Психология как наука,задачи современной психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 19:58, контрольная работа

Краткое описание

Наша умственная деятельность и наши знания так же относительны, как и все в мире. Сущность вещей, души и тела человек познать не может. Знание имеет дело только с общим, все индивидуальное ему недоступно, тем не менее вопросы изучаемые научной психологией являются очень интересными и находят свое применение. Психологии придается громадное значение потому, что в ней лежит "ключ ко всей области знания". Психология таким образом является основой философии, долженствующей примирить противоположные ее направления.
Тема данной контрольной работы «Психо

Вложенные файлы: 1 файл

План2.docx

— 33.12 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение…………………………………………………………………………………………….. 3

1 Психология как  наука………………………………………………………………………. 6

2 Задачи психологии как науки………………………………………………………….. 10

3 Задачи современной психологии……………………………………………………. 12

4 Практическая часть………………………………………………………………………….12

 Заключение………………………………………………………………………………………..15

 Список литературы…………………………………………………………………………….17 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

Наша умственная деятельность и наши знания так же относительны, как и все в мире. Сущность вещей, души и тела человек  познать не может. Знание имеет дело только с общим, все индивидуальное ему недоступно, тем не менее вопросы изучаемые научной психологией являются очень интересными и находят свое применение. Психологии придается громадное значение потому, что в ней лежит "ключ ко всей области знания". Психология таким образом является основой философии, долженствующей примирить противоположные ее направления.

Тема данной контрольной  работы «Психология как наука, задачи современной психологии». На мой взгляд эта тема является актуальной. Так как, в системе наук психологии должно быть отведено совершенно особое место, и вот по каким причинам.

Во-первых, это наука  о самом сложном, что пока известно человечеству. Ведь психика – это "свойство высокоорганизованной материи". Если же иметь в виду психику человека, то к словам "высокоорганизованная материя" нужно прибавить слово "самая": ведь мозг человека – это самая высокоорганизованная материя, известная нам.

Во-вторых, психология находится в особом положении  потому, что в ней как бы сливаются  объект и субъект познания.

Чтобы пояснить это, воспользуюсь одним сравнением. Вот  рождается на свет человек. Сначала, пребывая в младенческом возрасте, он не осознает и не помнит себя. Однако развитие его идет быстрыми темпами. Формируются его физические и  психические способности; он учится ходить, видеть, понимать, говорить. С  помощью этих способностей он познает  мир; начинает действовать в нем; расширяется круг его общения. И  вот постепенно, из глубины детства, приходит к нему и постепенно нарастает  совершенно особое ощущение – ощущение собственного "Я". Где-то в подростковом возрасте оно начинает приобретать  осознанные формы. Появляются вопросы: "Кто я? Какой я?", а позже  и "Зачем я?". Те психические  способности и функции, которые  до сих пор служили ребенку  средством для освоения внешнего мира – физического и социального, обращаются на познание самого себя; они сами становятся предметом осмысления и осознания. Благодаря своим психическим способностям люди создали материальную и духовную культуру; появились письменность, искусства, науки. И вот наступил момент, когда человек задал себе вопросы: что это за силы, которые дают ему возможность творить, исследовать и подчинять себе мир, какова природа его разума, каким законам подчиняется его внутренняя, душевная, жизнь?

Этот момент и  был рождением самосознания человечества, т. е. рождением психологического знания. Событие, которое когда-то произошло, можно коротко выразить так: если раньше мысль человека направлялась на внешний мир, то теперь она обратилась на саму себя. Человек отважился  на то, чтобы с помощью мышления начать исследовать само мышление. Тема этой контрольной работы интересна  еще и тем, что задачи психологии несоизмеримо сложнее задач любой  другой науки, ибо только в ней  мысль совершает поворот на себя. Только в ней научное сознание человека становится его научным  самосознанием. Наконец, в-третьих, особенность  психологии заключается в ее уникальных практических следствиях.  

