Психология , как наука изучает факты, закономерности и механизмы психики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 08:09, контрольная работа

Краткое описание

Сам термин «Психическое» происходит от греческого слова «псюхе», что значит «душа».
Предметом психологии являются факты психической жизни, механизмы и закономерности психики человека и формирование психологических особенностей его личности как сознательного субъекта деятельности и активного деятеля социально-исторического развития общества.

Вложенные файлы: 1 файл

подготовка к экзамену общая и экспериментальная психология.docx

— 216.75 Кб (Скачать файл)

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

Выдающийся французский  ученый А. Пуанкаре (1854-1912) подчеркивал, что в научном познании и логика и интуиция играют каждая свою необходимую  роль. Даже в логических построениях  современной науки, по его словам, просматриваются следы интуитивных  понятий прежних эпох. Интуиция опирается на подсознательное восприятие, на опыт, запечатленный в подсознании. Когда же человек, обладающий даром интуиции и долго бившийся над какой-либо научной проблемой, сталкивается с каким-либо новым фактом, ему может открыться решение загадки. Однако интуиции недостаточно, чтобы открывшаяся истина стала действительно научной истиной. Для этого необходимо ее доказательство. Другими словами, результаты интуитивного постижения нуждаются в логическом и практическом доказательстве своей истинности.

С развитием науки роль интуиции не ослабевает. Важна связь  интуиции с творческим воображением. Способность к творческому воображению  позволяет человеку в обычных  фактах усмотреть нечто новое, постичь  новый смысл, никем ранее не увиденный. Так, например, паутина, протянутая через  дорожку, подсказала талантливому инженеру идею висячего моста. Люди в разной мере одарены способностью к интуиции и творческому воображению, однако, эту способность  можно в значительной мере развить. Важную роль при этом играет искусство и чувство красоты, которое учит видеть и чувствовать гармонию мира,  а она, в свою очередь, проступает в фундаментальных законах мироздания, в закономерностях, присущих окружающему миру.

С развитием науки роль интуиции не ослабевает. Интуиция сближает научное творчество с художественным.  

 

5. Формы научного  знания 

 

К формам научного знания относят  проблемы, научные факты, гипотезы, теории, идеи, принципы, категории и  законы (см. рис.4).

Факт, как явление действительности, становится научным фактом, если он прошел строгую проверку на истинность. Факты - это наиболее надежные аргументы как для доказательства, так и для опровержения каких-либо теоретических утверждений. И.П. Павлов называл факты «воздухом ученого». Однако при этом надо брать не отдельные факты, а всю, без исключения, совокупность фактов, относящихся к рассматриваемому вопросу. В противном случае возникает подозрение, что факты подобраны произвольно.

Научные проблемы - это осознанные вопросы, для ответа на которые имеющихся знаний недостаточно. Ее можно определить и как «знание о незнании».  

 

Рис. 4





 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

 

Научная гипотеза - такое предположительное знание, истинность или ложность которого еще не доказано, но которое выдвигается не произвольно, а при соблюдении ряда требований, к которым относятся следующие.

1.     Отсутствие противоречий. Основные положение предлагаемой гипотезы не должны противоречить известным и проверенным фактам. (При этом следует учитывать, что бывают и ложные факты, которые сами нуждаются в проверке).

2.     Соответствие  новой гипотезы надежно установленным теориям. Так, после открытия закона сохранения и превращения энергии все новые предложения о создании «вечного двигателя» более не рассматриваются.

3.     Доступность выдвигаемой гипотезы экспериментальной проверке, хотя бы в принципе (см. ниже - принцип верифицируемости).

4.     Максимальная простота гипотезы.  

 

Категории науки - это наиболее общие понятия теории, характеризующие существенные свойства объекта теории, предметов и явлений объективного мира. Например, важнейшими категориями являются материя, пространство, время, движение, причинность, качество, количество, причинность и.т.п.

Законы науки отражают существенные связи явлений в форме теоретических утверждений. Принципы и законы выражаются через соотношение двух и более категорий.

