Психология беременной женщины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 18:38, курсовая работа

Краткое описание

Беременность, на языке психологов, есть время "кризисов", это слово не совсем удачное, потому что ассоциируется с болезнью, но более предполагает какой-то сдвиг. Действительно, беременность является поворотным моментом в жизни женщины, неким, возможно единственным, ритуалом ее вступления в общество, в котором не предусмотрены другие столь же значимые ритуалы для женщин. Появление ребенка знаменует начало новой жизни для всех окружающих.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...3

1. МАТЕРИНСТВО И ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ЕГО ИССЛЕДОВАНИЯ..5
1.1. Исследование проблем материнства в отечественной и зарубежной..5
психологии
1.2. Психолого-педагогические исследования материнства ………………..6
2.ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ БЕРЕМЕННЫХ ЖЕНЩИН……………………………..9
2.1. Физиологические и психологические особенности беременности….9
2.2. Проблема самовосприятия беременности…………………………….12
2.3. Психологические особенности ранней и поздней беременности……21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………25

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...27

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа Пугач.docx

— 39.52 Кб (Скачать файл)

Образ ребенка в этот период становится более конкретным, женщины достаточно легко представляют себе его внешний вид, особенности поведения, свои действия с ним. В связи с этим повышается активность, связанная с подготовкой к родам и послеродовому периоду, большинство женщин стремятся повысить свою материнскую компетентность. Общее повышение беспокойства реализуется в деятельности связанной с подготовкой к рождению ребёнка, такая деятельность способствует проработке образа ребенка и представлений о своих материнских функциях. 

В последнем триместре беременности практически для всех женщин характерно повышение внешней активности, которая может быть описана как стремление привести в порядок свои дела и окружение. В.И.Брутман называет это время «периодом обустройства гнезда». Разница в том, что приводится в порядок. Как правило это активная подготовка к рождению ребенка, приготовление вещей, выбор родильного дома и так далее. 

Другим вариантом является повышение активности, направленной на содержания, не связанные с ребенком. Чаще всего это стремление закончить учебу, сдать экзамены, защитить диплом, а также произвести ремонт, купить дачу. Характерно, что часто это интерпретируется как необходимое для будущего ребенка, хотя обычно объективной необходимости для этого нет. Одним из проявлений такой смещенной активности на последних месяцах может считаться поведение женщин, отказывающихся от ребенка при

игнорирующем стиле восприятия беременности. Тогда для рождения ребенка может вообще ничего не делаться. 

Обычно отсутствие или уменьшение интересов, связанных с ребенком, сочетается с другими проявлениями свидетельствующими о сниженной ценности материнства и ребенка для данной женщины. Изменение направленности активности беременной в «период обустройства гнезда» отражает динамику, происходящую в содержании ее самовосприятия беременности.

Таким образом этот период отражает сложную динамику эмоцио-нального состояния во время беременности, подготавливающую всю психику будущей матери к выполнению ее функции после родов.  

5 период. Предродовой.

Этот период является очень важным физиологически. Происходит полная подготовка организма к родам, идет накопление энергетического запаса организма для родов и послеродового периода. На поведении и эмоциональном состоянии это отражается как снижение активности, общее расслабление, некоторое эмоциональное «отупение». В этот период у женщин обычно снижается страх перед родами, они наиболее адекватно, по сравнению с другими периодами, оценивают свои возможности и представляют ребенка и свои действия с ним.

При неблагоприятной динамике содержаний материнской сферы в беременности, напротив, возрастает тревожность, обостряются фи-зиологические нарушения, женщина практически перестает ориентироваться в своих ощущениях, нередко игнорируя их. При игнорирующем стиле переживания беременности у женщин может не наблюдаться снижения активности и эмоциональности, что иногда приводит к преждевременным родам. [5]

«Содержание материнской сферы в течение беременности претерпевает существенное изменение, которое отражается в переживании женщиной симптоматики беременности, в ее внешней активности и психическом состоянии».

 Все это определяется общим индивидуальным стилем самовосприятия беременности. В него входят самовосприятие идентификации беременности, динамика переживаний симптоматики по триместрам беременности, восприятие первого и последующих шевелений ребёнка, содержание активности женщины в третий триместр беременности.

Г.Г.Филиппова выделяет шесть вариантов стилей общего самовосприятия и переживания беременности.