Практические результаты от развития психологии должны стать  не только несоизмеримо значительнее результатов любой другой науки, но и качественно другими. Ведь познать  нечто – значит овладеть этим "нечто", научиться им управлять.

Научиться управлять  своими психическими процессами, функциями, способностями – задача, конечно, более грандиозная, чем, например, освоение космоса. При этом надо особенно подчеркнуть, что, познавая себя, человек будет себя изменять.

Психология уже  сейчас накопила много фактов, показывающих, как новое знание человека о себе делает его другим: меняет его отношения, цели, его состояния и переживания. Если же снова перейти к масштабу всего человечества, то можно сказать, что психология – это наука, не только познающая, но и конструирующая, созидающая человека. И хотя это  мнение не является сейчас общепринятым, в последнее время все громче звучат голоса, призывающие осмыслить эту особенность психологии, которая делает ее наукой особого типа.

Также надо сказать, что психология – очень молодая  наука. Это более или менее  понятно: можно сказать, что, как  и у вышеупомянутого подростка, должен был пройти период становления  духовных сил человечества, чтобы  они стали предметом научной  рефлексии.

Официальное оформление научная психология получила немногим более 100 лет назад, а именно, в 1879 г.: в этом году немецкий психолог В. Вундт открыл в г. Лейпциге первую лабораторию экспериментальной  психологии. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1 Психология как наука

Психология, как наука  изучает факты, закономерности и  механизмы психики. Сам термин «Психическое»  происходит от греческого слова «псюхе», что значит «душа». 

Предметом психологии являются факты психической жизни, механизмы и закономерности психики  человека и формирование психологических  особенностей его личности как сознательного  субъекта деятельности и активного  деятеля социально-исторического  развития общества.

Поведение человека с нормальной психикой всегда обусловлено  воздействия объективного мира. Отражая  внешний мир, человек не только познают  законы развития природы и общества, но и оказывает на них определенное воздействие, чтобы приспособить окружающий мир к наилучшему удовлетворению своих материальных и духовных потребностей. В реальной деятельности человека его  психические проявления (процессы и  свойства) не возникают спонтанно  и изолировано друг от друга. Они  тесно взаимосвязаны между собой  в едином акте социально обусловленной  сознательной деятельностью личности. В процессе развития и формирования человека как члена общества, как  личности многообразные психические  проявления, взаимодействующие между  собой, постепенно превращаются в устойчивые психические образования, которые  человек направляет на разрешение встающих перед ним жизненно важных задач. Следовательно, все психические  проявления человека обусловлены его  жизнью и деятельностью как общественного  существа, как личности. Современная  психология рассматривает психику  как свойство особой формы организованной материи, как субъективный образ  объективного мира, как идеальное  отражение реальной действительности в мозгу. Физиологические процессы, проходящие в мозгу человека, являются основой психической деятельности, но они не могут быть отождествлены  с нею. Психика всегда имеет определенное содержание, т.е. то, что она отражает в окружающем человека мире. Поэтому  психику человека следует рассматривать  не только с точки зрения их содержания.

Современная психология представляет собой ряд научных  дисциплин, находящихся на разных степенях формирования, связанных с различными областями практики. Как же классифицировать эти многочисленные отрасли психологии? Одна из возможностей классификации  содержится в сформулированном выше принципе развития психики в деятельности. Исходя, из этого в качестве основания классификации отраслей психологии может быть избрана психологическая сторона:

конкретной деятельности;

развития;

отношения человека (как субъекта развития и деятельности) к обществу (в котором осуществляется его деятельность и развитие). Если принимать первое основание классификации, то можно выделить ряд отраслей психологии, изучающих психологические проблемы конкретных видов человеческой деятельности.

Психология труда  изучает психологические особенности  трудовой деятельности человека, психологические  аспекты научной организации  труда. В задачу психологии труда  входит исследование профессиональных особенностей человека, закономерностей  развития трудовых навыков, выяснение  влияние на трудящегося производственной обстановки, конструкции и расположения приборов и станков, средств сигнализации и т.п.