Научные принципы - наиболее общие и важные фундаментальные положения теории. Научные принципы играют роль исходных, первичных посылок и закладываются в фундамент создаваемых теорий. Содержание принципов раскрываются в совокупности законов и категорий.

Научные концепции - наиболее общие и важные фундаментальные положения теорий.

Научная теория - это систематизированные знания в их совокупности. Научные теории объясняют множество накопленных научных фактов и описывают определенный фрагмент реальности (например, электрические явления, механическое движение, превращение веществ, эволюцию видов и т.п.) посредством системы законов.

Главное отличие теории от гипотезы - достоверность, доказанность. сам термин теория имеет множество смыслов.[3] Теория в строго научном смысле - это система уже подтвержденного знания, всесторонне раскрывающая структуру, функционирование и развитие изучаемого объекта, взаимоотношение всех его элементов, сторон и теорий.

Различают три вида теорий.

1. Описательные  теории. Описательные теории носят качественный характер. Они выделяют исследуемую группу явлений или объектов, формулируют на основе научных данных общие закономерности, но корректировка доказательств и логический анализ не проводятся. К таким теориям относятся первые теории электричества и магнетизма, филиологическая теория Павлова, теория Дарвина, современные психологические теории.

2. Научные теории. В этих теориях с помощью математических моделей конструируется идеальный объект, представляющий и замещающий реальный объект. Обычно такие теории основываются на нескольких аксиомах  и гипотезах. Следствия из теории проверяются экспериментально. Примером являются современные физические теории, для которых характерна логика и строгий математический аппарат.

3. Дедуктивные  теории. В дедуктивных теориях формулируется основная аксиома, а затем добавляются положения, выведенные из основной аксиомы путем строгой логики. Пример: «Начала» Евклида.

Новые теории создаются в  соответствии с некоторым образцом парадигмой.

Научная теория должна выполнять  две важнейшие функции, первой из которых является объяснение фактов, а вторая - предсказание новых, еще неизвестных фактов и характеризующих их закономерностей.

Научная теория - одна из наиболее устойчивых форм научного знания, но и  они претерпевают изменения вслед  за накоплением новых фактов. Когда  изменения затрагивают фундаментальные  принципы теории, происходит переход  к новым принципам, а, следовательно, к новой теории. Изменения же в наиболее общих теориях, приводят к качественным изменениям всей системы теоретического знания. в результате чего происходят глобальные естественнонаучные революции и меняется научная картина мира.

Научная картина мира - это система научных теорий, описывающая реальность. Подробнее о научных картинах мира, их эволюции будет сказано в следующей лекции. 

 

6. Процесс научного  познания 

 

Рис.6





 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

Определив формы  научного знания и методы научного познания, мы можем схематично представить  весь процесс научного познания в  виде некоторой схемы (см. рис. 6). 

 

 

 

7. Критерии истинности  научного знания

В настоящее время,  в силу ряда объективных причин в мире оказались весьма сильны антинаучные  тенденции,  представляющие собой  заявку на понятное всем, четкое  миропонимание, отличное от того, которое дает классическое естествознание. При этом в общественном сознании размывается грань между наукой и псевдонаукой, наукой и мистикой. В этих условиях  важно знать критерии разграничения научных и псевдонаучных идей. На схеме рис. 6 даны принципы, справедливые для научных теорий, научного знания, которые отличают научное знание от псевдонаучного.  

 

 

6

ЭКСПЕРИМЕНТ КАК МЕТОД ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Особенности экспериментального метода с точки зрения способа  отношения к изучаемой реальности  

 

Методы психологических  исследований могут быть классифицированы по различным критериям. Каждый метод  допустимо понимать как специфичный  способ  организации сбора данных. Тогда психологические методики выступают средствами, конкретными приемами или «техниками»  фиксации психологических показателей. В рамках курса «Экспериментальная психология» именно экспериментальный метод выступает той идеальной точкой отсчета, по отношению к которому различаются другие методы. Это обусловлено тем, что он характеризуется наиболее строгой организацией и по логике проверки психологических гипотез, и по контролю исследователя за всеми составляющими ситуации, в которой он получает опытные, или эмпирические, данные.

