Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 18:02, контрольная работа
В целях объективного, полного и всестороннего расследования, получения адекватной информации о расследуемом событии следователь должен осуществлять эффективную коммуникативную деятельность. В ряде случаев следователь сталкивается с противодействием участников досудебного расследования.
Введение………………………………………………………………………..….3
1. Психология обвиняемого типичные психические состояния, особенности поведения.…………………………………………………………………………4
2. Психология подозреваемого типичные психические состояния, особенности поведения…………………………………………………………...7
3. Психология потерпевшего типичные психические состояния, особенности поведения.………………………………………………......................................11
4. Психология свидетеля типичные психические состояния, особенности поведения.……………………………………………………..............................14
Заключение………………………………………………………………….........16
Список использованной литературы…………………………………………...18
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Психология обвиняемого
типичные психические состояния, особенности
поведения.……………………………………………………
2. Психология подозреваемого
типичные психические состояния, особенности
поведения………………………………………………………
3. Психология потерпевшего
типичные психические состояния, особенности
поведения.………………………………………………..
4. Психология свидетеля типичные
психические состояния, особенности поведения.……………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………...
Введение
В целях объективного, полного и всестороннего расследования, получения адекватной информации о расследуемом событии следователь должен осуществлять эффективную коммуникативную деятельность. В ряде случаев следователь сталкивается с противодействием участников досудебного расследования. Оптимальность следственных решений зависит от уровня рефлексивности следователя, от его способности информационного взаимодействия с проходящими по делу лицами. Для успешного осуществления предварительного следствия следователю необходимо хорошо ориентироваться в личностных особенностях проходящих по делу лиц, главными из которых являются обвиняемый (или подозреваемый), потерпевший и свидетели.
Основная цель данной контрольной работы определить характерные особенности проходящих по делу лиц, знание которых следователем будет способствовать установлению истины.
1. Психология обвиняемого типичные психические состояния, особенности поведения.
Для успешного проведения предварительного следствия необходимо хорошо ориентироваться в личностных особенностях проходящих по делу лиц и особенно обвиняемого и подозреваемого. Следователю необходимо иметь сведения об образе жизни обвиняемого, его социальных связях, круге знакомств, бытовых условиях.
Особенно важно знать этапные факторы формирования личности обвиняемого, существенные биографические данные. Необходимо обратить внимание на поведенческие установки и стереотипы обвиняемого лица, его адапционные и коммуникативные возможности, способы поведения в конфликтных ситуациях.
Особенности психического состояния обвиняемого (подозреваемого) в значительной степени определяются его отношение к событию преступления и правосудию. Существенное значение имеют социально-ценностные личностные позиции, а также рефлексия обвиняемым (подозреваемым) степени доказанности преступления, состояния его расследования.1
В зависимости от этих обстоятельств могут возникнуть две разные стратегии поведения обвиняемого, связанные или со стремлением избежать суда и справедливого назначения, или с осознанием неизбежности суда.
Первая из указанных стратегий поведения ведет к выработке соответствующей защитной тактике, так называемой «защитной доминанты».
Эта защитная тактика может быть активной (дача ложных показаний, уничтожение вещественных доказательств, создание ложных доказательств, влияние на свидетелей и др.), и пассивной (отказ от сотрудничества со следователем без использования активных средств противодействия).2
Защитные механизмы возможного противодействия следователю начинают формироваться уже при возникновении преступного умысла, а затем в ходе совершения преступления и при сокрытии его следов. Преступник делает все возможное, чтобы скрыть следы преступления, затруднить расследование, ввести следствие в затруднение, а следователя в заблуждение. Опытные преступники заранее планируют линию поведения и в случаен раскрытия преступления.
Защитная доминанта обвиняемого определяет направленность его психической деятельности, повышенную чувствительность ко всему тому, что охраняется сложившимися защитными позициями. Но в этом и основная слабость защитной доминанты. Каждое слово следователя, его действия непроизвольно соотносятся обвиняемым со всем тем, что охраняется этой доминантой. При этом возникает тенденция к преувеличению информационной вооруженности следователя, переоценке угрожающих воздействий.3
Большинство преступников не относят себя к типичному образу преступников, они выводят себя за рамки социальной ответственности, формируя механизм психологической защиты. В связи с этим они становятся малочувствительными к информации, противоречащей их личностным установкам (механизм психологического вытеснения), изыскивают доводы для своего оправдания (механизм самооправдательной рационализации), изыскивают всевозможные личностно утверждающие компенсации, гипертрофируют личностно-положительные самооценки.
