Психология власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 11:43, курсовая работа

Краткое описание

Несмотря на это, исследований, посвященных психологии власти, явно недостаточно, притом, что знания о власти, ее законах и механизмах являются одними из ключевых; практики, приходящие в политику, находят мало научных сведений для организации своей деятельности.

Содержание

Психология власти 2
Аннотации статей 17
Социометрическое исследование 21

Вложенные файлы: 1 файл

№ 175 Контрольная_психология власти.doc

— 240.00 Кб (Скачать файл)

Исследуя психологический аспект власти, мы неизбежно сталкиваемся со следующим блоком вопросов:

Во-первых, какие  психические предрасположения приводят к тому, что одни люди стремятся к власти, в то время как другие избегают ее? Какие общественные и личностные условия формируют эти предрасположения?

Мы придерживаемся предложенного Б. Расселом подхода, согласно которому в каждом человеке изначально, от рождения заложено стремление к власти и славе, но это стремление реализуется своим особым способом.

Во-вторых, какова зависимость между методами осуществления  власти и борьбы за власть, с одной  стороны, и чертами психики людей, участвующих в этой борьбе, с другой? Являются ли определенные черты психики функциональными по отношению к существующим политическим условиям, и как это воздействует на отбор людей, осуществляющих власть?

Подобные неясности  в настоящее время разрешимы: в политической психологии разработана  классификация типов политических лидеров, стилей их поведения и принятия решений в зависимости от их психологических характеристик, психотипа и свойств личности, своеобразия и неповторимости индивидуальных черт.

Е. Вятр разделил людей на психотипы по потребности во власти.

Классификация психотипов в  зависимости от отношения к власти необходимо производить по двум основаниям:

1) По позиции: либо ищут, либо избегают власти

2) По участию в осуществлении власти.

Интерес представляет главным образом наличие стремления к власти или избегание ее, а также вытекающее из этого стремление участвовать в политической жизни или, наоборот, избегать участия в ней. Крайние ситуации – поиск и избегание власти, между ними можно выделить следующие явления различной степени интенсивности:

а) участие в политической жизни;

б) интерес к политической жизни и ее механизмам;

в) информированность о  политической жизни.

Между этими показателями отношения к власти существует определенная связь: информированные граждане, как  правило, больше интересуются политикой, чем не информированные, а интересующиеся политикой чаще активно участвуют в политической жизни, чем не интересующиеся.

Приведенные психологические  типы не исчерпывают всех возможных  комбинаций выделенных черт, но указывают  на возможность выделения пяти принципиально отличающихся друг от друга по отношению к политике типов личности.

Активисты – люди, позиция  которых по отношению к политике и власти является активно ищущей. Они убеждены в том, что власть является важной категорией, представляет собой благо и стремятся к получению ее. Интересуются политическими проблемами и информированы о них в той степени, в которой позволяет система и общий уровень подготовки самого человека. [4,с.88]

Компетентные наблюдатели  – интересуются политикой, понимают ее значение и хорошо информированы, но сами не стремятся принимать участие в политической жизни. Имеют свое мнение о проблемах политики и власти и могут оказывать политическое воздействие как лица, формирующие общественное мнение. Такой тип людей встречается в основном среди ученых, писателей, журналистов, телекомментаторов.

Компетентные  критики отличаются от активистов и  компетентных наблюдателей тем, что  их отношение к политике и власти является категорически отрицательным.

Пассивные граждане относятся отрицательно или нейтрально к осуществлению политики и власти, но бывают достаточно хорошо, полно и подробно информированы. Информированность происходит не за счет отношения к политике, а может являться следствием высокого уровня образования.

Аполитичные и  отчужденные – люди, которые резко  отрицательно относятся к политике и своему участию в ней, не интересуются политикой и мало о ней знают. По их мнению, политика – дело грязное  и для того, чтобы самим не запачкаться, не надо ею заниматься.

Т.о., мы выявили, что люди могут делиться по типу отношения к власти и это во многом определяется их психологическими особенностями, направленностью мотивации.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В процессе исследования мы выявили, что без власти не может обойтись ни отдельный человек, ни общество в целом.

