Наконец, можно различать чувственное
и интеллектуальное
внимание. Первое по преимуществу связано
с эмоциями и избирательной работой органов
чувств, а второе — с сосредоточенностью
и направленностью мысли. При чувственном
внимании в центре сознания находится
какое-либо чувственное впечатление, а
в интеллектуальном внимании объектом
интереса является мысль.
ашей стране сейчас или имевших
место в прошлом.
ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
О ПАМЯТИ
Впечатления, которые человек
получает об окружающем мире„1 оставляют
определенный след, сохраняются, закрепляются,
а при не-j обходимости и возможности
— воспроизводятся. Эти процессы назы-1
ваются памятью. "Без
памяти,— писал С. Л. Рубинштейн,— мы 6bi-,j
ли бы существами мгновения. Наше прошлое
было бы мертво для*
будущего. Настоящее, по мере
его протекания, безвозвратно исчезало
бы в прошлом"'.
Память лежит в основе
способностей человека, является условием
научения, приобретения знаний, формирования
умений и навыков. Без памяти невозможно
нормальное функционирование ни личности,
ни общества. Благодаря своей памяти, ее
совершенствованию человек выделился
из животного царства и достиг тех высот,
на которых он сейчас находится. Да и дальнейший
прогресс человечества без постоянного
улучшения этой функции немыслим.
Память можно определить
как способность к получению,
хранению и воспроизведению жизненного
опыта. Разнообразные инстинкты, врожденные
и приобретенные механизмы поведения
есть не что иное, как запечатленный,
передаваемый по наследству или приобретаемый
в процессе индивидуальной жизни
опыт. Без постоянного обновления
такого опыта, его воспроизводства
в подходящих условиях живые организмы
не смогли бы адаптироваться к текущим
быстро меняющимся событиям жизни. Не
помня о том, что с ним было,
организм просто не смог бы совершенствоваться
дальше, так как то, что он-приобретает,
не с чем было бы сравнивать и оно бы безвозвратно
утрачивалось.
Память есть у всех живых
существ, но наиболее высокого уровня
своего развития она достигает у
человека. Такими мнемически-ми возможностями,
какими обладает он, не располагает никакое
другое живое существо в мире. У дочеловеческих
организмов есть только два вида памяти: генетическая
и механическая.
Первая проявляется в передаче генетическим
путем из поколения в поколение жизненно
необходимых биологических, психологических
и поведенческих свойств. Вторая выступает
в форме способности к научению, к приобретению
жизненного опыта, который иначе, как в
самом организме, нигде сохраняться не
может и исчезает вместе с его уходом из
жизни. Возможности для запоминания у
животных ограничены их органическим
устройством, они могут помнить и воспроизводить
лишь то, что непосредственно может быть
приобретено методом условно-рефлекторного,
оперативного или викарного научения,
без использования каких бы то ни было
мнемических средств.
У человека есть речь как
мощное средство запоминания, способ хранения
информации в виде текстов и разного
рода технических записей. Ему нет
необходимости полагаться только на
свои органические возможности, так
как главные средства совершенствования
памяти и хранения необходимой информации
находятся вне его и одновременно
в его руках: он в состоянии
совершенствовать эти средства практически
бесконечно, не меняя своей собственной
природы. У человека, наконец, есть три
вида памяти, гораздо более мощных
и продуктивных, чем у животных: произвольная, логическая
и опосредствованная.
Первая связана с широким волевым контролем
запоминания, вторая — с употреблением
логики, третья — с использованием разнообразных
средств запоминания, большей частью представленных
в виде предметов материальной и духовной
культуры.
Более точно и строго, чем
это сделано выше, память человека
можно определить как психофизиологический
и культурный процессы, выполняющие
в жизни функции запоминания, сохранения
и воспроизведения
информации. Эти функции являются для
памяти основными. Они различны не только
по своей структуре, исход-.:, ным данным
и результатам, но и по тому, что у разных
людей развиты неодинаково. Есть люди,
которые, например, с трудом запоми.^ нают,
но зато неплохо воспроизводят и довольно
долго хранят в iial мяти запомненный ими
материал. Это индивиды с развитой долгот временной
памятью. Есть такие люди, которые, напротив,
быстр^ запоминают, но зато и быстро забывают
то, что когда-то запомнили. У них более
сильны кратковременный
и оперативный
виды памяти.,
ПРИРОДА И ВИДЫ
МЫШЛЕНИЯ
"У здравого смысла
прекрасный нюх, но зато старчески
тупые зубы" — так охарактеризовал
значение мышления один из
его наиболее интересных исследователей
К. Дункер', очевидным образом противопоставляя
его здравому смыслу. С этим трудно не
согласиться, имея в виду, что мышление
в его высших творческих человеческих
формах не сводится ни к интуиции, ни к
жизненному опыту, составляющим основу
так называемого "здравого смысла".
