Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 14:38, реферат
Цель работы изучить психологию манипуляции личностью в процессе управления, определить особенности манипулирования в соотношении руководитель-подчиненный.
Основная задача рассмотреть положительные и отрицательные стороны манипулирования личностью, социальное воздействие и условия успешной манипуляции, а также рассмотреть теоретические основы управления и манипулирования.
- манипуляция «Молодой, да ранний» - Молодой работник, имеющий малый опыт работы, но получивший специальное образование, активен в работе. Спустя некоторое время, приобретя достаточно высокий уровень практической подготовки, просит руководство разрешить ему сдать квалификационный экзамен. Непосредственный начальник его поддерживает, однако коллеги, имеющие большой стаж работы, обращаются к более высокому руководству с жалобой, обвиняя претендента на повышение в том, что он использует для продвижения по службе свои личные отношения с начальством. Непосредственный начальник, по их утверждению, во всем оказывает ему покровительство. В заключение предлагается ввести критерии присвоения более высокой квалификации, в которых большее значение придавалось бы стажу работы. Мишенью воздействия жалующиеся избрали отсутствие четких критериев продвижения работников по службе. Как следствие - решение этих вопросов по усмотрению руководства. Приманка - хорошие отношения между молодым работником и руководителем;
- манипуляция «Незаменимый» - В организации работает специалист, от чьей деятельности зависит функционирование многих отделов. Используя это, он диктует условия своему руководителю, отказываясь в случае их невыполнения от поручений руководства. Вышестоящее же начальство не реагирует на просьбы непосредственного руководителя «незаменимого» работника об его увольнении, так как не может (или не хочет) подобрать ему замену. Прежде всего, нужно сказать, что известная формула управленцев «незаменимых нет» имеет свои основания. На самом деле любому работнику можно в большинстве случаев найти или подготовить (если не сразу, то постепенно) более или менее равноценную замену. Поэтому если вокруг работника в глазах руководства создается ореол незаменимости, то это, скорее всего результат целенаправленных усилий самого работника. В этом можно увидеть пример искусной и кропотливой подготовительной работы манипулятора, в результате которой у него возникает огромное психологическое преимущество. Таким образом, мишень воздействия подготовлена самим «незаменимым». С другой стороны, вряд ли он сумел бы этого достичь, если бы не обладал действительно выдающимися профессиональными качествами. Поэтому не удивительно, что такой сотрудник пытается добиться и соответствующего вознаграждения. И если работник не может получить такового иными средствами, ему приходится прибегать к давлению на руководство. Здесь мы имеем лишнее подтверждение того, что манипуляция иногда может быть для человека единственно доступной формой защиты своих личностных ценностей и целей, и в этом случае она вполне оправдана.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В управлении возникают ситуации, когда избежать манипулирования не удается. Но умение манипулировать должно быть жестко сопряжено с умением не манипулировать. Манипуляция эффективна, если используется как соответствующее задачам, вспомогательное средство, а не навязчивое стремление, самоцель или ловушка для манипулятора.
В ходе написания моей работы я пришла к выводу, что наиболее значимыми для формирования положительного психологического климата коллектива являются следующие черты личности руководителя: объективность и справедливость, принципиальность и доброжелательность, уравновешенность и оптимизм. Уважительное отношение к мнению коллектива и отдельных работников, тактичное обращение с людьми, учет их индивидуальных особенностей, умелое стимулирование инициативы, новаторства и своевременное продвижение по службе на основе объективной оценки их качеств, результатов труда, возможностей, а также личная активность и максимальная отдача - всё это непосредственно и положительно влияет на социально-психологический климат коллектива, что в свою очередь, снижает риск манипулирования сотрудниками в организации. Руководитель должен уметь планировать и ставить достижимые цели. Организуя и контролируя выполнение каких либо действий исполнителей, руководителю манипуляций не избежать, ведь именно благодаря им он может ускорять процесс, изыскивая верные пути решений.
Кроме того, умение противостоять манипуляциям может очень существенно экономить время. Способов противостояния довольно много: это и прямая конфронтация (противоборство), и психологические виды борьбы, и умение задавать вопросы, рассчитанные на точность, и блокирующие действия манипулятора, и контроль эмоций, и прояснение целей манипулятора и уточнение его действий. Всему этому можно научиться.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 Абакумова О.Г. Социология управления. Конспект лекций / О.Г. Абакумова .- Москва: Приор-издат, 2009.- 210 с.
2 Галкина Т.П. Социология управления: от группы к команде / Т.П. Галкина. - Москва: Финансы и статистика, 2004. - 224 с.
3 Гвишиани Д.М. Организация и управление / Д.М. Гвишиани. - Москва: Издательство МГТУ, 1998. - 276 с.
4 Карташова Л.В Поведение в организации / Л.В Карташова [и др.]. - Москва: ИНФРА-М, 1999. - 220с.
5 Макеева В.Г. Культура предпринимательства / В.Г Макеева. Москва: ИНФРА-М, 2002. - 218с.
6 Фатхутдинов, Р.А. Управление конкурентоспособностью организации / Р.А. Фатхутдинов. Москва: Маркет ДС; Издание 3-е, перераб. и доп., 2008. - 432 c.
7 Шейнов В.П. Скрытое управление человеком /- В.П. Шейнов. Москва: ACT, 2002. - 328с.
8 http://gendocs.ru/v19163/
9 http://www.dakozlov.ru/
10 http://www.ikirov.ru/news/