Последние могут  иметь в психологии разный вид  и разные источники получения. Иногда они предстают целостными описаниями изучаемой реальности, например при  реализации метода наблюдения. Иногда же это показатели выполнения задач испытуемыми в экспериментальной ситуации, иногда — результаты заполнения опросников.

Чтобы получить данные, психолог фиксирует как психофизиологические показатели, если гипотеза предполагает рассмотрение их связи с изучаемым  процессом, так и само отчеты испытуемых.

Он может наблюдать  за поведением, а может специально выделять лишь некоторые, методически  специально выделенные аспекты активности испытуемого — время реакции, число предложенных решений, особенности  ответа в неопределенной ситуации. Он применяет стандартизованные  методики,  с помощью которых фиксируются показатели когнитивной сферы человека (восприятия, внимания, памяти,  мышления),  а также его эмоционально-личностной сферы (мотивы; характерологические свойства и т. д.). Но в ряде психологических опытов получают и такие данные, которые связаны с использованием не стандартизированных методик.

Однако из характеристик  используемых методик не следует, каким методом проводилось исследование.Метод предполагает указание специфики проверяемых гипотез и реализуемый способ  отношения к изучаемой субъективной  (психологической) реальности.

Для экспериментального метода такой спецификой становится проверка каузальных, или причинно-следственных, гипотез. Это возможно при условии выделения переменных и управ пени и одной из них как экспериментальным фактором. Организация воздействий как управления экспериментальным фактором, или независимой переменной (НП), отличает эксперимент как активный метод исследования от так называемых пассивно наблюдающих, к каким относятся метод наблюдения, выборочные обследования, корреляционный подход, часть квазиэкспериментальных исследований. Это отличие касается предметной деятельности психолога как исследователя.

 

7

Наблюдение: метод  исследования в психологии


Наблюдение (в психологии) - описательный психологический исследовательский  метод, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации  поведения изучаемого объекта. Наблюдением  называется целенаправленное, организованное и определенным образом фиксируемое  восприятие исследуемого объекта. При  наблюдении явления изучаются непосредственно  в тех условиях, в которых они  протекают в действительной жизни.

Где применяется

Вместе с интроспекцией наблюдение считается старейшим психологическим методом. Научное наблюдение стало широко применяться, начиная с конца XIX века, в областях, где особенное значение имеет фиксация особенностей поведения человека в различных условиях, - в клинической, социальной, педагогической психологии, психологии развития, а с начала XX века - в психологии труда. Наблюдение применяется тогда, когда либо невозможно, либо непозволительно вмешиваться в естественное течение процесса.

Виды наблюдения

Наблюдение, как метод исследования в психологии, может быть различным. Оно бывает осознанным и нет, внешним и внутренним, сплошным и выборочным, систематическим и нет. См.→

Особенности метода

Наблюдение применяется там, где  вмешательство экспериментатора нарушит  процесс взаимодействия человека со средой. Этот метод незаменим в  случае, когда необходимо получить целостную картину происходящего  и отразить поведение индивидов  во всей полноте.

Главными особенностями метода наблюдения являются:

  • непосредственная связь наблюдателя и наблюдаемого объекта;
  • пристрастность (эмоциональная окрашенность) наблюдения;
  • сложность (порой — невозможность) повторного наблюдения.

В естественных науках наблюдатель, как  правило, не влияет на изучаемый процесс (явление). В психологии существует проблема взаимодействия наблюдателя  и наблюдаемого. Если испытуемый знает, что за ним наблюдают, то присутствие  исследователя оказывает влияние  на его поведение. Ограниченность метода наблюдения вызвала к жизни другие, более «совершенные» методы эмпирического  исследования: эксперимент и измерение. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. - СПб. 2000 Также смотри Плюсы и минусы метода наблюдения

Предмет наблюдения

Предметами наблюдения выступают  различные особенности поведения. Объектами исследования могут быть:

  • Вербальное поведение
  1. Содержание речи
  1. Продолжительность речи
  2. Интенсивность речи и др.
  • Невербальное поведение
  1. Экспрессия лица, глаз, тела
  2. Выразительные движения и др.
  • Перемещения людей
  1. Дистанция между людьми
  2. Физические воздействия (касания, толчки, удары и др.)