Что же такое мышление? Каковы его отличия
от других способов познания человеком
действительности?
Прежде всего мышление
является высшим познавательным процессом.
Оно представляет собой порождение
нового знания, активную форму творческого
отражения и преобразования человеком
действительности. Мышление порождает
такой результат, какого ни в самой
действительности, ни у субъекта на
данный момент времени не существует.
Мышление (в элементарных формах оно
имеется и у животных) также
можно понимать ка^ получение новых
знаний, творческое преобразование имеющихся
представлений.
Отличие мышления от других
психологических процессов состоит
также в том, что оно почти
всегда связано с наличием проблемной
ситуации, задачи, которую нужно
решить, и активным изменением условий,
в которых эта задача задана. Мышление
в отличие от восприятия выходит
за пределы чувственно данного, расширяет
границы познания. В мышлении на
основе сенсорной информации делаются
определенные теоретические и практические
выводы. Оно отражает бытие не только
в виде отдельных вещей, явлений
и их свойств, но и определяет связи,
существующие между ними, которые
чаще всего непосредственно, в самом
восприятии человеку не даны. Свойства
вещей и явлений, связи между
ними отражаются в мышлении в обобщенной
форме, в виде законов, сущностей.
На практике мышление как
отдельный психический процесс
не существует, оно незримо присутствует
во всех других познавательных процессах:
в восприятии, внимании, воображении,
памяти, речи. Высшие формы этих процессов
обязательно связаны с мышлением,
и степень его участия в
этих познавательных процессах определяет
их уровень развития.
Мышление — это движение
идей, раскрывающее суть вещей. Его
итогом является не образ, а некоторая
мысль, идея. Специфическим результатом
мышления может выступить понятие — обобщенное
отражение класса предметов в их наиболее
общих и существенных особенностях.
Мышление — это особого
рода теоретическая и практическая
деятельность, предполагающая систему
включенных в нее действий и операций
ориентировочно-исследовательского, преобразовательного
и познавательного характера. На
рис. 51 представлены основные виды мышления.
Рассмотрим их подробнее.
РЕЧЬ КАК ИНСТРУМЕНТ
МЫШЛЕНИЯ
Главная функция речи у
человека все же состоит в том,
что она является инструментом мышления.
В слове как понятии заключено
гораздо больше информации, чем может
в себе нести простое сочетание
звуков.
Тот факт, что мышление человека
неразрывно связано с речью, прежде
всего доказывается психофизиологическими
исследованиями участия голосового
аппарата в решении умственных задач.
Электро-миографическое' исследование
работы голосового аппарата в связи с
мыслительной деятельностью показало,
что в самые сложные и напряженные моменты
мышления у человека наблюдается повышенная
активность голосовых связок. Эта активность
выступает в двух формах: фазической и
тонической. Первая фиксируется в виде
высокоамплитудных и нерегулярных вспышек
речедвигательных потенциалов, а вторая
— в форме постепенного нарастания амплитуды
электромиограммы. Экспериментально доказано,
что фазическая форма речедвигательных
потенциалов связана со скрытым прогова-риванием
слов про себя, в то время как тоническая
— общим повышением речедвигательной
активности,
Оказалось, что все виды
мышления человека, связанные с необходимостью
использования более или менее
развернутых рассуждений, сопровождаются
усилением речедвигательной импульсации,
а привычные и повторные мыслительные
действия ее редукцией. Существует, по-видимому,
некоторый оптимальный уровень вариаций
интенсивности речедвигательных реакций
человека, при котором мыслительные операции
выполняются наиболее успешно, максимально
быстро и точно.
20.
