Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2014 в 23:13, реферат
Краткое описание
Развиваясь вне человеческого общества, существо, обладающее человеческим мозгом, никогда не станет даже подобием личности. Большинство психологов полагает, что человек личностью не рождается, а становится. Однако в современной психологии нет единой теории формирования и развития личности. Рассмотрим кратко некоторые из них.
Содержание
Введение. 1. Соотношение понятий “человек”, “индивид”, “индивидуальность”, “личность”. Общее и индивидуальное в психике человека. Проблема личности в отечественной и зарубежной психологии. 2. Психологическая структура личности: соотношение биологического и социального. 3. Активность личности. Связь личности с деятельностью. Формирование и развитие личности. Заключение. Литература.
Труд основной вид деятельности
и его результатом является создание общественно-полезного
продукта (заводская и с/х продукция, написанная
книга, музыка и т.д.)
Творческая деятельность – ее результатом является создание
нового оригинального продукта высокой
общественной ценности (техническое изобретение,
создание нового музыкального или художественного
произведения, выведение новых сортов
и т.д.)
Она требует наличия способностей, глубоких
знаний, большого интереса к делу, но главным
образом – напряженный труд, настойчивость
и упорство в преодолении препятствий.
Ошибочно мнение, что талантливому человеку
все достается без труда. Наоборот многие
талантливые люди подчеркивали, что дело
не столько в способностях, сколько в труде
(Чайковский, Толстой, Репин и др.).
“Вдохновение – это такая гостья, которая
не любит посещать ленивых”.Чайковский.
Учение - деятельность, направленная
на приобретение знаний, умений, и навыков,
необходимых для широкого образования
и последующей трудовой деятельности.
Учение дает полезный продукт лишь на
производственной практике, при обучении
профессии.
Игра не дает общественно значимого
продукта.
Различны и мотивы этих видов деятельности:
Мотивом труда является осознание общественной
необходимости.
Игра мотивированна интересом.
Различны и организация этих видов деятельности.
Труд и учение осуществляются в специально
организованной форме, т.е. в определенное
время и в определенном месте.
Игра связана со свободной организацией,
ребенок играет в отведенное для этого
время как хочет и сколько хочет.
Человеку почти в любом возрасте свойственны
все три вида деятельности, но в разные
периоды жизни они имеют разное значение.
С точки зрения структуры различают цели
и мотивы деятельности:
Цель – то ради чего действует человек.
Мотив – то почему, он так действует.
Составную часть или отдельный акт деятельности
называют действием. Они состоят из движений
Например: пошить пальто – деятельность,
которая складывается из отдельных действий
(снятие мерок, раскрой, сметывание, примерка
и т.д.) все эти действия состоят из отдельных
движений, которые диктуются сигналами
из окружающего мира.
Действия бывают вполне осознанными
и не вполне осознанными, когда недостаточно
осознана цель, последовательность движений
и контроль. Такие мало осознанные действия
производятся под влиянием сильных чувств
и называют импульсивными.
Различают практические и умственные
действия. Они тесно связаны между содой.
Интерес – избирательное отношение
личности к объекту, в силу его эмоциональной
привлекательности.
Бывают разные виды интересов:
Материальные – стремление к жилищным условиям, удобствам, гастрономическим изделиям, одежде и т.д. Эти интересы могут перерастать в уродливые формы стяжательства (накопительства), типичный пример - Плюшкин.
Духовные – характеризуют высокий уровень
развития личности. Это, прежде всего познавательные
интересы.
Непосредственный – интерес к самому
процессу деятельности: процессу познавания,
труда, творчества.
Опосредованный – интерес к результатам
деятельности. Например: к приобретению
профессии, служебному и общественному
положению или материальным результатам
труда.
Пассивный - интерес созерцательный,
когда человек ограничивается наблюдением
интересующего объекта (футбол, хоккей
по TV).
Активный – интерес действенный, когда
человек действует, овладевая объектом
интереса (играет в футбол, хоккей).
В зависимости от широты и глубины интереса,
находится уровень развития личности.
К основным факторам формирования личности
относятся:
Среда — важнейший фактор социализации
человека и его становления. Среда — это
окружение, условия, обстоятельства, в
которых растет, живет и работает человек.
Выделяют:
Микросреду — контактное, т.е. непосредственное
окружение человека (родители, воспитатели,
родственники, школа, “улица” и т.п.);
социальную среду — конкретные общественные
отношения, традиции, нравственные и правовые
устои, при которых рождается и живет человек;
наследственность — генетическая передача определенных качеств и свойств личности от поколения к поколению;
Обучение, воспитание, образование;
Степень адекватности включения
человека в трудовую деятельность.
Можно иметь хорошую наследственность,
находиться в благоприятной среде, получить
квалифицированных учителей, но оставаться
при этом умной ненужностью. Только в процессе
трудовой деятельности происходит становление
и развитие личности.
Заключение.
Проблема личности - проблема необъятная,
значимая и сложная, охватывающая огромное
поле исследований. Понятие личности относится
к числу сложнейших в человекознании.
До сих пор ещё не сложилось достаточно
обоснованного и общепринятого определения
многозначность содержания этого понятия
обусловлена многоаспектностью проявлений
личности, многообразием её становления
и развития. Но конституирующий характеристикой
личности человека является его субъективность.
Взгляд на личностное в человеке как проявление
его субъективности не является прерогативой
философской мысли. Такое представление
о личности в психологии, социологии, педагогике;
литература. Искусство, политика, да и
сам язык обыденной жизни наделяют личность
силой активности. Кто не активен. Тот
обезличен. В этом сходятся научные и интуитивные
концепции личности в сознании людей.
“То чего не достаёт рабу, - писал Гегель-
это признания его личности; принцип же
личности есть всеобщность. Господин рассматривает
раба не как личность, а как не обладающую
самостоятельностью вещь, сам раб не числится
“Я”, его “ Я” есть господин”.
Личность есть господин самого себя,
- такова максима ценностного осмысления
феномена личности в культуре.
Литература.
Ильенков Э.В. Что такое личность? – М.,1991
Сердюк С.Ф., Дровникова И.Г. Дудкина Е.И. Психология и педагогика в деятельности сотрудников ОВД: курс лекций. Воронеж: Воронежская высшая школа МВД России, 1998. – 88с.
Хьелл Д., Зиглер Д. Теории личности – М.1997
Психология и педагогика. Учебное пособие
для вузов. Радугин А.А. Москва,1997. – 256с.