Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2012 в 08:39, контрольная работа
Игра - наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.
2.Анализ взаимодействия воспитателя как играющего партнера с ребенком в сюжетно-ролевой игре с позиции развития его самостоятельности.
Для развития сюжетосложения с детьми старшего дошкольного возраста была проведена игра-придумывание. Воспитатель предложил вспомнить известную сказку. Например: «Саша, Вика, вы какую сказку больше всего любите? Про Серого Волка? Что-то я ее немножко забыла. Давайте вместе ее вспомним: немножко расскажет Саша, потом Вика, потом - я, а затем Саша». Пересказ проходил в свободной обстановке, без оценок качества детской речи и требований полноты рассказа. Для педагога было важным, чтобы ребенок передал общий смысл очередного события. После его изложения "ход" переходил к другому ребенку. Если дети забывали часть сказки, воспитатель включался вне очереди: "Я вспомнила, дальше было так…"
Затем воспитатель предложил этим детям: «Давайте играть по-новому! Будем вместе придумывать одну общую сказку про Ивана Царевича и Серого Волка, но немного не такую».
По мере овладения умением совместно комбинировать разнообразные события, воспитатель стимулировал детей к соединению сюжетосложения с ролевым взаимодействием (например, Баба-Яга звонит продавцу чтобы узнать, можно ли купить в магазине метлу, так как ее сломалась. В процессе этих заданий дети были сориентированы на слушание друг друга, продолжение рассказа партнера. В совместной игре с детьми воспитатель постепенно переводил их ко все более сложным преобразованиям знакомого сюжета, а затем и к совместному придумыванию нового.
В результате дошкольники смогли реализовать свои творческие возможности и действовать согласованно. Дети научились выстраивать новые последовательности событий и при этом ориентироваться на партнеров-сверстников: обозначать для них (пояснять), какое событие он хотел бы развернуть в следующий момент игры, прислушиваться к мнению партнеров (ведь они могут предложить другие события); умение комбинировать предложенные самим ребенком и другими участниками события в общем сюжете игры.
Эмоциональное поведение воспитателя, его увлеченность, способность к импровизации, гибкому реагированию на любые предложения детей во многом повлияли на радость сотворчества, партнерских отношений, сотрудничества.
В поведении детей были замечена большая уверенность в себе в процессе участия в совместной деятельности, стремление во время игры действовать самостоятельно, желание изменить привычный сюжет, действовать согласованно с другими детьми и взрослым.
Проявление воспитателя, выражающееся отсутствием жестких оценок, резких обращений, желанием совместно действовать позволили детям увидеть взрослого как интересующего субъекта. Это выражалось в частых обращениях к воспитателю по поводу организации совместной деятельности, решения конфликтных ситуаций и т.д. Предоставление свободы в организации игровой деятельности способствовало налаживанию дружеских отношений между детьми. В таких условиях дети меньше конфликтовали друг с другом, более того, пытались участвовать в решении общих проблем. Их объединяла и общая идея создать интересную игру, и эмоциональный подъем, связанный с ощущением причастности к тому, чего невозможно достичь в индивидуальной деятельности. Воспитатель не навязывал детям свое мнение о развитии сюжета и поведении героев, но принимал участие в обсуждении и планировании дальнейшего хода игры.
В результате проведенной игры было установлено, что более половины детей действовали самостоятельно в проигрываемой игре, придумывали новые сюжеты, фантазировали, комбинируя свои знания из окружающего мира со своими фантазиями. Они проявляли инициативу во всем: самостоятельно выбрали тему продуктивной игровой деятельности, продумали содержание работы, домысливали предложенный вариант сюжета, с легкостью реализовали свои замыслы, придумывая что-то необычное, оригинальное. Они могут увлечь своими идеями остальных детей группы. Остальные же дети эпизодически могут выбирать тему продуктивной, игровой деятельности, но чаще принимают тему детей - лидеров, взрослого; в своей самостоятельной деятельности они могут заимствовать сюжеты известных сказок, фильмов, мультфильмов; не всегда реализуют свой замысел.
Совместная игра воспитателя с детьми и развертывание в ней партнерских отношений постепенно меняло позицию детей. В ходе игры воспитатель поддерживал беседу детей о героях мультфильмов, находился в курсе детских интересов, включался в обсуждение детского замысла, подчеркивал его достоинства, считался с мнением других детей, оказывал помощь ребенку в случае его затруднений, стремился показать свою доброжелательность, заинтересованность в каждом, без исключения ребенке, особое значение это имело для малоактивных, часто конфликтующих, замкнутых детей, которые не могли удовлетворить потребность в «принятии» их детьми и взрослыми.
Все вышеперечисленное стимулировало детей к самостоятельному придумыванию настоящей истории, к использованию тех знаний, которые они получают на занятиях, экскурсиях, из книг и кинофильмов.
Обсуждая с детьми начальный эпизод истории (выбор героя, ситуацию, в которой он оказался, цель и т.д.), в дальнейшем воспитатель уменьшает свой вклад в игру.
622002
Свердловская область
г. Нижний Тагил
ул. Космонавтов 33/58, кв. 161
Список используемой литературы
1.. Аксарина Н.М. Воспитание детей. – М., 2009.
2. Блонский П.П. Игры в дошкольном возрасте. – М., 2009.
3. Воспитание детей в игре /Под ред.Д.В.Мендэжерицкой.-М.:
4. Година Г. Н. Самостоятельность дошкольников и её внимание на развитие детских взаимоотношений / Под ред.В.Г Нечаевой, М.: Педагогика, 2012.
5. Дошкольная педагогика. /Под редакцией В.И.Логиновой П.Г.Саморуковой. М., Просвещение.2008.
6. Теплюк С. Истоки самостоятельности (дошкольника)//Дошкольное воспитание. 2011.0№ 7.-с.67-71.