1.Адекватный. Идентификация беременности без сильных и длительных отрицательных эмоций, соматические ощущения выражены хорошо, средней интенсивности. В первом триместре возможно общее снижение настроения без депрессивных эпизодов, во втором триместре благополучное эмоциональное состояние, в третьем – повышение тревожности со снижением ее к последним неделям, активность в третьем триместре направлена на подготовку к послеродовому периоду. Первое шевеление ребенка переживается положительно – эмоционально, приятно по соматическому ощущению. Последующие шевеления четко дифференцированы от других ощущений, не характеризуются отрицательными переживаниями. 

2.Тревожный. Идентификация беременности тревожная, с периодически возобновляющимися страхом и беспокойством. Соматический компонент выражен сильно по типу болезненного состояния. В первый триместр эмоциональное состояние повышено тревожное или депрессивное, во втором триместре оно не стабилизируется, повторяются депрессивные или тревожные эпизоды, в третьем триместре он  усиливаются, активность в третьем триместре связана со страхами за исход беременности, родов, послеродовой период. Первое шевеление ощущается рано, переживается с тревогой, испугом, возможны болезненные ощущения. Дальнейшие шевеления часто связаны с тревогой по поводу здоровья ребенка и себя, характерны направленность на получение дополнительных сведений, патронаж.

3.Эйфорический. Отмечается неадекватная эйфорическая окраска всех характеристик, некритическое отношение к возможным проблемам беременности и материнства, нет  дифференцированного отношения к характеру шевеления ребенка. Обычно к концу беременности появляются осложнения.

4.Игнорирующий. Поздняя идентификация беременности сопро-вождается чувством досады или неприятного удивления. Соматический компонент либо не выражен совсем, либо состояние лучше чем до беременности. Обычно не наблюдается динамики эмоционального состояния по триместрам. Отмечается повышение активности и третьем триместре, активность направлена на содержания не связанные с ребенком. Первое и последующие шевеления интерпретируются как физиологические ощущения, первое шевеление отмечается очень поздно.

5. Амбивалентный. По симптоматике сходность с тревожным типом. Особенностью являются резко противоположные по физическим и эмоциональным ощущениям переживания шевеления, выражены болевые ощущения. Отрицательные эмоции интерпретируются как страх за исход беременности, родов, характерны ссылки на внешние обстоятельства мешающие благополучному переживанию беременности. 

6. Отвергающий. Идентификация беременности сопровождается отрицательными эмоциями, вся симптоматика негативно эмоционально окрашена и резко выражена. Беременность воспринимается как кара, помеха. Шевеление окрашено неприятными физиологическими ощущениями, сопровождается брезгливостью, неудобством. В предродовом периоде возможны всплески депрессивных или аффективных состояний.  [14]

Каждый конкретный случай самовосприятия беременности инди-видуален, он более ли менее приближается к описанным. Стили самовосприятия беременности обычно соотносятся с ценностью ребенка для матери. При адекватном самовосприятии беременности наблюдается адекватная ценность ребенка, при тревожном или амбивалентном восприятии  ценность ребёнка повышена или понижена. При игнорирующем или отвергающем – ценность ребенка низкая, при эйфорическом она обычно неадекватна и заменена на другие ценности.

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Психологические особенности ранней и поздней беременности

Беременность и роды – это короткий промежуток времени в жизни женщины, который в значительной степени может повлиять на ее дальнейшую судьбу, в зависимости от их исхода. К сожалению, существенное влияние на исход беременности и родов оказывают социальные факторы.

В последнее время значительно возросло количество юных мам. Чаще всего причиной ранней беременности является напряженная обстановка в семье девушки, это может быть как конфликт «отцов и детей», так и фактор неблагополучной семьи. Следует обратить внимание и на такую причину ранней беременности, как половая распущенность. Также  можно выделить еще одну, психологическую причину: когда молодая девушка не может найти свое место и предназначение в жизни, она отвергнута или не любима, то вполне может пытаться реализоваться за счет малыша. Ранняя беременность – это проблема, прежде всего, социального характера, проблема общества целиком, а не только юных девушек и их семей.

Беременная школьница в современном мире уже перестала вызывать удивление, хотя и продолжает вызывать порицание бабушек у подъездов. Ранняя беременность и, как следствие, ранние роды чаще всего становятся трагедией в семье. Родители молодых мам и пап часто негативно относятся к будущему отцовству или материнству своего ребенка. Из-за этого в семьях возникают неприятные разговоры, ссоры, что, безусловно, сказывается на будущих молодых родителях.

