Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 11:18, реферат
Адвокатская деятельность сложна по своему содержанию, формам, методам и психологическим особенностям.
Тема психологии адвокатской деятельности сегодня очень актуальна, т.к. многим людям приходится обращаться за помощью к адвокатам, а знания о психологических особенностях работы правозащитников помогут составить наиболее полное представление о специфике их деятельности.
Цель настоящего реферата: ознакомить с психологией адвокатской деятельности; обозначить психологические трудности и психологические аспекты в действиях адвоката.
Введение…………………………………………………………………….3
Психология адвокатской деятельности…………………………………...5
Заключение………………………………………………………………...14
Литература…………………………………………………………………15
Участие адвоката на стадии следствия предполагает построение взаимодействия со следователем по тактике защиты. При оборонительной тактике адвокат принимает всю версию следствия целиком, без каких-либо дополнений и поправок, наблюдая за деятельностью следователя, фиксируя его ошибки с целью использования слабых мест предварительного следствия для реализации линии защиты. Поскольку диапазон следственных ошибок довольно широк и разнообразен, там есть место и уголовно-процессуальным ошибкам и уголовно-правовым, тактическим, организационным, психологическим, следственно-экспертным, другим. Подобная адвокатская тактика, на первый взгляд кажущаяся пассивной, имеет свой потенциал и нередко приводит к желаемому результату.
Нейтральная тактика защиты представляет собой взаимодействие адвоката со следователем в форме сотрудничества, при котором возможны взаимные компромиссы по принципу: у следователя своя работа, у адвоката - своя. В таком варианте конфликты и открытое противоборство отсутствуют, а реализация позиции защиты переносится на этап судебного следствия.
Атакующая тактика предполагает навязывание следователю конфликтной ситуации с захватом инициативы, навязывание трудоемких следственных действий в целях защиты, формирование системы сбалансированных предложений, направленных на разрушение обвинительной концепции следователя.10
Не последнее место в формировании у суда адекватного образа подзащитного и картины произошедшего занимают адвокатские допросы потерпевшего, свидетелей, других подсудимых. Опытные защитники тщательно готовятся к таким допросам, продумывая заранее и записывая каждый вопрос, пытаясь избежать неопределенных, неожиданных и нежелательных ответов. Грамотный адвокат своими вопросами сумеет загнать в психологический тупик и изобличить лжесвидетеля, продемонстрировать суду надуманность обвинения либо несостоятельность доказательств, подтасовку фактов либо подлог документов и т.п. "Всякое показание может быть и не лживо, и не достоверно в одно и то же время: свидетель может говорить неправду и думать, что он говорит правду, - это совершенно естественно. Он может ошибаться, может, будучи очевидцем некоторых фактов, придать к ним много новых, - таких, о которых только слышал он, и которые были восприняты его умом путем различных предположений"11.
Кульминационным моментом участия адвоката в судебном разбирательстве является его защитительная речь. В ней он подводит итог судебного следствия, анализирует с позиции защиты собранные по делу материалы, дает им правовую оценку, приводит доказательства, опровергающие предъявленное подсудимому обвинение либо смягчающие его вину, высказывает соображение относительно наказания и других вопросов, подлежащих решению суда. Участие в судебных прениях предполагает высокую культуру сторон, взаимное уважение, честное отношение к доказательствам, профессиональный такт, правильное понимание роли и задач суда, прокурора, адвоката. При этом задача адвоката заключается в ретроспективном, воображаемом восстановлении картины произошедшего в ходе судебного разбирательства с учетом всех обстоятельств, оправдывающих его подзащитного или смягчающих его вину. Данная позиция противостоит позиции прокурора, обязанного поддерживать государственное обвинение. Отказ прокурора от обвинения расценивается как оправдание подсудимого.
Исходя из конкретных обстоятельств дела, защитник может:
а) оспаривать обвинение в целом, доказывая невиновность подсудимого за отсутствием в действиях состава преступления, за отсутствием самого события преступления или за непричастностью к нему подсудимого;
б) оспаривать обвинение в отношении отдельных его частей;
в) оспаривать правильность квалификации, доказывая необходимость изменения предъявленного обвинения на статью УК, влекущую более легкое наказание;
г) обосновывать меньшую степень вины и ответственности подсудимого, приводя смягчающие его вину обстоятельства;
д) доказывать невменяемость подсудимого, исключающую наступление уголовной ответственности.
Правильное разрешение уголовного дела, вынесение справедливого приговора невозможно без глубокого и всестороннего изучения личности подсудимого, выявления у него комплекса социально значимых психологических качеств. Не поняв поведения подсудимого, не установив подлинных мотивов, не раскрыв природы, характера и глубины связи между всей жизненной линией подсудимого и вменяемым ему преступлением, нельзя отыскать истину по делу, сделать по нему обоснованные и убедительные выводы, дифференцировать ответственность.
Задача защитника – проанализировать все эти моменты под углом зрения защиты, раскрыть психологический механизм совершенного преступления, показать, насколько отразились в преступном деянии нравственно-психологические черты личности подсудимого, в какой мере они характеризуют его жизненную ориентацию, его интересы, желания. Только дав в защитительной речи правильную оценку личности подсудимого, объяснив мотивацию его поступков, раскрыв круг его интересов и стремлений, показав взаимоотношения подсудимого с сообщниками и потерпевшим, обусловившие поведение подсудимого, защитник может высказать свое обоснованное суждение о произошедшем. Однако не следует забывать, что реальная жизнь намного сложнее упрощенных схем, заранее подготовленных советов, стереотипных рецептов.
Заключение
Адвокаты играют значительную роль в правовоспитательной работе среди населения. Разъясняя каждодневно те или иные положения законодательства, они вносят свой вклад в формирование правосознания граждан, способствуют предупреждению правонарушений. Умение соединять в защите интересы общества и подзащитного, не противопоставляя их, умение поднять социальное значение защиты при отстаивании, в сущности, частного интереса, является, несомненно, одним из важных проявлений профессиональной культуры адвоката12.
Законодательство об
адвокатуре не допускает разглашения
адвокатом сведений, полученных им
в связи с оказанием
Литература:
1
См.: http://society.polbu.ru/legal_
2 См.: Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология: учеб. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. С. 235.
3 См.: Еникеев М.И. Юридическая психология. - .М.: Издательство НОРМА, - 2003. С.230.
4 См.: Бойков А.Д. Этика профессиональной защиты по уголовным делам. М., 1978.С. 51.
5 См.: Кони А.Ф. Нравственные начала в уголовном процессе // Избр. произведения в 2 томах. Т.1. – М., 1959.С.55.
6 См.: Там же.С.72.
7 См.: Васильев В.Л. Юридическая психология: Учебник для вузов. – 5 – е изд., доп. и перераб. – Спб.: Питер, 2005. С.240.
8 См.: Еникеев М.И. Юридическая психология. - .М.: Издательство НОРМА, - 2003. С.232.
9
См.: http://society.polbu.ru/legal_
10 См.: Соркин Б.С. Стратегия и тактика защиты по уголовным делам, - Гродно, 1997.С.13.
11 См.: Паевако Ф.М. Избранные речи. М.,1993.С.81.
12 См.: Бойков А.Д. Этика профессиональной защиты по уголовным делам. М., 1978.
13 См.: Васильев В.Л. Юридическая психология – Спб.: Питер Пресс, 1997. С. 272.