То есть объектом наблюдения способно выступать лишь то, что возможно объективно зарегистрировать. Таким  образом, исследователь не наблюдает  свойства психики, он регистрирует лишь те проявления объекта, которые доступны для фиксации. И только исходя из предположения о том, что психика находит своё проявление в поведении, психолог может строить гипотезы о психических свойствах, основываясь на данных, полученных при наблюдении.

Как проводить наблюдение

Результаты наблюдений, проводимых с исследовательской целью, как  правило, фиксируются в специальных  протоколах. Хорошо, когда наблюдение ведет при этом не один человек, а  несколько, и затем полученные данные сопоставляются и обобщаются (методом  обобщения независимых наблюдений).

При использовании метода наблюдения необходимо возможно полнее соблюдать  следующие требования:

  • Предварительно намечать программу наблюдения с выделением наиболее важных объектов и этапов наблюдения.
  • Проводимые наблюдения не должны влиять на естественный ход изучаемого явления.
  • Наблюдение одного и того же психического явления целесообразно проводить на различных лицах. Даже если объектом изучения является конкретный человек, его лучше и глубже можно познать, сравнивая с другими.
  • Наблюдение должно быть повторным, а при изучении личности - систематичным. Важно, чтобы оно было преемственным, то есть повторные наблюдения учитывали сведения, полученные при предыдущих наблюдениях.

Этапы исследования методом наблюдения

  1. Определение предмета наблюдения, объекта, ситуации.
  2. Выбор способа наблюдения и регистрации данных.
  3. Создание плана наблюдения.
  4. Выбор метода обработки результатов.
  5. Собственно наблюдение.
  6. Обработка и интерпретация полученной информации.

Средства наблюдения

Наблюдение может осуществляться непосредственно исследователем, либо посредством приборов наблюдения и  фиксации его результатов. В их число  входит аудио-, фото-, видеоаппаратура, особые карты наблюдения.

Наблюдение противопоставляется эксперименту. Это противопоставление основано на двух положениях:

1. Пассивность наблюдателя - наблюдатель  не изменяет окружающую реальность.

2. Непосредственность - наблюдатель  фиксирует в протоколе то, что  видит.

Этический кодекс APA и наблюдения

Этический кодекс Американской психологической  ассоциации (American Psychological Association (англ.), или APA) разрешает проведение наблюдений при условии соблюдения определённых правил и принятия определённых мер предосторожности. Вот некоторые из них:

  1. Если исследование проводится в общественном месте, то получение обоснованного согласия участников не считается необходимым. В противном же случае необходимо заручиться их согласием.
  2. Психологи должны делать всё возможное, чтобы избежать причинения вреда участникам исследования, а в случае невозможности его избежания — снизить предполагаемый ущерб.
  3. Психологи должны свести к минимуму вторжение в личную жизнь.
  4. Психологи не раскрывают конфиденциальные данные об участниках своих исследований.

 

8

Главная отличительная  особенность психики человека –  наличие сознания, а сознательное отражение – это такое отражение  предметной действительности, в котором  выделяются ее объективные устойчивые свойства вне зависимости от отношений  к ней субъекта.

Критерием появления  зачатков психики у живых организмов является наличие чувствительности, то есть, способности реагировать на жизненно значимые раздражители среды (звук, запах и тому подобное), которые являются сигналами жизненно важных раздражителей (пища, опасность) благодаря их объективно устойчивой связи. Критерием чувствительности является способность образовывать условные рефлексы. Рефлекс – закономерная связь внешнего или внутреннего раздражителя посредством нервной системы с той или иной деятельностью. Психика возникает и развивается у животных именно потому, что иначе они не могли бы ориентироваться в среде и существовать.