Узнав о беременности, молодые девочки испытывают шок и пребывают в панике. Обычной реакцией является чувство вины, гнев и нежелание признать случившееся. Это приводит к опасным последствиям. Зачастую, беременным девочкам не с кем поделиться своими переживаниями, они замыкаются в себе, часто бывают подавлены, ощущают вину и страх. Это неудивительно, ведь происходит резкий переход из детства во взрослую жизнь, девочка сталкивается с первым серьезным решением в своей жизни. Причем принять важное решение нужно ей самой, молодые отцы, обычно, сразу перестают быть «крутыми парнями» и предпочитают уйти в сторону, и как итог, дети растут и воспитываются в неполной семье. Ведь подростки еще сами нуждаются в опеке, они часто не готовы жить отдельной семьей и не способны ее содержать. [19]

Беременность у девочек-подростков (15–17 лет) с психологической точки зрения деструктивно влияет на развитие эмоционально-волевой сферы, ценностно-смысловых ориентаций, формирования полового и материнского поведения. Это относится как к «неблагополучным», так и к «благополучным» беременностям юных.

Репродуктивная сфера состоит из двух блоков: полового поведения и материнского. Особенностью «биологического проекта» репродуктивной сферы является  не связанность обоих ее блоков в субъективной представленности. Поэтому и логика развития этих форм поведения в онтогенезе самостоятельна. Опредмечивание мотивационных основ отношения к ребенку обеспечивается реакцией на ключевые «младенческие» признаки, в результате чего младенец приобретает самостоятельную ценность. При разделенности в субъективной представленности материнской и половой сфер отношение к младенцу не подвергается влиянию со стороны полового поведения.

С возникновением сознания и общества положение меняется. Во-первых, образовавшиеся социально-культурные ценности полноправно участвуют в развитии материнского и полового поведения. Во-вторых, происходит объединение родительского и полового поведения в единый комплекс. Однако, их биологическая разделенность в субъективной сфере провоцирует различную степень дисгармонии получившегося образования. Связывание в сознании образа ребенка с причиной его появления переводит ценностное отношение к младенцу из безусловного в обусловленное, зависимое от особенностей полового поведения.

Наиболее проблемной является ранняя беременность, отягощенная как фактором не желанности, так и «незаконности». Именно в этом возрасте фактор «незаконности» может стать определяющим, так как он связан с незавершенной сепарацией от родителей и незрелостью эмоционально-волевой сферы и ценностно-смысловых ориентаций личности.

Можно выделить 2 аспекта проблемы ранней беременности, касающихся особенностей онтогенетического развития репродуктивной сферы: незавершенность расхождения мотивационных основ полового и родительского поведения, которое должно произойти в этом возрасте. К началу полового созревания формирование мотивационных основ материнского поведения в основном заканчивается. Это происходит в процессе взаимодействия с собственной матерью в пренатальном и раннем постанатальном периоде онтогенеза (1 этап), в рамках развития игровой деятельности (2 этап), в процессе «нянчания" (3 этап). 5 этапом являются беременность и роды. В половом поведении в пубертатном возрасте происходит активное завершение формирования мотивационных основ.  Можно предположить, что сдвиг 5 этапа развития материнского поведения на 4 может продуцировать осложнения в развитии и материнского и полового поведения. Это усугубляется индивидуальными особенностями развития обоих форм поведения на предыдущих возрастных этапах.

Особенности родительского поведения матери и отца определяют характер полоролевой идентификации юной женщины. По нашим данным это в первую очередь сказывается на отношении к половому партнеру, и лишь через это может повлиять (или не повлиять) на отношение к ребенку.

Таким образом, беременность в пубертатном периоде предопределяет грубое нарушение не только в развитии полового и материнского поведения, но и многих личностных образований. Это подтверждается случаями «благополучных» исходов ранней беременности: когда родители роженицы соглашаются взять ребенка, когда беременная состоит в браке. [15]

Во всех подобных случаях наблюдаются осложнения в протекании беременности, а часто и родов, в развитии эмоционального контакта с ребенком. У беременных 15–16 лет, состоящих в браке, отмечается тревожность, неуверенность в успешности выполнения материнской роли, ориентация на необходимость помощи старших, причем свои действия рассматриваются скорее как помощь более опытным родственницам в уходе за ребенком. На мужа возлагаются надежды по обеспечению защиты, поддержки, организации всех сторон жизнедеятельности. Это препятствует развитию материнской интуиции, уверенности в собственной компетентности относительно интерпретации поведения ребенка, рефлексии своих чувств. Последнее является одним из существенных факторов развития эмоционального компонента материнского поведения. Кроме того, выражен конфликт между актуальным процессом становления собственных ценностно-смысловых ориентаций, характерным для этого возраста, и необходимостью осознать завершенность прошедшего жизненного этапа, перехода в новое качество.

Информация о работе Психология беременной женщины