Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 14:38, реферат
Цель работы изучить психологию манипуляции личностью в процессе управления, определить особенности манипулирования в соотношении руководитель-подчиненный.
Основная задача рассмотреть положительные и отрицательные стороны манипулирования личностью, социальное воздействие и условия успешной манипуляции, а также рассмотреть теоретические основы управления и манипулирования.
ВВЕДЕНИЕ
Проблемы управления персоналом
и закономерности управленческой деятельности
являлись предметом исследования ученых
в течение всего ХХ века и являются жизненно
актуальными и в настоящее время. Современные
методы управления подразделяются на
три основные группы: экономические, организационно-
Манипуляцию определяют по разному. К примеру, Е.В. Сидоренко дает определение: «Манипуляция - это преднамеренное и скрытое побуждение другого человека к переживанию определенных состояний, принятию решений и побуждению действий, необходимых для достижения инициатором своих собственных целей.» Е.Л. Доценко считает, что манипуляция - это вид психологического воздействия, искусное исполнение которого ведет к скрытому возбуждению у другого человека намерений, не совпадающих с его актуально существующими желаниями. Он же дает метафорическое определение: «Манипуляция - это действия, направленные на «прибирание к рукам» другого человека, помыкание им, производимые настолько искусно, что у того создается впечатление, будто он самостоятельно управляет своим поведением».
Посредством общения человек взаимодействует с разными людьми, в разных средах, в том числе и в производственной. В общении происходит всесторонний обмен деятельностью и ее результатами, выполняются цели, формируются общие установки и настроения, вырабатываются привычки и традиции, формируется стиль поведения. Формы общения многообразны. Специфической формой является управленческое общение. В процессе управленческого общения осуществляется взаимодействие руководителя с людьми, происходит обмен информацией, в целях согласования и изменения их действий в определенном направлении. Данный вид общения является условием организации производства и достижения целей.
Цель моей работы изучить психологию манипуляции личностью в процессе управления, определить особенности манипулирования в соотношении руководитель-подчиненный.
Основная задача рассмотреть положительные и отрицательные стороны манипулирования личностью, социальное воздействие и условия успешной манипуляции, а также рассмотреть теоретические основы управления и манипулирования.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ И МАНИПУЛИРОВАНИЯ
В психологии существует понятие межличностной аттракции - возникновение при восприятии индивида индивидом взаимной привлекательности, понимание и принятие друг друга во взаимодействии, когда не только согласуются действия, но и устанавливаются положительные взаимоотношения. Теории приемов аттракции весьма многообразны. Одни из них предусматривают преимущественно ее индивидуальные, внутренние предпосылки, другие основаны на механизмах общения, третьи - на стадии его развития, четвертые - на конечном результате. Изучение межличностной аттракции является важной областью исследований в социальной психологии. Руководитель, вызывающий к себе чувство симпатии и доверия, получает возможность более эффективно организовывать людей для достижения результатов. Одним из основных компонентов технологии управления, на мой взгляд, является аттракция. Поскольку именно этот компонент «скрытого» управления имеет целью не только вызвать расположение, привлечь к себе адресата, но и удержать его внимание. В связи с ростом самосознания и образованности работников хуже, чем раньше, «работают» грубые методы управления ими: приказ, окрик, открытое давление и принуждение. Более мягкие методы, в частности, скрытое управление, дают лучший эффект. Сокрытие самого факта понуждения к действию позволяет не принижать достоинство человека, снять лишнее напряжение в отношениях, мешающее работе.
Как человек, как личность, как индивидуальность подчиненный может ни в чем не уступать руководителю, а нередко и превосходить. Поэтому и вдумчивые руководители, и подчиненные в принципе заинтересованы в более мягких методах управления, щадящих самолюбие подчиненного. Скрытое управление для них предпочтительнее, чем прямое принуждение.
Манипуляция - это частный случай скрытого управления, отличающийся тем, что оно совершается заведомо против воли адресата воздействия и наносит ему ущерб (материальный, моральный или психологический).