Психика человека –  качественно более высокий уровень, чем психика животных. Сознание, разум человека развивались в  процессе трудовой деятельности, которая  возникает в силу необходимости  осуществления совместных действий для добывания пищи при резком изменении условий жизни первобытного человека. И хотя видовые морфологические  особенности человека устойчивы  уже в течение тысячелетий, развитие психики человека происходило в  процессе трудовой деятельности. Трудовая деятельность имеет продуктивный характер: труд, осуществляя процесс производства, запечатлевается в своем продукте (то есть, происходит процесс воплощения, опредмечивания в продуктах деятельности людей их духовных сил и способностей). Таким образом, материальная, духовная культура человечества – это объективная форма воплощения достижений психического развития человечества.

В процессе исторического  развития общества человек изменяет способы и приемы своего поведения, трансформирует природные задатки  и функции в «высшие психические  функции» – специфические и человеческие, общественно исторически обусловленные  формы памяти, мышления, восприятия (логическая память, абстрактно-логическое мышление), опосредованные применением  вспомогательных средств, речевых  знаков, созданных в процессе исторического  развития. Единство высших психических  функций образует сознание человека.

Сознание – высшая, свойственная человеку форма обобщенного  отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего  мира, формирования у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности.

Функции сознания заключаются  в формировании целей деятельности, в предварительном мысленном  построении действий и предвидении  их результатов, что обеспечивает разумное регулирование поведения и деятельности человека.

Сознание развивается  у человека только в социальных контактах. В филогенезе сознание человека развивается  и становится возможным лишь в  условиях активного воздействия  на природу, трудовой деятельности. Сознание возможно лишь в условиях существования  языка, речи, возникающей одновременно с сознанием в процессе труда.

 

9

Основные этапы  исторического развития психики  и сознания

Основные этапы исторического  развития психики и сознания

Психика прошла длительный путь исторического  развития, который можно разбить на определенные этапы.

1. Развитие сенсорных процессов  животных. На начальных этапах развития психики животных осуществлялись:

•   совершенствование их двигательного аппарата;

•   постепенное формирование их способности дифференцированно отвечать на воздействие внешних и внутренних раздражителей;

•   одновременное развитие органов рецепции — обоняния, зрения, слуха, осязания и др., позволяющее более точно дифференцировать внешние раздражения.

2. Развитие перцептивных процессов животных. На этом этапе:

•   у животных появляется сложная нервная система;

•   у животных наблюдается значительное развитие и усложнение рецепторных процессов, а также усложняется их роль в поведении;

•   совершенствуются центральные отделы нервной системы животных, позволяющие образовывать связи между анализаторами;

•   появляется предметно-образное отражение действительности;

•   появляются эмоции животных.

3. Развитие интеллектуальных действий животных. На этом этапе

у животных:

•   появляется способность к интеллектуальному поведению при возникновении препятствий на пути достижения цели;

•   интеллектуальные действия носят примитивный характер и не являются следствием знания объективных законов природы;

•   интеллектуальные действия не занимают у животных главенствующего положения в их поведении;

•   изобретенные способы действий не передаются от одного животного к другому и не являются, таким образом, продуктом видового развития.

4.  Физическое и психологическое развитие человека в процессе труда. На этом этапе в процессе труда у человека:

•   руки становятся органом не только движения, но и осязания, помогая человеку познавать важные для процесса труда особенности предметов;

•   появляется способность к мышлению;

•   появляется потребность к общению с другими людьми;

•   появление речи содействовало развитию абстрактного мышления;

•   отражательная деятельность начинает носить сознательный характер.

5. Развитие сознания человека. На этом этапе у человека:

•   появляется способность познавать общее и особенное в окружающей действительности;

•   появляется способность определенным образом относиться к окружающей действительности;

•   появляется способность заниматься творчеством.

6. Развитие самосознания человека. На этом этапе у человека появляются способности:

•   познания себя путем познания других;

•   самопознания путем анализа собственной деятельности и поведения;

•   самоконтроля и самовоспитания.

7. Развитие социального поведения  человека. На этом этапе психика и сознание человека достигают совершенства.


10

 
Психика - свойство высокоорганизованной материи мозга, заключающееся в  субъективном отражении объективного мира и выполняющее роль регулятора поведения и деятельности. 

Филогенез (от греч. рhyle — род, племя и genesis — рождение, происхождение), обозначает постепенное изменение различных форм органического мира в процессе эволюции.  

В психологии под филогенезом  или филогенетическим развитием  психики понимается процесс изменения  психики как продукта эволюции. А. Н. Леонтьев выделил основные стадии развития психики в процессе эволюции (сенсорная психика, перцептивная психика, интеллект, сознание).

Одним из важнейших вопросов развития психики в ходе эволюции живых существ является выделение  критерия собственно психического отражения. Нужен объективный критерий (внешне наблюдаемый и регистрируемый признак), который позволит утверждать, что  психика существует. Все живые  существа нуждаются для осуществления  обмена веществ в контактах с  окружающей средой и реагировании на биологически значимые раздражители. Раздражимость представляет собой  способность живого организма реагировать  на воздействия биологически значимых влияний (например, растения обладают раздражимостью). Способы реагирования своеобразными движениями по отношению к биологическим факторам называют тропизмами и различают (вынужденные автоматические движения, обусловленные неодинаковостью физико-химических процессов в частях организма):

-         Фототропизмы (тенденция двигаться к свету).

-         Термотропизм (тепла).

-         Хемотропизм (тенденция избирать определенную физико-химическую среду).

-         Геотропизм (тенденция корней растения направляться к центру гравитации, то есть вертикально по отношению к поверхности земли) 

У животных форм возникает  новый вид раздражимости - чувствительность. Именно чувстительность, по мнению А.Н.Леонтьева, явл критерием появл психики. По определению Леонтьева, чувствительность – это раздражимость особого рода, подразумевающая способность реагировать на биологически нейтральные воздействия (абиотические),  связанные с биологически-значимыми свойствами окружающей среды.

Психика дает возможность  воспринимать внешнюю информацию как  сигнал, запускающий ответное действие, направленное на биологически-значимый предмет, т.е. на то, что связано с  удовлетворением потребности.

При появлении психики  реактивность сменяется активностью  живого существа. При реакции действие явл ответом на внешнее воздействие. Активность же предполагает действие в ответ на изменения самого субъекта. Появл активности позволяет достигать более эффективного удовлетворения потребностей, создает более гибкую систему адаптации.

Развитие чувствительности связано с появлением все более  дифференцированного отражения  и учета все большего количества биологич незначимых воздействий.

Стадии развития.

  1. Стадия элементарной сенсорной психики (появл чувствительности).

Элементарной ступенью психики  явл сенсорная психика, позволяющая живому сущ реагировать на отдельные, не связанные м-ду собой общущ. Простейшей формой организации клеток явл диффузная Н.С., при которой чувствительные клетки распределены по всей поверхности организма и не дифференцированы м-ду собой (гидра, медузы).

Более сложно на этой стадии явл цепочечная н.с., когда отдельные клетки соединены между собой нервными волокнами. Такая н.с. у червя.

Самой сложной ступенью на этой стадии развития психики явл ганглиозная н.с. (формирование отд нервных волокон, соединяющих нервные ганглии). Ганглиозная Н.С. сущ у насекомых и м.б. представлена в 2 формах. При 1 ганглиозные узлы располагаются в головной части насекомого, вокруг челюстей, как органа манипулирования. При др. расположены равномерно по телу.

Развитие сенсорной психики  у насекомых позволяет осуществлять достаточно эффективную адаптацию  на общевидовом уровне и совершать действия, имеющие инстинктивный хар-р. Однако, низкая специализация нервных клеток не позволяет достаточно гибко менять поведение и закреплять эффективные формы приобретенные в инд опыте. Такую возможность дает следующий уровень психики – перцептивный.

  1. Стадия перцептивной психики (воспринимающая психика).

Эта стадия характеризуется  появлением восприятия - целостного отражения  предмета при его непосредственном воздействии на органы чувств. Это  связано с появл специального органа – мозга (головного и спинного), который выполняет функцию интеграции отд ощущений в образ и регуляции акт-ти на основе этого образа. Перцептивная психика позволяет формировать достаточно сложные навыки, учитывающие вариативные изменения внешней среды. Такую возможность дает возрастающая специализация органов чувств, позволяющих реагировать на воздействия разной модальности. Перц уровнем психики облад живые существа, находящиеся на разные уровнях развития от рыб до собак. (опыт рыба, приманка, перегородка. 25 попыток, чтобы научилась сразу обплывать преграду. Если потом убрать, рыба все равно плавает по прежней траектории, т.е. обплывает несуществующую преграду.) Высшие животные могут строить в своем повед сложные системы навыков на основе усл рефлексов (положит или отрицат подкрепления потребностей). Например, кошку сажали в ящик, она через нек время научалась открывать дверь, нажимая на педаль.

  1. Стадия интеллекта или ручного мышления (обезьяна).
 

По мере развития живых  организмов происходит прежде всего существенное изменение в структуре мозга. Значительно увеличивается масса мозга в соотношении с массой тела, происходит дифференциация клеток мозговой коры - борозды, извилины, лобная кора (доли). В рез появл возможность отражать не просто отд предметы, но и отношения между ними.

Это позволяет формировать  все более дифференцированное восприятие действительности. Усложнение строения мозга приводит к появл более эффективного приспособления (Во-первых, отсутствие или минимизация проб и ошибок, задача решается сразу, т.к. ситуация отражается в целом. Во-вторых, моментальный перенос найденного решения в аналог условия. В-третьих, воспроизведение с первого же опыта. В-четвертых, способность решать двухфазные задачи, т.е. использовать небиологические средства, которые помогают удовл билогич потребность). 

Так, если убрать перегородку (как в эксп с рыбой), то лошадь сразу пойдет прямо, т.е. поведение более пластично. Кроме того, если навык, характерный для предыдущей стадии, позволяет сохранять приобретенный позитивный опыт, то в интеллектуальном поведении появл опережающее отражение действительности. Экспериманты, в которых обезьяны использовали орудия труда, показывают наличие у них представлений о желаемом результате и возможных путях его достижения (решение двухфазных задач: изготовление орудия, а потом достижение пищи). На этой стадии появляется способность к перенесению накопленного опыта в сходные условия, а также передача этого опыта путем прямого подражания. Однако, передача опыта не связана с формированием специальных средств для его сохранения. Такое средство – речь, появл на следующей стадии развития психики.

  1. Стадия сознания (увеличение масса мозга (у чел 15-17 млрд нервн клеток, против 5 млрд у шимпанзе; усложнение строения мозга (дифференциация коры, третичные поля, особое развитие лобные доли)).  Отражение существенных, устойчивых связей и отношений между предметами. Появление сознания. Сознание понимается как высший уровень психического отражения, позволяющий чел выделять себя из окр среды и иметь знание о собственной психике. Сознание, как высший уровень отражения, формируется в процессе усвоения общественно-исторического опыта, который в дальнейшем опосредствует восприятие действительности. Согласно теории Леонтьева, инд сознание чел возникло в процессе совместной деят-ти. Сознание на раннем этапе формировалось на основе деятельности и имело прежде всего общественный хар-р. Работы психологов, принадлежащих к разным школам от психоанализа до теории деят-ти, сходятся в том, что общественное сознание предшествовало поялв индивидуального. В формировании сознания роль речи на столько велика, что многие психологи и философы отождествляли сознание и речь. Фрейд был одним из первых, кто указал на знаковую природу сознания. Он считал, что предметом сознания может быть только то, что выражено в словах. Хотя последние исследования позволяют говорить, что словесное сознание не явл единственно-возможной формой сознания, тем не менее можно считать, что словесное опосредование явл важнейшим в отно и филогенезе формирования сознания.

В работах Выготского говорится  о существовании словесного и  дословестного сознания. Сознание не может быть сведено лишь к знаковому опосредованию. Леонтьев выделял в структуре сознания три составляющих: чувственную ткань, значение и личностный смысл.

Чувственная ткань составляет базу фактов и акто сознания и дает нам впечатление реальности существующего мира. Это сумма непосредственных ощущений, на которых и строится психическое отражение.

Значение представляет обобщение  общественно-исторического опыта  и отражает место предметов  и явл в общественной практике. Значение явл общим для всех людей.

Личностный смысл отражает пристрастность нашего сознания и связан с нашими собственными актуальными  потребностями, чувствами, переживаниям. Значение и личностный смысл могут  не совпадать. Выделенные составляющие структуры сознания можно соотнести  со структурой знака, включающую 3 компонента: знак, значение и смысл.

Структура психики, предложенная Леонтьевым, была дополнена элементами, которые предложил включить Зинченко Владимир Петрович это «биодинамическая ткань», связанная с отношением внешнедвигательного компонента деятельности. Биодинамическая ткать обобщает опыт нашей внешней двигательной активности, на основе которой и строятся границы мужду субъектом и внешним миром.  

Бюлер выделял следующие этапы развития психики:

1. Инстинкты. Под инстинктами  понимается действия или более менее сложные акты поведения, которые появляются сразу как бы готовыми, не зависят от выучки и индивидуального опыта, будучи наследственно закрепленным продуктом филогенетического развития. Основными механизмами инстинктов являются безусловные рефлексы.

2. Индивидуально-изменчивые  формы поведения. Уже на ранних  ступенях развития, наблюдая поведение  животных, мы встречаем индивидуально-изменчивые  формы поведения, которые могут  быть охарактеризованы как навыки (новые реакции или действия, которые  возникают на основе выучки  или индивидуального опыта и  функционируют автоматически).

1.                Интеллект. Поведение, основанное на интеллектуальной деятельности, определяется специфическим отношением, с одной стороны, к объективным условиям, к ситуации, в которой оно осуществляется, с другой - к истории развития индивида, его осуществляющего. Разумным можно назвать всякое действие, которое находится в соответствии с объективными условиями.





 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10

  1.  
    Соотношение физиологических и психических процессов и явлений.

 

 

Психология как наука  обладает особыми качествами , которые отличают ее от других дисциплин. Как система жизненных явлений психология знакома каждому человеку. Она представлена ему в виде собственных ощущений, образов, представлений, явлений памяти, мышления, речи, воли, воображения, интересов, мотивов, потребностей, эмоций, чувств и многого другого. Основные психические явления мы непосредственно можем обнаружить у самих себя и косвенно наблюдать у других людей.

В научном употреблении термин «психология» появился впервые в 16 веке. Первоначально он относился  к особой науке, которая занималась изучением так называемых душевных, или психических, явлений, т.е. таких, которые каждый человек легко обнаруживает в собственном сознании в результате самонаблюдения. Позднее, в 17-19вв., сфера исследований психологов значительно расширилась, включив в себя неосознаваемые психические процессы (бессознательное) и деятельность человека.

В 20 столетии психологические  исследования вышли за рамки тех  явлений, вокруг которых они на протяжении веков концентрировались. В этой связи название «психология» отчасти  утратило свой первоначальный б достаточно узкий смысл, когда оно относилось только к субъективным, непосредственно  воспринимаемым и переживаемым человеком  явлениям сознания. Однако до сих пор  по сложившейся веками традиции за этой наукой сохраняется ее прежнее  название.

Предметом изучения психологии прежде всего является психика человека и животных, включающая в себя многие субъективные явления. С помощью одних, таких, например, как ощущения и восприятие, внимание и память, воображение, мышление и речь, человек познает мир. Поэтому их часто называют познавательными процессами. Другие явления регулируют его общение с людьми, непосредственно управляют действиями и поступками. Их называют психическими свойствами и состояниями личности, включают в их число потребности, мотивы, цели, интересы, волю, чувства и эмоции, склонности и способности, знания и сознание. Кроме того, психология изучает человеческие общение и поведение, их зависимость от психических явлений и, в свою очередь, зависимость формирования и развития психических явлений от них.

Человек не просто проникает  в мир с помощью своих познавательных процессов. Он живет и действует  в этом мире, творя его для себя с целью удовлетворения своих  материальных, духовных и иных потребностей, совершает определенные поступки. Для  того чтобы понять и объяснить  человеческие поступки, мы обращаемся к такому понятию, как личность.

Информация о работе Психология , как наука изучает факты, закономерности и механизмы психики