Психология личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 08:29, контрольная работа

Краткое описание

Личность выступает объектом целого ряда наук и, являясь сложным, многогранным социальным явлением, требует к себе комплексного междисциплинарного подхода (философско-социологического, социально-психологического и т.п.). Психология изучает человека с точки зрения его психической, духовной жизнедеятельности.
В широком плане личность человека является интегральной целостностью биогенных, социогенных и психогенных элементов.

Содержание

Введение 3
1. Понятие и структура личности 5
1.1 Понятие личности 5
1.2 Структура личности 9
1.3 Психологическая структура личности: соотношение биологического и социального. 12
2. Психология личности 14
Заключение 17
Список литературы 18

Вложенные файлы: 1 файл

заказ 1 Психология личности.doc

— 91.50 Кб (Скачать файл)

Б.Г. Ананьев считает, что в структуру личности входят такие свойства:

  • определенный комплекс коррелируемых свойств индивида (возрастно-половых, нейродинамических, конституционно-биохимических);
  • динамика психофизиологических функций и структура органических потребностей, также относимых к индивидным свойствам. Высшая интеграция индивидных свойств представлена в темпераменте и задатках;
  • статус и социальные функции-роли;
  • мотивация поведения и ценностные ориентации;
  • структура и динамика отношений.

 

1.3 Психологическая структура  личности: соотношение биологического  и социального.

 

На земле нет двух одинаковых личностей, каждая личность имеет свою структуру. Однако есть много общего, что позволяет выделить структуру личности вообще, которая состоит из четырех сторон:

1. Блок психических  явлений (мотивационный) —направленность (устойчивая система мотивов): влечения, желания, стремления, интересы, идеалы, мировоззрение, убеждения, потребности);

2. Опыт  личности — обретение  человеком общественного опыта (социализация). Этот опыт включает необходимые для его жизнедеятельности знания, умения, навыки:

V знания — система  научных понятий о закономерностях природы, общества, становления и развития человека и его сознания;

V умения — способность человека на основе знаний и  навыков продуктивно, качественно и своевременно выполнять работу в новых условиях;

V навыки  —  автоматизированные  компоненты  целенаправленной

сознательной деятельности;

3. Блок регулирования поведения личности  (система  самоконтроля)

включает формы психических познавательных процессов, в частности: индивидуальные особенности ощущений, восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, воображения, мышления, речи;

4. Биологически обусловленные свойства и качества личности:

V антропологические признаки  — расовые, половые, возрастные и др.;

V физические особенности  — размеры тела  и  его   структурно-механические свойства;

V внешняя анатомия тела;

V функционально-анатомические  особенности;

V биохимические особенности  и патологии выделенных элементов;

V свойства и типы  темперамента.

Производными от этих основных подструктур являются:

Характер – это:

V совокупность основных, отличительных свойства человека,  проявляющихся в особенностях его поведения и отношения к окружающей действительности;

V целостное образование личности, определяющее особенности его деятельности и поведения.

Способности – психическое  свойство личности, являющееся  условием  успешного выполнения определенных видов деятельности.

 

2. Психология личности

Психология личности — раздел психологии, который изучает личность человека и процессы на нее влияющие, и вызывает много споров. Например, современная психология не дает единого определения личности. Но, многие специалисты сходятся к тому, что личность — не что иное, как совокупность черт, которые определяют мысли, чувства и поведение человека. Причем, одни черты мы приобретаем, другие — заложены с рождения, например, темперамент.

Приобретаемые личностью  черты позволяют человеку меняться, адаптируясь к обстоятельствам  жизни и происходящему вокруг. И чем больше вы меняетесь, совершенствуя  себя, тем лучше.

Вы слышали выражения  «темная личность», «сомнительная  личность», «странная личность»? Это  попытка охарактеризовать направленность личности — систему убеждений, интересов  и потребностей, которая определяет все поведение человека.

От направленности личности зависит то, как человек идет по жизни, достигает успеха или нет. Впрочем, в психологии личности, как и в жизни, все сложнее, чем представляется, ведь личность — подобно алмазу имеет множество граней.

Вы задумывались над  тем, почему слово «личность», произошло от слова «личина»? Не потому ли, что человек выполняет различные социальные роли, в зависимости от того, где находится и с кем общается. Семья, работа, сверстники, незнакомые люди — любые связи дают человеку повод одеть социальную «личину» и играть роль. Один человек — одна личность — множество ролей. Вы можете быть требовательным родителем, отстаивающим свое мнение, в то время, как полчаса назад были бесхребетным подчиненным, не умеющим возразить начальству. То, как вы относитесь к себе, выражается в уровне самоуважения, уровне притязаний, требованиям к окружающим и в том, каковы вы в социальных ролях.

