Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 18:02, контрольная работа
В целях объективного, полного и всестороннего расследования, получения адекватной информации о расследуемом событии следователь должен осуществлять эффективную коммуникативную деятельность. В ряде случаев следователь сталкивается с противодействием участников досудебного расследования.
Введение………………………………………………………………………..….3
1. Психология обвиняемого типичные психические состояния, особенности поведения.…………………………………………………………………………4
2. Психология подозреваемого типичные психические состояния, особенности поведения…………………………………………………………...7
3. Психология потерпевшего типичные психические состояния, особенности поведения.………………………………………………......................................11
4. Психология свидетеля типичные психические состояния, особенности поведения.……………………………………………………..............................14
Заключение………………………………………………………………….........16
Список использованной литературы…………………………………………...18
Исследование личности потерпевшего можно рассматривать в двух аспектах:
1) статическая область - это возраст, пол, национальность, служебное положение и т.д.; ряд этих признаков требуется выяснить по непосредственному требованию закона, причем некоторые из них могут прямо влиять на квалификацию преступления (например, возраст при половых преступлениях) и т. д.;
2) динамическая область, т.е. поведение потерпевшего в период, непосредственно предшествовавший событию преступления, и в период события преступления, и связь этого поведения с поведением преступника.7
К специальным методам исследования личности и поведения потерпевшего относятся анализ следственной и судебной статистики, изучение материалов судебно-психологической и судебно-психиатрической экспертиз, социально-психологические и судебно-психологические исследования конфликтных ситуаций.
Поведение потерпевшего в момент совершения преступления зависит от:
1) влияния внешней среды,
в данном случае преступного
нападения или иного
2) индивидуальных особенностей личности.8
Эти особенности личности
характеризуются типом высшей нервной
деятельности потерпевшего, чертами
его характера и т. д. Жизненный
опыт имеет большое значение в
поведении потерпевшего по делам
о половых преступлениях, преступлениях
на транспорте, в области нарушений
правил техники безопасности. На поведение
потерпевшего оказывает существенное
влияние правосознание: знание закона,
своих прав дает дополнительные возможности
при отражении преступного
При изучении преступления
на уровне индивидуального преступного
поведения потерпевший
4. Психология свидетелей типичные психические состояния, особенности поведения.
Показания свидетелей играют
важную роль в деятельности следователей
и судей, защитников и адвокатов,
прокуроров и инспекторов. Они способствуют
восстановлению обстоятельств подготовки
или совершения преступления, выявлению
лиц, которые совершили
В психологическом плане показания свидетелей - это воспроизведение ранее сформированных впечатлений, актуализация образов, действий, которые произошли. При этом очень важным является насколько правильно, адекватно происходил процесс восприятия у данного свидетеля, какие особенности сохранения и реконструкции сформированных образов в памяти данного человека.
Погрешности и ошибки в
показаниях свидетелей (неполнота, неточность,
лишние собственные домыслы и
т.д.) - обычное, а не исключительное
явление. Поэтому следователь должен
выявить противоречивость в показаниях
свидетелей и уяснить причину
неправдивости свидетельских
Мотивами обманных показаний свидетеля могут быть: родственные обязанности, неправильное понимание чувства дружбы; личная заинтересованность свидетеля (зависть, ненависть, мстительность, корысть и пр.); чувство сочувствия к обвиняемому или потерпевшему; угрозы со стороны заинтересованных лиц и пр.
В трактовке специалистов психология обмана характеризуется раздвоенностью и большими внутренними трудностями. В сознании человека, дающего неверные свидетельские показания существуют два параллельных варианта события: один - то, что произошло на самом деле и он желает это скрыть, а второй - вымышленное, о котором он хочет рассказать. В представлении такого человека постоянно стоят истинные события и эти представления имеют яркий и стойкий характер. Обманщик вынужден их постоянно приглушать и менять на выдуманные образы, которые являются более бледными и слабыми. Ему приходится все время лавировать между правдой и обманом, при чем, правда, постоянно «лезет в голову», поэтому обманщик постоянно рискует проговориться и ему необходимо напрягаться, чтобы не забыть то, что оно говорил ранее и помнить все свои выдумки очень подробно. Отсюда чувствуется заученность и нелогичность обманных показаний. Если в правдивых показаниях, часто встречаются неточности, то в обманных показаниях всегда все гладко, все хорошо подтасовано в меру интеллектуального развития свидетеля. Эти психические состояния, следователь должен иметь в виду и внимательно анализировать сведения, предоставляемые свидетелями.
Заключение
Характерной особенностью психологии обвиняемого (подозреваемого) является защитная доминанта. Под влиянием доминанты, преступник стремится вести себя так, чтобы гарантировать себе безопасность, избежать раскрытия преступления и следующего за ним наказания. Другими словами, поведение преступника в ходе расследования носит защитный характер. Стремление скрыть свою причастность к преступлению, необходимость выглядеть спокойным и уверенным в себе, маскировать свои истинные чувства (страх, неуверенность) приводит к усилению торможения в клетках головного мозга. После чего начинает преобладать процесс возбуждения, который проявляется в активности человека, стремлении выговориться. Фиксация таких состояний подозреваемого следователем, способствует получению правдивых показаний и раскрытию преступления.
Психология потерпевшего
характеризуется специфическими переживаниями,
которые проявляются вследствие
претерпевания им угрозы жизни, здоровью
или достоинства (страх, боль, физические
страдания и психическое
Показания свидетелей зависят
от направленности восприятия события
и оценочной позицией воспринимаемого
лица, уровнем его психического,
интеллектуального и
Для успешного расследования дела и установления истины, следователь должен быть хорошо ознакомлен с психологическими особенностями участников досудебного следствия и знать приемы и методы установления психологического контакта с ними.
Список используемой литературы:
1 Питерцев С.К., Степанов А.А. Тактика допроса на предварительном следствии и в суде. – СПб.: Питер, 2001. – 37 с.
2 Алферова Е.В. Тактика следственных действий. (Осмотр места происшествия и допрос). – М.: Экзамен, 2011. – 354 с.
3 Ратинов А.Р. Судебная психология для следователей. – М.: Юрлитинформ, 2008. – 156 с.
4 Еникеев М.И. Психология следственных действий. Учебно-методическое пособие. – М.: Велби, 2007. – 281 с.
5Васильев В.Л. Юридическая психология. 6-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Наука, 2009. — 379 с.
6 Комиссаров В.И., Лакаева О.А. Тактика допроса потерпевших от преступлений, совершаемых организованными группами лиц. – М.: Юрлитинформ, 2004. – 67 с.
7 Петруня О.Э. Юридическая психология. Учебное пособие. – М.: ЕАОИ, 2007. — 93 с.
8Еникеев М.И. Общая и юридическая психология. Краткий курс. – СПб.: Питер, 2005. – 167 с.
9Сорочан В.В. Юридическая психология. – М.: МИЭМП, 2010. – 54 с.
Информация о работе Психология обвиняемого, подозреваемого, потерпевшего и свидетеля