Общественная  жизнь нормально функционирующего общества невозможна без устойчивой и предсказуемой системы отношений  между ее членами и социальными  группами.

Власть носит  естественный характер и должна определяться как производство намеченных результатов.

Ученые полагают, что в природе каждого человека заложено стремление к власти и к славе, и в соответствии с этой теорией люди делятся по типам отношений к власти:

1. Имеющих такие определяющие черты характера, как настойчивость в достижении цели, веру в собственные силы, целеустремленность, и открыто проявляющих свое стремление к власти;

2. Обладающих робостью, склонностью к подчинению другим, неуверенностью в себе, в своих силах и возможностях;

3. Ведущих себя ситуативно: в одних случаях стремящихся к власти, в других – к подчинению другим;

4. Имеющих мужество отказаться от подчинения другим, не желающих командовать, стремящихся уйти от политики и не участвующих в ней. Они ищут и находят приложение собственным силам в науке, искусстве, творчестве.

Понятие власти чрезвычайно широко и многогранно, отношение к ней простирается от преклонения до полного неприятия: от понимания власти как чего-то божественного, данного свыше, до проявления самых черных и низменных закутков души людей.

Еще в 1887 г. британский политик лорд Актон сказал: «Власть склонна к коррупции, а абсолютная власть коррумпируется абсолютно. Великие люди почти всегда – дурные люди ... Среди того, что ведет к деградации и деморализации человека, власть – самая постоянная и активная сила».

  Несмотря на полярность оценок власти и отношений к ней, она всегда остается центральной категорией во многих науках и необходимо проведение целого ряда теоретических и экспериментальных исследований, помогающих улучшить наше понимание того, что такое власть.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1. Авторханов  А. Технология власти. М., 1992.

2. Андреева Г.М.  Социальная психология. М., 1997.

3. Психология  и психоанализ власти: В 2 т.  Самара, 1999.

4. Философия  власти / Под ред. В.В. Ильина. М., 1993.

5.Халипов В.Ф. Введение в науку о власти. М., 1996.

6. Юрьев А.И. Психология власти. СПб., 1995.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Аннотации  статей по теме «Психология власти» за период с 2004 по 2009 годы

1. Е.О. Смирнова, В.А. Бутенко «Исследование межличностных отношений в разновозрастных группах дошкольников», журнал «Социальная психология», 2007 , № 1.

Аннотация:

Представлено  экспериментальное исследование отношений  детей в разновозрастных группах  детского сада по сравнению с одновозрастными. Результаты наблюдения и сравнительных экспериментов показали широкую вариативность отношений детей в разновозрастных группах: от поддержки и сопричастности до подавления и обесценивания младших детей старшими.

При этом в каждой разновозрастной группе доминирует какой-либо тип определенный тип отношений между детьми. В отличие от этого в одновозрастной группе более равномерно представлены разные типы межличностных отношений.

Показано, что  главным фактором, влияющим на детские  отношения, является стиль педагогического  общения воспитателя с детьми: старшие дети воспроизводят этот стиль по отношению к младшим. Рассматриваются различные варианты педагогического стиля и их влияние на характер отношений детей в разновозрастной группе.

 

2.Алтунина И.Р. Особенности развития мотива и мотивации власти в детском возрасте, журнал «Психологическая наука и образование», 2006 № 2

Аннотация:

Разнообразные события, происходящие в социальной жизни современного общества, ставят перед психологической наукой целый  ряд задач, и прежде всего всестороннее изучение различных мотивов социального поведения, среди которых мотив и мотивация власти стоят далеко не на последнем месте.

 Известно, что  сила данного мотива оказывает  непосредственное влияние не  только на качество личных  взаимоотношений людей, но и  на взаимодействие субъектов в более широком социальном контексте. Что же касается вопроса структуры и развития мотивации власти, то он до сих пор остается нерешенным как в отечественной, так и в зарубежной психологии. Именно поэтому целью представленного здесь исследования оказалось изучение особенностей развития и структуры мотива и мотивации власти, начиная с раннего возраста и заканчивая подростковым.