Педагогическая психология имеет своим предметом изучения психологических закономерностей  обучения и воспитания человека. Она  исследует формирование у учащихся мышления, изучает проблемы управления процессом усвоения приемов и  навыков интеллектуальной деятельности, выясняет психологические факторы, влияющие на успешность процесса обучения, взаимоотношения между педагогом  и учеником и отношения в ученическом  коллективе, индивидуально-психологические  различия учащихся, психологические  особенности учебно-воспитательной работы с детьми, обнаруживающими  отклонения в психическом развитии, психологическую специфику работы со взрослыми в процессе их обучения и т.д.

К разделам или узким  областям педагогической психологии относятся: психология обучения, психология воспитания, психология учителя, психология учебно-воспитательной работы с аномальными детьми.

Медицинская психология – изучает психологические аспекты  деятельности врача и поведение  больного. Она подразделяется на нейропсихологию, изучающую соотношение психических  явлений с физиологическими мозговыми  структурами; психофармакологию, изучающую  влияние лекарственных веществ  на психическую деятельность человека; психотерапию, изучающую и использующую средства психического воздействия  для лечения больного; психопрофилактику и психогигиену, разрабатывающих систему мероприятий для обеспечения психического здоровья людей.

Юридическая психология – рассматривает психологические  вопросы, связанные с реализацией  системы права. Она подразделяется на судебную психологию, исследующую  психические особенности поведения  участников уголовного процесса (психология свидетельских показаний, особенности  поведения обвиняемого, психологические  требования к допросу и т.п.); криминальную психологию, занимающуюся психологическими проблемами поведения и формирование личности преступника, мотивами преступления и т.д.; пенитенциарную или исправительно-трудовую психологию, изучающую психологию заключенного в исправительно-трудовой колонии, психологические проблемы воспитания методами убеждения и принуждения  и т.п.

Военная психология исследует поведение человека в  условиях боевых действий психологические  стороны взаимоотношений начальников  и подчиненных, ...

методы психологической  пропаганды, контрпропаганды, психологические  проблемы управления боевой техникой и т.д.

Психология спорта рассматривает психологические  особенности личности и деятельности спортсменов, условия и средства их психологической подготовки, психологические  параметры тренированности и  мобилизационной готовности спортсмена, психологические факторы, связанные  с организацией и проведением  соревнований.

Психология торговли – выясняет психологические условия  воздействия рекламы, индивидуальные, возрастные и другие особенности  спроса, психологические факторы  обслуживания клиентов, исследует вопросы  психологии моды и т.п. В последнее  время началась разработка проблем  психологии, научного творчества (особенности  творческой личности, факторы стимулирующие творческую активность, роль интуиции в осуществлении научного открытия и т.д.)

Своеобразный раздел психологии научного творчества составляет эвристика, к задачам которой  относится не только исследование закономерностей  творческой (эвристической) деятельности, но и разработка методов управления эвристическими процессами.

Наконец, следует  назвать психологию художественного  творчества (в области литературы и искусства) и эстетического  воспитания – область, значение которой  не вызывает сомнения, но пока еще слабо  изученную.

Если за основу классификации  ветвей психологии принять психологические  аспекты развития, то перед нами выступит ряд ее отраслей, в которых  реализуются принципы развития.

Возрастная психология, изучающая онтогенез различных  психических процессов и психологических  качеств личности развивающегося человека, разветвляется на детскую психологию, психологию подростка, психологию юности, психологию взрослого человека, геронтопсихологию.

Возрастная психология исследует возрастные особенности  психических процессов, возрастные возможности усвоения знаний, факторы  развития личности и т.д. Одна из центральных  проблем возрастной психологии –  проблема обучения и умственного  развития и их взаимозависимость  широко обсуждается психологами, которые  заняты отыскиванием надежных критериев  умственного развития и определением условий, при которых достигается  эффективное умственное развитие в  процессе обучения.

Информация о работе Психология как наука,задачи современной психологии