Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июля 2014 в 09:29, контрольная работа
Под малой группой понимается немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов.
Проблема малой группы является наиболее традиционной и хорошо разработанной проблемой социальной психологии. Интерес к исследованию малых групп возник очень давно, по существу немедленно вслед за тем, как начала обсуждаться проблема взаимоотношения общества и личности и, в частности, вопрос о взаимоотношении личности и среды ее формирования.
Введение
1. Социальная фасилитация и социальная ингибиция
2. Эффект принадлежности к группе
3. Эффект социальной лени
4. Эффект синергии
5. Эффект группомыслия
Заключение
Список литературы
3
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФГБОУ ВПО УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЛЕСОТЕХНИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра истории и социально-психологических дисциплин
Дисциплина «Психология социального взаимодействия»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
«Психология малых групп.
Групповые эффекты: социальная фасилитация,
социальная ингибиция, эффект принадлежности
к группе, эффект социальной лени, эффект синергии,
эффект группомыслия»
Направление подготовки 270800.62 «Строительство»
Заочная форма обучения
Екатеринбург
2014г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Заключение
Список литературы
3
4
5
6
7
7
9
10
Введение
Под малой группой понимается немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов.
Проблема малой группы является наиболее традиционной и хорошо разработанной проблемой социальной психологии. Интерес к исследованию малых групп возник очень давно, по существу немедленно вслед за тем, как начала обсуждаться проблема взаимоотношения общества и личности и, в частности, вопрос о взаимоотношении личности и среды ее формирования. Малая группа - та первичная среда, в которой личность совершает свои первые шаги и продолжает далее свой путь развития. Очевидным является тот простой факт, что с первых дней своей жизни человек связан с определенными малыми группами, причем не просто испытывает на себе их влияние, но только в них и через них получает первую информацию о внешнем мире и в дальнейшем организует свою деятельность.
В нашем мире насчитывается не только 5,4 миллиарда отдельных индивидуумов, но также 200 национально-государственных образований, 4 миллиона общин в различных населенных пунктах, 20 миллионов экономических организаций и сотни миллионов других формальных и неформальных групп, будь то семья, церковная паства, собрание жильцов или свидание влюбленных. Иногда группа - это просто люди, которые находятся рядом. Воздействие групп нередко бывает и более впечатляющим, что приводит к взаимному обогащению сторон.
В самых ранних исследованиях, а они были проведены в США в 20-е гг. XX века, выяснялся вопрос о том, действует ли индивид в одиночку лучше, чем в присутствии других, или, напротив, факт присутствия других стимулирует эффективность деятельности каждого. Акцент делался именно на факте простого присутствия других, а в самой группе изучалось не взаимодействие (интеракция) ее членов, а факт их одновременного действия рядом (коакция).
Результаты исследования таких «коактных» групп показали, что в присутствии других людей возрастает скорость, но ухудшается качество действий индивида (даже если условиями эксперимента снимался момент соперничества). Эти результаты были интерпретированы как возникновение эффекта возрастающей сенсорной стимуляции, когда на продуктивность деятельности индивида оказывали влияние сам вид и «звучание» других людей, работающих рядом над той же самой задачей. Этот эффект получил название эффекта социальной фасилитации, сущность которого сводится к тому, что присутствие других облегчает действия одного, способствует им. В ряде экспериментов было, правда, показано наличие и противоположного эффекта — известного сдерживания, торможения действий индивида под влиянием присутствия других, что получило название эффекта социальной ингибиции.
Роберту Зайенсу удалось согласовать эти результаты друг с другом, опираясь на хорошо известный из экспериментальной психологии принцип: возбуждение усиливает доминирующую реакцию. Поскольку присутствие других людей действует возбуждающе, присутствие наблюдателей или содеятелей благотворно сказывается на решении простых задач (в которых доминирует правильный ответ) и мешает решению сложных задач (в которых доминирует ответ неправильный).
Эксперименты позволяют предположить, что возбуждение частично проистекает из «боязни оценки» (обеспокоенность тем, как нас оценивают другие), а частично вызвано конфликтом между отвлечением внимания на других и необходимостью концентрации его на самой задаче (например, порождение социальной фасилитации взрывами смеха).