На вашу жизнь и  роли в ней оказывают влияние  способности, мотивация, характер, темперамент, волевые качества и другие стороны  вашей личности. Так, ваши способности — ключ к успеху в делах. Если нет способностей к музыке, выдающимся музыкантом не станешь. Ваш характер и вложенные родителями ценности «подминают» под себя все поступки по отношению к окружающим и к самому себе. Темперамент и эмоции влияют на взаимоотношения с другими людьми и определяют реакции на то, что происходит вокруг вас. Мотивация и волевые качества помогают достигнуть цели, равно как их отсутствие — сводит все старания к нулю. 

И если, верить большинству  психологов, которые утверждают, что личностью не рождаются, а становятся — только от вас зависит, сможете ли вы сыграть в жизни роль преуспевающего человека.

В психологии личности выделяют субъективное «Я» — то, как человек  представляет себя и отраженное «Я»  — то, как человек представляет себя на основе представлений окружающих.

У римлян слово «персона» (личина) употреблялось обязательно  с указанием определенной социальной функции роли (личность отца, личность царя, личность судьи). Таким образом, личность по первоначальному значению – это определенная социальная роль или функция человека.

Сегодня психология трактует личность как социально-психологическое  образование, которое формируется  благодаря жизни человека в обществе. Человек как общественное существо приобретает новые (личностные) качества, когда вступает в отношения с другими людьми и эти отношения становятся «образующими» его личность. У индивида в момент рождения еще нет этих приобретаемых (личностных) качеств.

Поскольку личность чаще всего определяют как человека в  совокупности его социальных, приобретенных качеств, это значит, что к числу личностных не относятся такие особенности человека, которые природно обусловлены и не зависят от его жизни в обществе. К числу личностных не относятся психологические качества человека, характеризующие его познавательные процессы или индивидуальный стиль деятельности, за исключением тех, которые проявляются в отношениях к людям в обществе. В это понятие обычно включают такие свойства, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей черты и поступки.

По определению отечественного психолога Р.С. Немова, личность –  это человек, взятый в системе  таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми и определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.

Наряду с понятием «личность» употребляются термины  «человек», «индивид», «индивидуальность». Содержательно эти понятия переплетены между собой. Анализ каждого из этих понятий, их соотношение с понятием «личность» позволит более полно раскрыть последнее.

 

Заключение

 

Личностью - социальной единицей, субъектом, носителем социально - человеческой деятельности - ребенок станет лишь там и тогда, где и когда сам начнет эту деятельность совершать. На первых порах с помощью взрослого, а затем и без нее.

Личность и возникает  тогда, когда индивид начинает самостоятельно, как субъект, осуществлять внешнюю деятельность по нормам и эталонам, за данным ему извне - той культурой, в лоне которой он просыпается к человеческой жизни, к человеческой деятельности. Пока же человеческая деятельность обращена на него, а он остается ее объектом, индивидуальность, которой он, разумеется, уже обладает, не есть еще человеческая индивидуальность.

Поэтому - то личность и  есть лишь там, где есть свобода. Свобода  подлинная, а не мнимая, свобода действительного  развертывания человека в реальных делах, во взаимоотношениях с другими людьми, а не в самомнении, не в удовольствии ощущения своей мнимой неповторимости.

Хотите, чтобы человек  стал личностью? Тогда поставьте  его с самого начала - с детства - в такие взаимоотношения с  другим человеком, внутри которых он не только мог бы, но и вынужден был стать личностью.

 

Список литературы

 

1. Зазыкин В.Г. Основы психологии проницательности. М., : Тривола, 1997 г.

2. Ильенков Э.В. Что такое личность? – М.,1991

3. К. Маркс и Ф. Энгельс. О воспитании и образовании. В 2-х томах. \ Под редакцией В.Н. Столетова. М., «Педагогика», 1978 г.

4. Общая психология. Курс лекций для I ступени педагогического образования. \ Под редакцией Е.И. Рогова. М., Гуманитарный издательский центр Владос, 1998 г.

5. Общая психология: Учеб. пособие для студентов пед. институтов / Под ред. В.В. Богословского и др. – М.: Просвещение, 1981.

6. Психология и педагогика. Учебное пособие для вузов. \Составитель А.А. Радугин. М., Издательство «Центр», 1997 г.

7. Психология и педагогика: Учеб. пособие / Под ред. В.М Николаенко. – М.: ИФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 1998.

8. Психология и педагогика в деятельности сотрудников ОВД: курс  лекций. Воронеж: Воронежская высшая школа МВД России, 1998. – 88с.

9. Сердюк С.Ф., Дровникова И.Г. Дудкина Е.И.

10. Хьелл Д., Зиглер Д. Теории личности – М.1997




Информация о работе Психология личности