 Опираясь  на концепцию социальных мотивов  Х. Хекхаузена, И.Р. Алтунина разработала  и использовала специальные методики, направленные на изучение сформированности согласованности возрастных изменений и половых различий упомянутого выше вида мотивов и мотиваций социального поведения (всего 125 испытуемых).

Кроме этих методик  применялись стандартизированное  наблюдение, опрос и экспериментально организованная групповая и индивидуальная игры. Были сформулированы и проверены четырнадцать частных гипотез, вытекающие из предложенной автором концепции структуры и развития мотивов и мотивации социального поведения.

 

3. Сачкова М.Е. Западноевропейский подход к исследованию феноменов власти и статусных отношений в группах разного типа, журнал «Психологическая наука и образование», 2010, № 5.

Аннотация: 

В статье показано своеобразие западноевропейского  подхода к исследованию феноменов власти и статусных отношений в группах разного типа, в основе которого лежат взгляды Г. Тэджфела, Дж. Тернера, позднее Д. Абрамса и М. Хогга.

Это направление  опирается на теории социальной идентичности и социальной категоризации. В настоящее время оно занимает лидирующие позиции в западной социальной психологии и признано большинством исследователей, что, несомненно, делает его интересным как для ученых, так и преподавателей вузов. Отмечается, что в исследованиях западных психологов раскрываются взаимосвязи между статусом, личностными чертами и особенностями поведения. Особо выделяется прикладное значение интеллектуальной технологии.

Представленные  материалы активно используются автором при подготовке УМК по инновационной дисциплине «Интрагрупповое структурирование в малых группах: современные подходы и концепции», так как большой раздел данной дисциплины посвящен проблеме грамотного планирования и проведения комплексного исследования в малой группе.

 

4.Корытов В.В. Лидерство и руководство: основные тенденции становления и развития проблематики, журнал «Психологическая наука и образование», 2009, № 3.

Аннотация:

В статье анализируются  становление и развитие проблематики лидерства и руководства как  в отечественной, так и в зарубежной социальной психологии.

При этом основное внимание уделено не только психологически качественной оценке основных подходов к пониманию психологической  и социально-психологической природы  феноменов лидерства и руководства, но и характеристике узловых точек  в теоретическом понимании самой сущности отношений межличностной значимости.

Прослеживается  методологическая, практически универсальная, траектория разработки любой сущностно  значимой социально-психологической  проблематики: от абсолютизации одного из детерминирующих факторов до «синтетической» концептуальной схемы учета максимального числа значимых детерминирующих переменных интересующего явления.

 

5.Расходчикова М. Н., Статусная позиция старшеклассников и студентов на разных этапах их вхождения в ученическую группу, журнал «Психологическая наука и образование»,  №5, 2008

Аннотация:

В статье рассматривается  актуальная для социальной и возрастной психологии проблема, связанная со спецификой взаимосвязи интрагруппового  статуса и стадии вхождения развивающейся  личности в референтную для нее ученическую группу.

 Экспериментальное  исследование осуществлено применительно  к такому контингенту, как старшеклассники  и студенты.

Результаты  работы показали, что даже субъективное представление юношей и девушек, на какой стадии вхождения в класс или учебную студенческую группу они находятся, значимо коррелирует с тем, какой интегральный интрагрупповой статус они имеют в рамках референтного для них сообщества.

Находящиеся на стадии адаптации к реально функционирующей  ученической группе старшеклассники практически никогда не занимают высокостатусной позиции, а студенты, как правило, оказываются среднестатусными; активно индивидуализирующиеся старшеклассники преимущественно занимают высокостатусную позицию в группе, и лишь иногда среднестатусную, а находящиеся на стадии индивидуализации студенты имеют либо низкий, либо высокий статус; интегрированные в группе учащиеся, вне зависимости от того, старшеклассниками или студентами они являются, могут занимать любую – высокостатусную, среднестатусную или низкостатусную – позицию.

Информация о работе Психология власти