Психология личности Боубли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 17:56, контрольная работа

Краткое описание

Работы Боулби широко знакомы психологам всего мира, а сам он вместе со своей соратницей из США Мэри Эйнсворт считается родоначальником целого направления современной психологии – психологии привязанности. Около пятидесяти лет назад работы Боулби привели к серьезному пересмотру психоаналитических представлений о природе связи матери и ребенка, которые долгое время господствовали в психологии. Они по-новому раскрыли значение этой связи для развития личности ребенка и роль ее нарушений в раннем детстве, например, из-за эмоциональной депривации, разлуки или сиротства.

Содержание

Введение…………………………………………………………………...3
1 Теория посттравматического стрессового расстройства………..4
2 Проблемы привязанности в теории Джона Боулби……………...11
3 Общая характеристика переживания детьми горя…………..…..21
Заключение……………………………………………………………….25
Список использованной литературы…………………………………...26

Вложенные файлы: 1 файл

Психология личности Боубли.docx

— 48.67 Кб (Скачать файл)

Детскому горю легко помешать. Иногда детям, например, стыдно плакать. Им мешает также неправильное руководство взрослых, которые говорят: «Будь храбрым», «Будь мужчиной», «Будь хорошей спокойной девочкой» или «Не будь плаксой». Дети часто послушно следуют этим указаниям и подавляют свое горе в ущерб себе. Горе – это поведение, которому обучаются. Слова и действия взрослых учат ребенка, как принимать горе, так же как и другому жизненному опыту.

Детей всех возрастов надо поощрять участвовать в ритуалах, обычаях и любых формах траура, принятых в семье, если дети хотят этого сами. Это – возможность узнать о смерти, к тому же это время сближения семьи. Однако никогда не следует заставлять детей присоединяться к каким-то траурным процедурам помимо их воли.

Дж. Боулби описывает три фазы детского горя, сходные с тремя фазами траура у взрослых. Первая фаза носит название фаза протеста, когда ребенок отвергает и сопротивляется идее смерти и потери. Вторая фаза – фаза дезорганизации, в течение которой ребенок постепенно осознает, что потерянный близкий никогда не вернется. Третья фаза – фаза реорганизации, когда происходит процесс принятия потери и окончательное прощание. В это время дети вновь возвращаются к жизни, хотя все еще расстраиваются при столкновении с чем-то, что им напоминает о горе. Дети горюют более короткое время, чем взрослые, если их горю не мешают.

В поведении горюющего ребенка могут появиться признаки регресса. После потери у детей могут возникать поведенческие реакции, свойственные более раннему возрасту: энурез, сосание пальца, капризы, цепляние за взрослых. Такой регресс обычно явление временное. Разрешение со стороны взрослых на выражение горя предотвратит закрепление этих симптомов на длительное время.

Непродуктивноегоревание у детей характеризуется явным отрицанием, болезненными размышлениями о потере через месяцы после случившегося события, личностными изменениями. Если ребенок навязчиво занят фантазиями о воссоединении сумершим или через месяцы отказывается принять, что любимый человек действительно умер, это означает, что он не смог успешно справиться с горем. Депрессию нужно воспринимать очень серьезно, когда дело касается детей. Симптомы депрессии у детей могут выражаться в отдалении, апатии, эпизодических желудочных или головных болях психосоматического характера, ночных кошмарах, отказе от друзей в результате агрессивности или ухода в себя.

Выражение «Дети быстро забывают» часто можно услышать в семейных беседах. К этому высказыванию взрослые склонны прибегать тогда, когда боятся встретиться с детьми, потерявшими близких, и поддержать их. Но в реальности детский опыт переживания горя практически в точности повторяет переживание горя взрослыми. Однако реакции детей проявляются иначе и часто отличаются от тех, которые ожидают от них взрослые. Поэтому, считая, что дети не переживают так сильно, как взрослые, мы исходим из нашего взрослого опыта. Мысль о том, что дети, потерявшие близких, испытывают точно такие же эмоциональные потрясения, как и мы, взрослые, приводит нас к беспомощности и неадекватности в отношениях с детьми и становится для нас тяжелой ношей.

Заключение

Посттравматическое стрессовое расстройство – наиболее часто встречающаяся форма расстройств у жертв экстремальных событий, которая наиболее тяжело поддается лечению и коррекции. Проявляется психологическими, социальными и соматическими изменениями. Посттравматическое стрессовое расстройство возникает вслед за травмирующими событиями, выходящими за рамки нормального человеческого опыта. Эти события должны быть настолько травмирующими, что оказались бы серьезным потрясением для любого человека.

Боулби вполне отчетливо понимал не только сильные стороны, но и ограниченность созданной им теории. Его труд завершается многозначительным признанием, что «наименее изученной стадией человеческого развития остается та, на которой ребенок приобретает все свои специфически человеческие качества. Здесь перед нами открывается целый континент, который еще только предстоит завоевать». Эти слова, написанные Боулби почти пятьдесят лет назад, не утратили своей злободневности и сегодня. Теперь они воспринимаются как призыв к содержательному соотнесению и, образно выражаясь, «стыковке» культурно-исторического и эволюционного подходов в исследовании конкретных феноменов детского развития, в том числе привязанности. Существует необходимость в создании современных теорий более высокого уровня, которые бы реально синтезировали достижения своих предшественников и преодолевали их противоречия.

Как для взрослых, так и для детей горе является индивидуальным опытом, однако существует несколько общих для всех возрастных категорий выражений горя. То, как ребенок реагирует на случившуюся беду, объясняется не только его личностными особенностями, но и его возрастом. Само горе – длительный процесс, ребенок постепенно преодолевает его, развиваясь в психологическом и познавательном плане.

Список использованной литературы

 

 

  • Боулби, Д. Привязанность / Д. Боулби. – М.: Гардарики, 2003. – 477 с.
  • Боулби, Д. Создание и разрушение эмоциональных связей  / Д. Боулби. – М.: Академический проект, 2006. – 238 с.
  • Гальперин,  П.Я. Введение в психологию / П.Я. Гальперин. – М.: Издательство МГУ, 1976. –  152 с.
  • Мухамедрахимов, Р.Ж. Мать и младенец: психологическое взаимодействие / Р.Ж. Мухамедрахимов. – СПб.: Речь, 2003. – 285 с.
  • Пархомович, В.Б. Психологическая помощь лицам с посттравматическим стрессовым расстройством / В.Б. Пархомович. – Мн.: БГПУ, 2006. – 60 с.
  • Пергаменщик, Л.А. Кризисная психология / Л.А. Пергаменщик. – Мн.: Вышэйшая школа, 2004. – 239 с.
  • Пергаменщик, Л.А. Посттравматический стресс: понять и преодолеть / Л.А. Пергаменщик. –  Мн.: БГПУ, 2008. – 138 с.
  • Пушкарев, А.Л. Посттравматическое стрессовое расстройство: диагностика, психофармакотерапия, психотерапия / А.Л. Пушкарев. –  М.: Издательство Института психотерапии, 2000. – 112 с.
  • Трубицына, Л.В. Процесс травмы / Л.В. Трубицына. – М.: Смысл, 2012. – 221 с.
  • Фрейд, З. Психологические сочинения / З. Фрейд. – М.: СТД, 2006. – 336 с.

 

 

 

 

 


Информация о работе Психология личности Боубли