Другие эксперименты, позволяют предположить, что присутствие других может оказаться в какой-то степени возбуждающим, даже когда нас не оценивают и наше внимание ничем не отвлекается. Если говорить о животных, то эффект усиления реакции наводит на мысль о наличии врожденного механизма социального возбуждения, присущего большинству животных.
Если говорить о человеке, то большинство из тех, кто бегает трусцой, отмечают особый прилив сил, когда они бегут вместе с кем-то еще, даже если эти партнеры по бегу не соперничают с ними и не оценивают их.
Проявление и степень выраженности феномена "фасилитация - ингибиция" зависит от целого ряда факторов. С собственно социально-психологической точки зрения, особый интерес в этой связи представляет влияние уровня группового развития. Как показывает практика, в группах высокого уровня социально-психологического типа развития, присутствие других и взаимодействие с ними оказывает отчетливо выраженное фасилитирующее влияния в процессе и сложной интеллектуальной деятельности. Особенно ярко это проявляется при работе над проблемными задачами, не имеющими не только очевидного, но и "единственно верного" решения и требующими креативного подхода. Более того, как показывают последние исследования в области психологии менеджмента, в современных условиях наличие полноценной команды является не только полезным, но часто и совершенно необходимым условием поиска эффективных решений такого рода задач. Правда, в данном случае, в ситуации высокоразвитой общности ее можно рассматривать в качестве психологически целостного, пусть и коллективного, но субъекта. В этой связи в профессиональном сленге социальных психологов-практиков, специализирующихся в сфере организационного консультирования, под фасилитацией зачастую понимается повышение эффективности деятельности малой группы под воздействием курирующего ее тренера-консультанта, а сам он нередко называется фасилитатором групповых процессов или просто фасилитатором.
Эффект принадлежности к группе. Это один из основных базисных групповых эффектов. В истории социальной психологии различные ученые изучали этот эффект и обозначали его разными определениями.
Сначала XX века в социальных науках властвовали теории инстинктов общественного поведения. Британский психолог М. Дауго – в 1908 году выделяет посреди других инстинктов чувство принадлежности к массе людей. Другой британский психолог В. Троттер в 1916 году пробовал разъяснить все психологические феномены стадным инстинктом и осознавал его как нечто первичное, как склонность всех однородных животных созданий к объединению. В это время итальянский социолог В. Парето обозначал инстинкт всепостоянства, как потребность в принадлежности к социальной группе.
Потом З.Фрейд в книжке «Психология
масс и анализ людского «Я»» вводит понятие
«идентификация» определяя ее как механизм
чувственной привязанности к другим людям.
В 30-х годах Э. Мейо в собственных Хоторнских
исследовательских работах экспериментально
подтвердил наличие у людей потребности
в принадлежности к группе, которую он
именовал чувством «социобильности».
В предстоящем в 60-х годах основоположник
гуманистической психологии А. Маслоу
посреди потребностей также выделил потребность
в принадлежности к группе и считал, что
грпповая принадлежность является доминирующей
целью человека.
Г Меррей обозначил эту потребность термином
«аффилиация».
Английские психологи Г. Тежфел и Дж. Тернер в конце 70-х годов изучали процесс понимания индивидумом принадлежности к группе, обозначив его термином «групповая идентификация». Они сделали теорию социальной идентичности, главные положения которой, заключаются в последующем:
- человек, отождествляя себя с какой-нибудь группой, стремится оценить ее положительно, поднимая таким образом статус группы и свою самооценку;
- когнитивный компонент групповой идентификации состоит в понимании человеком принадлежности к группе и достигается методом сопоставления собственной группы с другими группами по ряду важных признаков. Таким образом, в базе групповой идентичности лежат когнитивные процессы познания (категоризации) окружающего общественного мира;
- чувственный компонент групповой идентичности неразрывно связан с когнитивным компонентом. Чувственная сторона идентичности заключается в переживании собственной принадлежности к группе в форме разных эмоций -любви либо ненависти, гордости либо стыда;
- поведенческий компонент проявляется тогда, когда человек начинает реагировать на других людей с позиций собственного группового членства, а не с позиций отдельной личности с того момента, когда различия меж собственной и чужими группами становятся видными и важными для него.