Можно назвать несколько психологических принципов, обеспечивающих управленческое общение, которыми и должен руководствоваться менеджер. Прежде всего, способствование повышению потенциала работника и роста его профессионального уровня; создание условий для проявления инициативы; четкое определение должностной компетенции работника, его задач и обязанностей. Далее, делегирование своих полномочий и оказание доверия подчиненным. Подобные установки, с одной стороны, разгружают центральное звено управленческой системы от проблем, решаемых на местах, а с другой - мотивируют подчиненных. И последнее, рациональное использование своего рабочего времени, разнообразных стилей и методов руководства.
Другие факторы связаны с условиями протекания управленческого общения. Прежде всего, это основные механизмы, с помощью которых руководитель может влиять на поведение подчиненных. Первым механизмом является формальная власть, которая дается руководителю его должностной позицией в организации, а также власть, основанная на авторитете, заработанная личными качествами, знаниями. Этот способ влияния сравнительно прост и приносит немедленные результаты, дает руководителю уверенность в себе, в своем положении. Но есть и недостатки: данный механизм влияния может спровоцировать сопротивление подчиненных, ухудшить социально-психологическую атмосферу в организации и, зачастую, не помогает в формировании желаемой организационной культуры (ценностей, норм и эмоций).
Следующий механизм влияния - это манипуляция, обычно применяется в отсутствии формальной власти, поэтому чаще используется подчиненными. Манипуляция отличается от проявления властных полномочий тем, что, во-первых, скрывает свои цели; во-вторых, требует больше сведений о личности, в которых не нуждается власть; в-третьих, результаты этого влияния приходят медленнее; а также данный механизм сложно применять.
Другой способ влияния - сотрудничество. Основная идея этого механизма заключается в том, что человек, вступая в сотрудничество, принимает на себя обязательства перестраивать свое поведение. Ценность данного способа заключается в том, что он дает человеку свободу, самостоятельность в принятии решения о своей новой форме поведения. Применять этот механизм нелегко, да и результаты проявляются не сразу, но со временем сотрудничество весьма выгодно для организации.
Кроме того, в управленческой практике часто встречаются ситуации, когда цели управления расходятся с целями и интересами объектов управленческого воздействия. В таких случаях приходится преодолевать естественное сопротивление управляемой системы, и субъект управления прибегает к манипулированию. Он не просто управляет, воздействуя на объект, но как бы полностью игнорирует его, пренебрегая его интересами. Ценность человеческой личности манипулятор сводит к полезности с точки зрения собственных сиюминутных интересов.
1.1 ВИДЫ МАНИПУЛИРОВАНИЯ
Трудно представить управленца, не использующего манипуляцию. Психологическая манипуляция - тип социального, психологического воздействия, социально-психологический феномен, представляющий собой стремление изменить восприятие или поведение других людей при помощи скрытой, обманной или насильственной тактики. Без манипуляции снижается психологическое качество управления: с устранением манипуляции исчезает тонкость управления, уменьшается палитра используемых средств. У руководителя, не использующего или не владеющего манипуляцией, возникает риск прибегать к более грубым средствам управления. Всякие манипуляции и акты манипулятивного воздействия выступают как составные элементы процесса социального управления и коммуникации. Манипуляцию порождает ситуация, когда присутствует внешняя для коммуникации цель и отсутствует ее открытое объяснение для всех участников коммуникации. Обязательным условием действенности манипуляции является сокрытие факта воздействия и намерений манипулятора. В этой связи Г.В. Грачев и И.К. Мельник связывают манипуляцию с тайным принуждением личности.
При рассмотрении технологий тайного принуждения человека выделяют две группы ситуаций: ситуации коллективного воздействия на человека и ситуации межличностного общения.
В первом случае человек является объектом воздействия политических, религиозных, коммерческих и других организаций, которые используют в основном средства массовой коммуникации.
