Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2012 в 16:32, реферат
Существует много различных точек зрения на то, что изучает психология. Часто говорят, что психология - это наука о душе, из которой исключено исследование души. Психология должна отвечать на вопрос о том, почему человек ведёт себя так или иначею
Введение
Психология (греч. - душа и логос - слово, знание, дословно - душесловие, знание о человеческой душе) - наука о закономерностях развития и функционирования психики. (Наука, изучающая процессы и закономерности психической деятельности.)
Психология - объективная наука о субъективном мире человека и животных В.П. Зинченко.
Существует много различных точек зрения на то, что изучает психология. Часто говорят, что психология - это наука о душе, из которой исключено исследование души. Психология должна отвечать на вопрос о том, почему человек ведёт себя так или иначе (поведение животных исследует этология).
Для
описания того теоретического конструкта,
которым можно объяснить
Существует много разных классификаций наук, в большинстве из них психология занимает промежуточную позицию между несколькими категориями. Связано это с широким спектром вопросов, которыми занимается психология и методов, которые при этом используются. С одной стороны, психология - естественная наука, активно использующая экспериментальные техники в доказательстве и опровержении гипотез. Многие общепринятые методы статистических расчётов первоначально были разработаны психологами (см. работы Ч. Спирмена, Л. Терстоуна). С другой стороны, в трудах представителей гуманистической психологии практически нет места измерениям, расчётам и экспериментам, работы этой школы можно смело отнести к гуманитарному знанию. В некоторых классификациях, помимо гуманитарных и естественных наук, выделяются также общественные (социология, политология) - заметную часть современной психологии можно отнести к этой группе. Советский психолог Б.Г. Ананьев указывал на место психологии как ядра системы наук о человеке.
Ранние античные авторы нередко уделяли в своём творчестве внимание проблемам природы человека, его души и разума. До настоящего времени из всего спектра взглядов древних авторов дошла лишь классификация темпераментов Гиппократа, хотя многие идеи Платона оказали влияние на развитие философских основ представлений о психике, в частности, представление о человеке, как существе, раздираемом внутренним конфликтом мотивов, нашло своё отражение в психоаналитических представлениях о структуре личности. Как и у большинства других наук, "дедушкой" психологии справедливо можно назвать Аристотеля, в своём трактате "О душе" давшего развёрнутый анализ предмета психологического исследования.
Средневековые работы о психологии в Европе были в целом сконцентрированы на вопросах веры и разума, в заметной степени христианскими философами, начиная с Фомы Аквинского, были заимствованы идеи Аристотеля. Из восточных учёных внимание психологическим вопросам уделял Ибн Сина (Авиценна).
В 1590 году Рудольф Гоклениус впервые использует термин "Психология" для обозначения науки о душе. Его современник Оттон Касман считается первым, кто употребил термин "Психология" в современном научном смысле.
2
августа 1795 года британский королевский
астроном Невил Маскелайн
1. Психология в первые десятилетия XX века
1.1 Психоанализ
Самое начало двадцатого века отмечено бурным ростом нескольких направлений психологии. С одной стороны, активно развивается психоанализ - школа психотерапии, первоначально основанная на работах Зигмунда Фрейда, в которых человек описывался как система из нескольких независимых структур личности, борющихся друг с другом - Оно (Ид), Я (Эго), Сверх-Я (Суперэго). В этом конфликте Оно представляет собой биологические потребности человека, из которых основное внимание психоаналитики уделяли сексуальной потребности, а Сверх-Я представляет собой требования социума, культуры. Развитие этой школы психологии оказало сильное влияние не только на практику, но и на науку, заставив учёных обратить внимание на феномены, находящиеся за пределами сознания, на неосознаваемые детерминанты психической деятельности.
В рамках первой психоаналитической школы к Зигмунду Фрейду присоединяются Альфред Адлер (известен как автор термина "комплекс неполноценности") и Карл Густав Юнг. Психоанализ – это название, данное Зигмундом Фрейдом системе интерпретации и терапевтического лечения психических недомоганий. После изучения Фрейдом (1885-86) течение психоанализа продолжило жить благодаря французскому неврологу Дж.М. Шарко, который заключил, что истерия вызывается не органическими симптомами нервной системы, а эмоциональными разладами.
Позднее, в сотрудничестве с венским врачом Джозефом Брейером, Фрейд написал две статьи по истерии (1893, 1895), где изложил основную часть своей теории психоанализа. Фрейд использовал свой психоаналитический метод, прежде всего, по отношению к клиентам, страдающим от многочисленных умственных расстройств, которые до недавнего времени классифицировались, как неврозы. Ко Фрейду присоединилось огромное количество студентов и врачей, среди которых были Юнг и Альфред Адлер. Последние сделали множественные вклады в науку, но к 1913 году отказались от основы психоанализа, так как не пожелали согласиться с акцентом Фрейда на сексуальной мотивации. Другие аналитики, включая Мелани Кляйн и Жак Лакан, также существенно повлияли на эту сферу. Психоанализ и его теоретические позиции оказали огромное влияние на современную психологию и психиатрию.
Основной постулат психоанализа - концепция динамического бессознательного ума - вышла из наблюдений Фрейда, что физические симптомы пациентов-истериков имеют тенденцию исчезать после того, как давно забытые ситуации становились осознанными. Он видел бессознательное как сферу психической деятельности, которая влияет на личность и поведение, и оперирует материалами, которые невозможно вызвать путем обычных мыслительных процессов. Фрейд утверждал, что существовали защитные механизмы, куда входили репрессии, реакция-формация, регрессия, замещение и рационализация, которые защищали сознательный ум от аспектов реальности, которые ему было трудно воспринять. Самый основной защитный механизм это репрессия, которая вызывала забывчивость по отношению к сложным моментам.