Темперамент- это психическое свойство личности
характеризующее динамику протекания
психических процессов. Высшая нервная
деятельность характеризуется различным
соотношением двух основных процессов
– возбуждения и торможения. Нервные процессы
характеризуются силой, уравновешенностью
и подвижностью. Сила нервных
процессов характеризует нервную систему
человека с точки зрения способности выдерживать
влияние раздражителей. Уравновешенность
н. п. Указывает на соотношение н. п. возбуждения
и торможения. Подвижность
определяется способностью к быстрой
смене процессов возб. И торм.
Свойства: Сензитивность- чувствительность,
Реактивность- непроизвольная реакция,
Активность- энергичность в преодолении,
Темп реакции- скорость протекания рекаций
и процессов, Пластичность – приспособление,
Регидность – противопол пласт, Экстраверсия-интроверсия
–в данный момент – прошлое и будущее
Сангвиник:
- Пониж сензитивность
- Высокая реактивность
- Высокая активность
- Уравновешенность
- Пластичность
- Экстравертированность
- Ускоренный темп реакции
Холерик
- Пониженная сензитивность
- Высокая реактивность
- Ввысокая активность
- Ускоренный темп реакции
- Регидность
- Экстраверт
- Повышенная эмоциональная возбудимость
Флегматик
- Пониженная сензитивность
- Низкая реактивность
- Высокая активность
- Регидность
- Интроверт
- Пониженная эмоциональная возбудимость
- Замедленный темп реакций
Меланхолик:
- Повышенная сензитивность
- Невысокая реактивность и активность
- Регидность
- Интроверт
- Повышенная возбудимость
- Замедленный темп реакции
- 4. ЛИЧНОСТЬ КАК ОСНОВНОЕ ПОНЯТИЕ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ. СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ «ЧЕЛОВЕК», «ИНДИВИД», «ЛИЧНОСТЬ», «ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ»
- Социально-психологические явления возникают при взаимодействии социальной среды, личности и группы. Уточним эти понятия.
- Для социально-психологического анализа личности следует четко разграничить понятия «личность», «индивид», «индивидуальность», «человек».
- Наиболее общим является понятие «человек» — биосоциальное существо, обладающее членораздельной речью, сознанием, высшими психическими функциями (абстрактно-логическое мышление, логическая память и т. д.), способное создавать орудия, пользоваться ими в процессе общественного труда. Эти специфические человеческие свойства (речь, сознание, трудовая деятельность и пр.) не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются у них прижизненно, в процессе усвоения ими культуры, созданной предшествующими поколениями. Существуют достоверные факты, которые свидетельствуют о том, что если дети с самого раннего возраста развиваются вне общества, то они остаются на уровне развития животных, у них не формируются речь, сознание, мышление, нет вертикальной походки. Никакой личный опыт человека не может привести к тому, что у него самостоятельно сложатся системы понятий. Участвуя в труде и различных формах общественной деятельности, люди развивают в себе те специфические человеческие способности, которые уже сформировались у человечества. Необходимые условия усвоения ребенком общественно-исторического опыта: 1) общение ребенка со взрослыми людьми, в ходе которого ребенок обучается адекватной деятельности, усваивает человеческую культуру; 2) чтобы овладеть теми предметами, которые являются продуктами исторического развития, необходимо осуществить по отношению к ним не любую, а такую адекватную деятельность, которая будет воспроизводить в себе существенные общественно выработанные способы деятельности человека и человечества. Усвоение общественно-исторического опыта выступает как процесс воспроизводства в свойствах ребенка исторически сложившихся свойств и способностей человеческого рода. Таким образом, развитие человечества невозможно без активной передачи новым поколениям человеческой культуры. Без общества, без усвоения общественно-исторического опыта человечества стать человеком, приобрести специфические человеческие качества невозможно, даже если человеческое существо обладает биологической полноценностью. Но, с другой стороны, не имея биологической полноценности (олигофрения), морфологических свойств, присущих человеку как биологическому виду, невозможно даже под влиянием общества, воспитания, образования достичь высших человеческих качеств.