Человек осуждает себя лишь в тех случаях, когда переходит границы собственных поведенческих принципов. Поскольку социальные нормы, нарушаемые преступником, личностно обесценены, у него не возникает, как правило, чувства вины. Но преступник сохраняет при этом ценность своего «Я - образа» и остается чувствительным в отношении собственной системы ценностей и тех качеств, которые он ценит. Так, например, уличение преступника в бесчестности может его не волновать, но уличение в трусости, малодушии, предательстве - глубоко оскорбить. Все эти психологические особенности обвиняемых необходимо учитывать в тактическом взаимодействии с ними.
Изложение обвиняемым фактических обстоятельств дела должно подвергаться психологическому анализу, т.е. выяснению, чего обвиняемый избегает, чему придает большое значение, что тормозится или доминирует в его сознании.
Необходимо учитывать тенденцию обвиняемых к изменению своих позиций, адаптацию их оправдательной позиции по мере предъявления доказательств. Психологически важно всемерно ослаблять и находить слабые места в их оборонительной позиции. Но в ряде случаев, следователь может идти «на поводу» легенды обвиняемого, с тем, чтобы предъявить решающие доказательства на фоне психического контраста, наиболее эффективно демаскировать обвиняемого.
2. Психология подозреваемого типичные психические состояния, особенности поведения.
Основанием для привлечения лица к уголовной ответственности служит наличие достаточных доказательств для обвинения. В психологическом плане важно, чтобы разъяснение сущности обвинения и процессуальных прав обвиняемого было сделано простым, доступным языком. Необходимо получить ответы на все заданные обвиняемому вопросы и получить его подтверждение о том, что он понимает предъявленное ему обвинение.
Для успешного осуществления предварительного следствия необходимо хорошо ориентироваться в личностных особенностях проходящих по делу лиц и особенно обвиняемого и подозреваемого (иметь сведения об образе жизни обвиняемого, его социальных связях, круге знакомств, бытовых условиях). Особенно важно знать этапные факторы формирования личности обвиняемого, существенные биографические данные. Необходимо обратить внимание на поведенческие установки и стереотипы подозреваемого лица, его адаптационные и коммуникативные возможности, способы поведения в конфликтных ситуациях.4
Особенности психического состояния подозреваемого в значительной мере определяются его отношением к событию преступления и правосудию. Существенное значение имеют социально-ценностные личностные позиции, а также рефлексия подозреваемым степени доказанности преступления, состояния его расследования.
В зависимости от этих обстоятельств могут возникнуть две различные стратегии поведения обвиняемого, связанные или с его стремлением избежать суда и справедливого наказания, или с осознанием неизбежности суда.
Первая ведет к выработке соответствующей защитной тактики, формированию в сознании обвиняемого (подозреваемого) так называемой «защитной доминанты». Эта защитная тактика может быть активной — дача ложных показаний, уничтожение вещественных доказательств, создание ложных доказательств, влияние на свидетелей и пассивной — отказ от сотрудничества со следователем без использования активных средств противодействия. Защитные механизмы начинают формироваться уже при возникновении преступного умысла, а затем в ходе совершения преступления и при сокрытии его следов. Опытный преступник делает все, по его мнению, возможное, чтобы скрыть следы преступления, крайне затруднить расследование, ввести следователя в заблуждение, планирует линию поведения и в случае раскрытия преступления.
Защитная доминанта
Психология подозреваемых определяется и теми общими характерологическими особенностями, которые присущи лицам, совершающим определенные виды преступлений. Например, насильники отличаются крайним эгоизмом примитивно-анархическими устремлениями, эмоционально-нравственной асинтонностью, жестокостью и агрессивностью.
Возможные аффективные вспышки, ситуативные конфликты.
Наряду с этим пониженная критичность их поведения делает невозможным длительное, тактически продуманное противодействие следователю.