Наблюдая отношения между психоневрозами и репрессированными воспоминаниями, Фрейд сделал сознательное признание этих забытых ситуаций основой психоаналитической терапии. Гипноз был самым ранним методом, который использовался для "поднятия" бессознательного, но ввиду ограниченной эффективности, его скоро заменили свободные ассоциации (гипнотизм). Сны, которые Фрейд интерпретировал, как символ исполнения желаний, считались первичным ключом к бессознательному, а их анализ - важной частью фрейдистской терапии.
Чтобы уточнить действие человеческой психики, Фрейд и его последователи ввели теорию психоанализа. Целостную человеческую личность Фрейд делил на три функциональные части: ид, эго и суперэго. Он видел ид, как глубочайший уровень бессознательного, где доминируют принципы удовольствий, где целью является немедленное осуществление порывов. Суперэго возникает у ребенка посредством идентификации с родителями и как ответ на социальное давление; функционирует как внутренний цензор, чтобы обуздать порывы ид. Эго, с другой стороны, видится как часть ид, измененное контактами с внешним миром. Это умственная субстанция, которая находится посередине между тремя силами: внешними запросами социального давления или реальности, запросами либидо немедленного удовлетворения, возникающими из ид, и моральными требованиями суперэго. Невзирая на то, что его только частично считают сознательным, эго выступает в качестве большей части того, что называют сознательным. Фрейд настаивал, что конфликты между этими тремя несогласуемыми силами и есть причина невроза.
Психоанализ фокусировался на раннем детстве, утверждая, что многие конфликты, возникающие в человеческом уме, развиваются в первые годы жизни. Фрейд продемонстрировал это в своей теории психосексуальности, в которое либидо (сексуальная энергия) ребенка ищет выход через разные зоны тела в первые пять-шесть лет жизни.
Вызов ортодоксальному психоанализу Фрейда бросили в двадцатых годах ХХ века Отто Ранк, Сандор Ференсзи и Вильгельм Рейх, в тридцатых - Карен Хорни, Эрих Фромм и Гарри Стэк Салливан. Эти критики делали ударение на межличностном аспекте отношений аналитик-пациент и уделяли больше внимания процессам эго. Невзирая на большое количество критиков, фрейдистский психоанализ оставался самым обширно используемым методом, как минимум, до начала пятидесятых годов.
Сегодня
метод Фрейда находится среди многих других
типов психотерапии, которые используются
в психиатрии. Многие постулаты были изменены,
частично из-за их негибкости, частично
- из-за отсутствия теоретической подоплеки.
Современные психологи порицают психоанализ
за то, что он слишком опирается на сны
и свободные ассоциации. Без эмпирических
свидетельств, теории Фрейда кажутся слабыми
и не соответствуют стандартам лечения.
1.2 Бихевиоризм
В
США активно развивается
Ватсон вынужден был покинуть академию ради карьеры в рекламе, поэтому он никогда так и не разработал техники, которые так расхваливал в своих обещаниях. И все же, в тридцатых годах сфера философии подошла близко к концепции Ватсона, и наблюдатели стали говорить об интеллектуальной революции. Психологические методы стали более объективными и стали больше опираться на поведенческие реакции. В то же время, в психологии бихевиоризма доминировали необихевиористы, чьи внутренние концепции "движения", по сути, перечеркивали теории Ватсона.
Во второй половине двадцатого века, радикальный бихевиоризм Б.Ф. Скиннера выполнил призыв Ватсона о практической психологии поведенческого контроля. Она подавалась вкупе с радикальной опытной теорией познания, в которой движения, мотивы и осознанность не играют никакой роли. Вольные действия по Скиннеру мотивируются позитивными и негативными побуждениями (метод кнута и пряника). Свои законы обучения Скиннер объяснял опытами над белой крысой, которую поощряли всякий раз, когда она выполняла нужное действие. Эти законы, согласно сторонникам Скиннера были универсальными и могли применяться, как к животным, так и к людям.
Как и Ватсон, Скиннер был неутомимым популяризатором, которого никогда не смущали оппоненты. Его хрестоматия утопического общества, "Walden Two" (1948), нашла свою аудиторию в контркультуре шестидесятых годов и вдохновила серию экспериментов по коммунальной жизни. В "Beyond Freedom and Dignity" ("Над свободой и достоинством", 1971), он говорил о том, что социальные проблемы лучше всего решались бихевиористами, нежели философами, религиозными мыслителями или политиками-демократами.
В психологии влияние радикального бихевиоризма Скиннера достигло своего пика в шестидесятых годах, но в последующие годы утратило доверие, так как ученые нашли способы обучения (в том числе, овладения языком), которые превосходили предположения Скиннера. В результате, психология повернулась к необихевиористическим объяснениям, в то же время становились популярными когнитивные и эволюционистские школы. Версии бихевиоризма начали появляться в экономике и социологии.
Для общества бихевиоризм был заметен своими взглядами на человека и обещаниями контролировать его поведение. В 1923-1924 годах, Ватсон настроил прогрессивистские теории против инстинктивистской социальной психологии Вильяма МакДугала. На страницах "Новой республики", лекций в Новой школе, и в публичных дебатах с МакДушаллом в Вашингтоне, Ватсон стал влиятельной фигурой, которая пообещала обществу создать нового человека, руководствующегося поведенческими принципами.
К середине столетия многие пришли к тому, что обещания поведенческой трансформации, пахнут антигуманностью. В своем двухтомнике "Сумасшедший апельсин" (A Clockwork Orange, 1963), Энтони Берджесс изобразил авторитарное правительство, которое осуществляет контроль посредством либеральной риторики и методов Павлова, а также традиционных наказаний. Контроль разума при помощи методики Павлова стал олицетворением всех страхов того времени.