- Жизнь и деятельность человека обусловлены единством и взаимодействием биологического и социального факторов, при ведущей роли социального фактора. Поскольку сознание, речь и пр. не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются у них прижизненно, то используют понятие «индивид» как биологический организм, носитель общих генотипических наследственных свойств биологического вида (индивидом мы рождаемся) и понятие «личность» как социально-психологическая сущность человека, формирующаяся в результате усвоения человеком общественных форм сознания и поведения, общественно-исторического опыта человечества (личностью мы становимся под влиянием жизни в обществе, воспитания, обучения, общения, взаимодействия).
- Психология учитывает, что личность — не только объект общественных отношений, не только испытывает социальные воздействия, но преломляет, преобразует их, поскольку постепенно личность начинает выступать как совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия общества. Таким образом, личность не только объект и продукт общественных отношений, но и активный субъект деятельности, общения, сознания, самосознания.
- Личность есть понятие социальное, она выражает все, что есть в человеке надприродного, исторического. Личность не врожденна, но возникает в результате культурного и социального развития.
- Особенная и не похожая на других личность в полноте ее духовных и физических свойств характеризуется понятием «индивидуальность». Индивидуальность выражается в наличии разного опыта, знаний, мнений, убеждений, в различиях характера и темперамента, индивидуальность свою мы доказываем, утверждаем.
- 22. ВЫСШИЕ ЧУВСТВА И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА. РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ И ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ САМОРЕГУЛЯЦИЯ
- Чувства - эмоциональная форма отражения социально значимых явлений. Они вызываются соответствием или отклонением тех или иных обстоятельств от параметров жизнедеятельности данного человека как личности. Если низшие, ситуативные эмоции связаны с удовлетворением биологических потребностей, то высшие эмоции - чувства связаны с личностными, социально значимыми ценностями.
- Праксические чувства - чувства, возникающие в практической деятельности. Еще Аристотель говорил, что видов чувств столько, сколько видов деятельности. Всякая деятельность связана с определенным отношением к ее цели и средствам достижения. В процессе антропогенеза у человека сформировалась потребность в труде, эмоциональное отношение не только к результатам, но и к процессу труда, ибо в нем, преодолевая препятствия, он утверждает и совершенствует себя, свои психические и физические возможности. Особенно эмоциональны те виды труда, которые связаны с творчеством, поиском нового. Эмоционально переживается умственное и физическое напряжение трудового процесса. В труде человек удовлетворяет свои потребности; в труде сформировалось его чувство радости в связи с достижением цели: Устремленность человека к значимым для него целям неизбежно сопряжена с его соответствующим эмоциональным состоянием.
- Нравственные чувства - эмоциональное отношение личности к своему поведению и поведению других людей в зависимости от его соответствия или несоответствия социальным нормам. Нравственные чувства основаны на принятом в данном обществе понимания добра и зла, долга и чести, справедливости и несправедливости. Совокупность выработанных данным обществом правил и норм поведения называется моралью. Теория этих норм и правил - этикой, а практическая их реализация - нравственностью. Нравственные чувства образуют высший механизм человеческой саморегуляции - "нравственный закон внутри нас". Поведение человека формируется и модифицируется через формирование его доминирующих нравственных чувств, его сверхсознания.
- Чувство долга - это осознание и принятие человеком социальных обязанностей. Чувство долга соотносится с чувством совести и чести.
- Совесть - способность личности к нравственному самоконтролю, критерий ее нравственного самосознания.
- Чувство чести - повышенная эмоциональная чувствительность по отношению к тем сторонам поведения, которые наиболее значимы для данного общества в целом, для отдельной социальной группы и для самой личности.
- Эстетические чувства - восприимчивость к прекрасному в окружающей предметной и социальной среде, придание прекрасному ценностного значения.
- Способность воспринимать и оценивать красоту, изящество предметов и явлений, художественное достоинство произведений искусства – один из основных показателей психической развитости индивида, его способности дифференцировать прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное.
- Интеллектуальные чувства. Радость познания - одно из самых сильных чувств, ради которых человек устремляется в космос и спускается на дно океана, рискует жизнью и отказывается от удовлетворения многих житейских потребностей.
- Возникновение и удовлетворение познавательной потребности связано с особыми психическими состояниями, интеллектуальными чувствами - любопытством и любознательностью.
- Любопытство - направленность сознания на с<span class="List_0020Paragraph__Char" style=" font-family: 'Times New Roman', 'Arial';
font-s