Психические особенности: как бесстыдство, крайняя вульгарность, разнузданная чувственность, аморальность.
«Случайные» убийцы, как правило, имеют неблагоприятные бытовые обстоятельства.
Лица, обвиняемые в корыстно-насильственных преступлениях (грабежи и разбои), как правило, с крайней антисоциальной и антиправовой ориентацией. Для них характерны глубокая аморальность, пьянство. Наряду с этим они во многих случаях отличаются повышенным самоконтролем, способностью к устойчивому тактическому противодействию.5
Насильственные типы преступников, как правило, склонны к обвинительной трактовке действий других лиц.
Преступники уходят от признания своей виновности, внутренне не осуждают себя. Их самооценки отличаются низкой самокритичностью, неадекватностью. Формируя механизм психологической защиты преступники становятся малочувствительными к информации, противоречащей их личностным установкам (механизм психологического вытеснения), изыскивают доводы для оправдания своего поведения (механизм самооправдательной рационализации), всевозможные личностно утверждающие компенсации, гипертрофируют личностно-положительные самооценки. Не возникает, как правило, чувства вины. Но преступник, сохраняя ценность своего «я – образа», остается в силу этого чувствительным в отношении собственной системы ценностей, тех своих качеств, которые он ценит. Уличение в бесчестности его может не волновать, а уличение в трусости, малодушии, предательстве - глубоко оскорбить. Личность обвиняемых, как правило, противоречива - одни их оценки, оправдательные, направлены на себя, другие, обвинительные, - на окружающих лиц.
Психология потерпевшего. Психические состояния потерпевшего в значительной мере могут определяться его «обвинительной доминантой», отрицательными эмоциями, связанными с понесенным ущербом.
Показания многих потерпевших перенасыщены оценочными элементами, тогда как доказательственное значение имеют только фактические сведения.
3. Психология потерпевшего типичные психические состояния, особенности поведения.
Психология потерпевшего изучает факторы формирования его личности, поведение до совершения преступления, в момент совершения и после совершения преступления, а также разрабатывает практические рекомендации, касающиеся допроса потерпевшего. Психология потерпевшего связана с уголовным правом, криминологией, уголовным процессом, психологией личности.
Следует отметить, что чем значительнее роль поведения потерпевшего в происхождении преступления, тем менее интенсивна антисоциальная ориентация личности преступника. В преступлениях против личности такая зависимость выступает наиболее ярко, потому что в психологическом механизме совершения преступления большое значение приобретают эмоции преступника, возрастающие иногда до степени аффекта, так как воздействие потерпевшего воспринимается им сквозь призму личной значимости. Надо иметь в виду, что около 75—80% преступлений против личности совершается лицами, которые связаны с потерпевшим родственными, служебными, интимными и другими близкими отношениями, и преступление, как правило, является конечной фазой конфликта, возникшего в результате этих отношений. Глубокие психологические исследования личности потерпевшего и преступника дают возможность выявить причины и условия возникновения конфликтной ситуации и наметить пути их преодоления.
Потерпевший - это одна из центральных фигур предварительного следствия и рассмотрения дела в суде, особенно если речь идет о преступлении против личности. Конкретные обстоятельства, причины и условия преступления не могут быть раскрыты полностью, если во внимание не принимается личность потерпевшего, так как очень часто преступные действия обвиняемого вызываются неправомерными, неосмотрительными или просто легкомысленными действиями потерпевшего. Его поведение, относящееся к объективным признакам состава преступления, может влиять на вину обвиняемого, а иногда (необходимая оборона) и исключать ее. От структуры личности потерпевшего и от его поведения, которое тесно связано с личностью и является ее функцией, зависит осуществление преступных намерений, активная оборона от преступных посягательств, оборона общественных интересов и т. д.6
Психологическое исследование личности потерпевшего и его деятельности в стадии предварительного следствия и суда представляется весьма актуальным, потому что способствует решению целого ряда вопросов: более правильной квалификации преступления, глубокому исследованию причин и условий, более всестороннему и полному расследованию уголовных дел, обнаружению новых доказательств и т. д.
Информация о работе Психология обвиняемого, подозреваемого, потерпевшего и свидетеля