Во втором случае используются психологические приемы, нередко апеллирующие примитивными и низменными чувствами человека. По содержанию манипулирование является такой формой управления, при которой полностью игнорируются или признаются лишь фиктивно потребности, интересы и цели объекта управления, они заменяются целями манипулятора.
Встречаются случаи злоупотребления манипуляцией, когда она становится средством самоутверждения начальника за счет подчиненных, решения своих личных проблем. Нередко бывает, что забота об интересах организации служит оправданием ущемления прав подчиненных. Такое отношение к подчиненному может проявляться в разных формах: в подавлении или прямом доминировании, в унижении - явном, грубом или утонченном и завуалированном. Манипулирование лучше, чем грубое попирание достоинств людей. Но манипулятивное противостояние заметно труднее распознать и труднее разрешить конструктивно. Манипуляция позволяет переложить ответственность за принятое решение на подчиненных.
Манипулирование - вид психологического воздействия, искусное исполнение которого ведет к скрытому возбуждению намерений у другого человека, не совпадающих с его актуальными существующими желаниями.
Рассмотрим основные виды манипулирования: экономическое манипулирование, политические манипуляции, бюрократические (организационные) манипуляции, идеологические манипуляции и психологические манипуляции
Экономическое манипулирование начинается с использования безвыходного материального положения партнера, когда он готов согласиться на любую самую нежелательную для себя работу за ничтожное вознаграждение. К приемам экономической манипуляции можно отнести:
-увеличение номинальной ставки заработной платы;
- выплата незначительной премии, доплат, компенсаций при несопоставимо высокой инфляции и сокращении покупательной способности;
- необоснованное снижение уровня оплаты труда;
- задержки и невыплаты.
Также объектом манипулирования может стать и сам работодатель. В этом случае им манипулируют с помощью забастовок.
Политические манипуляции заключаются
в:
- искажении реальной политической обстановки с помощью средств массовой информации;
- искажении фактов политического значения.
Бюрократические (организационные) манипуляции подразумевают любую псевдодеятельность административного или организационного характера:
- затягивание сроков решения вопросов
- неисполнение управленческих функций и их подмена заведомо бесполезной, но внешне эффективной деятельностью;
- раздувание численности организации.
Идеологические манипуляции - фальшивость в сфере общественных и личных идеалов. Тут присутствует фиктивное следование существующим идеалам и создание новых идеологий, оправдывающих использование безнравственных и аморальных средств.
Психологические манипуляции являются простейшими и входят в состав всех выше перечисленных. Любое манипулирование учитывает особенности психического восприятия. Но также человеком можно манипулировать ради завоевания его уважения, дружбы, любви, признательности. С помощью психологических манипуляций можно подготавливать сознание человека к другим. Однако очень часто манипуляцией объявляют любое психологическое воздействие. В том что это не так можно убедиться рассмотрев перечень различных видов психологического влияния.
1.2 ВИДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВЛИЯНИЯ
В зависимости от уровня организации различают непреднамеренное и целенаправленное психологическое влияние.
Непреднамеренное влияние не имеет цели, может быть позитивным и негативным, поскольку зависит от природного обаяния, внешности, манер, слов и действий человека (например, мы скорее поверим человеку с приятной наружностью, чем с внешностью преступника). При этом используются методы заражения и подражания:
- заражение - это передача эмоционального состояния от одного человека к другому на внешнем и психофизиологическом уровне. Возникает в неорганизованной общности людей (толпа, участники религиозного шествия или сеанса массового целительства, зрители, болельщики).
- подражание предполагает следование какому-либо примеру (образцу), позволяет овладеть вершинами профессионального мастерства.
Целенаправленное влияние ставит своей целью добиться от объекта влияния отказа от имевшихся ранее убеждений. При этом используются методы внушения, убеждения, предоставления образца для подражания, утаивания части информации, поддержки собеседника, отбора необходимых аргументов, принудительного согласия, презентации, выборочного опровержения, провоцирования и многое другое: