     Зона ближайшего развития……………………………………………………13

     Характеристика  психического развития ребенка  в дошкольном возрасте…15

     Психологические  особенности детей дошкольного  возраста………………20

2.Описание методик………………………………………………………………..23

3.Психолого-педагогическое  сопровождение процесса адаптации  младшего

  Дошкольного возраста……………………………………………………………32

Список литературы…………………………………………………………………45

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Анализ  возрастных периодов  детей дошкольного возраста.

  Периодизация психического  развития. 

Периодизация – деление онтогенеза на отдельные периоды в соответствии с общим для всего онтогенеза законом – является проблемным полем  психологии  детства. Л.С. Выготский в работе " Проблема   возраста " (1932-1934гг.) анализирует онтогенез как регулярный процесс смены стабильных и критических возрастов. Понятие " возраст " ученый определяет через представление о социальной ситуации развития – специфическое, неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной. Социальная ситуация развития, по Л.С. Выготскому, приводит к формированию возрастных новообразований. Соотношение этих двух категорий – социальной ситуации развития и новообразования – задает диалектический характер развития в онтогенезе. Представление о социальной ситуации развития содержательно раскрывается в теории деятельности, представленной именами А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина.

При определении понятия " возраст " А.Н. Леонтьев отмечает: "Изменение места, занимаемого ребенком в системе общественных отношений – есть то, что надо отметить, пытаясь ответить на вопрос о движущих силах развития его психики". В работах А.Н. Леонтьева стадия развития личности определена следующими моментами: местом ребенка в системе общественных отношений и ведущим типом деятельности.

В культурно-исторической теории (Л.С. Выготский)  возраст  определяется отношением социальной ситуации развития и новообразованиями (структурой личности, сознания), а в теории деятельности – отношением места ребенка в системе общественных отношений и ведущей деятельностью.

В 1971г. в статье "К  проблеме  периодизации психического развития в детском  возрасте " Д.Б. Эльконин обобщает представления о движущих силах детского развития, опираясь на теорию деятельности. Условием развития является система "ребенок-общество", в которой Д.Б. Эльконин выделяет две подсистемы: "ребенок – общественный взрослый" и "ребенок – общественный предмет".  Возраст  впервые представлен последовательно в логике деятельностного подхода. Изучая  проблемы  возрастной периодизации развития, современная отечественная  психология  опирается на несколько основных принципов:

Д.Б. Эльконин говорит, что основным механизмом смены возрастных периодов развития является ведущая деятельность. Основные положения периодизации развития Д.Б. Эльконина таковы: процесс детского развития делится на три этапа:

Дошкольное детство (от рождения до 6-7 лет);

Младший школьный возраст (от 7 до 10-11 лет, с первого по четвертый класс школы);

Средний и старший школьный возраст (от 11 до 16-17 лет, с пятого по одиннадцатый класс школы).

Весь период детства по возрастной физической классификации делится на семь периодов:

Младенчество (от рождения до одного года жизни);

Раннее детство (от 1года до 3-х лет);

Младший и средний дошкольный возраст (от 3 до 5 лет);

Старший дошкольный возраст (от 5 до 7 лет);

Младший школьный возраст (от 7 до 11 лет);

Подростковый возраст (от 11 до 13-14 лет);

Ранний юношеский возраст (от 13-14 до 16-17 лет)..

 

 

Социальная ситуация развития в дошкольном возрасте 

Содержание общения становится внеситуативным, выходящим за пределы   воспринимаемой ситуации. М.И. Лисина выделяла две внеситуативные формы общения, характерные для дошкольного возраста, - познавательную и личностную 5].

В первой половине дошкольного возраста (3 - 5 лет) появляется внеситуативно-познавательная форма общения ребенка со взрослым. В отличие от предыдущей (ситуативно-деловой) она вплетена не в практическое сотрудничество со взрослым, а в «теоретическое»(почему это так?).

Так как обсуждается не обстановка, общение впервые приобретает внеситуативный характер.

К концу дошкольного возраста складывается новая и высшая для дошкольного возраста - внеситуативно-личностная форма общения. В отличии от предыдущей ее содержанием является мир людей, а не вещей. Дошкольнику интересны самые различные аспекты существования взрослого, которые не видны в конкретной ситуации не как не касаются самого ребенка (где он живет, кем работает, есть ли у него дети и т.д.). Столь же охотно он рассказывает и о себе самом (о своих родителях, друзьях, радостях и обидах).

Потребность во взаимопонимании  и  сопереживании взрослого является главной для внеситаутивно-личностного общения.

 

 Противоречие социальной ситуации развития ребенка - дошкольника как раз и заключается в разрыве между его стремлением быть как взрослый и невозможностью реализовать это стремление непосредственно. Единственной деятельностью, которая позволяет разрешить это противоречие, является сюжетно-ролевая игра. В такой игре ребенок берет на себя роль взрослого как носителя общественных функций и вступает в определенное отношение с другими «идеальными взрослыми».

Именно поэтому, что ролевая игра дает ребенку возможность вступить во взаимодействие с такими сторонами жизни, которые недоступны ему в реальной практике, она и является ведущей деятельностью дошкольника.

Независимо от  возрастного  периода  развития  ребенка  социальная   ситуация  является определяющей  и  обуславливающей процесс жизни ребенка, в ходе которого у него проявляются новые свойства личности  и  развиваются психические  новообразования , что в свою очередь приводит к перестройке всей структуры сознания ребенка, к изменениям системы его отношений к миру, другим людям, себе самому.

 

 Социальная   ситуация  являясь единицей позволяет наиболее точно отследить возникновение  и  изменения структуры личности ребенка на каждом  возрастном  этапе.

Таким образом,  социальная   ситуация   развития  является системой отношений субъекта в  социальной  действительности, реализуемая им в совместной деятельности с другими людьми.

Новообразования  - достижения в развитии, характеризующиеся особым типом строения личности и деятельности, а также отношением ребенка к самому себе и другим людям.

Самое важное  новообразование  периода новорожденности - комплекс оживления. Комплекс оживления - это эмоционально-положительная реакция, которая сопровождается движениями и звуками. До этого движения ребенка были хаотичны, некоординированны. В комплексе зарождается координация движений. Комплекс оживления - это первый акт поведения, акт выделения взрослого. Это и первый акт общения. Комплекс оживления - это не просто реакция, это попытка воздействовать на взрослого (см. работы Н.М. Щелованова, М.И. Лисиной, С.Ю. Мещеряковой).

Комплекс оживления - основное  новообразование  критического периода. Оно знаменует собой конец новорожденности и начало новой стадии развития - стадии младенчества. Поэтому появление комплекса оживления представляет собой психологический критерий конца кризиса новорожденности..

Сравнение своих действий с действиями взрослого (образа и образца), нахождение сходства между ними является необходимым условием для возникновения тенденции к самостоятельности. Когда происходит распад единого предметного действия и взрослый отделяется от ребенка, ребенок впервые видит взрослого и его действия как образцы, то оказывается, что ребенок действует так, как взрослый, не вместе с ним, не под руководством взрослого, а так, как он. Как только ребенок увидел себя вдругом, он увидел себя самого и появился феномен "Я сам". Л.С. Выготский назвал это  новообразование  "внешнее Я сам".  Тенденция к самостоятельным действиям связана с возникновением личного действия. Личное действие - это такое действие, к которому ребенок относится как ким самим осуществленному. Выполнение такого действия сопровождается появлением в речи местоимения "Я". До этого времени ребенок говорил о себе в третьем лице или называл себя по имени.

Основные психологические  новообразования дошкольного возраста:

возникает разделение действий на ориентировочную и исполнительную части;

ориентировочная часть действия отделяется от исполнительной;

сама ориентировочная часть возникает из материальной, практической, исполнительной части и носит мануальный или сенсорный характер;

ориентировочная деятельность чрезвычайно интенсивно развивается благодаря усвоению эталонов и образцов поведения.

Д.Б. Эльконин выделял следующие основные психологические  новообразования  в развитии ребенка к концу дошкольного возраста: 

1. Возникновение первого  схематичного образа цельного  детского мировоззрения. Ребенок  не может жить в беспорядке. Все, что видит, ребенок пытается  привести в порядок, увидеть закономерные  отношения, в которые укладывается  такой непостоянный окружающий  мир. Ж. Пиаже показал, что у ребенка  в дошкольном возрасте складывается  артификалистское мировоззрение: все, что окружает ребенка, в том числе и явления природы, - результат деятельности людей. Такое мировоззрение увязывается со всей структурой дошкольного возраста, в центре которого находится человек.

2. Возникновение первичных  этических инстанций: "Что такое  хорошо и что такое плохо". Эти этические инстанции растут  рядом с эстетическими. "Красивое не может быть плохим". Особенности формирования этических инстанций в дошкольном возрасте представлены в работах С.Г. Якобсон.

3. Возникновение соподчинения  мотивов. В этом возрасте уже  можно наблюдать преобладание  обдуманных действий над импульсивными. Преодоление непосредственных желаний определяется не только ожиданием награды или наказания со стороны взрослого, но и высказанным обещанием самого ребенка (принцип "данного слова"). Благодаря этому формируются такие качества личности, как настойчивость и умение преодолевать трудности; возникает также чувство долга по отношению к другим людям.

4. Возникновение произвольного  поведения. Произвольное поведение - это поведение, опосредованное  определенным представлением. Д.Б. Эльконин отмечал, что в дошкольном возрасте ориентирующий поведение главный образ сначала существует в конкретной наглядной форме, но затем он становится все более и более обобщенным, выступающим в форме правила, или нормы. На основе формирования произвольного поведения у ребенка, по Д.Б. Эльконину, появляется стремление управлять собой и своими поступками.

5. Возникновение личного  сознания - возникновение сознания  своего ограниченного места в  системе отношений со взрослыми. Стремление к осуществлению общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности. Если спросить ребенка трех лет: "Ты какой?" Он ответит: "Я большой". Если спросить ребенка семи лет: "Ты какой?", он ответит: "Я маленький". 

Появление  культурно-исторической  теории  Выготского  символизировало новый виток развития психологии личности, обретшей реальную опору в обосновании своего социального происхождения, доказательстве существования первичных аффективно-смысловых образований человеческого сознания до и вне каждого развивающегося индивида в идеальной и материальной формах культуры, в которую приходит человек после рождения.

Индивидуализация - процесс перехода от социального к индивидуальному в ходе психического развития человека

Психическое развитие - формирование внутренних умственных действий.

Умственное действие - это действие, которое выполняется во внутреннем плане без опоры на внешние раздражители и громкую речь.

Интериоризация ("вращивание") - механизм перевода внешних действий на внутренний план.

Экстериоризация - механизм перевода внутренних действий во внешний план.

Актуальный уровень развития - тот уровень развития психических функций, который существует на сегодняшний день (уже сформированные функции).

Зона ближайшего развития - те функции, которые находятся на стадии формирования и могут проявляться в специально созданных условиях.

Сензитивный период - наиболее благоприятный период для формирования психических функций.

Новообразование - это психические функции, которые сформировались на данном этапе развития и которых не было на предыдущих.

Информация о работе Психологическое сопровождение дошкольников