Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 18:38, курсовая работа
Беременность, на языке психологов, есть время "кризисов", это слово не совсем удачное, потому что ассоциируется с болезнью, но более предполагает какой-то сдвиг. Действительно, беременность является поворотным моментом в жизни женщины, неким, возможно единственным, ритуалом ее вступления в общество, в котором не предусмотрены другие столь же значимые ритуалы для женщин. Появление ребенка знаменует начало новой жизни для всех окружающих.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...3
1. МАТЕРИНСТВО И ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ЕГО ИССЛЕДОВАНИЯ..5
1.1. Исследование проблем материнства в отечественной и зарубежной..5
психологии
1.2. Психолого-педагогические исследования материнства ………………..6
2.ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ БЕРЕМЕННЫХ ЖЕНЩИН……………………………..9
2.1. Физиологические и психологические особенности беременности….9
2.2. Проблема самовосприятия беременности…………………………….12
2.3. Психологические особенности ранней и поздней беременности……21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...27
Интересно отметить, что подобные особенности онтогенетического развития материнского поведения и динамики эмоционального состояния во время беременности отмечены у будущих матерей, личность которых имеет черты инфантильности, незрелости эмоционально-волевой сферы, то есть психологически «еще не ставшими взрослыми» к моменту беременности. [15] Примерно с конца 70-х годов возникла тенденция к поздней беременности и родам. Это связано как с психологическими, так и с медицинскими проблемами женщин. Мода на позднюю беременность пришла к нам с Запада, и приобретает все большую актуальность в настоящее время.
Бесспорно, каждая женщина имеет право на выбор, в каком возрасте ей рожать и рожать ли вообще. По данным статистики, за последнее десятилетие частота поздних беременностей увеличилась в три раза. Но, решение родить ребенка в зрелом возрасте имеет свои преимущества и недостатки. В настоящее время поздней беременностью считается беременность, которая наступила у женщины в возрасте 35 лет и старше.
Психологические причины поздней беременности:
- желание получить достойное образование и сделать карьеру;
- желание создать стартовый капитал для успешного воспитания ребенка;
- желание обзавестись собственным жильем;
- невозможность рождения ребенка в молодом возрасте из-за постоянного безденежья;
- смерть первого, уже взрослого ребенка;
- новый брак;
- желание родить ребенка противоположного пола;
- рождение ребенка «для себя», когда взрослые дети уже живут отдельно.
Примерно до 30 лет женщина активно получает образование и продвигается вверх по служебной лестнице. В этот период жизни ребенок будет ее только отвлекать от успехов на работе и не даст заработать деньги для дальнейшего его воспитания и благополучия. Поэтому, такие женщины более серьезно относятся к будущим детям, ставя перед собой задачу обеспечить их материально. Кроме того, успешная карьера дает возможность приобрести собственное отдельное жилье.
Женщины, которые не торопятся с рождением ребенка, оказываются наиболее подготовленными к вынашиванию и воспитанию детей. Научно доказано, что зрелые женщины не подвержены психической амбивалентности в период беременности и редко сталкиваются с внутренними конфликтами. В сорок лет женщины относятся к беременности как к подарку и благословению, и не только потому, что не могли забеременеть в более молодом возрасте. Просто с жизненным опытом к ним пришло понимание своей силы и осознание своих желаний.
В сорок лет женщины более дисциплинированы и живут в гармонии с собой. Кроме того, их жизнь более упорядочена. В сорок лет женщины понимают, от чего им придется отказаться во имя ребенка и через что им придется пройти. Поздняя беременность обычно приходится на время глубоких размышлений о смысле жизни и своем месте в ней. Решение о ребенке принимают две зрелых личности с большим жизненным опытом. Некоторые пары усматривают в поздней беременности свой «последний шанс» и благодарят судьбу за этот драгоценный дар. Поздний ребенок приходит в мир, где его очень любит и ждет мама, которая точно знает, чего хочет. Поздний ребенок особенно дорог матери; женщина старше 30 лет менее подвержены стрессу в период беременности, чем очень молодые женщины, хотя у первых выше вероятность рождения ребенка с врожденными дефектами развития, и из-за ребенка им приходится радикально менять свою налаженную размеренную жизнь. Зрелые женщины, которые, как правило, поздно выходят замуж, более уверены в себе, независимы, что позитивно отражается на их состоянии и улучшает настроение в период беременности. Однако по мере приближения срока родов даже у них может возникнуть чувство подавленности (хотя и не такое сильное, как у молодых женщин). [17]
С психологической точки зрения, зрелая мама чувствует себя моложе, имея на руках новорожденного малыша. [20]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Материнство изучается в психологии в различных аспектах, психологических школах и направлениях. Разные аспекты материнского поведения затрагиваются в психологии личности, в детской психологии, педагогической психологии и так далее. Важность материнского поведения для развития ребенка, его сложная структура и путь развития, множественность культурных и индивидуальных вариантов, а также огромное количество современных исследований в этой области позволяют говорить о материнстве как самостоятельной реальности.
Первые месяцы беременности - это время революционных перемен не только в физиологии женщины, но и в ее психологии. Во внутреннем, сокровенном пространстве ее "Я", появилось пространство другого человека, с существованием которого надо не просто считаться, а возможно, перестроить всю жизнь, изменить все планы. В беременности можно выделить три стадии, отличающиеся разной эмоциональной окраской, которые соответствуют медицинскому делению на триместры. Почти все женщины переживают один или несколько эмоциональных сдвигов, которые можно ожидать заранее и которые готовят ее к материнству. Меняется буквально все в ее жизни – привычки, вкусы, эмоции, фигура.
Беременность делится на пять периодов, каждому из которых присущи определенные особенности самовосприятия, сопоставляя которые можно выявить общий индивидуальный стиль самовосприятия беременности. Выделяется шесть вариантов таких стилей: адекватный, тревожный, эйфорический, игнорирующий, амбивалентный, отвергающий.
Особенности самовосприятия беременности зависят от многих факторов, главными из которых являются возраст женщины, готовящейся стать матерью и наличие предыдущих беременностей с благоприятным или неблагоприятным исходом.
Беременность в психологии материнства рассматривается прежде всего как этап психологической подготовки к материнству. Самовосприятие беременности занимает важное место среди показателей психологической готовности к материнству, так как от него напрямую зависит первоначальная удовлетворенность женщины своей материнской ролью, а также возможность перехода будущей матери на новую стадию личностной и половозрастной идентификации, по окончанию срока беременности. И, конечно, от самовосприятия беременности зависит отношение матери к еще не родившемуся ребенку, возможность развития субъектной ориентации в отношении к нему.
Таким образом, период беременности представляет собой уникальную возможность личностного роста женщины. Этот период насыщен многообразными переживаниями, связанными с изменениями «физического Я» и восприятием своего сосуществования с другим существом, владения им. Состояние беременности позволяет раскрыться глубинным особенностям личности женщины, сказываясь на ее взаимодействии с ребенком, как в плане воображения, так и в поведении. Этот период — своеобразный критический момент в жизни женщины, прошедшей путь от разъединения со своей матерью — к единству с вынашиваемым ребенком; это переход к болезненному отторжению ребенка — и тем самым части себя — в родах и к новому одиночеству. По сложности, противоречивости, яркости внутренних преобразований личности период беременности и подготовки к рождению первого ребенка схож с периодом отрочества, когда работа над созданием себя становится подлинным творчеством.
Важнейшим итогом развития личности в этом периоде является появление у матери особого комплекса психологических новообразований, который определен как к готовность к материнству, то есть особое психологическое состояние матери, которое удовлетворяет важнейшие психологические потребности младенца в безопасности, поддерживании интереса к внешнему миру и любви.
Ожидание ребенка – самый счастливый момент в жизни женщины, во всяком случае так принято считать. Но очень часто жизнь вносит свои коррективы в безоблачно нарисованный мир и сталкивает нас с суровой действительностью. Не всегда беременность и материнство является радостным событием и воспринимается положительно. На сегодняшний день существует ряд социальных проблем, связанных с деторождением, одной из которых является ранняя беременность. Беременность и роды в подростковом возрасте нарушают процесс роста и развития. Кроме того, беременность создает для девочки-подростка особую ситуацию психологического дискомфорта, последствия которого либо формируют чувство вины, комплекс неполноценности, либо побуждают к еще большему освобождению от нормативного поведения, соответствующего возрасту. Переживания девочки-подростка, связанные с беременностью, усугубляются также отношениями с родителями.
Также в последние годы наблюдается тенденция к значительному увеличению возраста, при котором женщины стремятся иметь ребенка. Женщины, которые не торопятся с рождением ребенка, оказываются наиболее подготовленными к вынашиванию и воспитанию детей. Научно доказано, что зрелые женщины не подвержены психической амбивалентности в период беременности и редко сталкиваются с внутренними конфликтами.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Баженова О.В. Готовность к материнству: выделение факторов, условий психологического риска для будущего развития ребенка /О.В Баженова,
Л.Л Баз, О.А Копыл. – М.:Синапс, 1993. – № 4. – С. 35 – 42
2. Боровикова, Н.В. Адаптация к новому образу «Я» у беременных женщин / Н.В Боровикова // Вестник Балтийской академии. – 1998. – № 15. – С. 81 – 86
3. Брутман В.И. Формирование привязанности матери к ребенку в период беременности / В.И. Брутман, М.С. Радионова // Вопр. психол. – 1997. – № 6. –
С. 38 – 47
4. Волков В.Г., Индивидуально-психологические особенности беременных с угрозой выкидыша / В.Г Волков, Ю.С. Садкова. – М.: Киров, 1995. – С. 74 – 75
5. Ворошнина О.Р., Психологическая коррекция депривированного материнства / О.Р Ворошнина //1998. – С. 74-76
6. Захаров А.И., Ребенок до рождения / А.И. Захаров. – М.: Петербург, 1998. – 144 с.
7. Коваленко Н.Т. Психологические особенности и коррекция эмоционального состояния женщины в период беременности и родов. - Автореф. дисс. канд.психологических наук. СПб.,1998. – 163 с.
8. Мартынов С.М., Чтобы ребенок родился здоровым / С.М. Мартынов. –
М.: Москва, 1997. – 592 с.
9. Мещерякова С.Ю., Психологическая готовность к материнству/
С.Ю. Мещерякова // Вопросы психологии – 2000.–– № 5. – С. 18-27
10. Мид М., Культура и мир детства / М. Мид – М.: Наука, 1989. – 429 с.
11. Овчарова Р. В., Психологическое сопровождение родительства
/ Р. В. Овчарова. – М.: Москва – 2003. – 319 с.
12. Смирнова Е.О., Становление межличностных отношений в раннем онтогенезе./ Е.О. Смирнова // Вопросы психологии – 1994. – №6. – С. 5-15
13. Психология материнства и ранний онтогенез: учебное пособие; под редакцией Г.Г. Филипповой – М.: Жизнь и Мысль, 1999. – 192 с.
14.Филиппова, Г.Г. Отношение беременной к шевелению ребенка: прогностические возможности / Г.Г. Филиппова//. материалы науч. кон. по психотерапии, 1998. – С. 166-169
15. Филиппова Г.Г., Психологические особенности ранней беременности и их влияние на развитие репродуктивного поведения. Социальная дезадаптация: нарушения поведения у детей и подростков / Г.Г. Филиппова.– М.,1995. – 142 с.
16. Филиппова Г.Г., Материнство, сравнительно психологический подход /
Г.Г. Филиппова //Психологический журнал – 1998. – №5. – С. 51-88
17. Фоули Д, Энциклопедия женского здоровья / Д. Фоули, Э. Нечас. –
М.: Крон-Пресс, 1995. – 201 с.
18. Шмурак, Ю. И., Перинатальная общность / Ю. И. Шмурак // журнал "Человек" – 1993 – № 6. – С. 24-37
19. Галина Романенко, Ранняя беременность, журнал о женском здоровье,
http://www.womenhealthnet.ru/
20. Созинова Анна, Поздняя беременность, http://mama66.ru/pregn/280