Психология как наука,задачи современной психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 19:58, контрольная работа

Краткое описание

Наша умственная деятельность и наши знания так же относительны, как и все в мире. Сущность вещей, души и тела человек познать не может. Знание имеет дело только с общим, все индивидуальное ему недоступно, тем не менее вопросы изучаемые научной психологией являются очень интересными и находят свое применение. Психологии придается громадное значение потому, что в ней лежит "ключ ко всей области знания". Психология таким образом является основой философии, долженствующей примирить противоположные ее направления.
Тема данной контрольной работы «Психо

Вложенные файлы: 1 файл

План2.docx

— 33.12 Кб (Скачать файл)

Психология аномального  развития или специальная психология, разветвляется на патопсихологию, исследующую  отклонения в процессе развития психики, распад психики при различных  формах мозговой патологии: олигофренопсихологию - науку о патологии психического развития, связанную с врожденными дефектами мозга; сурдопсихологию – психологию формирования ребенка при серьезных дефектах слуха, вплоть до полной глухоты; тифлопсихологию – психологию развития слабовидящих и незрячих.

Сравнительная психология – отрасль психологии, исследующая  филогенетические формы психической  жизни. В области сравнительной  психологии осуществляется сопоставление  психики животных и человека, устанавливается  характер и причины существующих сходств и различий в их поведении. Разделом сравнительной психологии является зоопсихология, которая изучает  психику животных, принадлежащих  к различным систематическим  группам (видам, родам, семействам) важнейшие  формы и механизмы поведения.

Врожденные механизмы  поведения животных составляют объект специального изучения в сравнительно новой отрасли биологии – этологии.

Социальная психология – изучает психические явления, которые возникают в процессе взаимодействия людей в различных  организованных и неорганизованных общественных группах. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2 Задачи психологии как науки

Уяснение природы  психического определяет теоретические  задачи психологии, специфику психологического познания. Анализ любого психического явления показывает, что осознание - а значит, всякое, даже наивное познание - психических явлений всегда предполагает раскрытие тех предметных связей, посредством которых психические  переживания впервые выделяются из мистической туманности чистой непосредственности, лишенной всякой определенности и членораздельности, и определяются как объективные  психологические факты. Поскольку  предметные отношения могут быть неправильно или неполно, неадекватно  раскрыты в непосредственных данных сознания, эти последние могут  давать неадекватное познание психических  явлений. Не все то, что человек  переживает, он адекватно осознает, потому что не все отношения, выражающиеся в переживании и определяющие его, сами адекватно даны в сознании как отношения. Именно поэтому встает задача - отличного от простого переживания - познания психического посредством  раскрытия тех объективных связей, которыми оно объективно определяется. Это и есть задача психологии. Психологическое  познание - это опосредованное познание психического через раскрытие его  существенных, объективных связей и  опосредований.

Изучая закономерности психических явлений, психологи  вскрывают сущность процесса отражения  объективного мира в мозгу человека, выясняют, как регулируются действия человека, как развивается психическая  деятельность и формируются психические свойства личности. Поскольку психика, сознание человека есть отражение объективной действительности, ...

изучение психологических  закономерностей означает прежде всего установление зависимости психических явлений от объективных условий жизни и деятельности человека. Но поскольку любая деятельность людей всегда закономерно обусловлена не только объективными условиями жизни и деятельности человека, но и иногда субъективными (отношения, установки человека, его личный опыт, выражающийся в знаниях, навыках и умениях, необходимых для этой деятельности), то перед психологией стоит задача выявления особенностей осуществления деятельности и ее результативности в зависимости от соотношения объективных условий и субъективных моментов.

Так, устанавливая закономерности познавательных процессов (ощущений, восприятий, мышления, воображения, памяти), психология способствует научному построению процесса обучения, создавая возможность правильного  определения содержания учебного материала, необходимого для усвоения тех или иных знаний, навыков и умений. Выявляя закономерности формирования личности, психология оказывает содействие педагогике в правильном построении воспитательного процесса.