Итак, в сути групповая идентичность является диспозиционным образованием, другими словами установкой на принадлежность к определенной группе. Установка состоит из 3-х компонентов – когнитивного, чувственного и поведенческого и регулирует поведение человека в группе.
Французский психолог С. Московичи предложил догадку о том, что сознание человека строится как идентификационная матрица, в базе которой лежат огромное количество групповых идентичностей. Делая упор на идеи С. Московичи, можно поделить групповые идентичности на три группы:
- конкретные природные идентичности – человек, пол, возраст;
- конкретные социальные идентичности – национальность, религия, культура, подкультура, гражданство, профессия;
- личные идентичности – ролевые свойства, самооценка личных черт и достижений и пр.
В определенное время зависимо от сложившихся событий одна из идентичностей становится ведущей, доминирующей и структурирует идентификационную иерархию. Человек принимает, систематизирует мир вокруг нас, отбирая нужную информацию, принимая решения и совершая поступки в согласовании с доминирующей на этот момент идентификацией. Эта идентификация значит своеобразную призму, через которую человек принимает мир вокруг нас. Она же определяет характеристики сравнения своей группы с другими группами и человек реагирует на мир и окружающих людей с позиций собственной групповой принадлежности.
При изменении событий (наружных либо внутренних) мест доминирующей занимает другая идентификация, строится новенькая иерархия в сознании субъекта, восприятие мира вокруг нас и поведение человека меняются. Стоит отметить, что перестройка неких идентификационных иерархий может происходить достаточно нередко. К примеру, на работе преобладают профессиональны идентификации, дома - семейно-ролевые, в разговоре с друзьями половые и возрастные, в разговоре с представителями других государств культурно-этнические, культурные, религиозные и пр. Таким образом группа, в которой на этот момент находится человек, предназначает идентификационную иерархию.
По мере увеличения количества членов в группе происходит уменьшение среднего индивидуального вклада в общегрупповую работу. Открыл данный эффект ученик В. Мёде Макс Рингельман. Он обнаружил, что коллективная работоспособность группы не превышает половины от суммы работоспособности ее членов, то есть члены группы фактически менее мотивированы и прилагают меньше усилий при выполнении совместных действий, чем при выполнении индивидуальных действий. М. Рингельман экспериментировал с поднятием тяжестей группой и отдельными людьми. Оказалось, что если продуктивность одного человека принять за сто процентов, то двое вместе в среднем поднимут вес, который не в два раза больше, а составляет лишь 93% суммарного веса, поднятого двумя отдельно работающими людьми. «Коэффициент полезного действия» группы из трех человек окажется равным 85%, а из восьми человек - только 49%. М. Рингельман предложил формулу для определения среднего индивидуального вклада участников в группах разной величины:
С= 100-7 (К-1),
где С - средний индивидуальный вклад участников, К - количество членов группы.
Этот феномен получил название «социальной лени». Это тенденция людей прилагать меньше усилий в том случае, когда они объединяют свои усилия ради общей цели, нежели в случае индивидуальной ответственности. Эффект «социальной лени» подробно исследовали Б. Латайне, К. Уильяме, Ст. Харкинс, Дж. Суини и др. Так, например, Дж. Суини обнаружил, что испытуемые крутили педали велотренажера более интенсивно, если думали, что важны их индивидуальные результаты, а не результаты всей группы. Ст. Харкинс описал результаты эксперимента, в котором его участники производили в три раза меньше шума, если верили, что с ними кричат и хлопают пятеро других людей (глаза и уши участников эксперимента были завязаны), чем в предполагаемом одиночестве.
Бибб Латайне в 1979 году описал феномен невмешивающегося свидетеля. Проведя серию разнообразных экспериментов он доказал, что само число свидетелей трагического происшествия препятствует оказанию помощи со стороны кого-либо из них. Жертва несчастно случая с меньшей вероятностью дождется помощи, если за ее страданиями наблюдает большое число людей. Обнаружена закономерность - вероятность получения помощи выше, когда человек находится в малой группе, и гораздо ниже, если он находится в окружении большого числа людей.
Информация о работе Психология малых групп. Групповые эффекты