Широкий спектр задач, решением которых заняты психологи, обусловливает, с одной стороны, необходимость взаимосвязей психологии с другими науками, участвующими в решении комплексных проблем, а с другой – выделение внутри самой психологической науки  специальных отраслей, занятых решением психологических задач в той  или иной сфере общества.

Психология призвана решать задачи, соответствующие ее главным целям.

Задачами теоретической  психологии является описание организации  во времени и пространстве отношений  между элементами психических сущностей (систем) человека, а также между  этими сущностями и средой в норме  и при патологии.

Задачами прикладной психологии является разработка научно обоснованных мероприятий по структурно-функциональной оптимизации поведения человека в целом и составляющих его  систем в норме и при патологии.

Так, можно сказать, что задачи психологии в основном сводятся к следующим:

научиться понимать сущность психических явлений и  их закономерности;

научиться управлять  ими;

использовать полученные знания с целью повышения эффективности  тех отраслей практики, на пересечении  с которыми лежат уже оформившиеся науки и отрасли;

быть теоретической  основой практики психологической  службы.  
 
 
 
 
 

3 Задачи современной психологии

 В настоящее  время наблюдается бурное развитие  психологической науки, обусловленное  многообразием теоретических и  практических задач, встающих  перед нею. Основной задачей  психологии является учение законов  психической деятельности в ее  развитии. В течение последних  десятилетий значительно расширился  фронт психологических исследований, появились новые научные направления  и дисциплины. Изменился понятийный  аппарат психологической науки,  непрерывно появляются новые  гипотезы и концепции, психология  обогащается новыми эмпирическими  данными. Б.Ф. Ломов в книге  «Методологические и теоретические  проблемы психологии», характеризуя  современное состояние науки,  отмечает, что в настоящее время  «резко возрастает потребность  в дальнейшей (и более глубокой) разработке методологических проблем  психологической науки и ее  общей теории».

Область явлений, изучаемых  психологией, огромна. Она охватывает процессы, состояния и свойства человека, имеющие разную степень сложности  — от элементарного различения отдельных  признаков объекта, воздействующего  на органы чувств, до борьбы мотивов  личности. Одни из этих явлений уже  достаточно хорошо изучены, а описание других сводится лишь к простой фиксации наблюдений. Многие считают, и это следует особо отметить, что обобщенное и абстрактное описание изучаемых явлений и их связей – это уже и есть теория. Однако этим теоретическая работа не исчерпывается, она включает также сопоставление и интеграцию накапливаемых знаний, их систематизацию и многое другое. Ее конечная цель состоит в том, чтобы раскрыть сущность изучаемых явлений. В этой связи и возникают методологические проблемы. Если теоретическое исследование опирается на нечеткую методологическую (философскую) позицию, то возникает опасность подмены теоретического знания эмпирическим.

В познании сущности психических явлений важнейшая  роль принадлежит категориям диалектического  материализма. Б.Ф.Ломов в уже  упомянутой книге выделил базовые  категории психологической науки, показал их системную взаимосвязь, всеобщность каждой из них и, в  то же время, несводимость их друг к  другу. Им были выделены следующие базовые  категории психологии: категория  отражения, категория деятельности, категория личности, категория общения, — а также понятия, которые  по уровню всеобщности можно приравнять к категориям, — это понятия  «социальное» и «биологическое». Выявление  объективных связей социальных и  природных свойств человека, соотношения биологических и социальных детерминант в его развитии представляет одну из труднейших задач науки.

Как известно, прежние  десятилетия психология была преимущественно  теоретической (мировоззренческой) дисциплиной. В настоящее время ее роль в  общественной жизни существенно  изменилась. Она все более становится областью особой профессиональной практической деятельности в системе образования, ...

в промышленности, государственном  управлении, медицине, культуре, спорте и т.д. Включение психологической  науки в решение практических задач существенно изменяет и  условия развития ее теории. Задачи, решение которых требует психологической  компетентности, возникают в той  или иной форме во всех сферах жизни  общества, определяясь возрастающей ролью так называемого человеческого фактора. Под «человеческим фактором» понимается широкий круг социально-психологических, психологических и психофизиологических свойств, которыми обладают люди и которые так или иначе проявляются в их конкретной деятельности.

Исследование практически  всей системы психических явлений  — от элементарных ощущений и до психических свойств личности, —  направленное на раскрытие объективных  законов, которым они подчиняются, имеет первостепенное значение для  создания научной базы, решения общественной задачи, совершенствования организации  обучения и воспитания.

Осознание обществом  роли прикладных задач, решаемых психологической  наукой, привело к идее создания разветвленной психологической  службы в органах народного образования. В настоящее время такая служба находится на стадии ее оформления и развития и призвана стать связующим  звеном между наукой и практическим применением ее результатов. 
 
 
 
 
 

4 Практическая часть

1 Очень часто мы сталкиваемся с жизненными и профессиональными ситуациями, в которых возникает необходимость в психологических знаниях:

Например: это –  воспитание детей, в разрешение семейных конфликтов, при поддержке человека в трудной ситуации, в общении с сотрудниками.

2 Психологические  знания нужны для лучшего понимания  самих себя и других людей,  для установления с ними нормальных  человеческих взаимопониманий. Психологические  знания в настоящее время применяются  везде, где необходимо учитывать  психологию людей и человеческие  взаимоотношения. Суть рассматриваемого вопроса заключается в следующем: и экономисту, и бухгалтеру, как и любому специалисту, нужна практическая психология для того, чтобы:

  • знать свои сильные и слабые стороны и осознанно использовать как в профессиональной деятельности, так и в общении, жизненных ситуациях;
  • уметь вскрывать свои психологические резервы;
  • сохранять и поддерживать свой особо ценный ресурс- психическое и физическое здоровье.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

В данной контрольной  работе была рассмотрена тема: «Психология как наука, задачи современной психологии». Надо отметить что, при характеристике любой науки необходимо разъяснить ее теоретические основания, предмет изучения, показать исследовательские возможности, ...

практические приложения полученных результатов. Началом знакомства с психологическим знанием был  анализ самого термина "психология". Этот термин, образованный от греческих  слов psyche – душа, психика и logos – знание, осмысление, изучение имеет несколько значений.  Это говорит о том, что в первом, дословном своем значении психология – это знание о психике, наука, изучающая ее. Психика есть свойство высокоорганизованной живой материи, субъективное отражение объективной мира, необходимое человеку (или животному) для активной деятельности в нем и управления своим поведением.

Во втором, наиболее распространенном значении, слово "психология" относят и к самой психической, "душевной" жизни, выделяя тем  самым особую реальность. Если свойства психики, сознания, психические процессы обычно характеризуют человека вообще, то особенности психологии – конкретного  индивида. Психология проявляется как  совокупность типичных для человека (или групп людей) способов поведения, общения, познания окружающего мира, убеждений и предпочтений, черт характера.

Было определено, что общей задачей психологии является изучением как психики  субъекта, так и его психологии. Также были выделены такие задачи психологии которые в основном сводятся к следующим: научиться понимать сущность психических явлений и их закономерности; научиться управлять ими; использовать полученные знания с целью повышения эффективности тех отраслей практики, на пересечении с которыми лежат уже оформившиеся науки и отрасли; быть теоретической основой практики психологической службы.

Психологию нужно  изучать и заниматься ею ради определенной цели, т.е. с точки зрения ее практического  применения. Решение задач психологии находит свое практическое применение во многих областях науки психологи. Различив психологию как особую реальность и как знание о ней, заметим, что  и понятие "психолог" – обладатель этого знания – тоже неоднозначно. Конечно, прежде всего, психолог – это  представитель науки, профессиональный исследователь закономерностей  психики и сознания, особенностей психологии и поведения людей. Но далеко не всякое психологическое знание обязательно является научным. Так, в обыденной жизни психолог –  это человек, "понимающий душу", разбирающийся в людях, их поступках, переживаниях. В этом смысле психологом фактически может являться каждый человек, независимо от профессии, хотя чаще так  называют подлинных знатоков человеческих отношений – видных мыслителей, писателей, педагогов. 
 

Информация о работе Психология как наука,задачи современной психологии